Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Изобретение Мореля |
английское название: |
L'invenzione di Morel |
год: | 1974 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Эмидио Греко |
сценаристы: | Андрэа Барбато, Эмидио Греко, Адольфо Биой Казарес |
продюсеры: | Этторе Росбок, Марио Орфини |
видеооператор: | Сильвано Ипполити |
композитор: | Никола Пьовани |
художники: | Амедео Фаго, Джитт Магрини |
монтаж: | Марио Кьяри |
жанр: | фантастика |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 октября 1976 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Оборванный человек почти без сил на попадает на лодке на остров. Лодка разбивается о скалы, поэтому назад пути нет. Остров, кажется, необитаем. Местность пустынна. Человек находит необжитые постройки. Когда-то здесь наверняка были люди, но сейчас кругом пыль. А потом, спустя какое-то время, пришелец встречает других людей. Но ведут они себя как-то странно. Многое в их действиях повторяется, кроме того, они его не замечают. Подслушав их разговор, человек узнает разгадку увиденного.
«Изобретение Мореля» принадлежит к классу вымерших ныне старых фантастических фильмов, в которых сила фантастической идеи преодолевала даже возможную сопутствующую идеологическую нагрузку. Ближайшим аналогом этого фильма является «Солярис» Тарковского. Аналогия между ними не только в том, что фантастическая задумка отчасти рифмуется, но и в ощутимой затянутости. Тарковский десять или пятнадцать минут мог потратить на съемку едущего автомобиля, в этом же фильме половину времени главный герой рыщет по острову, оставляя себя и зрителя в неведении относительно происходящего. И, хотя в конце все приобретает исчерпывающую ясность, в целом фильм кажется непропорциональным в подаче сюжета. Главную идею фильма, которая действительно поражает воображение оригинальной разработкой темы бессмертия, можно было бы развить путем емких диалогов как раз за счет сокращения пресных странствий героя по острову в первой половине фильма. Но выходит так, что самое главное и самое интересное имеет эпизодическую природу, а вот центральное значение невольно приобретает то, что уже не так интересно — ощущение недоумения, которое испытывает герой, попав на остров, коль скоро именно на этом сделан основной акцент. Не будь такого дисбаланса, фильм мог бы претендовать на высшую оценку, поскольку по концептуальности он оставляет далеко позади современные высокобюджетные фантастические поделки. Впрочем, при должном желании и затянутость фильма можно оправдать. Ведь скитания героя позволяют раскрыть образ самого острова, а через него и смысл фантастической истории. Даже на визуальном уровне, не говоря о концептуальном, режиссеру удалось передать особую трактовку понятий времени и вневременности. Здесь еще нет игр с сознанием и виртуальной реальностью, как это будет чуть позже в киберпанке, но и без этого «Изобретение Мореля» производит очень глубокое впечатление.
8 из 10
4 июня 2015
«Сегодня здесь, на острове, начались чудеса».
Удивительная, очень странная и гипнотизирующая экранизация сюрреалистической повести Биой Касареса, написанного в 1940-ом году. По мнению современных критиков, Касарес своим произведением заложил основу стиля киберпанк, а его идеями много лет спустя воспользовались создатели «Матрицы» и вдохновились авторы фильма «Начало».
«Я здесь бывал ли наяву
Хоть раз? Когда?..
Но узнаю
Обвившую порог
траву,
В саду скамью,
Огни на берегу и моря синеву».
Некий бородатый человек приплывает в лодке на скалистый, необитаемый остров. Скоро он обнаруживает урбанистическую постройку. Она совершенно пуста, внутри — сантиметры пыли. Но главного героя мучают странные предчувствия и воспоминания. Он находит эти места, будто бы, знакомыми и оттого — пугающими. Но что это за место, и когда наш герой здесь был?
Скоро на острове появляется компания молодых людей. Они танцуют, отдыхают. Наш «робинзон» сначала боится незнакомцев, но потом, проникшись симпатией к девушке по имени Луиза Брукс, пытается наладить контакт. Тут мы узнаем, что главный герой — бежавший преступник. Но девушка и остальные обитатели этого таинственного места упорно не замечают чужака. Что же происходит? И вот тут раскрывается тайна изобретения Мореля, виртуальной ловушки, выбраться из которой не проще, чем их тюремной камеры.
Есть версия, что прототипом вожделения главного героя стала актриса немецкого немого кино Луиза Брукс, звезда фильма «Ящик Пандоры» Георга Вильгельма Пабста. А фамилия Морель отсылает нас к другому островному изобретателю — доктору Моро.
Повесть дважды экранизировалась — в 1967 году французами и в 1974 году итальянцами (главную роль исполнила Анна Карина).
Повесть и фильм — гимн воображению и человеческим мечтам, которым, в большинстве случаев, не суждено стать реальностью!
7 из 10
2 июня 2015