Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 5.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чудесный визит |
английское название: |
La Merveilleuse visite |
год: | 1974 |
страны: |
Франция,
Италия
|
режиссер: | Марсель Карне |
сценаристы: | Марсель Карне, Дидье Декуэн, Герберт Джордж Уэллс, Robert Valey |
продюсер: | Jacques Quintard |
видеооператор: | Эдмон Ришар |
композитор: | Аллан Стивелл |
художники: | Луи Ле Барбеншон, Пьер Лефайт |
монтаж: | Генри Руст |
жанры: | фэнтези, драма, музыка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 ноября 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
После просмотра кинокартины Марселя Карне «Чудесный визит» почему-то представляется следующее: престарелый сентиментальный Карне влюбляется в красивого юношу и решает воспеть красоту мужского тела. Надо сказать, что история об ангеле, спустившемся на Землю очень органична как рамка, обрамляющая этот своеобразный замысел — гимн мужской красоте. Но вот как-то не думается, что этот фильм есть переосмысление «Вечерних посетителей», как было замечено одним из рецензентов.
Итак, история банальна. С небес спускается белокурый красавец с голубыми глазами, печатью наивности на лице, и, как кажется, жаждой познания земной жизни. Между прочим, именно такой примитивно-конфетный образ ангела, был высмеян в «Барбарелле» Роже Вадима. Местами ангел Жан напоминает ещё и саму героиню Джейн Фонды, эту искательницу пикантных приключений. Брюки с сердечком будто бы удваивают ассоциацию. Ну да не в этом суть. А соль в том, что в фильме её кажется и нет.
Фильм оставляет массу вопросов, например: что чудесного в визите Жана? На протяжении всей картины мы наблюдаем как он ходит по городу с обнаженным торсом и пытается донести окружающим казалось бы бесхитростные вещи, впрочем, обоснованные лишь для него самого, хотя думается, что кому как не ангелам знать, какова жизнь на Земле. А здесь мы видим совершеннейшего ребенка, выпускающего скот на волю и обрекающего население на голод. Нелепая философия в условиях земного существования. Не накормить хлебом голодающих или подарить надежду, а делать множество бессмысленных вещей — вот кажется для чего спустился Жан.
Немудрено, что ни один из обывателей не почувствовал на себе божественного влияния ангела. Единственный внимательный слушатель ангела это звонарь Менар, который делает сначала пакость этому самому ангелу, и далеко не безгрешная, но внешней чистотой претендующая на неё, Делия. Совсем неясно, что хотели показать героем Ролана Лезафра. С одной стороны кажется, что это человек, лишившийся мечты, а в душе хороший малый. С другой, он необоснованно доносит на Жана, что является отправной точкой для дальнейших событий. И покаяния Менара мы так и не увидим.
Делия, единственная уверовавшая до конца в то, что Жан ангел. С виду она такая же невинная голубка как и он. Нам будто бы хотят показать чистую и неземную любовь, не оскверненную понятием «секс». Но Делия делит ложе с мужчиной, с которым не состоит в браке. Не разумней было бы ввести персонажа противоположного девушке, а не сливать воедино в ней чистоту помыслов и грех прелюбодеяния?
Жан не мог изменить что-либо своим пребыванием на Земле. Кроме смятения и негодования он не привнес ничего нового в жизнь этих людей. И в этом вина не их, а условий жизни, которые диктуют свою мораль, и в которых не место безупречному и наивному ангелу. Божественные заповеди сложно соблюдать, когда каждый день приходится выживать в тесноте земного существования. Фильм должен был быть о том, что мораль Всевышнего и наша не может сойтись по ряду причин, но он оказался совсем о другом, как красивый полуголый ангел бродит по улочкам городка и искренне недоумевает, почему за конфеты надо платить, а скот держать в загоне.
3 из 10
26 ноября 2016
«- Почему американское кино пользуется такой популярностью, а французское никто не смотрит?
- Это элементарно. Они рассказывают простые истории с помощью колоссальных средств, а мы рассказываем колоссальные истории с помощью простых средств.»
(Клод Лелуш «Мужчина и женщина: Способ применения»)
Для многих имя режиссера Марселя Карне ассоциируется преимущественно с черно-белым кино. Действительно пик популярности основоположника французского «поэтического реализма» и создателя таких шедевров как «Набережная туманов», «День начинается», «Вечерние посетители», «Дети райка», приходится на 30—40-ые годы прошлого века. В послевоенное время жанр, в котором творил Марсель Карне, оказался неактуальным, и былую славу именитого кинорежиссёра унесло «новой волной» в океан забвенья.
«Чудесный визит» — один из последних фильмов Марселя Карне, который незаслуженно считается провальным. Очень жаль, что этот фильм не был оценен по достоинству своими современниками и сейчас практически забыт. Тем не менее, когда я смотрела «Чудесный визит» мне было абсолютно наплевать на его рейтинг, отзывы критиков, наличие/отсутствие наград и т. д. «Чудесный визит» — это фильм без яркой обложки, но с огромной душой. Очень сложно что-либо писать об этом фильме, потому что любые слова, сказанные в его адрес, будут звучать нелепо.
«Чудесный визит» является экранизацией повести Герберта Уэллса, но по жанру это скорее философская притча, чем фэнтези. Сюжет для современного избалованного зрителя может показаться примитивным. На сегодняшний день снято немало фильмов про ангелов, которые спустились с небес на Землю, и как бы цинично это не звучало, такой историей уже никого не удивишь. Вот и на героев фильма, жителей небольшой деревушки в Бретани, чудесное появление небесного создания не произвело соответствующего впечатления. Для них он — иностранец, потерявший память, сумасшедший, хиппи, кто угодно, но только не ангел. Даже местный кюре (Люсьен Баржон), который нашел незнакомца на пустынном пляже, не верит в его божественное происхождение. А как же иначе, ведь у настоящих ангелов обязательно должны быть большие белые крылья за спиной и сияющий нимб над головой. У незваного гостя, кроме ангельской внешности, сверхъестественных способностей, душевной чистоты и наивности, ничего этого нет. Но именно его красота и необычное поведение переворачивает спокойную и серую жизнь мирных (на первый взгляд) жителей верх дном. Складывается впечатление, что никто в ангелах особо не нуждается, особенно, в таких, как Жан, ведь он приносит только хаос.
И все же некоторые благодаря этому небесному существу поймут, что не хлебом единым жив человек, что говорить можно не только словами, что кроме физической близости между людьми есть еще и духовная связь, что некоторые вещи можно только почувствовать и принять. «Людям внушают, то, что они ничтожны, а люди намного выше» — говорит Менар (Ролан Лезафр), один из героев фильма, который разочаровался в жизни и людях, но с появлением ангела получил самое главное — надежду.
Следует отметить Жиля Колера, актера, сыгравшего белокурого ангела, спустившегося с небес. Выбор Марселя Карне безукоризнен. Невозможно представить себе кого-то другого в этой роли. Еще в фильме есть завораживающие пейзажи Бретани, прекрасная музыка и замечательные диалоги, которые попадают прямо в сердце.
То, что создал Марсель Карне, язык не поворачивается назвать банальным словом «фильм». Это картина, сродни тем, что писали итальянские мастера в эпоху Возрождения. Если вашей душе хочется чего-то возвышенного и чистого, как горный хрусталь, легкого и прозрачного, как ветер, невероятного, но вполне возможного, как сон, и глубокого как море, предложите ей «Чудесный визит». Душа ведь тоже голодает, а от такой пищи она точно не откажется.
10 мая 2015
Фактически последняя картина Марселя Карне оказалась философской притчей. Автор будто решился на переосмысление своих «Ночных посетителей». Помните, тот фильм снимался во время оккупации и допускал возможность принятия слугами Зла Любви, их изменения в лучшую сторону.
«Чудесный визит» рассказывает нам достаточно прямолинейную историю о том, как в обычной французской современной деревне появился Ангел. Голый, одухотворенный, без крыльев, но наполненный поэзией. Картина посвящена его столкновению с обычными селянами. Разумеется, достаточно быстро его начнут ревновать и на многое разолятся. Еще бы, ведь он постарается дать свободу домашним животным.
Финал более чем предсказуем, чем-то перекликаясь с «Христа распинают вновь» Никоса Казандзакиса — нашему герою придется спасаться от разъяренных жителей, готовых его даже убить.
Визуальная составляющая тут будет важнее диалогов и сюжета, в чем-то перекликающихся с «Маленьким принцем» Сент-Экзюпери. Они тут вторичны. А вот важно отметить теплоту с которой изображен ангел. Конечно, гораздо более остро было бы представить в этой роли Хельмута Бергера (в те годы он был действительно одним из лучших актеров). Это придало бы картине скандальности и провокационности. Однако, а нужны ли были они Карне?
Его ангел получился весьма возвышенным, изящным, подлинным. Тем сильнее контраст с простой сценой — мертвая птичка в клетке и мальчик. Карне обостряет и позволяет появиться яйцу — замечательная сцена по своей метафоричности. Не менее удачным вышел и краткий эпизод — корова подходит познакомиться с отрубленной головой другой коровы, лежащей на торговой лавке. Пожалуй, самые запоминающиеся в фильме сцены.
Впрочем, запомнился и странный, израненный персонаж Ролана Лезафра, грехи и слабости которого понятны, но сможет ли зритель его обвинить. Образы чаек возможно навеяны вышедшим совсем незадолго фильмом про Джонатана Ливингстона. А тут так и вспоминаются известные слова Ричарда Баха: - Ты можешь подняться выше, Джонатан, потому что ты учился. Ты окончил одну школу, теперь настало время начать другую.
6 из 10
12 сентября 2013