Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Свадьба |
английское название: |
Wesele |
год: | 1972 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Анджей Вайда |
сценаристы: | Станислав Выспяньский, Анджей Киёвский |
видеооператор: | Витольд Собоциньский |
композиторы: | Чеслав Немен, Станислав Радван |
художники: | Тадеуш Выбульт, Мацей Мария Путовский, Кристина Захватович |
монтаж: | Галина Пругар-Кетлинг |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 января 1973 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Великий польский режиссёр Анджей Вайда всегда тяготел к явной метафоричности, что проявлялось и во вроде бы реалистичных фильмах о недавнем прошлом («Пепел и алмаз») и современности («Всё на продажу», «Девочка Никто»). Но предел был достигнут, пожалуй, в «Свадьбе», чьё действие происходит на рубеже 19—20 веков в Царстве Польском. В загородном имении отмечается свадьба между дворянином и крестьянкой. Гости постепенно напиваются, и их начинают посещать странные видения…
Уникальность данной ленты состоит в том, что персонажи разговаривают стихами. А героиня Рахиль в исполнении Майи Коморовской говорит в танце, что «зато предо мной поэзия льётся». Вполне справедливо охарактеризовать эту ленту Вайды данной фразой, отмечая невероятное мастерство режиссёра в создании киногении, когда намеренно условное действие завораживает экранной магией и говорит о важных проблемах польского народа с большей силой, чем прочие ангажированные произведения.
Посещение призраками прошлого свадьбы происходит в момент наивысшей раскованности, когда душа петь готова, а явь уже неотделима от реальности. В момент вручения золотого рога (символ национального духа) польской богеме празднество должно выйти за пределы имения и охватить весь народ, поднятый на восстание против Российской империи, и желающий воссоздать национальное государство. Но на утро поляна вновь покрывается туманом, золотой рог исчезает, как будто его и не было, а гости впадают в оцепенение, не готовые повести за собой народ. Такой исход заставляет вспомнить горький и отрезвляющий финал новеллы «Праздник» в «Андрее Рублёве» Андрея Тарковского с проплывающей колодой, где уже погасли установленные на ней свечи.
Разумеется, Анджей Вайда указывал на современное состояние польского народа после забастовок рабочих на судоверфях в Гданьске и Гдыне, которые были жестоко подавлены. Тогда студенты не поддержали рабочих, что Вайда отобразит в другой своей картине «Человек из железа». И оставался открытым вопрос, готово ли общество консолидироваться в борьбе с социалистическим режимом? Как показало время, Польша сняла с себя оковы и обрела истинную независимость.
«Ещё Польша не погибла,
Если мы живём!
Что враги у нас отняли,
Саблей отберём!»
16 июня 2021