Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пришел солдат с фронта |
год: | 1972 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Николай Губенко |
сценаристы: | Василий Шукшин, Сергей Антонов, Николай Губенко |
видеооператор: | Элизбар Караваев |
композитор: | Вячеслав Овчинников |
художники: | Сергей Воронков, Ипполит Новодережкин |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 февраля 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Все началось одним вечером, когда я пришла с работы и включила канал Культура. Там шел документальный фильм о Николае Губенко. Признаюсь, до этого почти ничего не знала об этом актере и режиссере, но вот его отношение к работе, к театру, который он содержит в общем сам, к нашей истории, мне понравилось. И вот я решила познакомится с его режиссерскими работами. Первой был фильм «Пришел солдат с фронта».
Какой же это замечательный фильм оказался, и тем обиднее, что по тв его не показывают, массовому зрителю он вряд ли знаком.
Тема войны для Губенко вообще свята, он сам родился в первый год войны в одесских катакомбах и буквально через год осиротел. Отец-летчик погиб в 41, мать повесили фашисты в 42. Наверное поэтому тема войны так или иначе в каждой его картине присутствует, и первый свой фильм он тоже снял на эту тему.
Надо сказать, что фильм уже о конце войны. Самое страшное, казалось, позади. Но сколько еще страшного и трудного пришлось пережить нашему народу. Жены и матери, которые не дождались своих мужей и детей. Отцы и сыновья, которые приходили порой в развалины вместо родного дома. Мужчины, которые приходили калеками. Дети, которые не узнавали своих родных после пережитых ужасов войны.
При этом все это снято не в стиле ужасов, по настроению это скорее тихая горечь, глубокая до слез. Ведь и люди, которые пережили такое, были другими. Они ценили мирное небо, они уж точно знали, что теперь надо быть вместе, помогать друг другу. Да, надо помнить и хранить эту память для потомков. Но надо и жить. Как сказал один из главных героев, которого, кстати, сыграл Губенко сам, «у кого есть силы радуйтесь, у кого нет, поплачьте». Чтобы потом начать жить.
Спасибо нашим людям. Которые не стали зверьми после страшной войны. Взять на воспитание чужого ребенка, когда и своих много, срубить одинокой женщине с детьми избу совершенно бесплатно, остаться с другом, который потерял жену, хотя надо срочно ехать в госпиталь на лечение, помочь перетащить трактор, когда сам едешь с войны и безумно хочется спать. И это только эпизоды. Но эти эпизоды раскрывают всю суть людей того поколения.
Хочется отметить и актерские работы. Это, конечно, неунывающие друзья в исполнении Николая Губенко и Михаила Глузского. И просто шикарная работа Ирины Мирошниченко. Вообще, не очень ее люблю, но тут она такая простая, русская женщина, скромная, но сильная. Как много было их тогда.
В фильме много сцен, которые доводят до слез. Встреча отца и маленькой дочки, слезы взрослых мужиков после новости об окончании войны, встреча эшелона победителей.
Как жаль, что такие фильмы не показывают телеканалы, хотя бы перед 9 мая, а вместо этого клепают искусственные современные сериальчики на тему ВОВ.
10 из 10
28 августа 2019
Если говорить об отечественном кинематографе, особенно советского периода, нельзя не отметить, что больше всего самых сильных и искренних картин было снято в жанре военной драмы. Наверное, это не случайно для нашей страны, которая так много воевала и стольких потеряла.
Фильм Николая Губенко производит сильное впечатление. Причём, это не совсем обычная военная драма. Здесь не показана война как таковая — не свистят пули, не рвутся снаряды, не слышно взрывов. Напротив, по словам героя картины, тишина такая, что на уши давит. Война уже уходит, впереди победная весна 1945 года. Герои фильма по причине тяжёлых ранений уже возвращаются в родные места. Для них война уже кончилась и кажется, что впереди у них лишь радость мирного созидания. Однако, для них обоих всё складывается совсем не так просто и радужно. Можно сказать, уходящая война косвенно догнала их, и какие душераздирающие драмы разыгрываются перед нами!
В конце фильма приезжает долгожданный эшелон — герои возвращаются к своим родным и близким. Это одна из самых мощных сцен в фильме! С невероятной силой и достоверностью передана эта радость и одновременно горечь встреч, будто бессмертные кадры той победной весны оживают перед зрителем, сойдя с фотографий. Это не расскажешь, надо видеть. Реально комок в горле и слёзы на глазах. На мой взгляд, по силе эмоционального воздействия эта сцена сопоставима с финальными кадрами великого фильма «Летят журавли».
Словом, несмотря на незначительные огрехи, кино просто первоклассное. Браво режиссёру! Более чем впечатляюще. И вдвойне обидно от этого, что так непросто познакомиться с этой выдающейся картиной. Ведь фильм не издан на DVD, его нет в интернет-кинотеатрах (во всяком случае, в легальных), ни разу не видел его и по ТВ (даже 9 мая, как здесь верно заметили).
9 из 10
30 августа 2014
До этого фильма Василий Макарович не снимал фильмы о Великой Отечественной. Эта тема вообще не была его коньком. Безусловно, были и «Два Фёдора», и несколько фильмов о гражданской. Но вот великая война всё же как-то не была лейтмотивом. Как бы то ни было, а Шукшин всё же беспредельно мирный человек. И всё его творчество, лично для меня ассоциируется с чем угодно, но не с войной. Обидно то, что на праздники типа 9 мая, годовщины великих побед, дни рождения героев нам по телевизору показывают стандартный набор из одних и тех же фильмов. Да — первоклассных, да, — качественных, но одних и тех же. Вот взять, например, эту ленту. Много кто её видел??? А ведь то, что день победы, это праздник со слезами на глазах именно такие фильмы лучше других и демонстрируют.
Я понимаю, почему ему не очень везло в нашем социалистическом прошлом. Это и кадры с церковью, отсутствие пафоса, простые люди, которые не очень-то подходили для обложек журналов, и масса других мелочей. А вот чем он не нравится прокатчикам сейчас понятно меньше. Согласен, что были мелкие шероховатости. Например, некоторый переизбыток драматизма, ряд нестывок в сюжете. И интереснейшая, но несколько грубовато сделанная концовка с пленными фрицами с чисто славянской внешностью, но всё это брюзжание критиков.
Если найдёте этот фильм, то самое главное что запомнится — это показанные крупным планом взгляды людей: выразительные и берущие за душу. По разным поводам, разных людей, и как исренне и щемяще.
Как обычно в фильме Шукшина много музыки. Частушки, военные песни. Натурально и достоверно, без оркестров и ВИА.
Есть и традиционные для Василия Макаровича дела. Например, много сельского быта, грузовик заменён трактором, а пейзажи. Пейзажи здесь не просто украшение видеоряда, а самостоятельное нечто. Природа, как актёр. Здесь пейзажи и панорамы играют внушительную роль.
Жажда жизни. В фильме показаны люди, которых война не пощадила. И на протяжении фильма война продолжает собирать свою жатву. Видимо это и пугает прокатчиков и потребителей. А ведь война — это не только поля сражений и колоритные герои. Но даже эти люди в нечеловеческих условиях даже ослепши, продолжают творить жизнь и утолять жажду жизни, как у себя, так и у ближних.
Люди в фильме на редкость харизматичны и запоминающиеся. Возможно, со временем что-то подзабудется, но здешние люди и даже собака — вряд ли.
Фабула. Очень часто, в подобных фильмах, когда речь идёт о возвращении кого-либо с войны режиссёры пытаются показать драму конкретного человека, или на худой конец семьи, здесь уникальный случай, когда показана целая деревня, при чём вполне рядовая.
Простота и незамысловатость. Вот чего не отнять у Василия Макаровича. Это умение простыми средствами показывать самые разнообразные вещи. Фильм можно пересказать двумя тремя предложениями. А ведь получилось то ёмко. Попробуйте сделать так же. То-то и оно.
Много писать не буду. Итог. Перед нами просто очень хороший фильм. О войне и о послевоенном времени. Не самый известный, не самый популярный, а жаль. Ибо правды в нём намного больше, чем в традиционных телевизионных эпопеях.
25 июня 2010