Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Осадное положение |
английское название: |
État de siège |
год: | 1972 |
страны: |
Франция,
Италия,
Германия (ФРГ)
|
слоган: | «In 1973 The CIA called it propaganda. See it now.» |
режиссер: | Коста-Гаврас |
сценаристы: | Коста-Гаврас, Франко Салинас |
продюсеры: | Жак Барратье, Жак Перрен, Леон Санс |
видеооператор: | Пьер-Вильям Гленн |
композитор: | Микис Теодоракис |
художники: | Жак Д’Овидио, Пит Большер |
монтаж: | Франсуаза Бонно |
жанры: | триллер, драма, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 декабря 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 10 мин |
Главный герой фильма Филипп Санторе (исполнил роль Ив Монтан и исполнил ее превосходно) — человек наученный создавать и долгое время создаваемый искусные ловушки, сам оказался в ней, став фигурой на шахматной доске, от которой попросту решили избавиться. Неудивительно, ведь от отработанного материала всегда избавляются, а тут еще и сама собой образовалась выигрышная ситуация…
«Осадное положение» — фильм без пафоса, воды и прочей бутафории. Режиссура весьма лаконичная, подстать повествованию. Сценарист и режиссер Коста Гаврас настолько точно описал манипуляционные механизмы происходимые в латинской Америке, что порой кажется, что это не художественный фильм, а доклад разведывательной спецгруппы.
Коста Гаврас любил будоражить мир своим виденьем и подходом, этим фильмом он завершил некий триптих политического триллера, в который также вошли фильмы «Дзета» и «Признание».
22 апреля 2019
Начало 1970-х. в одной из стран Латинской Америки местными революционерами похищено несколько человек. среди которых консул Бразилии и американский гражданин Филип Майкл Санторе, обучающий местные спецслужбы методам борьбы с экстримистскими организациями, в том числе посредством пыток.
Политический триллер Коста-Гавроса на довольно актуальную до сих пор тему. В основе как я узнал реальные события августа 1970 г., когда уругвайскими революционерами («тупарамос») был похищен американский гражданина Даниэль Антони Митрионе, присланный спецслужбами США в Уругвай для обучения местной полиции применению пыток в ходе допроса задержанных, казненного по приговору революционного правительства 10 августа 1970 г.
В центре картины допрос Филипа Санторе в исполнении Ива Монтана одним из подпольщиков. Также показана реакция властей на похищение. Оно ожидаемо приводит к усилению диктатуры и кровопролитию. А казнь Санторе становится даже выгодной обеим сторонам.
По своему посылу фильм явно антиамериканский и с симпатией по отношению к революционерам-«тупарамос», впрочем, без их идеализации и критично к их методам. Власть использует их деятельность в своих интересах, а на смену одним казненным палачам придут другие.
Действие построено в полудокументальной манере и двухчасовое повествование под конец несколько утомляет. Актеры играют хорошо, особенно Ив Монтан. Благодаря его обаянию, к Филипу Санторе даже проникаешься симпатией.
Качественный и актуальный политический триллер.
7 из 10
14 апреля 2016
Коста-Гаврас вслед за «Дзетой» и «Признанием» снял еще один политический триллер. В «Дзете» речь велась о «черных полковниках», в «Признании»- о деле Спанского в Чехословакии.
На этот раз, режиссер решил смоделировать события, а не снимать современное историческое кино. И, это удивительно, но картина «Осадное положение» фактически предрекла появление Пиночета.
Фильм рассказывает об одной из стран Латинской Америки (при этом акцентируется, что речь идет не о Бразилии). Радикальная революционная организация в этом государстве берет в заложники нескольких иностранных граждан, которые как это не странно, определяют внутреннюю политику страны. Один из них — гражданин Бразилии, а другой — отвечает за силовой блок, выходец из спецслужб и гражданин США.
Вскоре ситуация становится мало управляемой, и для каждой из сторон становится выгодной смерть силовика. Коста-Гаврас великолепно смоделировал ситуацию, показав не только азарт радикальных сил, которые получили возможность влиять на политику страны, но и подведя все к бесмысленности силовых акций.
Главную роль исполняет опять Ив Монтан. На этот раз, он играет не главу оппозиции или жертву режима. У него более неожиданная роль. Монтан играет американского силовика, человека который влияет на все процессы происходящие в стране. Человека, который оказывается в плену у представителей радикальных сил.
В итоге: очередной политический триллер Коста-Гавраса. На этот раз речь пойдет о режимах в Латинской Америке. Достойно, актуально, интересно.
7 из 10
10 февраля 2013
Замечательный французский режиссер Коста-Гаврас в 1970-х гг. был одним из создателей и безусловных лидеров т. н. «политического кино» — влиятельного и актуального направления, беспощадно вскрывавшего многочисленные язвы западного образа жизни.
Три подряд поставленных им фильма — «Дзета», «Признание», «Осадное положение» — вызывали если не революцию, то, как минимум, скандал и дискуссии в обществе.
«Осадное положение», пожалуй, наиболее сложный и противоречивый из них. Поскольку темы, поднятые этим, бесспорно, очень талантливо снятым произведением искусства, актуальны и не решены до сих пор.
Имеет ли право политическая организация, борющаяся с тиранией полицейского государства, прибегать к насилию, к террору против «власть имущих» и их приспешников, использовать любые методы в борьбе даже с очевидным злом. Каковым в фильме является коррумпированный, жестокий режим, существующий в одной из латиноамериканских стран.
Трудно не проникнуться симпатией к подпольщикам — молодым людям с красивыми, одухотворенными лицами, скорее всего, обреченными на пытки и смерть в неравной борьбе с цепными псами военной диктатуры.
Но при всем уважении к их благородной борьбе, режиссер не боится задать непростые вопросы — а, что если это сопротивление, сопровождаемое кровью, та же власть использует в своих целях?
И «закрутит гайки» еще круче прежнего? И что изменится от того, что одного казненного палача сменит другой?
Надо отметить, что этот конфликт подан вовсе не топорно, а напротив показан с помощью чисто кинематографических средств выразительности. Полудокументальное, предельно реалистичное повествование неожиданно для зрителя «взрывается» исключительно яркими кадрами и ракурсами. Сопровождаемые великолепной музыкой Микиса Теодоракиса.
К сожалению, фильм Коста-Гавраса оказался еще и пророческим. Не прошло и года после выхода картины на экраны, как весь мир ужаснулся событиям в Чили и навсегда запомнил фамилию «Пиночет».
Спустя 10 лет Коста-Гаврас снимет мощный фильм («Пропавший без вести») и о фашистском перевороте в Чили. Но это уже другая история…
8 декабря 2012
Интересно, что такого предосудительного или крамольного нашел в этом фильме один из общефедеральных каналов, задвинув его на глухую ночь, да ещё под вывеской «триллер», отвадив тем самым остатки любопытствующих?!… А на деле оказалась безобидная политическая драма. Правда безобидная — это как сказать… В любом случае, заслуживающая самого пристального внимания, хотя прописными истинами о том, что любой государственный строй имеет как сторонников, так и противников, что «защита прав и законных интересов граждан» — всего лишь лозунги и что органы правопорядка в своей деятельности частенько отходят от принципов законности и морали, — сейчас вряд ли кого удивишь. Действие фильма «Осадное положение» (1972г.) происходит не в родном отечестве, как могло показаться, а в Латинской Америке, объятой волной недовольства народных масс своим правительством и методами его работы, а так же ненавистью к американцам, открыто ему пособничающим. В частности, речь идет о регулярном применении к простым гражданам пыток на допросах. К слову, в одном из эпизодов показана довольно тяжелая сцена пыток абсолютно обнаженного мужчины, так что слабонервным действительно лучше воздержаться. Не знаю, как насчет достоверности событий, но уж где создатели фильма точно «перегнули», так это показывая полицейских чинящих настоящий произвол, по-фашистски отстреливая мирное население.
Естественно, волна негодования достигнет своего предела, и лидеры крупного освободительного движения решатся на по-настоящему отчаянный и дерзкий шаг, наивно полагаясь на удачу. Искушенному же зрителю путём логических умозаключений не сложно понять, к чему приводят такие скоропалительные ходы!…
К сожалению, жертвой этого непримиримого классового противостояния становится герой великолепного Ива Монтана — опытный американский спец, тренирующий и обучающий местных стражей порядка основам подрывной деятельности, методам борьбы с террористами и способам устранения различных массовых объединений, против которого главным образом и направлен рупор людского гнева. Даже не столько против его деятельности, сколько против того, что он американец!… Можно сказать, это один из первых фильмов, выступающих против американской экспансии в мире, т. е. — антиамериканский. Однако, все дальнейшие события доказывают и подтверждают мысль, что государство — всего лишь машина, а люди в ней — «винтики», причем взаимозаменяемые. И каждый старый, вышедший из строя «винтик» можно абсолютно безболезненно для системы в целом заменить на новый, что и демонстрируется в заключительных кадрах ленты. Ведь «незаменимых-то нет»!…
Следует заметить, что отрицательным в картине является отнюдь не герой Монтана, как всегда вызывающий только положительные эмоции, а местные коррумпированные полицейские и продажные чинуши. Конечно, всему виной фирменное Монтановское обаяние и исконно мужской шарм, позволявшие ему и в самых неоднозначных ролях вызывать искреннюю симпатию и зрительское расположение. Собственно, именно благодаря любимцу публики Иву Монтану этот фильм и не затерялся в пыльных архивах киностудий, а является любопытным и явно успешным среди прочих экспериментов актера в рамках не коммерческого кино.
7 из 10
13 ноября 2009