Опасный поворот
8.2
7.6
1972, драма, детектив
СССР
16+

В ролях: Валентина Титова, Руфина Нифонтова, Елена Валаева, Александр Дик, Владимир Басов
и другие
В богатом доме известного бизнесмена проводят вечер его друзья. Но случайный поворот разговора, и маски благопристойности падают, обнажая истинные характеры людей.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Опасный поворот

год: 1972
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператоры: Петр Терпсихоров, Илья Миньковецкий
композитор:
художники: Ольга Кручинина, Алексей Пархоменко
монтаж: ,
жанры: драма, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 16 декабря 1972 г.
на DVD: 29 сентября 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Другие фильмы этих жанров
драма, детектив

Отзывы критиков о сериале «Опасный поворот», 1972

Тут никого не жалко, но жалко абсолютно всех.

Сюжет. Он не торопит ознакомить вас с ситуацией. Тебя бросают к персонажам, которые прекрасно знают, что именно происходит, тогда как ты — нет. Ты не знаешь. Но тебе наплевать. Тебе наплевать, потому что ты понимаешь, что тебе всё объяснят, когда настанет время. И тебе этого достаточно. Просто нужно слушать и наслаждаться, сопереживать и проживать. Просто смотри.

Давайте мы будем считать, что я не отношу ко всему, что я сейчас скажу актрису, играющую Бетти, потому что при всём уважении, она очень выбивалась на фоне королей актёрского мастерства.

Актерская игра. Ах эта чёртова актёрская игра! Когда мне сказали, что это полу-детектив, где всё действие происходит на одной локации и где все персонажи просто разговаривают, я представила себе прекрасное владение речью и мимикой, которое способно держать на себе внимание зрителя. Учитывая то, что я знала нескольких актёров до этого фильма и прекрасно знала, какой великолепной игры можно от них ожидать. Но нет, я ошибалась. Как же я ошибалась. Я не могла ожидать такой актёрской игры.

У меня было ощущение, будто я смотрю просто на глаза. Глаза каждого рассказывали настолько много, что я могла выключить звук и прекрасно знать, что именно говорят действующие лица. У каждого были гигантские глаза, в отражении которых можно было увидеть их воспоминания, их жизнь. Ты, как будто, переживаешь всю их жизнь вместе с ними, вместе с ними взрослеешь и стареешь, как морально, так и физически.

Тут не найти клише. Тут найдёшь историю. Историю человека, людей, которая видна начиная с поведения персонажа и заканчивая его осанкой. Тут найдёшь актёров, которые не просто сработались друг с другом и прошерстили характер персонажа, а актёров, которые купаются в своём окружении, начиная от декораций и заканчивая коллегами по площадке. Им комфортно находится в кадре, каждый из них крадёт внимание, и ты не способен остановить внимание на ком-то одном. Мне безусловно нужна была ещё пара глаз.

Тут найдёшь головокружительную операторскую работу, которая точно знает, что от неё хочет режиссёр, и актёров, которые точно знают, что именно от них хочет оператор. Тут найдёшь музыку, которая пробирается до самого подсознания, заставляя концентрировать итак уже накалённое до предела внимание. Тут найдёшь режиссёра, который точно знал, что имел в виду автор пьесы.

И финал. Никто не мог догадываться, никто не мог желать такого финала. Только под самый конец ты понимаешь, что случиться. И всё равно тебя, как будто, ударяет громом. И вся картинка складывается. Мой любимый приём, когда в начале тебе подбрасывают что-то непонятное, чтобы в конце ты прозрел. Идеальный, гениальный финал. Ты одновременно не понимаешь, как тебе реагировать, и в то же время ты доволен по уши. Большего не сказать.

Нестареющая классика, которая может и даже жаждет потягаться с монстрами современности. Такое надо знать. Такое знать надо.

Почему я не могу попасть во времена СССР, когда люди нуждались в качестве и душевности?

Я всё сказала.

23 декабря 2020

Невероятно

Для советского кинематографа, это невероятно драматическая постановка детектива. Да, конечно, стоит учесть, что это «английский детектив». Но, тем не менее, в советском союзе такие темы не поднимались, и нельзя было. А в экранизации зарубежных авторов — можно!

И прекрасно!

Наши актёры играют бесподобно. Всё отлично. Сначала, я думала, что три серии слишком долго. Потом оторваться не могла. На самом деле сюжет и режиссура так тонко построены, что этот советский сериал даст фору многим голливудским триллерам.

Всё начинается скучновато. Но, как правило, зарубежные детективы, экранизированные в советском пространстве, все как один, первые полчаса раскачиваются, никакого движения. Думаешь — скука смертная.

Но не тут то было.

В данном фильме задействован каждый персонаж. И никто не остался чистым. Срываются маски. И это очень нестандартно для советского зрителя.

По напряженности, чем-то напомнило «Пролетая над гнездом кукушки».

Это упоительные три серии. И что меня радует больше всего, что дело идёт мерно, плавно, действие камерное, происходит в одном помещении. Это успокаивает и расслабляет, и ты готов встряхнуться, когда идёт «ОПАСНЫЙ ПОВОРОТ» сюжета.

Вот в чём преимущество этого, казалось бы, уже забытого советского телевизионного фильма, перед голивудскими блокбастерами. В блокбастерах ни на секунду не дают расслабиться спецэффекты, а потом какой-то странный тяжелый сюжет. В общем, перебор.

А здесь — идеально. Лучше вообще смотреть на одну сцену и на шесть актёров три серии, но которые играют, и делают это замечательно.

8 декабря 2020

Вот дождался нужного настроения и…

Дело в том, что диск с фильмом долго дожидался очереди под просмотр, даже пару раз вставлялся в приёмник, но извлекался и возвращался на полку, «не заходил» под те настроения. До тех пор пока не найдена была закономерность между температурой тела и просматриваемым контентом: чем выше температура тела, тем медленней хочется видеть скорость развития сюжета (ибо за быстрым, не успеваешь, в не своём «тарелочном» состоянии), и тем менее хочется эмоциональных, сильных потрясений, сильно расходующих силы и без того воспалённого сознания. Но и заинтересованность должна быть, спать целый день — скучно, даже под бормотание телеэкрана.

Всем выше перечисленным критериям соответствуют Советские экранизации иностранных детективных и/или политических произведений и пьес. Сюжеты интересны своей отстранённостью и запутанностью, Советские артисты великолепно «прикидываются» буржуа и дипломатами, предпринимателями и руководителями фирм, идёт спокойное «театрализованное» изложение произведения. Такие фильмы: «Богач, бедняк», «Вся королевская рать…», «Раферти», «Последний довод королей» и т. д.

Определив категорию данному фильму, стал дожидаться необходимого настроя: и вот температура тела, соответствует входным данным, замутнённость сознания на уровне, начинается просмотр: и тут пошла хаотичная смена персонажами, своих место- положений, просто мельтешение, под попытки одного из персонажей настроиться на хоть одну из радио-станций по радиоле. И это «броуновское» движение кажется оправданным, как настрой инструментов оркестра перед концертом, но оно не прекращается и после, к тому-же добавляется резкая смена крупных планов актёров, что не соответствует плавности и не спешности развития сюжета и к тому-же не способствует созерцанию больным зрителем. Возможно Басов заимствовал этот приём, в театре, где не участвующие в разговоре артисты уходят в тень, на задний план концентрируя внимание публики на текущих репликах, но это же кино, здесь другие приёмы. Но и в этом: передёргивание камеры с лица на лицо не прибавляет плавности видеоряду и как следствия «медитации» пациента.

Пробовал, просто слушать, как радиоспектакль, но отсутствие необходимой голосовой «подачи» и довольно длинные паузы в диалогах, заставили смотреть, далее справляясь с головокружением.

И только в третей серии мои «мучения» кончились! Видеоряд успокоился, актёры перестали бесконечно мельтешить, сюжет продолжал интриговать, актёры продолжали великолепно, очень нюансно, отыгрывать характеры, а разветвлённость концовки, как сюжетный ход и как напоминание о «масках» персонажей, очень даже порадовало.

5 из 10

6 сентября 2018

Если честно, для меня конец — именно непосредственно конец — был неожиданным. Я совсем забыла о данном «обстоятельстве» и посему удивилась неожиданному открытию, когда все началось вновь. Так ли важна правда? Да, пожалуй, важна, но, как известно, «trth hrtz». И что может точнее выразить эти слова, чем последствия этого странного случая, дознавание которого началось с мелочи, но покатилось, как снежный ком. Как много всего могут скрывать абсолютно счастливые на первый взгляд люди.

Действительно, «не будите спящую собаку»… И в конце: пронзительный взгляд писательницы-сплетницы, устремленный на шкатулку с сигарами, метафорично скрывая множество тайн, хранящихся в ней. Я долго обходила эту телепостановку стороной, а теперь жалею: ее определенно стоит смотреть. Я пришла сюда ради Юрия Яковлева, а открыла для себя еще несколько интереснейших актеров, в частности режиссера и исполнителя одной из главных ролей Владимира Басова. А также познакомилась с отличной экранизацией, оригинал которой я обязательно как-нибудь прочитаю.

30 апреля 2016

Свидетельство мощи таланта

Первый вклад Владимира Павловича Басова в советскую кинопристлиану.

Абсолютное уважение к первоисточнику: три серии по количеству действий, предусмотренная в пьесе гостиная, никакой вольности в диалогах, только заявленные самим Пристли персонажи и никакого изменения в финале, чем любят грешить постановщики пьес. Вспомним знаменитые экранизации Теннеси Уильямса, гайдаевского «Ревизора» или « Кражу» в постановке Олега Биймы.

Актёры подобраны безупречно, также с учётом авторского замысла. Лучшего Стентона, чем сам режиссёр трудно представить. Остальные столь же идеальны. И вот, казалось бы, и весь сказ.

Но режиссёрское искусство Владимира Павловича Басова проявляется в данной картине не в идеально подобранном актёрском ансамбле и уважении к тексту. Оно проявляется в одном обстоятельстве: усилении роли Мод Мокридж без отступления от пьесы.

Хорошая писательница в которой, как и полагается, « есть что- то неприятное». Прекрасная дама с внимательными, ледяными глазами. Наблюдатель, который почувствовал фальшь идиллии. Скорее всего, только что. И, может быть, всё происшедшее далее — её фантазия, возможный вариант.

Впоследствии Пристли доверит интуитивное прозрение истины девице с литературными амбициями. Но Грейс Конвей узрит картину безрадостного будущего.

« Время и семья Конвей» станет одним из последних басовских фильмов. И будет огорчительно неудачным. Снова проявив уважение к тексту, режиссёр на сей раз не проявил уважения к образам.

Поэтому « Опасный поворот» приобретает дополнительную ценность, как свидетельство мощи таланта в пору расцвета.

25 марта 2016

Этот великолепный фильм является ещё одной качественной советской экранизацией хорошего английского детектива. Талантливый актёр Владимир Басов в который раз показал себя не менее одарённым режиссёром, взявшись за эмоционально сильную пьесу Дж. Б. Пристли, беспощадно исследующую человеческую психологию без права на смягчительный вердикт, придерживаясь неутешительного итога из классического романа о десяти негритятах соотечественницы Агаты Кристи — виновны все. Единственное спасение заложено лишь в блаженном или осознанном неведении всей правды жизни, чтобы не складывать разбитую мозаику вместе, которая часто фигурирует в кадре, ища возможности взглянуть на «картинку» мира во всей нелицеприятной полноте, а уж лучше включить шипящее радио с весёленьким глупым фокстротом, беззаботно пустившись в пляс.

Уникальность сюжетной базы в том, что автор искусно выписывает запутанный детектив, но внедряет в него сильный психологический триллер с достоверной межличностной драмой, умудряясь нарочно ограничивать пространство до пары комнат с несколькими действующими лицами. Каждый из них предельно чётко выписан и, естественно, безупречно сыгран рядом узнаваемых советских актёров и актрис, радующих глаз и слух колоритным исполнением. История, словно вязкое болото с подстерегающей смертью на глубине, обманчиво неспешно берёт в оборот, начинаясь с беззаботной встречи компании друзей-компаньонов: мужья и мужчины сыплют шуточки, жёны и дамы ведут светские беседы. Всё у них с тактом, расстановкой, в хорошем тоне, как и положено у воспитанных леди и джентльменов. По радио только что окончилась детективная пьеса, метафорично предостерегающая не будить спящую собаку, как символ разворошённой правды, похожей на скоростную езду без тормозов среди массы опасных поворотов. Шкатулка заставляет обронить короткую фразу, побудившую общую тему о Мартине. Бедняга, он был всеобщим любимцем, с которым всегда так потрясающе весело! Он был душой их компании, пока год назад не прибег к суициду. Такой взбалмошный, непосредственный, обаятельный, не утруждающий себя мыслями о последствиях, имеющий понятные мелкие недостатки свойственные его увлекающейся натуре, скажем, масса долгов, который однажды просто не выдержал. Он всегда жил на пределе: кутил и грустил, любил и дружил, поэтому его тонкая душа дала сбой. Ах, бедный Мартин… Но вскоре разговоры идут чуть дальше, вторгаясь за ту границу, куда зачастую не следует ступать, руша правило, что о покойном или хорошо, или совсем никак. Новые грани, другие оттенки, неожиданные связующие ниточки, мелкие нюансы, небольшие откровения правды дополняют сложившийся образ. Нет, скорее фасад из развесёлого друга, непутёвого (помилуйте, это же достоинство!) младшего брата, остряка и заводилы. Правда причиняет боль, вначале заставляя по-новому увидеть самовлюблённого эпикурейца, привыкшего пользоваться остальными, а после ещё хуже — каждому рассмотреть самого себя подле него, обнажив собственные грехи и пороки.

Беспощадный триллер. Эмоциональный бокс. Суровый самосуд. Кошмар длиною в ночь. Обречённая исповедь перед смертью идеалов, фантазий и веры в других. Абсолютно все оказываются замешаны в единый котёл грязной правды о покойнике и себе, когда с нешуточной выдержкой в три серии автор возводит человеческие пороки в полный абсолют, где начальный обман с мошенничеством очень скоро забываются за лёгкостью вины, а предательства жён меркнут перед более глубоким потрясением измены любовников и любовниц. И чем дальше, тем фатальней затягивается узел виселицы вокруг шеи каждого, обещая обнажить душу до остатка перед другими, вывалив наружу очередную порцию порочной лжи, растоптанных чувств и зла, складывающихся в один огромный снежный ком. Ночь детективного расследования незаметно трансформируется в бесконечный, беспощадный ад, сотканный людьми и их поступками, нешуточно пугающий реализмом событий и достоверностью разыгранных характеров в тысячу раз сильнее, чем все экранные чудища вместе взятые.

Уникальность экранизации в том, что Владимир Павлович, попутно отыгравший одну из ролей, невероятно тонко передал мощный триллер с глубокой драмой, ухватив психологическое первоначало пьесы, сумев уложиться в рамки времени, телевизионного формата и цензуры, однако оставшись безжалостно строгим и близким по отношению к первоисточнику, затрагивающему скользкие моменты с моральной деградацией уважаемых господ, фигурированием наркотических средств, намёком на гомосексуальную связь, полным разрушением семейных ценностей, обыграв это правдиво и доходчиво, но крайне деликатно. К тому же он вышел за рамки обычного повествования одной истории, разделив её на несколько слоёв и упрятав массу символических нюансов (та самая развалившаяся мозаика на столе; открытие шкатулки, как ящика Пандоры с мелодией свадебного марша, точно издёвкой; вынос пытливым Робертом собаки на руках в завязке постановки; дом принадлежит книгоиздателю и вначале в нём присутствует внимательная писательница детективов, которую все недолюбливают из-за её умения фантазировать, раздувая из мухи слона, навевая аллюзии, что все события лишь плод её творческих домыслов…), нарочно указав это зрителю в совершенно гениальном завершении, когда порочный круг замыкается, беспощадная ночь превращается в вечер, пережитый кошмар снова нависает возможным повторением, дежа вю заставляет взглянуть на происходящее, как на сборище мертвецов (Гордон не зря произносит, что умер год назад вместе со смертью его объекта страсти), приговорённых совестью или Богом вечно бродить по собственному общему аду, который они так давно создавали кирпичик за кирпичиком, день за днём, неразрывно сплетясь вместе, как истинная компания «близких друзей».

10 из 10

23 декабря 2015

«Говорить правду все равно что делать поворот на скорости шестьдесят миль в час».

Посмотрев этот фильм, вы узнаете почему это утверждение является истиной.

Казалось бы, какие могут быть тайны друг от друга у шестерых близких друзей (некоторые из них даже родственники или супруги), тысячу лет знающих друг друга. Они мило беседуют, обсуждают какую-то радиопостановку, улыбаются друг другу искренними улыбками, но… стоит только открыть шкатулку… и вместе с музыкой из нее можно извлечь нечто такое, что лучше было бы никогда оттуда не извлекать.

Это кино по сути — телеспектакль. С достаточно бедными декорациями и не самым ярким музыкальным сопровождением, но зато зрителя ничего не отвлекает от потрясающей игры актеров, при помощи которой гениальный режиссер Басов погружает зрителя в бесконечное хитросплетение интриг, лжи, обличений и разоблачений. Фильм — настоящий экшн, но экшн не действий (что создать достаточно не сложно), а событий. За что большое спасибо, конечно, и замечательной литературной основе фильма — одноименной пьесе Пристли. С каждым новым диалогом, с каждой новой репликой перед зрителем приподнимается очередная завеса тайны… Смотреть однозначно интересно. Сейчас зрителю можно позавидовать, ибо он наверняка будет иметь возможно посмотреть весь фильм целиком. А раньше… Я помню, как ждал скорейшего начала второй или третьей серии, которые шли на следующий день. А предыдущая серия заканчивалась, разумеется, на самом интересном месте.

И финальный вывод. Перед главным героем пьесы встает вопрос «быть или не быть». Человек лишился иллюзий, которыми он фактически и жил, все вокруг оказались не теми, за кого он их принимал (по сути обыкновенными людьми, а не теми образами, которые он себе навыдумывал). Разочарование его настолько сильно, что руки опустились и силы его покинули. Что бы вы сделали на его месте? Возможно, поблагодарили бы судьбу за то, что случай снял розовые очки с ваших глаз, но, возможно, как и главный герой, «утратили бы веру в человечество»…

Смотрите, сильнейший фильм, с потрясающими актерскими работами и закрученным сюжетом.

10 из 10

31 июля 2015

Пьеса Пристли сама по себе очень интересна и захватывает зрителя увлекательным сюжетом, где, как клубок, распутывается история небольшого круга английских аристократов.

Произведение не богато на количество затронутых тем, основной вопрос, на который автор даёт свой ответ: «Всегда ли необходимо знать правду?» Один из главных героев, Роберт Кеплин, солидный бизнесмен, цепляется за нечаянно брошенную фразу о шкатулке и принимает решение непременно во всём разобраться и дойти до победного конца, когда ни у кого из их тесного кружка не останется при себе тайн.

До самого конца пьеса держит в напряжении, она слегка напоминает детективную историю.

Советская экранизация во многом выигрывает за счёт увлекательного сюжета. В сравнении с пьесой, могу сказать, что в фильме не было места для юмора. Это, в общем-то, понятно, здесь нет нужной атмосферы для импровизации и непосредственного воздействия, как в театре, поэтому перед зрителем развивается настоящая драма и только веселая музыка может как-то облегчить впечатление от накала страстей. Правда призванная к тому финальная песня немного выбивается из картины, поскольку её мелодия и текст уж больно напоминают оптимистичные советские композиции.

Я бы не назвала этот фильм гениальным, даже не смотря на достаточно серьёзные имена в актерском составе и хорошую актерскую игру. Однако я его очень люблю, и всякий раз просмотра доставляет мне истинное удовольствие, правда в основном за счёт увлекательных перепетий сюжета.

10 марта 2014

гениальная постановка

Люблю старое кино. Некоторые фильмы — люблю особенно. Причем особой моей любовью пользуются те, где нет «ЭКШЕНА», но зато над ними можно подумать. Тем, кто любит театр. Тем, кто неравнодушен к английской литературе и старому советскому кино. Тем, кто любит «умные» детективы и не жалеет времени на то, чтобы разобраться в хитросплетениях сюжета.

Этот фильм — для вас.

В загородном доме собралась компания: две супружеские пары и двое друзей дома. Все они — очень милые люди, все относятся друг к другу с большой симпатией, все — люди состоятельные и состоявшиеся. Только одно событие омрачает их жизнь: год назад застрелился брат одного из героев, Мартин. Красавчик Мартин, сердцеед, баловень судьбы, всеобщий любимец. Его смерть до сих пор не укладывается ни у кого в голове. Но, впрочем, жизнь продолжается. Герои пьют коктейли, говорят друг другу комплименты и наслаждаются жизнью.

И вдруг на сцене появляется музыкальная шкатулка… Именно она послужит катализатором всего происходящего в пьесе. И на протяжении трех серий перед зрителем разматывается нить ПРАВДЫ, составные части которой — тайная любовь, предательство, порочные страсти, измены, ненависть и ЛОЖЬ.

Ложь — пожалуй, главный герой пьесы Пристли… Так, может быть, Мартин не застрелился? И он — не единственная жертва? Посмотрите, не пожалеете.

Я лично пересматриваю регулярно и получаю просто дикое наслаждение.

10 из 10

13 августа 2013

Собака уснула, но на неё можно посмотреть.

А не пора ли занести в Красную книгу способных ещё за себя краснеть? — Л. С. Сухоруков

Что есть внешнее благополучие, зиждящиеся на искусно сплетенной лжи и предательстве, как не зыбучие пески, где люди всего лишь отдельные песчинки, а жизнь, построенная на лжи — подземные, темные воды, что обволакивают эти песчинки, образовывая вязкую, песочную массу, попав в которую все живое непременно «засосет» в недра безысходности и опустошенности? Есть ли шанс у человека, попав на «обманчивую» почву не быть сожранным дьявольскими песками, забирающими душу в адовы чресла?

Вполне вероятно, что схожими вопросами задавался и режиссер камерной трагедии в черно-белых тонах — «Опасный поворот» — Владимир Павлович Басов. Да и как иначе? Достаточно вспомнить, что Басов принадлежал к фронтовому поколению — поколению вчерашних школьников, вместо студенческих костюмов надевших солдатские шинели и вместо танцев и вечеринок коротавших время в окопах и землянках. Это было поколение, посеянное идеалами революции, взращенное густым энтузиазмом первых пятилеток и закалившееся душой в горниле великой войны. Оно отличалось чистыми помыслами, развитой совестью и нравственной щепетильностью — качествами, ставшими впоследствии дефицитными. Проблема морального выбора для этих людей была насущна и остра — и это нашло хорошее отражение в кино. Фильмы 1950—60-х годов создают образ именно такого героя: не отступающего перед мучительным внутренним выбором, руководствующегося чёткими моральными принципами и не испытывающего дрожи в противостоянии злу. Таковы и фильмы Владимира Басова, которые принесли ему признание: «Битва в пути», «Тишина», «Щит и меч». И режиссёр питал интерес к этой теме до конца своих дней.

В своем творчестве Басов исследовал нравственные проблемы под разными углами зрения. Его интересовала как нормальная жизнь средних советских людей («Битва в пути», «Тишина»), так и поведение человека в экстремальных обстоятельствах, среди врагов и уголовников («Щит и меч», «Возвращение к жизни»). Обращался режиссёр и к западному опыту исследования человеческой нравственности, облюбовав пьесы популярного английского писателя и драматурга Джона Бойнтона Пристли («Опасный поворот», «Время и семья Конвей»). Но, именно в «Опасном повороте» предметом основного интереса становится отношение людей к правде — той самой беспримесной правде, которая одних повергает в ужас, других раздражает, у третьих вызывает саркастическую усмешку, но и те, и другие, и третьи одинаково как стремятся к правде, так и успешно прячутся от неё. И только полупомешанные на правде глупцы вроде Роберта Кэплэна лишены инстинкта самосохранения до такой степени, что позволяют этой самой правде убить себя. Люди же здравомыслящие, как Чарльз Стэнтон, прекрасно знают, что правда подобна спящей злой собаке, которую не стоит будить. Но, лихо все же разомкнуло ото сна веки и на авансцену загородного особняка выкатился клубок истинных взаимоотношений английского семейства, которому уже не осталось ничего иного, как развязывать узелки секретов на сбившейся, некогда яркой меланжевой пряжи тщательно смоделированной и чинной жизни, за пестротой которой так долго можно было скрывать не огрехи, но пороки. Ведь, сколько веревочке не виться… Клубок, распутанный до конца, оставил на пальцах каждого члена еще недавно дружной и крепкой семьи волокна изящно упакованной мерзости их быта, построенного из внешне красивых, но насквозь прогнивших декораций.

Если вернуться к настоящим декорациям фильма, то нельзя не отметить, что актёрский состав фильма причудливо смешан из кинозвёзд первой величины (Юрий Яковлев, сам Басов), по преимуществу театральных актёров (Руфина Нифонтова, Антонина Шуранова) и дебютантов (Александр Дик, Елена Валаева). Но при такой разношёрстности актёрский ансамбль сыгран настолько безукоризненно, что эту работу можно считать настоящим триумфом и вершиной раскрытия таланта Басова-режиссёра. Ведь не просто так после выхода фильма на телеэкран на студии раздался телефонный звонок из английского посольства с благодарностью за точную и бережную постановку классической английской пьесы. Фильм вышел действительно очень английский (по форме) и в то же время безусловно русский (по духу). Сыграть чопорных британцев так узнаваемо и в то же время так живо и искристо могли только наши актёры «старой школы».

Притягательность этой вроде бы непритязательной, «павильонной» постановки происходит из того неизбывного интереса и душевной теплоты, с какими мы смотрим старые советские фильмы. В этих фильмах в избытке есть то, чего, порой, не хватает: живая человеческая душа, всерьёз озабоченная моральным выбором, пульс её совести, её нравственные реакции на происходящее. Да, говорить правду — все равно что делать поворот на скорости шестьдесят миль в час — велика опасность разбиться. Но, окутывая свою жизнь и жизнь близких паутиной обмана и предательства, не стоит забывать, что всякая паутина способна рваться, особенно, сотканная из лжи. Так, может быть, стоит рискнуть и войти в опасный поворот, не боясь, что визг тормозов разбудит спящую собаку?

11 апреля 2013

Поворот в никуда

Декорация «британский особняк» открывает перед зрителем свои картонные двери. Оператор медленно и уныло бредет по комнатам, каждую из которых не отличить от предыдущей, все это — под характерную песню в стиле «СССР-1930», ну, ту, что молодецким голосом, зашкаливающим от пафоса, старательности и радости бытия.

Чу, что-то шевельнулось в гостиной. Дом обитаем: время послеполуденных развлечений, съемочная группа играет в «море волнуется раз». Крик «отомри» прозвучал, три актрисы очнулись и стали… допустим, играть, хотя больше эмоций от них можно было увидеть, когда они не двигались. Вроде бы три ипостаси женщины представлены — наивная молоденькая секретарша, тридцатилетняя дева и пожилая мудрёная опытом дама — но все как одна говорят омерзительными голосами, калечат язык Шекспира при попытке произнести фамилии друг друга и ежеминутно поминают некие «полипы» (даже не пытайтесь представить!). Высшее общество, что с них взять. Внезапно беседу прерывает смех троих мужчин, громкий и неестественный. Дальнейшее почти не поддается описанию.

Снятый по пьесе Пристли, фильм долгое время не дает сориентироваться в сюжетных перипетиях. Нет, они есть, и в изобилии, но без пол-литра не разобраться, особенно при том избытке раздражающе-отвлекающих факторов, которые подбрасывает звуко- и видеоряд. Главный герой, Роберт, и его жена устраивают прием, на который собираются разномастные родственники и знакомые: брат жены Гордон со своей супругой, Чарльз Стентон, совладелец того же издательства, что и Роберт, а так же их бывшая сотрудница Олуэн и писательница Мод. Случайно открытая музыкальная шкатулка пробуждает в Роберте воспоминания о погибшем брате, теперь он всеми правдами и неправдами пытается узнать, что с ним случилось. У каждого из приехавших есть, что скрывать, свои грехи и сомнения. И, конечно, кто-то из них замешан в преступлении… По сути это должна быть драма, но фильм напоминает нечто иное.

Я познал пустоту. Она черно-белая и наполнена тихими, неясными звуками: беспрестанный звон настенных часов, шорохи, напоминающие шелест старой пленки или белый шум в радиоприемнике. Под этот аккомпанемент на экране разворачивается череда странных картин. То входит Яковлев во фраке с черным псом на руках, похожий на подгулявшую диву на корпоративе. То молодая парочка недвусмысленно зажимается в углу, дискредитируя разом чопорную Британию и целомудренную Страну Советов. А над всем этим царят парики — ужасные, словно сделанные из соломы, которую долго пытались собрать, а потом красили в темный цвет. Эти парики хочется сорвать и сжечь, дабы они не отвлекали от того, что здесь зовется сюжетом.

Многое сошлось не так в этой ленте: прекрасные актеры играют довольно блекло, пьеса хорошего драматурга Джона Бойтона Пристли совершенно не смотрится в трактовке Басова. Оператор нарезает круг за кругом по поместью, а саундтреком служит вой виолончели. Быть может, оптимистичный любитель советского кинематографа усилием воли нашел бы за просмотром свое счастье, но уже снова звучит незабвенная молодецкая песнь, уместная здесь, как «Раммштайн» в чешском мультике про крота, и под ее переливы детали только что отсмотренной картины ускользают из памяти, оставляя лишь фобию перед париками, которые еще не одну ночь посетят вас в кошмарах… Некоторые пьесы лучше не трогать до лучших времен, и это одна из них.

11 апреля 2013

Обман Зрения, или Не Будите Спящую Собаку

«Опасный Поворот» (1972) — фильм настолько замечательный, что мне кажется, все кинолюбители, независимо от их вкусов, предпочтений и взглядов на кино согласятся со мной в том, что — это Искусство с большой буквы. Кроме того, фильм, настолько мастерски объединил закрученную детективную историю и психологическую драму, в которой вдребезги разбиваются сердца и жизни, что от него ни на минуту не оторвёшься.

Удивительное дело, нечасто бывает интересно пeресматривать фильмы, основанные на истории с глубоко запрятанной тайной, после того, как тайное выходит наружу, да ещё если фильму не больше, не меньше — 40 лет, но «Опасный Поворот» не только бросил вызов времени, он одержал блестящую победу. Он — гораздо больше, чем история тихо дремлющего преступления, которое герои пьесы Дж. Б. Пристли и телефильма Владимира Басова неосторожно разбудили с непредвиденными и опустошительными последствиями. Это замечательный памятник таланту режиссёра-постановщика и исполнителя самой, на мой взгляд, интересной роли, Владимира Басова. Сделать нестареющий, увлекательный и любимый зрителями разных поколений фильм, действие которого не выходит за ворота загородного дома, и где, ничего, фактически не происходит, кроме разговоров, задача непростая. И результаты бывают разные. Можно сделать «12 Разгневанных Мужчин», а можно «12».

Теле-адаптация Басовa успешна во всех отношениях. Его выбор актёров на все роли исключительно удачен, включая и совсем юную 19 — летнюю дебютантку, студентку Елену Валаеву в роли хорошенькой, наивной глупышки Бетти. Готовя эту рецензию, я узнала, что Валаева скончалась в 2010 году, совсем не старой, и, к сожалению, роли, подобной её дебюту ей больше сыграть не довелось. Так что Опасный Поворот — это и ей памятник, её таланту, юности, красоте, и не сбывшимся надеждам. Юрия Яковлева, Валентину Титову, Антонину Шуранову и Руфину Нифонтову, надеюсь, представлять не надо. Если вы — такой же поклонник «Опасного Поворота», как и я, то вы и так знаете, как они прекрасно вошли в образы своих героев и провели нас по лабиринтам тёмных страстей, запретных желаний, горьких разочарований, тихо дремлющих под масками приличий, искренности и хороших манер и раскрывающихся постепенно при новом опасном повороте сюжета, выявляющем тщательно запрятанный секрет или секреты очередного персонажа. А если вы фильм, по каким-то причинам не видели, то я вам искренне завидую, потому что вам предстоит пережить его в первый раз.

Повторюсь, что «Опасный Поворот», на мой взгляд, обязан успехом, в первую очередь, его создателю, Владимиру Басову. Казалось бы, ну какая интересная режиссёрская работа возможна в фильме-спектакле, где самое опасное оружие это слова, а самые дальние путешествия персонажи совершают, возвращаясь мысленно в тот день, год назад, когда обожаемый всеми кумир, живущий в памяти его родных и друзей, трагически ушёл из жизни? Но камера Басова с таким интересом и любопытством следует за героями, всматриваясь в их лица, каждый жест, передавая тончайшую, не сразу распознаваемую иронию, открывая их внутренние катаклизмы, до поры до времени завуалированные вежливыми улыбками и рафинированной речью, что вы чувствуете, временами, не зрителем этой опасной игры открывания шкафов со скелетами, но участником её. Вы переноситесь в далёкое уже прошлое, в загородный дом успешного английского книгоиздателя, где он с друзьями и близкими принимают одну из клиенток, известную писательницу, автора детективных романов. Вы не удивляетесь тому, что люди собираются в гостиной и вместе слушают радио-пьесу, потому что это была эпоха радио, и оно сближало людей.

Как называлась пьеса, которую герои слушали в начале спектакля? «Не будите спящую собаку». И тут мы подходим к вопросу, о чём, собственно пьеса Пристли и фильм Басова? О том ли она, что правда — убийственна и лучше не будить её, или убийственна не правда, но потеря человеком иллюзорного рая, который он построил для себя и где царила его собственная правда, бесконечно далёкая от истинной сущности людей, окружавших его? Лучшие, хотя и неутешительно-хлёсткие слова принадлежат персонажу Басова, повторюсь, наиболее интересному, неоднозначному, умному и желчному цинику, который, пожалуй один видел картину со всех углов, понимал побуждения всех игроков и видел всё в реальном свете: «Вы не можете взглянуть в глаза реальности. Выдумали какой-то рай для дураков и пребывали в нём, а теперь Вы строите дурацкий ад, и в нём отныне намереваетесь пребывать.»

Как видите, «Опасный Поворот», действительно гораздо больше, чем просто увлекательный, закрученный детектив и психологическая драма (хотя и этого было бы более, чем достаточно, чтобы восхищаться им). Он в очередной раз поворачивается в неожиданном направлении и оставляет нас в раздумье о достаточно серьёзных вещах, но делает это не навязчиво, а как часть игры, и в самом конце приводит нас к исходному моменту, давая возможность выбрать самим, в какую правду поверить.

И наконец, самый остроумный штрих фильма и пьесы. Я уже упоминала, что действие разворачивается в доме успешного книгоиздателя, где он с друзьями и близкими устраивает небольшое празднество в честь гостьи, известной писателницы и клиетнки, Мод Мокридж (Руфина Нифонтова). Она на экране всего несколько минут, искренне наслаждается маленькой милой комапнией очаровательных людей. Но всмотритесь в её лицо и обратите внимание на умный, цепкий, видящий далеко насквозь взгляд. Звуки песни из музыкальной шкатулки, невзначай брошенная фраза, ответная ремарка — так разгорается искра идеи, из которой рождается история, книга, пьеса, Творчество.

10 из 10

18 марта 2013

Укройтесь вашим пледом поплотней И разожгите в комнате камин…

… чтобы насладиться по-настоящему хорошим кино; хорошим не потому, что он имеет определенные кассовые сборы (я вообще до сих пор не понимаю, какое отношение к качеству фильма имеет касса), или потому, что там засветилась очередная как бы звезда, или потому, что посмотреть этот фильм — это, как сейчас модно выражаться, — «быть в тренде»), а потому, что этот фильм — настоящее творчество.

После просмотра «Опасного поворота» так и хочется по-стариковски вздохнуть и сказать: «Да… сейчас так не снимают».

Фильм сделан в сложнейшем жанре фильма-спектакля: внимание зрителя удерживается не за счет динамики событий, а за счет постепенного раскрытия характеров персонажей посредством диалогов. Атмосфера английского дома, быт, тончайшие нюансы взаимоотношений героев переданы потрясающе (терпеть не могу подобные заезженные эпитеты… но других слов нет. Как объяснить, что перед нами — шедевр? Описывать такой фильм — это, наверное, все равно, что словами описывать вкус хорошего коньяка.).

Игра актеров (опять вздыхаю… сейчас так не играют) безупречна: одним выражением газ, поворотом головы, интонациями голоса — выразить весь спектр чувств персонажа; забываешь, что это актеры, возникает ощущение полного присутствия среди «милой восхитительной компании» хозяев дома и их гостей.

Отдельное браво режиссеру-постановщику В. Басову: каждая мизансцена, каждое появление персонажа — тончайший штрих в интриге, свидетелями которой мы становимся. Детективная и драматическая линии не перебивают друг друга, а вплетаются в единый сюжет, в основе которого — расследование подноготной чувств, характера, поступков каждого из персонажей, расследование той самой Истины, про которою говорила одна из героинь спектакля — Олуэн.

Да и сама тема, которая поднимается в спектакле, — весьма и весьма любопытна. Насколько правда может быть убийственна… и на самом ли деле истина способна убивать? Может, со мной многие, посмотревшие фильм, и не согласятся, но настоящей правды (Истины) Роберт так и не понял. Прав был Стэнтон: если до недавнего момента Роберт жил в «выдуманном раю», то сейчас он «строит дурацкий ад, в котором отныне намеревается пребывать». В общем, Роберт поменял полуправду одну на полуправду другую. И смертельными для Роберта стали крушение иллюзий и новая «как бы правда» в которую он уверовал. А вовсе не Истина.

А вы как думаете?..

Итак: шикарные диалоги, персонажи, постановка, сюжет! Отличный спектакль! Браво!

(пойду-ка я еще раз пересмотрю…)

10 из 10

24 марта 2011

Истина как спящая собака.

Очень хорошая театральная постановка. Для тех кто часто ходит в театр не будет проблемой потратить 2 часа на просмотр данного спектакля.

Тут нет динамично меняющихся декораций и костюмов, здесь есть стиль, прекрасная игра актеров, ну и конечно запутанная история, связанная между собою участием каждого из персонажей.

10 из 10

20 марта 2011

Молчи собака, сам знаю.

Если кратко, почти объективно оценить то, что создал Басов из книги Пристли можно сказать так: Потрясающе сыграно, Верю!

По другому и не могло быть: какая ассамблея актерских талантов, подчеркиваю талантов, а не звезд, ибо сейчас это слово получило иную окраску, небосвод огромен, а звездищь ну просто дыщь… Извините за лирическое отступление.

А если углубиться в «разбор полетов» и утомить скучающего педанта в том, что собственно и не нуждается ни в каком дополнении, да и в чем он, наверняка, и сам уверен, можно добавить: Вся выигрышность сюжета в его диалогах, потрясающе выстроенных мезансценах, с деликатностью достойной пера самого автора.

Все персонажи весьма изысканны и лаконичны, нет и тени сомнения в том, что актеры живут игрой. Плавно, словно из-за ширмы появляющиеся все новые и новые факты из жизни, так крепко связанных героев, все больше погружают зрителя в таинственный мир, где очевидное становится невероятным только тогда, когда в это никто не хочет верить, потому что не может принять этой правды.

Вообще, как-то так получается, что почти все гениальные детективные сюжеты выросли в стране туманного Альбиона, где дух рыцарства, стремления к правде жизни и вечности был всегда важен и первостепенно необходим.

Но есть в этом и своя ирония, насмешка над благородностью, под которой всегда прячется тайна, и от того она получается такое циничной и жестокой, что внешне выглядит все пристойно и благовоспитано. Тем горчее она становится, когда на поверку оказывается что за чистеньким фасадом прячется адская лавина, льющаяся рекою, срываясь с уст тех, кто до определенного момента был ангелом во плоти.

Сказать или промолчать? Что лучше: узнать все так как есть, или оставаясь в неведении быть жертвой чьей-то игры? «тихушников», которые за твоей спиной проворачивают темные делишки. Как тролли поедающие желуди, «маленькие тараканчики», а сами ничтожно убоги, недочеловечки.

Да, согласен это гениальная фраза:

- Выдумали себе какой-то дурацкий рай, в котором и обретались, а теперь, выбравшись оттуда благодаря потраченным за целый вечер усилиям — и, заметьте, вы сами этого захотели, — теперь строите дурацкий ад, в котором отныне намереваетесь пребывать!

Она создает весь антураж и венчает весь ритм произошедшего, сковывая своей тяжестью дальнейшее развитие безысходности событий. Весь смысл остается на дне бокала выпитого виски, и та горечь, которая еще осталась во рту еще больше и сильнее подталкивает к закономерному концу… Никому нельзя верить! Даже самым близким. Все всегда ищут, где теплее, выгоднее и слаще.

Стоит раскрыть все карты и ты понимаешь, что любая ценность ценна только тогда, когда до нее нет никакого дела, а как только ценник определен, все обесценивается.

» Имеющий уши да услышит! Имеющий глаза да увидит!»

Так ли это есть на самом деле, необходимо? Вопрос останется без ответа.

17 июня 2010

Больше всего в этом фильме мне понравилась игра актеров. Юрий Яковлев, Валентина Титова, Владимир Басов и другие замечательные актеры великолепно исполнили свои роли. Актеры на протяжении всего фильма просто жили своими ролями. Взгляд, жесты, мимика, все это вызывало у меня восхищение.

Операторская работа мне тоже понравилась. Больше всего мне понравились длинные дубли, когда камера проходит через несколько комнат, делая полукруг, и останавливается напротив того места, откуда началась съемка.

В этом фильме исполнена красивая музыка, которая дополняет картину.

Браво!

10 из 10

28 июня 2009

Не будите спящую собаку

Очень люблю этот фильм. С него когда-то давным-давно началось мое увлечение английской литературой, ведь именно «Опасный поворот» открыл для меня имя Джона Бойтона Пристли, как великолепного драматурга и исследователя человеческой души. И надо отдать должное Владимиру Басову, как режиссеру. Он поставил свой фильм замечательно! Актеры очень точно знают, что им нужно делать. Каждый из персонажей на своем месте…

Благородный Роберт, не подозревающий о том, какие змеи клубятся вокруг него под видом добрейших милейших людей. Его личная трагедия в том, что он оказывается не готовым к тому, что вдруг происходит открытие. Открытие страшное и крайне неприятное. Благодаря нелепой случайности и странному повороту в ходе обычного разговора милой компании, у него открываются глаза на всех людей, кому он раньше доверял и кого любил…

Маленькая музыкальная шкатулка становится самым настоящим «Ящиком Пандоры»! И это является для Роберта настоящим шоком. Это сокрушает его. Юрий Яковлев в этой роли просто бесподобен! Его глаза — это глаза человека, поставленного перед фактом, что в жизни не осталось ничего, ради чего стоило бы жить. Яковлев сыграл очень убедительно и достойно! Заявляю это со всей ответственностью!

Образ, исполненный самим Басовым — Стэнтон — совсем другой. Это циник, не знающий ничего святого, не ведающий стыда и давным-давно забывший, что такое угрызения совести… Актерская игра — выше всяких похвал!

Шикарный диалог между честным и во многом наивным Робертом и циником Стэнтоном:

- Вы — вор, наглый обманщик, лжец и низкий, грязный соблазнитель!

- А вы — дурак, Кэплен. У вас очень солидный вид и только… Вы не желаете взглянуть реальной правде в глаза. Выдумали себе какой-то дурацкий рай, в котором и обретались, а теперь, выбравшись оттуда благодаря потраченным за целый вечер усилиям — и, заметьте, вы сами этого захотели, — теперь строите дурацкий ад, в котором отныне намереваетесь пребывать!

И хоть позиция Стэнтона нечиста, он кажется чертовски убедительным! Но несмотря на это, зритель всецело на стороне Роберта, честного душой и благородного во всех своих поступках!

Женские образы в фильме — также очень яркие, разные и запоминающиеся:

- не очень умная, но весьма миленькая (как и полагается классической блондинке), щебечущая и надувающая пухленькие губки кудряшка Бэтти;

- тайно влюбленная и страдающая леди Олуэн с грустными глазами и низким печальным голосом;

- роковая красавица супруга Роберта — Фреда, которая, как выяснилось, несчастна в браке и ищет своего счастья тайными от мужа способами…

- и писательница мисс Мокридж, которая оказалась в нужном месте в нужный час для того, чтобы подглядеть и ухватить новый сюжет для своей новой книги…

«Не будите спящую собаку» — так называется постановка, которую слушают в начале фильма наши герои-англичане по радио…

«Не буди лихо, пока оно тихо» — гласит русская поговорка… Ну чем мы не британцы?

10 из 10.

18 января 2008

Драма Опасный поворот появился на телеэкранах в далеком 1972 году, его режиссером является Владимир Басов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Валентина Титова, Руфина Нифонтова, Елена Валаева, Александр Дик, Владимир Басов, Антонина Шуранова, Юрий Яковлев.

Страна производства - СССР. Опасный поворот — имеет очень высокую оценку среди кинокритиков, более 8 баллов из 10, его просто необходимо увидеть. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.