Мими-металлист, уязвленный в своей чести
Mimì metallurgico ferito nell'onore
7.6
7.3
1972, комедия, драма
Италия, 2 ч
В ролях: Джанкарло Джаннини, Тури Ферро, Агостина Белли, Луиджи Диберти, Туччо Мусумечи
и другие
Мими покидает солнечную Сицилию и отправляется в промышленный Турин в поисках работы. А заодно бросает фригидную жену ради красивой девственницы. С помощью богатого дядюшки - мафиози он получает место металлурга на заводе. Поэтому дать показания против родственников, убивших на его глазах несколько человек, Мими не может. Активный коммунист и борец за права рабочего класса, Мими становится боязливым и подавленным. Тем более, что мафиози шастают по всему городу, и у всех одинаковые родинки на лице.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Мими-металлист, уязвленный в своей чести

английское название:

Mimì metallurgico ferito nell'onore

год: 1972
страна:
Италия
слоган: «He's been a husband, a lover, a cuckold and a Communist. Now he just wants to be free.»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Дарио Ди Пальма
композитор:
художники: Амедео Фаго, Энрико Джоб, Эмилио Балделли
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 19 февраля 1972 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постеры фильма «Мими-металлист, уязвленный в своей чести», 1972

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Мими-металлист, уязвленный в своей чести», 1972

Памяти Лины Вертмюллер

Печально осознавать, что фильмы Лины Вертмюллер малоизвестны в нашей стране. Именно Мими входит в число ее лучших работ. В фильме играет Джанкарло Джаннини, который исполняет роль, можно сказать, одного и того же героя-обывателя, немного невротика, патологически ждущего очередной плотской утехи.

В Мими политическая и классовая сатира быстрыми темпами перетекает в разговоры о сексе, неверности и рождении очередного потребителя. Кармело рвется в Турин, бежав от жены, которая больше не приносит сексуального удовлетворения. Сицилийские простачки с комичными лицами также заставляют взять чемодан и свалить из Катании. По приезду в Турин, Мими попадает в круговорот событий и устраивается металлургом на престижный завод. Все бы ничего и жизнь его проходила так же тускло, как и в Катании, если бы не вступление в левацкий профсоюз и встреча с такой же обывательницей, которая, на первый взгляд, кажется неплохо подкована в теме политики. Однако впоследствии мы понимаем, что дальше каких-то заученных догм и фетишей (наподобие портрета Ленина над кроватью), ее познания не так глубоки.

Весь фильм пестрит колкостями в адрес политической жизни страны (и не только Италии). Как и положено: политика и любовные похождения сливаются воедино. Вертмюллер как в воду глядела, когда писала сценарий. Видимо, в Европе начала 70-ых годов уже были опасения не только насчет промышленного развития России, но и веры в прописные истины коммунизма. Скорее всего, это уже насмешка и вера в сказку. Политическая борьба остановилась на этих самых профсоюзах, которые кроме лозунгов и народных маршей не могут сформулировать принципы своей борьбы. Троцкизм можно назвать трахкизмом, ведь сути это не поменяет.

После всех наполненных отчаянием разговоров о политике любовные приключения и терзания выглядят чересчур трагикомично. Мими-металлист - прекрасный образчик кино о неполноценном человеке, которых, к сожалению, среди нас тьма. Гражданская и политическая импотенция здесь равнозначна импотенции мужей в семьях. Именно в семье можно иметь уйму детей, любовниц и даже автомобиль, но при этом летать очень низко, каждый раз ударяясь о посредственность. Металлург, коммунист, рогоносец - кем только не был герой Джаннини, но в итоге сумели додавить и его. И вот он также бесцельно агитирует за права рабочих.

Фильмы Вертмюллер 70-ых годов это ода не столько поколению неудачников, которые в 60-ые годы могли что-то изменить, сколько краху иллюзий о совершенном мире. Было бы идеально закончить фильм следующими словами: “Дела в мире идут неправильно из-за бардака в голове у всех людей на этой планете”. Лучше и не скажешь.

23 марта 2022

Простодушный в Турине и Катании

Социальные трагикомедии Лины Вертмюллер обычно построены на очень простом и древнем комедийном трюке — quid pro quod, то за это, она выдает одних персонажей за совсем других и строит комический, а часто и мелодраматический эффект на разоблачении истинной сущности. Так влюбляются друг в друга ее герои и героини, воплощающие противоположности — швейцарская мультимиллионерша Марианджелы Мелато и мафиози Микеле Плачидо в «Летней ночи с греческим профилем, миндалевидными глазами etc…», богатая стерва той же Мелато и ожесточенный мачо пролетарий Джаннини в «Отнесенных необыкновенной судьбой в лазурное море..», чтобы не цитировать полностью названий в строчку с хвостиком. Противоположности меняются местами по мере развития сюжета. Жестокий гангстер разомлевает от любви к своей похитительнице, чьи амбиции и классовое сознание капиталиста подтачиваются захватывающим эротическим интересом.

Вот и в «Мими-металлурге» горячий сицилиец Джанкарло Джаннини, не пожелавший голосовать за кандидата мафии, на самом деле — трус и мямля, для которого сеточка на волосах и миксер — верх мечтаний о социальном престиже, а разбитная анархистка Марианджелы Мелато (это первый дуэт актеров у Вертмюллер, до «Отнесенных в лазурное море»), которая, как и почти все героини Мелато, за словом в карман не полезет, — на самом деле застенчивая девственница, верящая в единственную любовь до гроба. Но было бы слишком просто если бы на самом деле было на самом деле. Кем в итоге «на самом деле» окажутся персонажи, какой из двух своих натур — показной или интимной — они в конечном итоге более верны? А что личина и тайная индивидуальность легко меняются местами и с одинаковой достоверностью могут притязать на истину или, вернее, на место истины — постмодернистский скепсис, характеризующий творчество Вертмюллер.

Подобно Этторе Сколе в «Террасе», подобно Элио Петри, с фильмом которого «Рабочий класс идет в рай» у «Мими-металлурга» много общего, Лина Вертмюллер сталкивает тематику классовой борьбы и коммунистическую символику с карнавальной полнотой жизни, где телесный низ может в буквальном смысле занять почти весь экран, как в сцене соблазнения Мими-металлургом чудовищной женщины-борова. Подобные тенденции восходят к творчеству Пазолини, но отличаются от него большей степенью скептической иронии и более откровенным юмором. Разочарование в социальной борьбе — вот что отражено фильмами Вертмюллер, Петри, Сколы и Марко Феррери, и этим объясняется «барочная» поэтика слишком длинных названий, гротескных сцен, нагромождения эмблем. Ведь барокко исторически выражало именно скепсис по отношению к системам означивания реальности, их отстранение от непосредственной подражательной, миметической функции, их утрирование в эмансипированном виде. Антитезы этих знаковых систем становятся игровыми, ведь любая игра построена на антагонизме, антитезе. Впрочем, некоторые из антагонизмов устойчивы в творчестве Вертмюллер и, вероятно, отражают ее мироощущение. Ведь кроме неизменной декамероновской пары противоположностей, обозначенной литерами Эм и Жо, Вертмюллер часто играет и другой — противоположностью севера и юга, как в «Летней ночи с греческим профилем…», «Фердинанде и Каролине», «Паскуалино Семь Красоток» — так и в этом фильме.

8 июня 2015

Смеяться над грустным, плакать над смешным…

Лина Вертмюллер — один из тех мастеров итальянской комедии, что заставляли зрителя смеяться над грустным и плакать над смешным, находить повод для оптимизма в самом беспросветном отчаянии и печалиться по поводу самых радостных событий. В принципе, для итальянского видения жанра это вообще было характерно, но синьора Вертмюллер в бурных волнах трагикомедии чувствовала себе уверенно, как мало кто другой. А начало ее славной кинематографической карьере положил маленький сицилиец Мими в блистательном исполнении Джанкарло Джаннини. Ну, и конечно, его женщины: Марианджела Мелато, Агостина Белли и Елена Фиоре — в бурных разборках с которыми гордый металлург теряет свою честь.

Именно в «Мими-металлурге» Вертмюллер впервые смешала свой фирменный коктейль из политической сатиры, социальной драмы, эротической комедии и любовной мелодрамы густо сдобрив его приправой из пародийного неореализма. Получилось настолько вкусно, что затем она стала раз за разом предлагать его зрителю — уже с разной степенью успеха, так или иначе проецировавшейся на «Мими», от обаяния которого режиссер не смогла отделаться уже никогда. Да, наверное, и не хотела — раз за разом снимая в своих фильмах Джаннини и Мелато. Или ища созданные ими образы в других актерах.

Ну а пока все только начиналось… Начиналось с бедного сицилийца Мими, который потерял работу в родном городке, после того как проголосовал на местных выборах за коммунистов. Да-да, выборы в Италии 70-х тоже были «честные и справедливые», как, впрочем, всегда и везде. Вынужденный, подобно тысячам своих южных собратьев, искать счастья на индустриальном Севере, Мими отправляется в холодный дождливый Турин, где устраивается гастарбайтером на стройке — фактически за еду и койку в общежитии: меняются времена и страны, но не жизнь «маленького человека», которого жернова судьбы медленно, но верно перемалывают в пыль. Тем не менее, после серии смешных и грустных приключений Джамшуду… то есть, простите, Мими повезло. Его признает за дальнего родственника (сицилийцы ведь все друг другу родня) один из боссов. И вот теперь Мими носит гордое звание «металлурга» и работает на большом заводе…

А еще он знакомится со взбалмошной и экстравагантной Фьореллой, которая посвящает его в идеалы троцкизма… и не только. Собственно, после того, как на экране в образе «троцкисты» появляется Марианджела Мелато, начинается настоящий ураган. Актриса создает настолько сочный, яркий и где-то даже немного гипертрофированный образ «настоящей итальянки», что ее сразу становится очень много. Она заполняет собой все, подминая даже Джаннини (а это сделать очень и очень нелегко), приковывая внимание, заставляя восхищаться и возмущаться броскостью своей героини, потоком ее образной речи, бурной жестикуляцией, непосредственностью манер. Низкий хрипловатый голос Мелато очаровывает настолько, что завороженным оказывается не только несчастный Мими, но и зритель с режиссером. Которая, повторю, практически во всех своих последующих героинях видела только Марианджелу, даже если ее не снимала.

Но в «Мими-металлурге» Фьорелла все-таки вынужденно отходит на второй план. Иначе, наверное, фильм у Вертмюллер не получился бы таким цельным и мощным. Словно бы избавившись от чар, герой Джаннини вновь окунается в пучину приключений, которые настигают его, как бы он ни прятался от невзгод за престижной работой и счастливой любовью. Ведь никуда не делся мафиозный клан с его родной Сицилии, никуда не делась несчастная жена с ребенком, никуда не делись политические споры, порой разрешаемые автоматными очередями… Мими вынужден вернуться домой, где его поджидает неприятный сюрприз и куча новых приключений. Вот только, выпутаться из них не потеряв свою честь будет уже не так-то просто. Да и потом — смотря, что понимать под честью: звание рогоносца может оказаться еще не самым страшным, тем более, что отомстить за него можно так, что от смеха трудно будет усидеть в кресле. А вот потерять любовь и остаться один на один со своей совестью — это уже приговор.

Мими делает выбор, который, наверное, на его месте сделал бы практически каждый. И от этого в финале картины становится очень грустно. Потому что при всех своих политических симпатиях, при всем неприятии современного ей (да и нам теперь) мира, при откровенных анархистских и левацких воззрениях Лина Вертмюллер прекрасно понимала, что борется с ветряными мельницами. Но не бороться не могла — пусть с помощью эпатирующих, хулиганских по сути, фильмов. Пусть не видя никакого выхода. Пусть с ноткой безысходности… И может быть, ее картины все-таки сделали мир чуточку лучше и светлее — по крайней мере, «Мими-металлург» и последовавший вслед за ним щемяще-пронзительный «Фильм любви и анархии» уж точно.

9 февраля 2012

Комедия Мими-металлист, уязвленный в своей чести появился на телеэкранах в далеком 1972 году, его режиссером является Лина Вертмюллер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Джанкарло Джаннини, Тури Ферро, Агостина Белли, Луиджи Диберти, Туччо Мусумечи, Розария Рапизарда, Умберто Лентини, Сальваторе Саваста, Отторино Руссо, Джованни Кори, Клаудио Трионфи, Антонио Микалицци, Сара Микалицци, Сальваторе Чентаморе, Франческо Пеллегрини.

Страна производства - Италия. Мими-металлист, уязвленный в своей чести — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.