Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Карпухин |
год: | 1972 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Венгеров |
сценарий: | Григорий Бакланов |
видеооператор: | Владимир Чумак |
композитор: | Исаак Шварц |
художник: | Виктор Волин |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 января 1973 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Эта лента может показаться заурядным сельским детективом. Автомобиль сбивает человека. Никто особо не хочет внимать в детали, ведь Карпухин, водитель автомашины, в недавнем прошлом привлекался к уголовной ответственности. Все понятно. Был пьян. Задавил мужчину. Сбежал. Точка. Ждем приговора.
- Карпухин, это человек, неумевший или нежелавший совладать со своей пагубной страстью, каждым своим действием, каждым своим шагом он нарушал... Карпухин виновен...
Даже молодая жена во время судебного заседания не выдержит - 'Ты же обещал....'. Думаете, что это останется без внимания судьи и присяжных заседателей?
'(Следователь:) Не пьет только сова. А знаете почему? Днем она спит, а ночь магазин закрыт'.
Но прежде нам покажут молодого следователя, который стремится выяснить все нюансы. Достаточно быстро он понимает, что личное дело Карпухина не так уж и очевидно. Герой войны лишь по случайности попал под раздачу и получил срок. Да и совсем не очевидно садился ли он за руль пьяным.
'Некоторые факты, кажущиеся бесспорными, такими бесспорными сейчас не выглядят. Был ли он действительно пьян?'.
Так мы переходим к стадии судебного заседания. Портреты судьи, прокурора и присяжных не внушают особого оптимизма. Все уверены, что Карпухин виновен. Да и заниматься всем этим никто уже и не желает. Однако Венгеров показывает нам, что может сделать обоснованное сомнение одного человека.
Тем самым, как это не парадоксально, критикуя систему нам показывают ее эффективность. Да... следователь был неопытен. Да... прокурору, так и вовсе кроме своего здоровья ни до чего остального не было дела. Да... судья, кажется уже все решил. Да... один присяжный признается, что пьет, но с оговоркой, что по праздникам, а другая, так и вовсе соглашается во всем со следователем. И тут есть замечательный авторский ход. Режиссер допускает, чтобы зритель экстраполировал и даже допустил как репрессии, так и маховик судебных ошибок. Но ведь нам рассказывают о решениях системных!
Так что в части реалистичности и оптимизма лента 'Карпухин' удивительным образом оказывается глубже и острее известных '12 разгневанных мужчин'. Лента бросает вызов некоторой части советского общества, уверенной в 'бездушных тисках судебной машины'. В том же 'Вокзале на двоих' у героя нет шанса на выяснение всех деталей. Формально виноват - в тюрьму. А Венгеров допускает, что все гораздо сложнее и неоднороднее.
'Вы что же следователю не доверяете. Следователь ознакомился, расследовал квалифицированно, а вы не доверяете? Я доверяю следователю'...
Если в смысловой составляющей - это шедевр, то в вопросах визуальных лента более, чем скромна. Нет особой изящности в постановке планов. Невыразительна и игра света. Зато нет никаких нареканий к актерским работам. Каждый артист подобран ровно на 'свое место'. Даже Людмила Гурченко блеснет в небольшой роли заболевшего прокурора Николая Еременко-ст.
9 из 10
29 февраля 2024
Фильм Владимира Венгерова производит неоднозначное впечатление. Простая по фабуле история — шофера судят за сбитого пьяного пешехода — превращается у него в любопытное исследование нравов, как уличных, так и скрытых за стенами административных учреждений. В этом смысле фильм выглядит запоздалым приветом оттепельному периоду советской культуры. Сценарий Бакланова как всегда неоднозначен: заглавный герой совершенно не выглядит невиновным, его внешность и прошлое, напротив, предполагают сомнения и подозрения. Молодой следователь выглядит, наоборот, весьма комично, хотя в нем неожиданно пробивается принципиальность и дотошность. Так что эта пара героев выписана очень неплохо, играющий Васильева Корзун вообще создает образ не в манере советского кино, он больше подходит по принципу игры какому-нибудь неореализму. Однако чем ближе к сценам суда, тем больше прямолинейных решений. Можно сказать, что на сценариста однозначно повлияла техника Льва Толстого в подобных сценах из романа «Воскресение»: прокурор болен, как он напрасно думает, раком и откровенно преувеличивает значение своей позиции; судья хочет поскорее завершить очевидное для него дело, не слишком вслушиваясь в ход заседаний и т. п. Но можно назвать еще один источник влияния, уже кинематографический. Это знаменитых «12 рассерженных мужчин», которые громким эхом отзываются в особенной позиции одного из судебных заседателей, который подобно герою Фонда нарушает заученный церемониал победы закона над преступлением.
Вместе с тем, нельзя сказать, что стилистически фильм вторичен. «Карпухин» не анемичен, это вполне живой рассказ о рядовом деле (нерядовое все равно не дали бы озвучить), который должен создать впечатление, что советский суд не только самый справедливый, но и самый гуманный суд в мире. Венгеров сумел найти в целом правильную интонацию, чтобы подобный вывод из всего фильма не был бы произнесен с кривой улыбкой.
13 марта 2016