Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Томатный кетчуп императора |
английское название: |
Tomato Kecchappu Kôtei |
год: | 1971 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Сюдзи Тэраяма |
сценарий: | Сюдзи Тэраяма |
продюсер: | Миси Танака |
видеооператор: | Хадзимэ Саватари |
композиторы: | Дж.А. Сизер, Сюдзи Тэраяма |
монтаж: | Сюдзи Тэраяма, Яо Мацудзава |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 апреля 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 12 мин |
Самое знаменитое китайское проклятие, ввергающее в исступленное смятение всех правоверных, кроме, естественно, истовых дзенбуддистов, звучит просто: «Чтоб Вам жилось в эпоху перемен!». Перемены эти, естественно, бывают двух и не более типов: или война, или революция, причем природа этой революции, ее доминирующий характер, заключающийся в экономическом или политическом переустройстве, абсолютно не важны. Стихия любой революции иррациональна и кошмарна в своей сопутствующей социальной деструкции.
В некой неведомой фантомной колонии где-то в Японии в один не самый прекрасный день ее бытия произошло второе. Революция, которую взяли в свои руки дети, бунтующие против родительского диктата. В один миг все было разрушено, а привычные устои низвергнуты в бездну тысячелетий. Для этих детей, увлекшихся иррациональной стихией революционного разрушения, матерью родной стала царственная Госпожа Анархия, грудное молоко которой они пьют взахлеб, а отцом родным — девиантный Господин Либертинаж, позволивший детям примерять на себя роли взрослых и играть с присущими лишь несовершеннолетним максимализмом и непосредственностью во взрослые игры, в очень взрослые игры, в том числе и в постели, рядом с иссушенными трупами бывших родителей, от доминации и условностей которых Дети освободились всецело.
За четыре года до того, как итальянец Пьер Джузеппе Мурджа прошел по тонкой грани детской порнографии и пасторальной мелодрамы в своем неоднозначном «Распутном детстве», японский авангардист-анархист Сюдзи Тераяма, многие фильмы которого и поныне способны ввергнуть в краску даже самых отпетых извращенцев, в 1971 году представил на суд публики и критиков свой полноценный режиссерский дебют — фильм «Томатный кетчуп императора», ставший водночасье как кинематографическим манифестом авангарду и свободе от Тераямы, так и просто сюрреалистическим безумным эпатажем, балансирующим где-то за рамками привычного, обыденного и скучного.
В любом авангарде грани допустимого крайне размыты и нечетки, а любую мораль и вовсе проще не замечать и не подменять ее эвфемизмами; Тераяма в своем дебюте продемонстрировал все возможности авангардного искусства, играя на неоднозначности и шокирующем контенте своего фильма, который видится не более чем притчей и переосмыслением ряда крупнейших в Азиатском регионе исторических катаклизмов, начиная от японского вторжения в Китай(а из истории мы знаем ЧТО творили японцы на территории оккупированного Китая), окончания Второй Мировой, для Японии завершившейся политическим сеппуку, приходом к власти в Китае и Корее коммунистов, принесших с собой не блага земные, а кровавые знамена культурной и прочих революций, атака на Хиросиму… Список можно продолжать и события тех бурных лет выглядят как истинный кошмар и безумие на фоне сюрреалистического инфантильно-сексуального хаоса, показанного Тераямой в «Томатном кетчупе императора». Практически об этом и писал Уильям Голдинг в своем шедевральном «Повелителе мух», а Тераяма благодатное наследие Голдинга всего-лишь переосмыслил, вплетя в идеологическую паутину своей ленты и темы пьянящей природы власти и всеобщего разрушительного безумия. Дети слишком заигрались и вышли из-под контроля, контроля, порожденного порядком, который в свою очередь с легкостью становится диктатурой и авторитаризмом.
Существующий в двух версиях, как короткометражка и как полноценный 88-минутный фильм(но между первой и второй версией можно смело ставить знак равенства), «Томатный кетчуп императора» воспринимается и в качестве вызова тогдашнему закосневшему японскому социуму. Практически в то же самое время в японском кинематографе начался расцвет психо-сексуальных и садомазохистских «розовых фильмов», а по стране прокатилась волна студенческих бунтов. Таким образом, японское общество вступало со всем миром в 60—70-х гг. ХХ века период распутства и познания свободы, отвергая учения отцов. Не правда ли хиппи были сродни бонзам китайской культурной революции? «Томатный кетчуп императора» — всего лишь отклик на тогдашние тенденции времени, отклик вполне в его духе, и со временем приобретший еще более скандальный флер. Это, безусловно, кино не для всех и не для каждого: для кого-то слишком мрачное и гнетущее, или слишком извращенное, или просто созданное фантазией безумного человека. Это фильм-сон, от которого не будет трезвого пробуждения, сон разума, который рождает чудовищ, но на сей раз у этих чудовищ милые детские лица.
26 июня 2015
Самое знаменитое китайское проклятие, ввергающее в исступленное смятение всех правоверных дзенбуддистов, звучит просто: «Чтоб Вам жилось в эпоху перемен!». Перемены эти, естественно, бывают двух и не более типов: или война, или революция, причем природа этой революции, ее доминирующий характер, заключающийся в экономическом или политическом переустройстве, абсолютно не важны. Стихия любой революции иррациональна и кошмарна в своей сопутствующей социальной деструкции.
В некой неведомой фантомной колонии где-то в Японии в один не самый прекрасный день ее бытия произошло второе. Революция, которую взяли в свои руки дети, бунтующие против родительского диктата. В один миг все было разрушено, а привычные устои низвергнуты в бездну тысячелетий. Для этих детей, увлекшихся иррациональной стихией революционного разрушения, матерью родной стала царственная Госпожа Анархия, грудное молоко которой они пьют взахлеб, а отцом родным — девиантный Господин Либертинаж, позволивший детям примерять на себя роли взрослых и играть с присущими лишь несовершеннолетним максимализмом и непосредственностью во взрослые игры, в очень взрослые игры, в том числе и в постели, рядом с иссушенными трупами бывших родителей, от доминации и условностей которых Дети освободились всецело.
За четыре года до того, как итальянец Пьер Джузеппе Мурджа прошел по тонкой грани детской порнографии и пасторальной мелодрамы в своем неоднозначном «Распутном детстве», японский авангардист-анархист Сюдзи Тераяма, многие фильмы которого и поныне способны ввергнуть в краску даже самых отпетых извращенцев, в 1971 году представил на суд публики и критиков свой полноценный режиссерский дебют — фильм «Томатный кетчуп императора», ставший водночасье как кинематографическим манифестом авангарду и свободе от Тераямы, так и просто сюрреалистическим безумным эпатажем, балансирующим где-то за рамками привычного, обыденного и скучного.
В любом авангарде грани допустимого крайне размыты и нечетки, а любую мораль и вовсе проще не замечать и не подменять ее эвфемизмами; Тераяма в своем дебюте продемонстрировал все возможности авангардного искусства, играя на неоднозначности и шокирующем контенте своего фильма, который видится не более чем притчей и переосмыслением ряда крупнейших в Азиатском регионе исторических катаклизмов, начиная от японского вторжения в Китай(а из истории мы знаем ЧТО творили японцы на территории оккупированного Китая), окончания Второй Мировой, для Японии завершившейся политическим сеппуку, приходом к власти в Китае и Корее коммунистов, принесших с собой не блага земные, а кровавые знамена культурной и прочих революций, атака на Хиросиму… Список можно продолжать и события тех бурных лет выглядят как истинный кошмар и безумие на фоне сюрреалистического инфантильно-сексуального хаоса, показанного Тераямой в «Томатном кетчупе императора». Практически об этом и писал Уильям Голдинг в своем шедевральном «Повелителе мух», а Тераяма благодатное наследие Голдинга всего-лишь переосмыслил, вплетя в идеологическую паутину своей ленты и темы пьянящей природы власти и всеобщего разрушительного безумия. Дети слишком заигрались и вышли из-под контроля, контроля, порожденного порядком, который в свою очередь с легкостью становится диктатурой и авторитаризмом.
Существующий в двух версиях, как короткометражка и как полноценный 88-минутный фильм(но между первой и второй версией можно смело ставить знак равенства), «Томатный кетчуп императора» воспринимается и в качестве вызова тогдашнему закосневшему японскому социуму. Практически в то же самое время в японском кинематографе начался расцвет психо-сексуальных и садомазохистских «розовых фильмов», а по стране прокатилась волна студенческих бунтов. Таким образом, японское общество вступало со всем миром в 60—70-х гг. ХХ века период распутства и познания свободы, отвергая учения отцов. Не правда ли хиппи были сродни бонзам китайской культурной революции? «Томатный кетчуп императора» — всего лишь отклик на тогдашние тенденции времени, отклик вполне в его духе, и со временем приобретший еще более скандальный флер. Это, безусловно, кино не для всех и не для каждого: для кого-то слишком мрачное и гнетущее, или слишком извращенное, или просто созданное фантазией безумного человека. Это фильм-сон, от которого не будет трезвого пробуждения, сон разума, который рождает чудовищ, но на сей раз у этих чудовищ милые детские лица.
7 из 10
27 декабря 2013
«Томатный кетчуп императора» Сюдзи Тераямы очень похож на «Сало» Пьера Паоло Пазолини. Обе картины особняком стоят в творчестве значительнейших поэтов и режиссеров второй половины двадцатого века. Эти фильмы скандальны и провокационны. Создатели намеренно возбуждают интерес к некоторым откровенным подробностям, умело уводя стилистику ленты далеко в сторону от слова «порнография». Забавно, что Тераяма по сути начинал со скандала, а Пазолини им завершил свою карьеру.
Сама по себе идея про бунт детей, одолевших взрослых и не справившихся со своей свободой, представляется мне куда более точной нежели «Каннибалы» Лилианы Кавани или «Свинарник» Пазолини. Однако, Тераяма не стремится останавливаться на раскрытии замысла. Существенную часть экранного времени зритель может наблюдать нагие тела несовершеннолетних и их пародирование взрослых отношений. Речь идет именно о тех самых отношениях, которые традиционно не стремятся показывать детям. На этом, в сущности рецензию можно и завершать.
Даже беспросветно-мрачная стилистика фильма меня не раздражает так, как некорректность по отношению к детям. Я могу допустить, что в ряде случаев цели создания художественного произведения могут требовать наличия пошлости (тот же Расс Мейер не раз переступал черту, оставаясь бесспорным мастером). Но в случае с «Кетчупом» мы просто сталкиваемся с перверсиями режиссера. Так что картина оказывается странным и совершенно неудачным режиссерским опытом, представляющим собой культурологический отголосок тех самых культурных революций.
1 из 10
23 ноября 2013
Никогда не поднимайте руку на ребенка. Делая это, вы оставляете беззащитным свое солнечное сплетение (Оззи Осборн).
Короткометражка японского авангардиста Тераямы Судзи — это фильм-партнер снятой годом ранее ленты о революции лилипутов Вернера Херцога. Своим режиссерским дебютом Тераяма Судзи позиционировал себя как ненавистника академического стиля в кинематографе. Раскадровка притчи о восстании против диктатуры взрослых напоминает безумную фотосессию абсурда. Дети…Повсюду дети как прожорливая саранча, облепившие ратушу, бульвары и памятники. Маленькие солдаты революции. В военной форме, в балахонах ку-клукс-клана, в надвинутых на брови касках и сигаретами в растянутых в усмешке пухлых губах. Камера хаотично выхватывает кадры взятого штурмом города: оцепленная улица, помеченный крестом дом, разлинованная на сектора будущих гетто мостовая, невольно подсмотренное мимоходом в окне изнасилование.
В домах вместо чучел животных и статуэток — высушенные мумии любимых бабушек. Перевязанным веревками родителям уготовлена роль скелетов, обитающих в шкафах малолетних наполеонов. Взрослые, не повинующиеся детям, чрезмерно опекающие их — учителя, инспектора, авторы сказок — лишаются гражданских прав и обречены на каторгу в концлагере «Свекарак». Туфли Императора чистит языком его отец, скуку Императора развеивает игрой на скрипке его мать. Кетчуп, любимая еда Императора, объявлена национальным символом. Романтика ультранасилия, подкрепленная актами мародерства. Примерка власти, проходящая параллельно с конфискацией содержимого родительского гардероба. Мамина помада, букли париков и нашлепки накладных грудей, натянутые на несформировавшиеся тела как символ инфантильности желаний восставших. Конституция, вся суть которой способна легко поместиться в два основных пункта эдипова комплекса: уничтожь отцов и сделай наложницами матерей. Диктатура пубертата, утверждаемая потенцией эрегированных автоматов.
Эпатирующий фильм Тераямы Судзи предоставил прокатчикам самостоятельно ломать голову над щекотливым вопросом: так кто же, в конце концов, любит детей больше — педагог или педофил. Цензура оказалась перед дилеммой «запретить нельзя разрешить»: фильм был недостаточно пуританским для широкого проката, но при этом недотягивал и до откровенного детского порно. Перестраховочный запрет на демонстрацию картины в США и ряде других стран не смутил режиссера-анархиста и организатора студенческих бунтов и уличных беспорядков в Токио. В правильности выбранной формы подачи собственных идей убеждал тот факт, что лента была принята на ура сторонниками леворадикальных молодежных течений. Благодаря их поддержке и вниманию, Тераяме удалось продемонстрировать один из способов дешифровки мифа об идеологическом терроре, частенько выдаваемом государственной машиной за естественный порядок вещей. Воссозданная в черно-белом варианте шокирующая фантазия была навеяна ужасами нацизма. А также разрушенным в одночасье детством режиссера, чей город был подвергнут ковровой бомбардировке, унесшей на его глазах большую часть жителей.
Происходящее на экране вызывает невольную ассоциацию с событиями времен культурной революции в Китае. Молодежь, исподволь направляемая руководством страны, ломала и уничтожала всё, что попадалось под руку. Вкусившее крови и опьяненное безнаказанностью движение вооруженных подростков-хуньвейбинов набирало ход, постепенно становясь опасным для самой власти. Преследуемая молодежь, в конце концов, стала сбегать в отдаленные провинции страны. В 1967 году в городе Ченгду скопились десятки тысяч детей, которые избили мэра города, разогнали малочисленную полицию и взяли власть в свои руки. Подростки выбрали нового мэра, которому было тринадцать лет. Первым же его указом было узаконено воровство, все горожане были обязаны давать пристанище бандитам, женщины объявлены всеобщим достоянием, а окрестные крестьяне обязаны были, под страхом казни, доставлять в город припасы. Утвердившись в городе, молодые люди почувствовали свою силу и отправили делегацию в Пекин с требованием предоставить району самоуправление. Из столицы пришел быстрый ответ — против детей бросили танки. Солдатам был дан четкий приказ — убивать всех, кто моложе пятнадцати лет. Когда танки подошли к городу, началось двухдневное сражение. В бой была брошена авиация и напалм. Революция пожирала своих детей торопливо и жадно, давясь костями их подростковых амбиций и юношеского максимализма. Реальность сыграла с мечтой о восстании детей в собственный жестокий театр абсурда, оставив далеко позади сюрреалистичный ад, показанный в «Томатном кетчупе»…
Тераяма Судзи оставил после смерти богатое творческое наследие: экспериментальный театр «Тендзе Садзики», двести литературных трудов, более двадцати авангардных фильмов и воплощенную на кинопленку дерзкую подростковую мечту о празднике непослушания. Единственное, чего не осталось после режиссера-утописта — его собственных детей.
14 июня 2012