Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Русское поле |
год: | 1971 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Николай Москаленко |
сценарий: | Михаил Алексеев |
видеооператор: | Юрий Гантман |
композитор: | Александр Флярковский |
художники: | Наталья Мешкова, Т. Исаева |
монтаж: | Е. Бармина |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 февраля 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
Сегодняшний зритель с высоты пятидесяти лет, прошедших с момента создания этой замечательной картины, может увидеть много трагических совпадений. Николай Иванович Москаленко - участник Великой Отечественной войны окончил актерский факультет ГИТИСа в 1947 году. С 1957 года работал на киностудии Мосфильм. Начинал ассистентом, потом вторым режиссёром. Во время съёмок фильма «Директор» в 1965 году в Каракумах трагически погиб актёр Евгений Урбанский. Первый режиссёр Алексей Салтыков отсутствовал, съёмочным процессом руководил Николай Москаленко. После этого случая режиссёру на несколько лет был закрыт доступ к профессиональной деятельности. С трудом сумел добиться права работать режиссёром, после чего самостоятельно поставил фильмы «Журавушка» (1968), «Молодые» (1971), «Русское поле» (1971). Фильм 'Русское поле' стал апогеем творчества режиссёра и одновременно - его лебединой песней, потому что Николай Иванович умер в 1974 году, прожив всего 47 лет.
Автор сценария этой удивительной по душевной пронзительности картины - писатель и журналист, военный корреспондент Михаил Николаевич Алексеев, написавший о жизни послевоенной деревни искренние произведения: 'Хлеб — имя существительное' (1963) и 'Ивушка неплакучая' (1971). Так уж получилось, что успешный во всех отношениях режиссёрский дебют «Журавушка» (1968) Николая Москаленко свёл на съёмочной площадке Михаила Алексеева, Нонну Мордюкову и её сына Владимира Тихонова. Федосья Леонтьевна Угрюмова и Филипп - мать и сын. Как на экране. Так и в жизни. Как на экране от Федосьи уходит муж к другой женщине. Так и в жизни Нонна Мордюкова рассталась с Вячеславом Тихоновым после 13 лет брака. Как на экране Филипп на стадии взросления лишается отца. Так и в жизни Владимир Тихонов остались вдвоём с мамой. Владимир Тихонов в 1971 году окончил Театральное училище имени Щукина, но к этому времени уже успел сняться в обоих ранее вышедших картинах Москаленко, поэтому не раздумывая согласился на главную роль.
В 1969 года произошёл пограничный конфликт на острове Даманском - вооружённые столкновения между СССР и КНР. Бывший фронтовик Москаленко счёл нужным отразить этот инцидент в фильме. Так появилась самая тяжёлая сцена этой прекрасной картины. На стадии ознакомления со сценарием друзья и коллеги отговаривали Мордюкову от роли именно из-за душераздирающей сцены, которую предстояло сыграть актрисе. Сомнения Нонны Викторовны развеял сын, который долго уговаривал мать дать своё согласие на роль, и она сдалась. Только поставила режиссёру условие, о котором я напишу чуть позже... Так на съёмках, которые проходили в Кстовском районе Горьковской области в селе Безводном и в деревне Погореловская Архангельской области, собрались все главные персонажи. Собрались, чтобы снять фильм, эмоциональная сила которого заставила в 1972 году посмотреть ленту почти 60 миллионов жителей страны.
Только сегодня, полвека спустя, начинаешь понимать всю истинную ценность таких фильмов. Изумительной красоты место выбрал режиссёр для съёмок. Неохватные взглядом просторные поля, изредка окаймлённые изумрудными ожерельями перелесков. Величественная и вместе с тем по-домашнему тихо-уютная река, неспешно катящая свои воды. Утопающие в зелени приятные глазу домики, к которым ведут замысловатые узоры протоптанных дорожек. И живут в этих домах такие же замечательные люди, с молоком матери впитавшие редкую красоту родной земли. Для русского человека, при всей машинерии и урбанизации, нет ничего важнее хлебной нивы. 'Хлеб - всему голова' - этому афоризму отводится много места, потому что русское поле и есть хлеб. Хлеб для себя, для детей, для всей страны. И растить этот хлеб нужно с чистыми добрыми помыслами, берущими начало в семейном счастье. Но счастье - величина непостоянная.
Ещё вчера оно было, и даже имело своё имя - Авдей Петрович Угрумов. А сегодня Авдей ищет своё счастье в другом доме. Нонна Мордюкова - великая актриса. Так сыграть Русскую Женщину одного таланта мало - нужно буквально перевоплощаться в каждый образ. Магнетизм её дарования позволяет зрителю буквально наслаждаться многослойным экранным образом, ведь в каждой новой сцене Федосья вроде бы и прежняя, но с новыми эмоциональными обертонами своей многогранной личности. Особый неповторимый лиризм картине придают музыка, частушки, песни. Композитор Александр Флярковский и поэт Леонд Дербенёв написали две чудесные песни, одна из которых стала невероятно популярной. Это знаменитая застольная 'Ах, мамочка': 'Ах, мамочка! На саночках каталась я не с тем! Ах, зачем я в полюшке повстречала Колюшку, ах, мамочка, зачем?'
Вторая песня - 'Колдовство' в исполнении Валерия Ободзинского: 'Твои глаза как два тумана, как два прыжка из темноты. Каким путём, каким обманом, в двадцатый век пробралась ты?' Ещё одну песню 'Белая лебедь' исполняет Галина Ненашева: 'Мне белая вьюга уронит в ладони перо с крыла' А как красиво и умиротворённо звучит в вечерней тишине русская народная песня 'Ничто в полюшке не колышется': 'Как напала на меня грусть жестокая - изменила, верно, мне черноокая' Слушая такие задушевные песни, любуясь такими неповторимыми видами, хочется вспоминать слова Василия Ивановича Чапаева из одноимённого фильма: 'Ты знаешь, Петька, какая скоро жизнь настанет - умирать не надо!' Похожие слова знаменитый красный комдив мог сказать в 1919 году. Но сто лет спустя мы можем лишь констатировать, что мир для России наступает исключительно между войнами, потому что всегда найдутся те, для кого наша Родина - как кость в горле.
Подошла очередь рассказать об условии, которое поставила Нонна Мордюкова, давая согласие на роль. В результате боестолкновений в Даманском конфликте погибло 58 советских солдат. Одним из них стал персонаж Филипп. Мордюкова настояла на том, чтобы её Володенька в гробу не лежал, пусть придумают специальный муляж. Не хотела она навлечь беду на сына. Москаленко согласился. Съемочной группой было решено немного обмануть зрителей - в гробу лежал не Володя Тихонов, а манекен. Для достоверности была сделана специальная маска, вылепленная с лица Владимира Тихонова. Сам актёр позже вспоминал: «Русское поле» - очень дорогой для меня фильм. Я был очень рад, что играл с матерью. Её контроль двойной — и как опытной актрисы и как матери, готовой вынуть свою душу и талант и отдать сыну, чтоб помочь сыграть трагическую ситуацию»
Несмотря на все старания Нонны Викторовны Мордюковой уберечь своего сына от всех возможных напастей, Владимир Тихонов умер в возрасте 40 лет от острой сердечной недостаточности. Умер ровно через 20 лет после съёмок фильма. Зная сегодня все эти факты, совершенно иначе воспринимаешь финальную сцену картины. Режиссёр прекрасно понимал, что зритель уходит из кинотеатра, держа в памяти последние минуты фильма. И минуты эти - изумительные по своей эмоциональной силе. Каким-то мистическим образом выдающаяся актриса Мордюкова будто бы заглянула в своё будущее. И то, что она там увидела, заставило её именно ТАК сыграть последнюю сцену...
17 марта 2023
Так себе фильм. Не знаю, может, я смотрел его, будучи не в том настроении, не настроился и пр., но мне было скучно. Слишком уж он какой-то стандартный, что ли. Обычный, средний, типовой. Не цепляет. Н. Мордюкова, конечно, актриса талантливая — спору нет, но, подчас, отличить одну ее роль от другой весьма затруднительно. В том смысле, что она уже сама по себе настолько ярко олицетворяет некий образ русской женщины (той самой, что воспевал Некрасов), что сложно уловить нюансы, особенности и пр. в каждом отдельно взятом случае. Я хочу сказать, что есть у нее, конечно, роли выдающиеся, но это, видимо, не тот случай. Она сыграла на уровне, так, как, может быть, не каждый смог бы, но до ее собственной высоко поднятой планки эта роль, на мой взгляд, не дотягивает. Ничего нового, особенного, запоминающегося я здесь не увидел.
История про ушедшего к другой мужа не нова, и удивить этим сложно, тем более что есть и более удачные фильмы на эту тему — взять, к примеру, «Любовь земную» и др. Да и любви-то как таковой, ради которой была оставлена семья, толком так и не показали. Не успел уйти — уже сожалеет. Несерьезно как-то. Гибель единственного сына — да, тяжелый момент, я согласен, но это, что называется, беспроигрышный ход — слишком просто. Что еще интересного? Какая-то мутная героиня в исполнении И. Макаровой, ее непонятные взаимоотношения с героем В. Невинного — как-то всё это слишком далеко и невнятно. Я уже молчу про эти стандартные атрибуты «деревенского кино» — трудности с техникой, с лихвой компенсируемые людским энтузиазмом — ну сколько можно. Только поймите меня правильно, я не говорю, что это плохое кино или что об этом не надо было снимать — вовсе нет. Я лишь отмечаю, что это конкретное кино — точно такое же, как многие другие. Не хуже и не лучше. И финальная сцена с интервью — глубокая по содержанию, по смыслу — к сожалению, совершенно не воспринимается так, как того бы хотелось. Слишком пафосно звучат слова, слишком гротескно изображены иностранные корреспонденты — весь эффект насмарку.
В общем, не впечатлило совершенно. Даже удивительно. Может, и впрямь момент для просмотра был неподходящий — не знаю. Если так — еще не все потеряно. Ну а пока — скромные
7 из 10
20 июля 2009