Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Прощай, дядя Том |
английское название: |
Addio zio Tom |
год: | 1971 |
страна: |
Италия
|
слоган: | «300 years of hate explode today!» |
режиссеры: | Гуальтьеро Якопетти, Франко Проспери |
сценаристы: | Гуальтьеро Якопетти, Франко Проспери, Джин Луотто |
продюсеры: | Гуальтьеро Якопетти, Франко Проспери |
видеооператоры: | Клаудио Чирилло, Антонио Климати, Бенито Фраттари |
композитор: | Риц Ортолани |
художник: | Кэтрин Снедекер |
монтаж: | Гуальтьеро Якопетти, Франко Проспери |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 сентября 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 16 мин |
Сегодня историческая реконструкция событий в документальном и художественном кино стала обычным делом. 40 лет назад это было новаторством. Используя не самые известные документальные свидетельства, Д. Якопетти и Ф. Проспери показали нам рабство как обыденную реальность (повседневную жизнь) Америки 19 века. Трудно не поверить в правдивость данной реконструкции. Невозможно остаться равнодушным к увиденному. Благодаря таланту создателей фильма каждый может почувствовать себя в шкуре раба, прочувствовать весь ужас и всю трагедию жертв расизма. Бесчеловечность человека поражает. Совсем недавно, какие-то полтора века назад, эта дикость была легитимной во всём мире! Как поздно люди стали людьми!
Сарказм авторов фильма поистине убийственный. Только так, и никак иначе, можно было достичь необходимого эффекта: продемонстрировать чудовищную физиономию «цивилизованного» общества, лицемерие и ханжество «добропорядочных» христианских латифундистов, их двойную мораль, замешанную на жажде обогащения. Как говорится, «ничего личного, только бизнес». Вся абсурдность и беспочвенность расизма, благодаря работе Д. Якопетти и Ф. Проспери, становится очевидной.
Фильм совершенно неполиткоректен и тем замечателен. Его создатели напоминают нам, что среди защитников рабства были выдающиеся исторические деятели, которыми гордится Америка, что рабство поддерживалось церковью, что женские монастыри покупали красивых чернокожих мужчин, что многие плантаторы-христиане владели гаремами юных смуглых наложниц, а их жёны не видели в этом ничего зазорного, что ночь с рабыней — это знак уважения к гостю этого дома… Грустно и смешно, но в 19 веке даже евреи были работорговцами, рабовладельцами и теоретиками расизма! А в 20 веке появился чёрный расизм.
«Прощай, дядя Том» — лучший фильм о рабстве в Америке. Даже современные документалисты, используя воспоминания американских рабов, не достигают того эффекта, которого добились итальянские документалисты 40 лет назад. Следует отметить свойственный фильмам Д. Якопетти и Ф. Проспери высокий уровень работы операторов и композитора. Если бы не обилие обнажёнки, то я бы рекомендовал этот фильм для просмотра на уроках истории в школах всех стран мира.
10 из 10
P.S. Вызывает удивление только одно: почему ни при большевиках, ни при демократах никто даже не попытался снять нечто подобное о крепостном праве в России?
5 сентября 2010
Пожалуй один из лучших фильмов про черное рабство в США. Прежде всего приятно удивил основательный подход к изучению и изложению материала, приводятся ссылки на источники того времени о конкретных событиях связанных с насилием над людьми, например с жесточайшими перевозками рабов на судах, после которых выжить могли только самые здоровые рабы или о фермах, где их буквально разводили, после запрета импорта рабов из Африки. Все таки сказывается опыт Якопетти и Проспери как режиссеров-документалистов. Собственно то, что фильм игровой, дает ему существенный плюс, так как документалки этих режиссеров («Прощай Африка», «Собачий мир») с реальным насилием над животными и людьми смотреть невозможно, ввиду очевидного.
При этом камера ведет себя, как ей и положено в (псевдо)документальном фильме. Порадовал натурализмом момент, когда режиссеров спращивают актеры, играющие рабовладельцев, не католики ли они, а те деловито отвечают, что «верующие апостольской римской церкви». Камера остается погруженной в эпоху целиком.
Однако в фильме наличествуют перескакивание из XIXв. в 60-е годы современности, показываются параллели тогдашнего черного движения за равные права и неприятности рабов в Штатах в соответствующую эпоху. Показателен здесь такой анахронизм, когда какой-то парень с афро, (недвусмысленный намек на «черных пантер» и иже с ними) читает роман «Исповедь Ната Тернера» о восстании рабов, имевщем место в 40-х гг. XIXв., представляя его участников в виде классических черных революционеров современных 60-х.
И черт возьми, веришь каждому слову, сказанному режиссерами, про ужасное положение людей в уже казалось бы цивилизованном обществе, про пытки, и унижение человеческого достоинства. Все это изображено в чудовищном для игрового фильма натурализме, вы здесь увидите отвратительные физические увечья, детскую обнаженку, и много других неаппетитных сцен.
В то же время фильм смотрится очень легко, на одном дыхании, большую роль играет музыка, большую часть которой написал Орталани, но также и есть американская классика 50—60-х.
И последние, что хотелось бы отметить в этом фильме, это экспрессию, ту самую искру, которая отличает средненькую, цинично, по-журналистски снятую, документалку от кино, которое задевает за душу. «Прощай дядя Том» — это как раз последний случай. Можно говорить о треше, качественной музыке, злободневности как об экспрессивных элементах, но сделать фильм таким, чтобы от него хотелось смеяться и плакать, это совсем не просто, но создатели с этим справились.
Лично я считаю этот фильм одним из лучших в своем жанре, наряду например с «Пианистом» Романа Полански.
10 из 10
17 июня 2010