Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Посредник |
английское название: |
The Go-Between |
год: | 1971 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «This Year's Grand Prize Winner at the Cannes Film Festival» |
режиссер: | Джозеф Лоузи |
сценаристы: | Гарольд Пинтер, Л.П. Хартли |
продюсеры: | Джон Хейман, Норман Пригген, Дэнис Джонсон, Robert Velaise |
видеооператор: | Джерри Фишер |
художники: | Кармен Диллон, Джон Фарнисс |
монтаж: | Реджинальд Бек |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 мая 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 56 мин |
Начало 20-го века… Костюмы, обеды всего семейства за общим столом с шиком знатной церемонии, горделивая осанка и плывущая походка барышень, подтянутая выправка мужчин, лаконичная интеллигентная речь, за которой, правда, и скрывается и читается много недосказанного – всё это непередаваемый колорит времен ушедших … Эпохальные нити красоты и гармонии плотно переплетены, еще сильны традиции, нормы приличия, требуемые обществом неукоснительного соблюдения… Фильм, казалось мне, был обречен завладеть эмоциями и всецело привлечь моё внимание… Оказалось, что не казалось…Не случилось.
Игра главного героя, мальчика-подростка Лео, не разочаровала и здесь вопросов нет – драма, произошедшая с подростком «однажды летом на каникулах», думаю, перевернула его отношение и понимание многих вопросов, изменила его самого и жизнь в дальнейшем… Первые чувства и влюбленность, терзающий вопрос «а что дальше? ведь есть что-то дальше!», тайные письма и познание этой тайны, измена, непреодолимая сила любви и коварная сила лицемерия каждого участника этого «заговора». Вопросы, ответы на которые он не получает, растут как снежный ком, эмоции переполняют юную, чистую душу подростка… Конфликт внутренний и внешний налицо. Игра актера-подростка убедительная. В отношении других актеров такого не скажешь. И это тот случай, когда основная часть персонажей, «благодаря» вялой, заторможенной игре, перетянули одеяло на себя, безнадёжно утопив Зрителя в сонливом, монотонном, предельно скучном повествовании…
1 декабря 2023
Любой художник, создающий искусство высоких материй о любви, наполнен тоской и трагизмом. Именно невыраженные чувства монолитней и ценнее всех плотских утех. Лоузи - автор таких отстранённых и холодных работ как “Мсье Кляйн” и “Слуга”, за весь фильм ни разу не изменил своим принципам. Мелькающая на протяжение всей его работы надежда на юношескую беззащитность, неприятие грубостей и странного поведения взрослых сводится к сентиментальному финалу, который не никак не ожидаешь. Окрыляющие побеги с письмами к соседу под восхитительную музыку Леграна, вера в магию как решение сиюминутных проблем, все это никак не предвещало многолетней непонятности Лео.
Некоторые люди любят как дети и очень часто не заводят семьи или попросту остаются с теми первыми чувствами как нечто волшебное, которое не все могут испытать. Лео существует буквально до своих преклонных лет в мире небытия. Однажды увидев прекрасное лицо героини Джули Кристи, оно останется с ним навсегда. Это как с Густавом в кинокартине “Смерть в Венеции” - увидеть что-то удивительно прекрасное, что сводит тебя с ума по особенному, и умереть, видя этот шедевр.
Но в посреднике весь трагизм заключается в том, что Лео дожил до старины и, оглядываясь назад, он, как и зритель, испытывает чувства куда большей меланхолии и утраченных лет, нежели умирающий Густав на пляже, увидевший пленительный бриз и мгновение, ради которого стоит умереть.
25 марта 2022
Высокопробная британская костюмная драма режиссера Джозефа Лоузи по сценарию драматурга Гарольда Пинтера с тревожной и патетической музыкальной темой композитора Мишеля Леграна — лауреат Золотой Пальмовой ветви Каннского кинофестиваля об английской аристократии начала 20 века. Драма, в которой главным становится мотив посредничества ребенка в сложных и запутанных взрослых отношениях (этот мотив позже будет успешно использован в таких фильмах, как, например, «Пианино» и «Искупление»).
Прекрасно показана атмосфера лета в усадьбе и портретно точно намечены характеры персонажей; удачно представлены первая романтическая симпатия главного героя и его общение со старшими, а также отчаянное детское любопытство и желание узнать как можно больше о мире взрослых.
Возможно только, что все несколько односложно и слегка прямолинейно, — однако психологически тонкий и атмосферный финал спустя много лет и постепенное нарастание напряжения вместе с драматически и эмоционально сильной сценой кульминационной развязки превращают «Посредника» в достойную и более чем заслуживающую внимания костюмную драму.
8,5 из 10
28 августа 2015
Талант Джозефа Лоузи для меня бесспорен. Он мастерски умеет накалять напряжение, делая самые будничные моменты сопоставимыми с погружением в ледяную ванну. Он любит показать ситуацию, а потом абстрагироваться и рефлексировать. Точно также все выверено и на этот раз.
Скучающая жизнь английской элиты протекает на фоне осторожного взросления главного героя. Передавая письма двух влюбленных 12-летний мальчишка не слишком и задумывается о том, что происходит. Здоровую влюбленность и ревность сменяет наивный интерес к вопросам секса. Тут мы получаем напоминание об английской чопорности и… Впрочем, дело ведь не в развязке истории, которая ситуативно получилась вполне предсказуемой. Дело в том, что Лоузи прекрасно описал рефлексию главного героя, который сквозь всю свою жизнь пронес неловкость того случая. Да и атмосфера праздного уныния смонтирована на славу.
Но, что несет в себе этот фильм? За дельно проработанными контурами я не увидел глубокого фундамента, многозначительности или сверхидеи. Не было и выдающейся игры (хотя на улыбку Джули Кристи смотреть было эстетически приятно). А ведь совсем недавно до выхода фильма были и война в Алжире, и студенческая революция, шла Вьетнамская война, вторжение войск в Чехословакию… Кинематограф тогда развивался ускоренными шагами — время не ждало. А победа в Каннах «Посредника» представлялась мне определенным откатом к приятному консерватизму, стремлению не замечать дух того времени. Кстати, «Смерть в Венеции» Висконти соревновалась с «Посредником» тогда. Шедевр Лукино ведь тоже представлял собой особый слепок академизма. Но, по мне, так эти фильмы едва ли не на разных полюсах. Умный Лоузи прямолинеен там, где Висконти многозначителен.
Это я все к тому, что считаю «Посредник» фильм весьма средних художественных достоинств. Совершенно определенно — «нешедевр».
4 из 10
30 июня 2014
Классический кинематограф, как форма прозаического «чистого искусства» (например Ренуар) закончился наверное где-то к концу 50-х, а вот кинематограф классической интерпретации продлился до начала 70-х, когда последним крупным фильмом-романом стал «Крёстный отец» американца Копполы, далее начался кинематограф уровня «нон-фикшн», а единичные «киноайсберги» всплывали разве что в холодных водах Скандинавии («Фанни и Александр» Бергмана» или «Пелле-завоеватель» Аугуста).
Отторгнутый Голливудом (треклятый маккартизм) Джозеф Лоузи, хоть и американец, но человек всецело впитавший культуру «старого света», даром что учился в Германии 20-х годов (ух, то ещё было времечко!). Режиссёр фокус вкуса которого выставлен в лучших традициях английской экзистенции и европейского перфекционизма, снял безупречную экранизацию, «сочнейший многослойный пирог» нравов и обычаев на сломе веков, отлившуюся в «золото» Канн.
Одно жаркое лето… «Тебе весело?» — задаёт вопрос пожилой джентльмен маленькому мальчику- главному герою. Ещё как !!! Попасть в самое пекло любовной интриги, на фоне изысканной натуры загородного викторианского поместья. Он — настоящий Меркурий, переносящий послания (чужие письма) псевдобогам (господам — загнивающей аристократии). А они играют его взрослением, шантажируя детскую чистоту: порождая у него то подростковую ревность, то «комплекс иуды». Но каждому своё и тревожный Легран, за кадром, доиграет для каждого героя его «фатальную мелодию судьбы».
Одна звенящая фраза в устах персонажа Эдварда Фокса «повисает» над фильмом, как и над всей традицией классического романа в целом — «Никогда и ни в чём не бывает виновата женщина». Эта спорная цитата с треском раскалывает 19-е и 20-е столетия, оставляя её относительную истинность в уходящей эпохи настоящих леди прошлого, и не переживя извращённое время века нашего рождения. Гибель богов, сумерки кумиров, падение нравов — занавес…
8 из 10
24 февраля 2013
В богатом загородном доме, где двенадцатилетний Маркус проводит лето, все относятся к нему как к «бедному родственнику» — с ним мало кто разговаривает и все ведут себя очень надменно. Лучше всех к Маркусу относится Мэриан, которая просит его однажды сделать простое поручение — отнести записку живущему неподалеку фермеру Тэду, с которым у нее роман. Роль «почтальона-посредника» оставила неизгладимый отпечаток в жизни Маркуса.
Странно, что британский «до мозга костей» фильм поставил американец. Неспешное повествование об аристократии подверженной строгим правилам, царящим в их «закрытом обществе», который постепенно рушится, приходя к своему логическому завершению. Все это облечено в двух сюжетных линиях — истории тайной любви и взросления подростка. Сюжет литературного источника, и соответственно фильма, настолько универсальный, что его отголоски легко обнаружить в последующих литературных и кинематографических произведениях, в частности романе «Искупление» и его экранизации.
Честно говоря, столь неспешное повествование меня слегка раздражало. Очевидная сюжетная линия начала обретать свое очертание ближе к середине фильма. Инфантильный двенадцатилетний мальчуган тоже слегка раздражал. И опять же при просмотре я проводил параллели между «Посредником» и «Искуплением», сравнения были не в пользу первого. Все же история любви, описанная МакЮэном, была мне ближе и интереснее. Но зато в «Посреднике» есть своя «жемчужина» — неподражаемая Джулии Кристи.
Фильм давно стал классикой британского кино. Так, в составленном в 1999 году Британским киноинститутом, к столетию британского кино, списке лучших фильмов Соединенного Королевства, фильм Лоузи занял 57 место. Так же фильм был удостоен высшей награды на Каннском кинофестивале 1971 года. Но больше конечно удивила номинация на «Оскар» за второплановую женскую роль и победа от Британской академии для Маргарет Лейтон, роль конечно хорошая, но для наград конечно перебор, на мой взгляд.
18 февраля 2011
Английская викторианская, эдвардианская и георгианская мелодрама из жизни праздных сословий (во временном диапазоне от после Дикекенса до второй мировой войны) — отдельный киножанр в кино со своими законами и условностями, так же, к примеру, как а самурайское кино. И так же как у самурайского кино — в основе конфликт между устоявшимися правилами и условностями и теми, кто в них не вписывается. Алан Бриджес снимал в этом жанре, довел его до совершенства, как ни странно американец — Джеймс Айвори.
Вот и «Посредник», изложенный как бы от лица не вполне рефлесирующего подростка — о невозможности страсти между представительницей высшего общества и среднего уровня арендатором(у Алана Бейтса есть роли и более впечатляющие). Красивые пейзажи, хорошая музыка, работа на полную катушку декораторов, сценаристов и прочих — непременное условие жанра — есть и у Лоузи. Оборотная сторона подобных фильмов -некая академичность, порой затянутость — есть это и у «Посредника». Любителям подобного жанра «Посредник» не может не понравиться, тем, кто не приемлет «рюшечки» и «отсутствие драйва фильм едва ли придется по душе. Мне вот понравился побольше, чем патентованный Слуга, считающийся лучшим фильмом Лоузи.
Думаю, фильм оказал влияние на «Искупление» Маккьюэна, структурно более виртуозную вещь, нежели простоватый сценарий Пинтера.
7 из 10
16 октября 2010