Рейтинг мультфильма | |
![]() |
8 |
![]() |
7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лабиринт |
год: | 1971 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александра Снежко-Блоцкая |
сценарий: | Алексей Симуков |
продюсер: | Любовь Бутырина |
видеооператор: | Борис Котов |
композитор: | Виталий Гевиксман |
художники: | Леонид Каюков, Юрий Бутырин, Александр Трусов, Борис Бутаков, Николай Федоров, Виктор Шевков, Олег Сафронов |
жанры: | фэнтези, драма, приключения, семейный, мультфильм, короткометражка |
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
6+ |
![]() |
19 мин |
Следующим после «Возвращение с Олимпа» мультфильмом Александры Снежко-Блоцкой из цикла «Мифы Древней Греции» стала работа «Лабиринт. Подвиги Тесея», вышедшая на экраны в 1971 г.
Хочется отметить сразу, что несмотря на принадлежность нового мультфильма к одному и тому же циклу, это вполне себе самостоятельное произведение. Не продолжение, не предыстория, а параллельный «Возвращению с Олимпа» сюжет.
На этот раз история была целиком и полностью посвящена известному древнегреческому мифу и не несла в себе элементы современности и пропаганды. Да, Тесей может и не такой популярный герой древнегреческих мифов, как тот же Геракл. Но, тем не менее, в историю сей прекрасный молодой человек вошёл, как победитель Минотавра - критского чудовища с телом человека и головой быка, а так же разбойника Прокруста (чьи садистские методы помогли войти в словарный запас такому крылатому выражению, как «прокрустово ложе»).
Вообще мультфильм получился интересным. И Тесей здесь очень красив: высокий, мускулистый блондин с длинными волосами. И природа с декорациями хороши. И мораль присутствует. Да, видно, что раз основная целевая аудитория - дети, создатели сознательно шли на некоторые цензурные хитрости. Так, в мультфильме нет крови (даже на мече Тесея), а смерть некоторых ключевых персонажей буквально выносится за кадр. То есть мы, как зрители, понимаем, что сейчас произошло, но в кадре этого не видим. А уж если разбираться в тонкостях соответствия сценария мифу, то и тут есть к чему придраться. И, знаете, я не вижу в этом трагедии. Ну не захотели создатели сделать Тесея сыном Посейдона, а сделали его сыном царя Эгея - портит ли впечатление от просмотра этот факт? Думаю, что не особо. Главное, что мультфильм свою основную роль выполнил, проиллюстрировав известные мифы на экране для младшей зрительской аудитории.
7 из 10
8 сентября 2024
Из пяти мультфильмов «античной» серии Александры Снежко-Блоцкой (куда таке входят «Возвращение с Олимпа», «Прометей», «Персей» и «Аргонавты»), «Лабиринт» получился, пожалуй, самым лучшим. Тут самые красивые пейзажи, самое возвышенное повествование, самые интересные похождения главного героя и самый жуткий монстр в серии.
Как легко догадаться из названия, сюжет посвящён Тесею и его знаменитой борьбе с минотавром. Есть, однако и другие подвиги Тесея, менее известные, но тоже показанные в мультфильме. Очень яркой, блистательной получилась сцена с Прокрустом, которого озвучивает Анатолий Папанов – актёр с самым злодейским голосом в Советском Союзе. Впрочем, и остальные актёры большие молодцы, озвучивают персонажей очень вдохновенно. В кадре постоянно голубое небо и очень живописная Эллада, которая, вероятно, срисована с фотографий настоящей Греции. И в природе, и в городах, пардон, полисах чувствуется характерная для Античности гармония. Немного странно, что небо над Критом почему-то кроваво-красное, будто там постоянно заходит или восходит солнце. Но зато художники не упустили возможности показать нам мимолётно знаменитую картину с растянутым быком, мимо которой пробегает Ариадна.
Удивительно, но минотавр тут получился даже более свирепым, чем в блокбастере «Гнев титанов». Для советской анимации это, безусловно, одно из величайших достижений. Конечно, можно придраться к тому, что меч Тесея ни разу не пачкается в крови, а сторонний юноша помогает главному герою не с той стороны, куда отлетело холодное оружие, но на самом деле главный из существенных недостатков мультфильма вытекает прямиком из оригинального мифа: Тесею ничто не мешало предотвратить отчаянный шаг Эгея. Достаточно было не спешить на корабле и кое-что на нём убрать. Между прочим, сам лабиринт – ещё одно великолепное дизайнерское решение. Мрачный и многоэтажный, он, как и минотавр, превосходит даже зарубежные экранизации. Вот это действительно то, что вызывает гордость за отечественную анимацию!
Одним словом, браво! Сейчас бы побольше таких великолепных экранизаций мифов и легенд Древней Греции. Ну, или хотя бы Рима.
10 из 10
28 февраля 2023
За что нельзя не уважать советских мультипликаторов — за знание матчасти. Вот стоит современным, особенно американским, деятелям кино коснуться древнегреческой мифологии, так там ошибка на искажении и домыслом погоняет. Снежко-Блоцкая же вольностей с первоисточником не допускала. Во всяком случае, фактических, мотивации же героев, конечно, изменены.
Правда, из многочисленных вариантов легенд о Тесее были выбраны самые… как бы сказать… простые. Тесей хороший, Минос плохой. Никаких там полутонов и спорных мест.
Естественно, Тесей здесь сын не Посейдона, а Эгея. Наверное, решили, что лучше уж положительному персонажу советского произведения быть сыном царя, чем бога. Занятно, что мотивация убийства Прокруста в этом мультфильме очень… политическая, более того, Тесей тут на стороне плюрализма. В ситуациях с Ариадной и цветом паруса тут Тесея тоже ни в чем нельзя упрекнуть, хотя есть версии, будто бы он девушку сам, без всякого Диониса, бросил на произвол судьбы, а паруса не поменял, потому что «забыл». Даже как-то скучновато, уж очень Тесей идеален, даже внешне — такой весь белокурый атлет, глаза черные, огромные, губы яркие. И нет у него никакой моральной дилеммы, никакого сложного выбора. Подвиги в ассортименте, но много ума не надо — чудовищ убивать.
Образ Диониса слишком уж бледный получился еще. Такое впечатление, что Минос его нанял, а он и рад стараться. Не сочетается это с его мстительным характером и самолюбием. Куда интереснее получилась трактовка образа Гермеса из следующего мультфильма серии…
Но, опять же, как образовательный материал для младших школьников мультфильм идеален. Знать, откуда пошли выражения «нить Ариадны», «прокрустово ложе» детям будет нелишне, да и мифологические реалии, в отличие от того же, свят-свят, «Перси Джексона», тут не искажены и не осовременены.
3 мая 2011