Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Инспектор уголовного розыска |
год: | 1971 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Суламифь Цыбульник |
сценаристы: | Михаил Маклярский, Кирилл Рапопорт |
видеооператор: | Михаил Черный |
композитор: | Вениамин Баснер |
художник: | Владимир Агранов |
монтаж: | Надежда Ратманская |
жанр: | криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 ноября 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Детективно-криминальный жанр всегда был в почёте у советского кино. Главная причина этого — воспитательно-назидательный характер подобных картин. В какой-то степени все они довольно «однобоко» изображали как сотрудников милиции, так и «уголовный элемент». В показе и тех и других можно легко заметить некую условность: сотрудники милиции отчасти идеализируются, преступники, напротив, наделяются крайне отрицательными чертами. Мастерство режиссёра заключается в том, чтобы найти подходящего актёра, который бы максимально точно соответствовал прописанному в сценарии типажу. Суламифь Моисеевна Цыбульник таких актёров нашла. Безусловной удачей является Юрий Соломин в роли майора милиции, инспектора уголовного розыска Сергея Ивановича Головко. Юрий Соломин — актёр многогранный. Внешня аристократичность, внутренняя теплота, интеллигентность, образованность, хорошее чувство юмора (» — Вы, сыщик? — Комссар Мэгре!») помогли ему создать запоминающийся образ, на котором, без преувеличения, держится весь фильм. Это совсем не значит, что остальные актёры играют хуже. Вовсе нет! Просто, обаяние Соломина буквально притягивает к нему всех окружающих. Если это хорошие люди (комиссар милиции Николай Дмитриевич (Николай Лебедев), манекенщица Зоя Ткачук (Евгения Ветлова), следователь прокуратуры Миронов (Борис Зайденберг)), то духовное притяжение помогает им совершать добрые поступки, если же люди «с червоточинкой» внутри, то и поступки их будут «с душком» (капитан Елизар Борейко (Александр Голобородько), полковник милиции Трофименко (Николай Дупак)). В фильме много персонажей, которые заставляют играть сюжет новыми яркими гранями: эпизодические роли Владимира Заманского («Крот»), Льва Перфилова (парикмахер), Леся Сердюка («Цыган») и других. Благодаря их стараниям киноистория приобретает глубину и жизненность.
Правда, сюжет иногда подбрасывает зрителю логические загадки, которые удаётся решить только при повторном просмотре. Например, «наитие» майора Головко по поводу мойщика окон. Как пришла в голову инспектору такая догадка? Оказывается всё дело в отпечатках, на которых «следы моющих веществ». Это далеко не единственный эпизод, когда зрителю приходится мысленно «отматывать» ленту назад, чтобы «вспомнить» подробности. Складывается впечатление, будто при монтаже некоторые эпизоды — слишком очевидные для создателей фильма — были удалены. Из-за этого ощущается некоторая «пунктирность», фрагментарность. Она не делает фильм хуже, но сильно меняет финальное «послевкусие». Идеальных фильмов не бывает по определению, и разного рода нестыковки — совершенно нормальный «побочный эффект» кинопроцесса. Однако встречаются нестыковки, которых в детективном фильме быть не должно (отпечатки на трубке в телефоне-автомате!) Сказано это не в укор сценаристу, участвовавшему в создании нескольких отличных фильмов. В данном случае Михаил Маклярский, со свойственной ему прямотой, не побоялся включить в картину довольно смелые для того времени сцены, совсем не красящие советскую милицию — когда капитан Борейко «дожимает» подозреваемого, чтобы получить признательные показания. С «высоты» сегодняшнего дня в картине можно увидеть ещё целый ряд «странностей». Например, рассуждения героини Ветловой: «Ну что это за профессия — манекенщица! Вот закончу институт, тогда будет профессия!» Сегодня подобное утверждение молодой, вступающей в жизнь девушки просто невозможно! Очень жаль, что в итоговом хронометраже не нашлось места, чтобы расставить все точки над «i» во взаимоотношениях Сергея и Зои — это бы пошло фильму только на пользу. Как бы то ни было, но при всех возможных «шероховатостях», «Инспектор уголовного розыска» — это хорошее кино со своей 40-миллионной советской аудиторией.
13 февраля 2020