Чудовищная декада
La décade prodigieuse
6.7
6.1
1971, драма, детектив
Франция, Италия, 1 ч 50 мин
В ролях: Энтони Перкинс, Мишель Пикколи, Марлен Жобер, Орсон Уэллс, Доминик Зарди
и другие
С Шарлем, приемным сыном могущественного богача Тео Ван Хорна, творится странное: несколько раз он просыпался в ужасе, с окровавленными руками, и никак не мог вспомнить, что с ним произошло накануне. А, ко всему прочему, какой-то человек, которому стало известно о романе Шарля с его молодой мачехой Элен, начинает шантажировать влюбленных…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Чудовищная декада

английское название:

La décade prodigieuse

год: 1971
страны:
Франция, Италия
слоган: «They Broke Every Commandment in the Book!»
режиссер:
сценаристы: , , , ,
продюсер:
видеооператор: Жан Рабье
композитор:
художники: Ги Литтайе, Карл Лагерфельд, Ги Можен
монтаж:
жанры: драма, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 декабря 1971 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 50 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, детектив

Постеры фильма «Чудовищная декада», 1971

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Чудовищная декада», 1971

Богатые и порочные. Очень

Режиссеры, начиная с самого Уэллса и продолжая Пазолини, Кюмелем и вот Шабролем, обыгрывали величавую массивность Уэллса как актера. Но в этом фильме чуткий к композиции персонажей французский мастер en pendant к малоподвижному Орсону использовал богатейшую пластику Энтони Перкинса, играющего всем телом, не исключая, конечно, такого серьезного компонента, как лицо. Сюда Перкинс попал, безусловно, не из-за набившей оскомину любви Шаброля к Хичкоку, а вместе с Уэллсом из «Процесса» опять-таки Уэллса (1962), экранизации романа Кафки. И следы и намеки кафкианского гротеска вполне ощутимы, хотя с первых кадров нам прямо-таки навязывают воспоминания о хичкоковском «Психо». Хотя не с самых первых. Самые первые — это начало истории, во многих смыслах.

Слоганом фильма вполне передается смысл сюжета «Они нарушили каждую заповедь из Библии». «It`s not romantic — it`s a Biblic story», говорил княгине персонаж Богарда в «Ночном портье». Глубинный слой фильма аж страшно раскрывать — и не будем, во избежание спойлеров. Продолжим тему пластики. Между величественным Уэллсом и издерганным Перкинсом еще одна звезда, но сугубо европейского планетария, Мишель Пикколи, с его тонкой сдержанной игрой, которую как-то и не замечаешь, но эффект которой раскрывается потихоньку, исподволь. В пару Пикколи Марлен Жобер, которой Шаброль в этом фильме придал анемичную позирующую статуарность, почти фотографическую.

И это оправдано. Тео Ван Хорн, герой Уэллса, живет, как и полагается в память о «Гражданине Кейне», в зачарованном замке, где по его капризу наряды, обстановка, автомобили в гараже — все инсценирует 1925 год, незапамятный год его молодости. Поэтому и Жобер — еще один прием, который потом нередко использовался, — как бы замирает в воспроизведении фотографий и афиш «ревущих двадцатых». И это надо учитывать, чтобы «прочесть» Шаброля, например, сцену с Распятием (не распятием, которое разбивает Перкинс на кладбище). Короче, Шаброль создал великолепный визуальный ансамбль даже не персонажей, а манер игры, но не из чистого эстетизма, а для транслирования третьего и, наверное, важнейшего пласта значений, если вторым считать «как все было на самом деле», что, конечно, разоблачится в финале, но что так захватывает предугадывать в саспенсе.

Кстати, в этом фильме Шаброль использует еще один из трюков, вообще свойственных французской новой волне — разоблачение ненастоящести, театральности происходящего, демонстрацию того, что кино не репортаж о реальных событиях, а искусство. В «Разрыве» Шаброля героиню Стефан Одран помещают в комнате с бутафорскими стенами, что «как бы» поясняется тем, что «раньше это была веранда». В «Чудовищной декаде» Перкинс говорит гостю зачарованного дворца: «У нас семь слуг, но я не знаю, где они, их никогда не найдешь». Ни одного слуги в кадре и не появится, хотя «действительность» богатого и чопорного поместья, конечно, подразумевает, что слуги не только в наличии, но и что они — только слуги и не мельтешат среди господ.

И, раз уж название фильма произнесено, надо сказать, что этот перевод не очень удачен, потому что и в эпиграфе к фильму, и в самих событиях прослеживается линия, которая оправдала бы перевод «Декада чудес». Тут мы вступаем в область богоборчества Шаброля, и кажется, очень католического богоборчества. Но об этом не стоит писать, ориентируясь на читателя, который еще не посмотрел фильм. Иначе будет не так интэрэсно. А зритель с тех самых самых первых кадров, кошмара Перкинса, и сам поймет, что это — первые стадии эволюции, начало мира. И это неслучайно, и неслучайно, что это — кошмар персонажа Перкинса. Думаю, заинтриговал.

8 из 10

21 сентября 2017

Божественная трагедия

Сам Шаброль называл эту работу «неудавшимся фильмом». Режиссер с середины 1960-х несколько раз объявлял о своем новом проекте, говоря, что главные роли сыграют Орсон Уэллс, Том Кортни и Катерин Денев. Уэллс должен был играть роль Тео Ван Хорна, но то и дело отказывался от съемок по разным причинам. В итоге, сценарий подправлялся, актерский состав менялся… А когда у Шаброля, наконец, спросили, почему он просто не наймет другого актера на роль Тео, тот ответил: «Только Орсон Уэллс может играть Бога». В конечном счете, режиссер признался, что он попросту упустил проект, который оказался «слишком амбициозным».

Мне же фильм понравился. Очень! Вместе с главным героем, роль которого исполняет Перкинс, мы невольно втягиваемся в тайны некоего богатого семейства, где все друг с другом играют в кошки-мышки. Скоро становится понятно, что хозяин дома — Тео Ван Хорн, воплощение Бога Отца в отдельно взятом доме.

Нравы и пороки, поступки и намерения, паутина слов, неотвратимость наказания. Во всем этом легко запутаться, приняв ложь за правду и наоборот. На мой вкус, Шабролю удалось не только сладить с историей, раскрасив ее рядом режиссерских находок, но создать столь любимый им у Хичкока саспенс.

Эта история не банальна, совсем нет! Наоборот, она действительно амбициозна, но в хорошем смысле этого слова. Без современных визуальных эффектов Шабролю удалось создать эпическое полотно о пороках современного мира, которые, на самом деле, не менялись со времен появления человечества.

9 из 10

26 августа 2012

Снятый в период очередного творческого кризиса с участием Перкинса и Уэллса фильм очень традиционен ддля Шаброля. Опять захолустный городок, гипертрофированное значение адюльтера с шантажом, убийство и проч. Холостая манера подачи материала, самоповторы не придают картине больших художественных достоинств, а финальная сцена с разоблачением — на фоне достижений кинематографа последних лет — едва ли кого-то потрясет. Марлен Жобер и Орсон Уэллс мало где были так маловразумительны как в этом фильме, брат Уэллса введен для отвода глаз (наводка на мнимого шантажиста).

Перкинса Шаброль зазвал из-за преклонения перед Хичкоком и вполне использовал его нервическую статику. Перкинс — актер средних достоинств и уникального типажа — был предназначен природой сниматься в ээкранизациях английской классической литературы. Он мог играть клерков и дворецких, диккенсовских малых сих с золотым сердцем, однако его киноамплуа сложилось совершенно неожиданным образом. «Выстрелив» у Хичкока, Перкинс подался а в артхаус, надолго его не хватило и он помаленьку сник.

5 из 10

30 апреля 2012

Драма Чудовищная декада появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссером является Клод Шаброль. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Энтони Перкинс, Мишель Пикколи, Марлен Жобер, Орсон Уэллс, Доминик Зарди, Гуидо Альберти, Эрманно Казанова, Матильда Чеккарелли, Эрик Фриздал, Алин Мантовани, Коринн Кёнингсвартер, Цилла Шелтон, Джованни Шуто, Витторио Саниполи, Fabienne Gaugloff.

Производство стран Франция и Италия. Чудовищная декада — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.