Рейтинг фильма | |
![]() |
5.8 |
![]() |
6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек с другой стороны |
год: | 1971 |
страны: |
СССР,
Швеция
|
режиссер: | Юрий Егоров |
сценаристы: | Эмиль Брагинский, Владимир Семичёв, Василий Соловьев, Юрий Егоров |
видеооператоры: | Оке Дальквист, Михаил Якович |
композитор: | Марк Фрадкин |
художники: | Борис Дуленков, Эльза Рапопорт |
монтаж: | Тина Янссон, Пустовалова |
жанры: | приключения, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
26 марта 1972 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 37 мин |
Этот фильм невозможно воспринимать в отрыве от реальных событий, положенных в основу сценария. А реальные события были таковыми. Советское правительство заказало в Швеции 1000 паровозов. Попытки разобраться в «сделке века» были предприняты заинтересованными людьми ещё в первой половине 1920-х годов. Реакция Ленина была неожиданной, но очень быстрой. Ознакомившись в первым номере журнала «Экономист» за 1922 год со статьёй А. Н. Фролова, дававшего экономический анализ сделанного в 1920—1921 годах большевиками так называемого «паровозного заказа за границей», Ленин предложил Дзержинскому журнал… немедленно закрыть под предлогом того, что на титульной странице не был напечатан список сотрудников!
А ведь в статье, ставшей камнем преткновения, автор, всего лишь, спокойно, без эмоций, анализировал доступные ему цифры, делал сопоставления, размышлял. Общий вывод А. Н. Фролова таков: этот заказ был, в лучшем случае, большой технически-хозяйственной ошибкой. Автору не совсем понятно, как можно было заказать в Швеции 1000 паровозов на заводе, который до этого выпускал в год больших паровозов не более 40 штук (речь идет о заводе фирмы «Нидквист и Хольм»). Как могла Советская власть в 1920 году сразу же выдать огромный аванс золотом (по информации А. Н. Фролова — 15 млн. золотых рублей) и готова была ждать несколько лет, которые должны были уйти на расширение завода: постройку заводских корпусов и зданий для рабочих!
А. Н. Фролову непонятно, почему эти деньги — в золоте! — нельзя было выделить, например, Путиловскому заводу, выпускавшему до войны 225 паровозов в год. По данным Фролова, весь железнодорожный заказ за рубежом был сделан на сумму 200 млн. рублей золотом. Русский экономист убеждён: эти огромные деньги вполне можно было потратить на то, чтобы «привести в порядок свои паровозостроительные заводы и накормить своих рабочих — вот как мне рисуется задача обращения 200 миллионов золотых рублей в 1700 паровозов». (Александр Иголкин)
Это историческая канва событий 100-летней давности. Не берусь судить о достоверности самих цифр, но главное здесь налицо: сколько бы золота не было отправлено за границу, его ведь можно было пустить на восстановление разрушенной Гражданской войной собственной экономики. Почему этого не было сделано — загадка. Теперь о самом фильме. Если смотреть его как «абстрактное кино о революции», то оно, хоть и не хватает звёзд с неба, но выглядит неплохо. Однако, если рассматривать его в свете вышесказанного, то создаётся впечатление искусственной романтизации события, которое можно смело назвать «аферой века».
В совместном советско-шведском фильме шведская сторона выглядит настоящими благотворителями, спасающими гибнущую Россию, хотя выгоды её очевидны и бесспорны. Другое дело большевики: их показали, мягко говоря, совсем не пламенными революционерами, особенно — Игорь Ясулович в роли партийца с 7-ю миллионами валюты в саквояже. Вячеслав Тихонов сыграл неплохо, однако его герой показался крайне противоречивым. А вот Валентин Гафт напротив — создал типаж исключительно яркий, цельный и последовательный в своих поступках от начала и до финальной сцены.
По поводу названия «Человек с другой стороны» у меня есть предположения, что оно говорит не столько о персонаже Тихонова, приехавшего из «красной России», сколько о подозрениях 4-х сценаристов, что в этой истории не всё так уж очевидно. И ещё одно: на мой взгляд, замечательный композитор Марк Фрадкин подобрал для фильма не совсем удачный лейтмотив. Всё-таки его знаменитая на всю страну песня «Добрая примета» на слова Евгения Долматовского как-то не вяжется с событиями картины, ведь в фильме лирическая составляющая далеко не главная сюжетная линия.
15 февраля 2020
За веночком из романтично-приключенческих деталей скрыта действительность того времени. А веночек красив! Тут и честное противопоставление «благородных» людей оказавшихся по разные стороны ГВ в России. И романтические отношения сов. служащего с гражданкой Швеции, да не простой, а тоже из «благородных». И приключенческая часть — погони, диверсии, слежка. Кстати, эта часть напомнила мне недавний фильм РФ — «Кромовъ» — почти все элементы этого направления взяты прямо или просто передан дух — «благородства» и «джентельменства».
Вот такое кино, для дам, вероятно ну или наших вечных «партнёров» — шведов, вероятно так эти лица видят преодоление сложностей по блокаде и разрухе в Советской России от 1920 года. Трудно было ожидать от режиссёра снявшего «Добровольцев», столь выхолощенной версии этого трудного но героического времени, когда торговые представители Р. С. Ф. С. Р. буквально ходили по краю смертельной опасности, выгрызая у буржуев столь необходимое оборудование для народа. Да, для народа! Не для Ленина с Троцким и Сталиным. Не для себя лично. Для народа.
Причём делая фильм столь гламурно-романтическим, забыв или отправив на свалку памяти все действительно серьёзные побудительные эмоции и чувства персонажей того времени, авторы, по привычке уже времени годов 70х, взахлёб преклоняются пред самой возможностью прикоснуться к «загранице» поработав над съёмками «за бугром» с инартистами.
Это можно увидеть в постоянной восторженности состояния В. Тихонова, чья игра от этого становится расхлябанной и желейной.
Если уж не из-за совместного производства данный фильм напомнил мне пунш, своей консистенцией, то тогда вероятно столь умилительный формат подачи рассчитан на зрителей-женщин, причём не героинь, а домохозяек…
Никогда бы не подумал, что поставлю таким Авторам:
3 из 10
9 февраля 2019