Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.2 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Судьба резидента |
год: | 1970 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Вениамин Дорман |
сценаристы: | Олег Шмелев, Владимир Востоков |
продюсеры: | Яков Сапожников, Р. Гиммельфарб |
видеооператор: | Михаил Гойхберг |
композитор: | Микаэл Таривердиев |
художники: | Людмила Безсмертнова, Мариам Быховская |
монтаж: | Берта Погребинская |
жанры: | приключения, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 августа 1970 г. |
на DVD: | 19 ноября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 28 мин |
В сатирическо-историческом детективе о похождениях чекистского агента по кличке «граф» — бывшего нацистского преступника, действующего под прикрытием эмвэдэшных служб и выполняющего криминальные задания своих кураторов, представители театральной интеллигенции откровенно смеются над голливудскими штампами о промышленном шпионаже, конспирации и развенчивают мифы о капиталистических разведках. Чьи представители сидят в посольствах-офисах несуществующих «мировых держав», под брендами которых маскируются колониальные администрации. В фильме показано, как бывшие предатели ведут вполне респектабельный и свободный образ жизни, занимаясь валютными и прочими махинациями на виду спец-служб, вербуя наивную молодежь в свои криминально-мошеннические сети, и имеют доступ к секретным данным о местонахождении разных «закрытых ядерных и космических производств», которые, правда, на поверку оказываются дезинформацией и бутафорией или замаскированными под научные институты военно-оружейными объектами.
Этот стильный умный детектив в отличие от так называемых западных политических триллеров рассказывает в первую очередь о трагической судьбе целого поколения, искалеченного фашистскими амбициями геральдического оккупационного клана. Речь в в действительности идет о двух разных персонажах, находящихся в одной коррумпированной системе. Один — типичный сыскной уголовник-таксист, занимающий заказными преступлениями по заданию своих кураторов в погонах, используя для прикрытия ничего не подозревающих простых людей, которых он подставляет без всяких раздумий. Другой — белоэмигрантский праздный наследник, приехавший в колонию по каналам влиятельных старых знакомых его отца, «готового на коленях ползти ина родину» (этакая пародия на так называемых» бывших подданных российской империи». осевших в курляндских поместьях и распространявших нобелевскую пропаганду о «советской глобальной государственности»). И погрязший в любовно-криминальных аферах и долгах, и потому ставший пешкой в играх акул империализма-монополизма. Георгию Жженову блестяще удалось передать правдивую суть обоих персонажей без всякого ущерба для логики повествования, не придав ни грамма голливудского лживого ореола супер-злодея своему двойственному герою, который прежде всего слабый безвольный человек, желающий личного благополучия, а потом уже «боец невидимого фронта».
В фильме также очень грамотно разоблачается культ лощенных ученых, которые все на поверку оказываются бравыми комиссарами в штатском или членами жандармско-чиновных кланов, распространяющими пропагандистские страшилки среди населения в интересах оружейно-сырьевых корпораций. А под видом «заграничных научных командировок» проводят время со своими любовницами в комфортабельных загородных виллах. По уровню разоблачения культа госбезопасности эти серии про похождения опытного резидента и его молодого ученика стоят в одном ряду с лучшим. на мой взгляд художественным документом о преступлениях ордена «победителей» — фильме «государственный преступник».
24 января 2020
В особый период, всё почему-то никак неутихающей истории со Скрипалём, посмотрел один старый наш (то есть хороший) советский фильм. Точнее правда, под это описание подходит первые его части 1968—70 годов, там где обязательно присутствует Бекас …что в весеннем лесу пил берёзовый сок. Из песни слова не выкинешь, и фильм получился на то реально слаженный, где достаточно ровно и идеологически верно раскрывают тему одного предательства, как и рано или поздно, но всё же караулящий для подобного рода ошибок, вопрос определения своей судьбы дальше. При условии, что ты конечно же ещё полезен, а ностальгия востребована. Агентурные будни по понятным причинам своей бытовой неинтересности всегда будут утрированы, но важные диалоги выглядят вполне жизненными. Надо понимать, тот мир на время ещё крепился в своих интересах на две внятные друг другу системы, и игра велась по обе её стороны. Это позже, с начала сдачи Союза, она упростится до никчёмного потребления, безошибочно до нужного итога доработает западная резидентура, в самом широком смысле сыгравшая на слабости человека, а не на лучших его качествах. Вдогон, к западному шлейфу Солженицына вынырнут на свою подходящую роль адепты нового хайпа и фэйка в лице Нуриева и Родченкова теперь.
В чем никогда и нигде не упрекнуть Жжёнова, с его-то судьбой. Те жертвы, как бы жёстко это не воспринималось, оправдают своё поколение ещё при жизни: физика, вора или гэбэшника воодушевят действительно хорошей игрой Ножкин, Копелян и Вертоградов здесь. Да так, что появление Эдиты Пьехи (к месту ли, но у неё будет в этом фильме свой этюд, навеянный может французской волной Годара или Луи Маля), что её проспекты надолго окажутся сравнимы с тем условным Лондоном. Теперь же, тот морально-устойчивый выбор, он зачищен и никому не нужен, т. к. не имеет основания для измены Родине. Кто-то приказал долго жить в новой коммуникабельной дипломатии. А у Вертинского, и на это была своя хорошая песня, там где: …мы для них чужие на-всегда
16 апреля 2018
Увы, вторая часть тетралогии возложенных на нее надежд не оправдала. Более того, оценка напрашивалась явно ниже, чем за «Ошибку», но… куда уж ниже-то. В конце концов, так-то фильм неплох — видно, что талантливые люди над ним работали, а, главное, в нем снимались.
Очень интересно наблюдать за Р. Пляттом, к примеру, особенно учитывая недавний просмотр «17 мгновений весны». Или, скажем, Э. Шашкова — совершенно иной образ, нежели в «Тени исчезают в полдень».
Но уж больно скучно сей раз получилось. Это я уже о фильме в целом. Как говорил Ш. Холмс, события всё время опережали нас, и нам оставалось лишь наблюдать за происходящим, не прилагаю ни малейших усилий, чтобы подумать, поразмыслить над чем-нибудь и т. п. Определенно не хватало какой-то загадки, интриги. Не говорю уже о самой идее «перевербовки», которая, по моему мнению, прошла на удивление оперативно и безболезненно.
Слишком много экранного времени, на мой взгляд, уделено загранкомандировке молодого советского ученого. Я понимаю, Э. Пьеха — девушка весьма эффектная, и сыграть француженку ей ничего не стоило, но ведь фильм-то не об этом! Да и других эпизодов явно второстепенного характера в картине хватает: экскурсия в катакомбы, семейная сцена любительницы заграничных шмоток и пр. Думаю, уложись авторы в 1 серию, картина получилась бы куда более динамичной и зрелищной.
Не был исправлен и еще один недостаток первой части — явный дисбаланс в уровне квалификации противоборствующих сторон. Оно, конечно, здорово, что советская разведка и контрразведка, подобно Красной армии, «всех сильней», но, полагаю, будь на экране представлен более серьезный и опасный противник, победить его (а нам с Вами — стать свидетелями этой победы) было бы куда как более приятно и почетно. А так… Как детей, можно сказать. Все козни вражеских лазутчиков словно изначально строятся «под колпаком» у отечественных спецслужб. Не уверен, что это реальное отображение «исторического противостояния».
В общем, ставлю те же (но уже с минусом!)
7 из 10
10 августа 2009