Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Частная жизнь Шерлока Холмса |
английское название: |
The Private Life of Sherlock Holmes |
год: | 1970 |
страны: |
Великобритания,
США
|
слоган: | «The world's greatest detective tackles his toughest case !» |
режиссер: | Билли Уайлдер |
сценаристы: | И.А.Л. Даймонд, Билли Уайлдер, Артур Конан Дойл |
продюсеры: | И.А.Л. Даймонд, Билли Уайлдер |
видеооператор: | Кристофер Чэллис |
композитор: | Миклош Рожа |
художники: | Александр Траунер, Тони Инглис, Джули Харрис, Гарри Кордуэлл |
монтаж: | Эрнест Уолтер |
жанры: | триллер, комедия, мелодрама, приключения, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 10000000 |
Сборы в США: | $1 500 000 |
Мировые сборы: | $1 519 773 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 октября 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 5 мин |
Это самая потенциально интересная, но не состоявшаяся версия Шерлока. Уайлдер сам в интервью признавался, что пошел на уступки голливудским боссам и затушевал линию гомосексуальности Холмса. Но дело, конечно, не в гомосексуальности. Фильм в целом не состоялся. Прекрасная задумка о грустном сыщике, не глупом, привлекательном в своем одиночестве и бойком писателе, который раскручивает его мифический образ и благоразумно оставляет некоторые рассказы о неудачных делах Холмса, затрагивающих его частную жизнь, неизданными. Как и положено в постмодернистких канонах традиционный образ вовсе не соответсвует оригиналу(см. его постмодернной копии). Обычные стратегии либо превращают Холмса в супер героя, либо намеренно его пародируют. Здесь же удачно найден образ красивого меланхоличного человека, который не такой уж супергерой, но и не пародийный болван. Ватсона сделали каррикатурным дельцом-продюссером, раскручивающим Холмса.
Актерская работа Холмса очень удачная. Хороший английский артист. Случись сценарий повыгоднее, он бы прославился в этой роли.
Первые полчаса фильма — лучшее, что я видел о Холмсе в кино. Очень веселая, прикольная фантазия не имеющая отношения к Конан Дойлу, но чрезвычайно удачная. Удачно и выбрана тема с потерявшей память женщиной и в целом сам сюжет с потерей прекрасного женского образа. Но дальнейшее разочаровывает. Очень скучный, неинтересный сюжет, не то что бы пародийный и не то что бы серьезный. Последняя сцена в которой побеждает опиумная меланхолия прекрасна, но она не спасает фильм.
Видимо, Уайлдер в идеале хотел совместить расследование и потерю женщины с развитием гомосексуальной темы. Так было бы драматургически правильно. Но все равно сам сюжет про якобы Лохнесское чудовище нужно было бы менять или менять концепцию сюжета. Например, сохранить пародийную мистику. Реалистическое объяснение тут абсолютно убивает романтический образ Холмса, хотя в этом тоже есть определенный драматический смысл. Жаль, что такая прекрасная идея не была реализована и наполовину.
17 марта 2020
Майкрофт сыгран вполне достойно, Ватсон же, одна сплошная ходячая проблема. Или лучше сказать шумная беда. Он так нелепо ведет себя, что все остальные персонажи на его фоне смотрятся как-то неуместно. Его можно охарактеризовать, как невоспитанного неврастеника. Холмс не очень лаконичен, как персонаж благодаря сюжету и нуден, а еще слабоват в роли сыщика. Говоря еще раз о сюжете, он скомкан, излишне растянут. В книжном варианте, Шерлок уравновешен, умен, остается центральной фигурой, здесь он не верховодит, а скорей растушевывается. Хотя, казалось бы, предметы быта соответствуют эпохе (на первый взгляд), напоминая книжный вариант.
Взаимоотношения Холмса и Ватсона печальны. Последнему не хватает выдержки, целомудрия, он как праздный кутила порой. Сожители не работают сообща, скорей пытаются быть напарниками. В общем, эти пустые обиды они «колют» глаз. Некое соперничество между ними ощутимо. Хотя зачем оно и к чему не ясно.… Разве что ухудшить общее впечатление. Это положение выглядит само по себе нелепо, не логично, ведь Ватсон создает лишний шум, ссорится, обвиняет товарища в неумении вести дело, слишком эмоционален, криклив и поверхностен, отчего выглядит глупым.
Сложно сказать, что же было прекрасного в Габриэль Валладон. Умом она явно не блистала, возможно лишь актерскими способностями, даром, что «шпионка».
Реплик-то слишком много-то недостает, юмору не хватает тонкости, а порой слышится лишь «жалкое подобие шуток».
Ничего особенного, только быт достойный, а вот сюжетная линия действительно элементарна и предсказуема.
9 ноября 2013
Нет Шерлока, кроме Ливанова, и Масленников — пророк его. Этот символ веры постсоветского зрителя заставляет многих из нас весьма настороженно относиться к Холмсам-инородцам… если у них, конечно, нет ласковых черных очей Дауни-младшего или драникоподобных черт Камбербэтча, да и то не факт. Однако с «Частной жизнью» ксенофобия была послана лесом: подкупило имя Билли Уайлера, который к 1970 уже был отцом film noir и признанным комедиографом, а также само название фильма, сулившее возможность заглянуть в те сферы жизни великого сыщика, которые д-р Уотсон с чисто английской сдержанностью обходил молчанием. Правда, как выяснилось в процессе просмотра — и слава Дойлю, что обходил.
Итак, спустя энное количество лет после того, как парочка с Бейкер-стрит покинула бренный мир, из недр банка восстает ящик с личными вещами Холмса и записками его усатого биографа об одном деле, причины замалчивания которого нам придется придумывать самостоятельно. Возможно, дело в шокирующих откровениях о том, что Шерлоку в книгах прибавили пару дюймов роста. Вероятнее вмешательство британских спецслужб, стремившихся скрыть свои сомнительные эксперименты и прогрессирующий старческий маразм королевы Виктории. Но, конечно, не исключено и здравомыслие издателей, отклонивших новый сюжет как вторичный, предсказуемый и не способствующий наполнению карманов звонкими гинеями.
Рассказанной Уйалером истории не хватает фокуса, четкости очертаний и целей. В качестве детектива его творение беспомощно: улики немногочисленны и лежат на поверхности, умозаключения очень просты, меметичная дедукция вычеркнута из уравнения. Разгадка очевидна уже в момент первого появления псевдо-Несси, а Холмс все колесит по Шотландии и обменивается намеками с выловленной из реки клиенткой. Чуть больше юмора, гротеска, и из всего этого могла бы получиться отличная комедия, спекулирующая на том, что Шерлоку накинули не только дюймы и граммы, но и изрядное количество пунктов IQ. Но чего нет, того нет — юмора разной степени удачности довольно много, однако недорасследование подано с серьезностью и неотвратимостью утренней порции овсянки.
С «частным» вышло еще хуже. Не осмелившись, по собственному признанию, до конца довести мысль о том, что «Чайковский такой не один», Уайлер минут 15—20 балуется с гомотемой (и это восхитительные 15—20 минут: к Чайковскому прилагается оркестр балалаечников, икра, водка и развратные русские балеринки), после чего с присущей ему легкостью обращает все в шутку, подбрасывая Холмсу невнятную мелодраматическую возлюбленную. Которая, естественно, пару раз соприкоснется с сыщиком рукавами, а потом даст ему формальный повод хранить целомудрие, печально возводить глаза к изрешеченному пулями потолку и каждые полгода увеличивать дозу морфия… Скучно, сэр. Тоскливо, сэр.
24 октября 2013
Известный факт: по числу экранизаций приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона попали в Книгу рекордов Гиннесса. На данный момент насчитывается около 210 кинокартин с участием сыщика, но это число не прекращает расти. Конечно, среди этих двух сотен есть самые разные фильмы, каноничные и не очень. Уайлдер не преминул предупредить зрителя в начальных титрах: «По мотивам персонажей, созданных Артуром К. Дойлем». То есть персонажи — старые и знакомые, но их трактовка режиссером может отличаться от оригинальной. Здесь хочется процитировать Уайлдера, дабы продемонстрировать поклонникам Камбербетча, что далеко не Гэтисс и Моффат первыми стали высказывать любопытные теории касательно ориентации Шерлока:
«Я должен был проявить больше храбрости. У меня есть теория. Я хотел, чтобы Холмс у меня был гомосексуален и не признавался в этом никому, может быть, даже самому себе. Бремя этой тайны — причина, по которой он принимал наркотики».
Как ни странно, в консервативной Британии такой взгляд никого особенно не шокировал, и картину вполне благосклонно приняли и критики, и простые зрители, хотя сборы оказались так себе. Надо полагать, Холмс настолько любим народом, что его примут в любом обличии: гея, зоофила, афроамериканца, женщины. Лишь бы дедуктивный метод работал, остальное — суета!
Персонажи у Уайлдера получились на порядок живее, чем в литературном первоисточнике, особенно Ватсон. Зато приятно видеть, как Холмс привычно брюзжит на тему измельчания преступного мира и ставит эксперименты, изучая табачный пепел. Правда, великий сыщик гораздо чаще демонстрирует простую наблюдательность, нежели дедуктивный метод — это, на мой взгляд, существенный минус.
Что касается сюжета, то он показался мне самой интересной частью картины, ибо даже с полу-каноничными героями и отсутствием дедукции «Частную жизнь» приятно смотреть — увлекает не хуже рассказов сэра Артура. На секретной службе ее Величества Холмс бывал уже не раз (и в книгах, и в кино), и несмотря на некоторую патетику, это всё же выглядит неплохо. А благодаря Лох-Несскому чудовищу история получилась немного смахивающей на большинство приключений Нэнси Дрю — у нее тоже всё начинается с мистики.
По поводу уже не раз упоминавшейся клюквы могу сказать — да, она есть, но ведь балалаечники действительно отменно играют! (а члены труппы действительно обмывают закрытие сезона морем спиртного). Если бы актеры еще немного поработали над произношением, была бы вообще красота. К тому же это сейчас, в XXI веке, водка и медведи всем осточертели, а в семидесятых они были своего рода символом.
Хотя Уайлдер не англичанин, передать английскую атмосферу ему, в общем, удалось. Фильм пестрит тонкими шутками и отлично прописанными диалогами.
- Признайте, Ватсон, у вас есть склонность к романтизации.
- Я протестую!
- Вы написали, что мой рост — 193 сантиметра, во мне же от силы 185.
- Поэтическая вольность.
- Вы одели меня в невероятный костюм, и теперь весь свет ждет, когда я его надену.
- Это всё иллюстратор.
- У вас я скрипач-виртуоз, и теперь Ливерпульский симфонический оркестр приглашает меня солировать на концерте Мендельсона. А я вряд ли подошел бы даже для второсортного Мюзик-холла.
- Вы слишком скромны.
Разве этот диалог не мог бы в действительности происходить между Холмсом и Ватсоном, будь они из плоти и крови? Кстати, «невероятным костюмом» (в том числе и знаменитой кепкой) сыщик действительно обязан первому иллюстратору рассказов Дойля — Сидни Пэджету.
А напоследок — актерский состав. Для меня каноничный образ Холмса и Ватсона представляет собой некую точку и расположенные вокруг нее концентрические окружности. Центральная точка — это книжные образы, в ее ближайшей окрестности — дуэт Ливанов-Соломин. Роберт Стивенс и Колин Блейкли располагаются где-то в третьем кругу из имеющихся десяти, то есть довольно близко к центру.
Женщинам в фильмах про Холмса положено быть на вторых ролях, посему мельтешение Женевьев Паж мне не вполне понравилось, но внешность у нее эффектная — чем-то напоминает Мишель Мерсье. Порадовал Кристофер Ли в роли Майкрофта. А главная фишка — это великолепная Тамара Туманова, балерина с русскими корнями. Может, она не так известна широкому кругу, как Павлова или Плисецкая, но профессионализмом она им не уступала. По словам Юрия Зорича,
«Тамара всегда была гордостью балета! У неё фантастическая техника; мы шутили: когда она делает арабеск, то можно выйти пообедать, вернуться, а она всё ещё будет стоять в арабеске».
И если вы, посмотрев фильм Уайлдера, усомнились в том, что мужчины стрелялись из-за нее и сводили счеты с жизнью, просто загляните на страничку в Вики и узрите, как Тамара выглядела в молодости.
Подытоживая сказанное выше, «Частная жизнь Шерлока Холмса» — весьма достойная картина, и уж любителям Шерлока точно не стоит проходить мимо неё.
31 марта 2013
Билли Уайлдер — режиссер из породы Великих, поставивших добрый пяток почти Шедевров, например, «В джазе только девушки», «Бульвар Сансет», «Сабрина» и «Квартира». Как вы понимаете, фильмы очень разноплановые. Тут, можно сказать, третья ипостась — иронический детектив, ставший классикой. Не сказать, чтобы столь уж заслуженно фильм отнесли к этой категории. Приметы стиля Уайлдера, конечно, налицо — тонкий юмор в сочетании с пародией, легкая романтическая линия, немного эксцентричности… Но лента не дотягивает до тех самых шедевров. Словно бы подтверждая это, сюжет разворачивает историю одного из немногих провалов знаменитого Шерлока Холмса. Любопытно, местами смешно, но местами и затянуто, интрига тоже могла бы быть посильнее. Все есть, но не на 100 %.
Но не будем столь строги — кино все же неплохое и однократного просмотра заслуживает.
8 сентября 2012
Невысокие оценки фильма в общем-то оправданы: небезусловная удача кастинга, скромные декорации, провисание фильма в его середине. Начавшись как абсолютно гэговая комедия, капустник с репликами, фильм таки выкруживает на подобие сюжетной интриги, которая, впрочем, подается очень вяло. Намек на мелодраму и чувства персонажа тоже не очень развит. Не «Гитлер, капут», нет, местами небезынтересно, но ощущение режиссерской недоработки меня не отпускало — можно было бы сделать лучше. Вместе с тем пятнадцать минут на задворках выступления балетной труппы с примой Петровой, которые воспринимаются как самостоятельный, замкнутый и достаточный короткий фарс гомерически смешны — гомофобский фарс в декорациях русского лубка 19 века я еще не видел. Фильм пересматривать не буду, а вот эту сцены покажу знакомым наверное не раз. Наличие этой сцены поднимает оценку фильму на балл.
7 из 10
24 октября 2011
Тут Уайлдер что-то перемудрил.
Во-первых, при всей своей занимательной скабрезности первая четверть фильма совершенно не при чем, для пролога великовато, для первой части маловато. То есть то, что автор не постеснялся сказать: «нет, Холмс не гей, хотя согласен, повод так считать есть» — это, конечно, неплохо, но к чему тут? По русскому балету тоже потоптался… с одной стороны, приятно сознавать, что создатели не поленились написать актерам грамотный русский текст, и актеры как могли, постарались его произнести (с жутким акцентом, но за саму попытку — респект; хотя вроде бы и актеры выходцы из наших краев…), а с другой — как-то обидно, что наш балет интересен иностранцам не тем, что артисты делают на сцене, а своей развратностью за сценой (уж не знаю, насколько это отвечает действительности).
Ну а основная сюжетная линия… ну, забавно, конечно, и интрига какая-никакая, но в целом фильм весьма проходной. История вот только не Конан-Дойлевская, новодел, что тоже несколько снижает ценность картины. Вообще, советским и постсоветским зрителям особенно сложно угодить фильмами про Холмса, потому что мы всегда невольно сравниваем их с нашим сериалом, и обычно не в пользу других. Тут такая же ситуация. Всегда приходится бороться с желанием возмутиться против не того Холмса и не того Ватсона, которых мы так любим. Хотя вроде бы англичанам должно быть виднее, какой у них Холмс.
По сравнению с «В джазе только девушки», фильм вышел и мутноват, и скучноват, хотя есть и в нем специфическая прелесть. Да и ради коллекционирования образов Холмса в кинематографе посмотреть фильм можно.
31 октября 2010
Первый цветной фильм Вайлдера.
Есть впечатление — как будто фильм в стиле нуар был расцвечен в 70-х годах. Цвет мешает этому фильму. Здесь есть все основные приёмы Вайлдера — фактуры актёров (иногда шокирующие), продуманность интерьеров и уличных видов. Музыка Миклоша Рожа, яркая, мрачная и экстатическая как у Берга отлично передаёт напряжение и тревогу (в качестве аналогии можно так же привести музыку к Книге Джунглей Губайдулиной). Но вот цвет ломает весь набор инструментов. Он простой, без художественных решений. Он просто красив и потому кажется слишком «вкусным», «сладким». Цвет оттягивает всё впечатление на себя. А добраться до импрессионизма Вайлдер не рискнул, хотя это могло заменить ту игру светом которой, он и его команда занимались в 40—50-х.
Был юмор и стёб, красивая заглавная тема. Пожалуй, фильм стоит посмотреть уже хотя бы из-за музыки.
9 апреля 2010
- Вы описали, что мой рост за 1,90, а я едва 1,82
- Это была поэтичная гипербола!
- Нарядили меня в дурацкий костюм и теперь мне приходится его носить!
- В этом виноват не я, а иллюстратор!
- Вы дали понять читателям, что я женоненавистник! А у меня нет ничего против женщин, я просто не доверяю им: блеск в глазах и мышьяк в супе.
Из плюсов тут несомненно имя режиссера Билли Уйлдера, который одними только «В джазе только девушки» застолбил себе место в голливудских легендах. Еще юмор ненатужный, легкий, местами фривольный. Ироничность и необычность повествования, классичность постановки, оригинальная детективная история и шотландские замки приложением.
Минусом же, жирной горизонтальной чертой идет прежде всего то, что ни после ливановско-соломинской пары, ни тем более после пары дауни-лоу невозможно воспринимать Ватсона по старому. Но, фильм снят давно, в семидесятом году, и опирался на те и иронизировал над теми фильмами, которые были сняты до этого времени. А Ватсон там, как правило, был недотепа с большой буквы н. Да, он добр, услужлив, отходчив, по врачебному профессионален и переигрывает Холмса в плане запрятываний кокаина, но… какой же он совсем другой и уже непривычный.
И небольшими минусами оборачиваются те же плюсы: классичность повествования слишком стопорит сюжет, ироничный юмор концентрируется местами: то его много и он в каждой фразе или кадре, то перерыв и вуаля- классичность повествования во всем его тягомотстве, а конец как-то уж слишком быстро скручен, чувствуется неладное. И правда: на студии фильм перекроили и выкинули более тридцати минут отснятого материала. И это обидно. Этому фильму не помешала бы двухсерийность: неторопливость тогда была бы к месту, а несколько несвязанные с общим сюжетом первые пятнадцать минут фильма, наверняка нашли бы большую привязку к действу. Вот где жалеешь о несделанной «режиссерской версии» и возможных «вырезанных сценах» на современных лицензионных двд.
18 января 2010
Прошу учесть, что это частное мнение, и вы можете с ним не соглашаться.
Посмотрев этот фильм, сразу же понимаешь, почему отечественный Холмс является лучшим из всего того, что в мире было про него снято. В очередной раз попытка американских режиссеров помочь Дойлу принизить популярность его персонажа, к которой сам Конан сильно ревновал. На этот раз Холмс эдакий недалекий ироничный сыщик-наркоман, пытающийся от скуки распутать дело о загадочном исчезновении мужа некоей венгерской особы, но при этом невидящий ничего дальше собственного носа.
В противовес утверждениям самого Дойла, что единственной женщиной в жизни Холмса была Ирэн Адлер, Билли Уайлдэр предлагает нам другую историю о романтической страсти Шерлока. Она, как и Ирэн незаурядная личность умна, очаровательна, целеустремленна и этой целеустремленности противостоит Холмсу. Холмс и Ватсон представляются не чинными джентльменами, к которым привык советский зритель, а некими балагурами и повесами (особенно доктор), привычным скорее для западного зрителя. А брат Холмса Майкрофт предстает и вовсе в образе шпиона ее величества Великобритании. Чей монолог о великой порядочности Британии, в конце фильма у меня кроме кривой усмешки ничего не вызвал.
Единственная ценность данной картины для меня это сцена с русской примой балета, некоей мадам Петровой (танцующей весьма примитивно) и ее реакцией на объявление Шерлока о том, что он, как и Чайковский «каприз природы».
5 марта 2009