| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.7 |
IMDb
|
7.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Каратель |
| год: | 1969 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Манос Захариас |
| сценаристы: | Олег Стукалов, Гиоргос Севастикоглу |
| продюсер: | Фабиан Могилевский |
| видеооператор: | Герман Лавров |
| композитор: | Микис Теодоракис |
| художники: | Абрам Фрейдин, Майя Абар-Барановская |
| монтаж: | Валентина Кулагина |
| жанры: | мелодрама, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
4 августа 1969 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
1 ч 25 мин |
Греция
конец 60-х годов XX века
Вангелис /Евгений Киндинов/ - солдат-срочник в увольнительной; принимал участие в расстреле парня-коммуниста, отчего испытывает муки совести
Мария /Мария Вандова/ - девушка Вангелиса, которая проводит с ним время в его увольнительные
Никос /Георгий Бурков/ - парень одной из подруг Марии, прогрессивно мыслящий, поддерживающий идеи революции
Тони /Сергей Шакуров/ - парень одной из подруг Марии, представитель «золотой молодёжи», для которого смысл жизни заключается в удовольствии
Андреас /Леонид Каневский/ - владелец автомастерской, познакомившийся с Вангелисом в кафе и сыгравший не последнюю роль в неприятностях, обрушившихся на голову парня
Этот фильм мне напомнил эдакий пеший роуд-муви. Нам показывают один день из жизни солдата греческой армии, получившего увольнительную. Он шагает по городу, встречает разных людей, проводит время с девушкой и её компанией, в которой ему никто не близок, ввязывается в драку, бегает от полиции, разговаривает со священником, внезапно вспомнив, что, возможно, убил человека / в казни принимали участие 12 человек, и никто из них не знает, у кого были холостые, а у кого боевые пули/ и это же ведь плохо…
Аннотация фильма, как обычно, далека от действительности. 'Спасаясь от патруля после уличной драки, Венгелис укрывается у своей девушки. Их встреча полна горечи, исповедь солдата-карателя мучительна»...
Нет здесь никакой исповеди девушке, да и скрывается он не у неё, они оба в чужом доме… Да и в принципе не скрывается, они туда пошли, дабы уединиться, никто не прячется. И в целом, хотя создатели попытались показать глубину переживаний героя, им это не удалось. Видно, конечно, что его что-то мучит. Что он не находит себе места, а всё, что с ним происходит, не приносит удовольствия: и в кафе с друзьями ему не весело, и с девушкой не особо тепло. Но как-то всё вяло и поверхностно.
Фильм интересен тем, что здесь снимаются молодые актёры, которые потом станут очень популярны: Шакуров, Киндинов и Бурков. И в уста их вложены, вроде бы, остросоциальные темы, философские дилеммы. Но опять же, зритель за все эти их фразы не цепляется. Мне не хватило глубины.
Снят фильм стильно, картинка на высоте. Видно, что снимал не советский режиссёр, видение у него отличается от привычных нашему глазу советских лент. Но наличие интересных актёров и визуал – для меня плюсов мало. Авторы хотели затронуть очень серьёзные темы и, судя по набору персонажей, донести их до молодёжи. Но уж очень всё смазали.
31 мая 2025
Идеальная картинка. Лаконичная выверенная операторская работа. Ни одной помарки. Будто перед нами проносится отборное европейское фестивальное кино. Будто Коста Гаврас сидел в режиссерском кресле. Тем более, что актеры гармонично вплетены в повествование. Необычайно выразителен Киндинов. Вторят ему Шакуров и Каневский. Они совсем не похожи на уроженцев СССР — уроженцы Греции и никак иначе. Вот такие парадоксы лицедейства. Пожалуй, лишь Бурков типажно не вписывается...
Фильм красиво снят. Множество эффектных сцен. Это и расстрел неизвестного оппозиционера — обратите внимание на отсутствие лишних слов и точно выстроенные планы. Это и прогулка влюбленных у моря, их танцы, и ночное недоразумение, приводящее к драке. Тут невозможно не проникнуться моментом. Автор умело подводит детали. В неловкой ситуации, когда прохожий примет Марию, девушку главного героя, за уличную проститутку многое решает взгляд со стороны — камера скользнет на случайную прохожую, которая вероятно и является «жрицей ночных улиц». Ну а сама драка будет «отражаться» в глазах случайных зевак. Это поможет настроить более точную тональность.
Сцена с вырвавшимся на свободу скакуном, так и вовсе является метафорой всей ленты. Гордый и свободолюбивый конь бежит по полю от пяти догоняющих его солдат. Им помогает и автомашина. Исход этого противостояния печально предсказуем, но как много страсти в поступи животного.
А вот содержание совсем не соответствует визуальной части. Не слишком закручен сюжет. Да, мы следим за солдатом, который переживает свое участие в явно незаконном расстреле. Да, мы догадываемся, что речь идет о фашистской диктатуре. На фоне этого всего нам разворачивают историю любви... Но все эти линии не складываются в единый хлесткий интеллектуальный механизм. Выходит нечто разрозненное, умозрительное, вдохновленное «новой волной». И это тоже само по себе неплохо... Но... Тогда зачем было акцентировать сцену расстрела и вводить в повествование диалог со священником?
- Лицо его помнишь?
- Далеко стоял. На рассвете, в сумерках. Не различишь.
- Не помнишь, а мучаешься.
- Один из нас в сторону встал. Отказался.
- Неизвестно, что трудней.
- Зачем это нужно: убивать друг друга?
Слишком просто, чтобы ответить. Я не всегда был священником солдат. Когда мне было столько, сколько тебе гестаповцы убили всех моих родных. Я решил отомстить. Я убивал их без жалости и помню всех.
Это ключевой диалог ленты. Великолепная актерская игра. Качественные планы, тем более, что сцена — ночная. Но...Во всем этом есть некая недосказанность. Как будто, вдохновились «На последнем дыхании» и решили на эту тему разыграть антифашистскую ленту...
Так получается смысловой дисбаланс. Мы понимаем, что герой, молодой парнишка солдат, подошел к системному кризису. Он ищет новые стимулы для жизни. Но, что больше его раздражает: власть или не слишком подходящая для него девушка? Бездарные друзья или убийство неизвестного коммуниста? Тут нужно было бы конечно развернуть мощнее. Тем более, что у авторов очевидно был мощнейший потенциал
7 из 10
11 июля 2024
В советском кинематографе была особая категория пропагандистских фильмов, рассказывающих о том как плоха жизнь простого человека на «загнивающем Западе». В качестве сценария бралась подходящая книга «прогрессивного» писателя с соответствующей тематикой, а в качестве декораций использовали «нашу» Прибалтику. Увы ценность таких фильмов была крайне низка, и все они благополучно почили в кинобозе. Однако и среди этой продукции попадались если не шедевры, то крепкие хорошие творения, заслуживающие упоминания. К таким я и отнёс «Каратель».
Сюжет крайне незатейлив, но и в тоже время затрагивает проблемы актуальные и для сегодняшнего дня. Простой солдат принимает участие в расстреле очередного врага режима, и даже не уверен что его пуля попала в приговорённого. И начинает мучиться от содеянного. Собственно эти мучения и не дали превратиться «Карателю» в рядовую агитку.
Евгений Киндинов, а это был его кинодебют, создал образ вчерашнего крестьянина из глухой деревни, верующего, ничего не понимающего в политике, и мечтающего о работе в автомастерской дяди. Но участие в расстреле переворачивает весь его мир, и теперь его не может вернуть назад даже любимая девушка. Она его просто не понимает. Как не понимают и друзья, которые лишь болтают вычитанные где то умные мысли, да мечтают уехать жить в Европу (увы ничего с тех пор не изменилось). И даже случайная встреча со священником не приносит ему покоя.
Никто не хочет нести чужой грех, и каждый мечтает отдать свой крест другому. В этом наверное и кроется главное послание фильма.
Прошли годы, рухнули «чёрные полковники», а фильм остался. Потому что честный.
7 из 10
13 декабря 2014