Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Каратель |
год: | 1969 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Манос Захариас |
сценаристы: | Олег Стукалов, Гиоргос Севастикоглу |
продюсер: | Фабиан Могилевский |
видеооператор: | Герман Лавров |
композитор: | Микис Теодоракис |
художники: | Абрам Фрейдин, Майя Абар-Барановская |
монтаж: | Валентина Кулагина |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 августа 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Идеальная картинка. Лаконичная выверенная операторская работа. Ни одной помарки. Будто перед нами проносится отборное европейское фестивальное кино. Будто Коста Гаврас сидел в режиссерском кресле. Тем более, что актеры гармонично вплетены в повествование. Необычайно выразителен Киндинов. Вторят ему Шакуров и Каневский. Они совсем не похожи на уроженцев СССР — уроженцы Греции и никак иначе. Вот такие парадоксы лицедейства. Пожалуй, лишь Бурков типажно не вписывается...
Фильм красиво снят. Множество эффектных сцен. Это и расстрел неизвестного оппозиционера — обратите внимание на отсутствие лишних слов и точно выстроенные планы. Это и прогулка влюбленных у моря, их танцы, и ночное недоразумение, приводящее к драке. Тут невозможно не проникнуться моментом. Автор умело подводит детали. В неловкой ситуации, когда прохожий примет Марию, девушку главного героя, за уличную проститутку многое решает взгляд со стороны — камера скользнет на случайную прохожую, которая вероятно и является «жрицей ночных улиц». Ну а сама драка будет «отражаться» в глазах случайных зевак. Это поможет настроить более точную тональность.
Сцена с вырвавшимся на свободу скакуном, так и вовсе является метафорой всей ленты. Гордый и свободолюбивый конь бежит по полю от пяти догоняющих его солдат. Им помогает и автомашина. Исход этого противостояния печально предсказуем, но как много страсти в поступи животного.
А вот содержание совсем не соответствует визуальной части. Не слишком закручен сюжет. Да, мы следим за солдатом, который переживает свое участие в явно незаконном расстреле. Да, мы догадываемся, что речь идет о фашистской диктатуре. На фоне этого всего нам разворачивают историю любви... Но все эти линии не складываются в единый хлесткий интеллектуальный механизм. Выходит нечто разрозненное, умозрительное, вдохновленное «новой волной». И это тоже само по себе неплохо... Но... Тогда зачем было акцентировать сцену расстрела и вводить в повествование диалог со священником?
- Лицо его помнишь?
- Далеко стоял. На рассвете, в сумерках. Не различишь.
- Не помнишь, а мучаешься.
- Один из нас в сторону встал. Отказался.
- Неизвестно, что трудней.
- Зачем это нужно: убивать друг друга?
Слишком просто, чтобы ответить. Я не всегда был священником солдат. Когда мне было столько, сколько тебе гестаповцы убили всех моих родных. Я решил отомстить. Я убивал их без жалости и помню всех.
Это ключевой диалог ленты. Великолепная актерская игра. Качественные планы, тем более, что сцена — ночная. Но...Во всем этом есть некая недосказанность. Как будто, вдохновились «На последнем дыхании» и решили на эту тему разыграть антифашистскую ленту...
Так получается смысловой дисбаланс. Мы понимаем, что герой, молодой парнишка солдат, подошел к системному кризису. Он ищет новые стимулы для жизни. Но, что больше его раздражает: власть или не слишком подходящая для него девушка? Бездарные друзья или убийство неизвестного коммуниста? Тут нужно было бы конечно развернуть мощнее. Тем более, что у авторов очевидно был мощнейший потенциал
7 из 10
11 июля 2024
В советском кинематографе была особая категория пропагандистских фильмов, рассказывающих о том как плоха жизнь простого человека на «загнивающем Западе». В качестве сценария бралась подходящая книга «прогрессивного» писателя с соответствующей тематикой, а в качестве декораций использовали «нашу» Прибалтику. Увы ценность таких фильмов была крайне низка, и все они благополучно почили в кинобозе. Однако и среди этой продукции попадались если не шедевры, то крепкие хорошие творения, заслуживающие упоминания. К таким я и отнёс «Каратель».
Сюжет крайне незатейлив, но и в тоже время затрагивает проблемы актуальные и для сегодняшнего дня. Простой солдат принимает участие в расстреле очередного врага режима, и даже не уверен что его пуля попала в приговорённого. И начинает мучиться от содеянного. Собственно эти мучения и не дали превратиться «Карателю» в рядовую агитку.
Евгений Киндинов, а это был его кинодебют, создал образ вчерашнего крестьянина из глухой деревни, верующего, ничего не понимающего в политике, и мечтающего о работе в автомастерской дяди. Но участие в расстреле переворачивает весь его мир, и теперь его не может вернуть назад даже любимая девушка. Она его просто не понимает. Как не понимают и друзья, которые лишь болтают вычитанные где то умные мысли, да мечтают уехать жить в Европу (увы ничего с тех пор не изменилось). И даже случайная встреча со священником не приносит ему покоя.
Никто не хочет нести чужой грех, и каждый мечтает отдать свой крест другому. В этом наверное и кроется главное послание фильма.
Прошли годы, рухнули «чёрные полковники», а фильм остался. Потому что честный.
7 из 10
13 декабря 2014