Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Джентльмены |
английское название: |
Svetáci |
год: | 1969 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Зденек Подскальский |
сценарий: | Вратислав Блажек |
видеооператор: | Франтишек Валерт |
художники: | Ирена Грейфова, Борис Моравец, Станислав Павлик |
монтаж: | Зденек Стеглик |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 октября 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Выпускник Пражской академии изящных искусств ФАМУ Зденек Подскальский не стал, подобно Милошу Форману, Иржи Менцелю и Вере Хитиловой, одним из зачинателей чешской «новой волны» потому, что всегда работал в жанровом кино, много снимал для телевидения, а его режиссёрская манера считалась, в лучшем случае, экспериментальной. Подскальский делал, в основном, комедийные ленты, нередко сочетая современную сатиру и фантасмагорию, и этот сплав разных жанров не всегда вызывал ответную реакцию как зрителей, так и специалистов.
Вершиной художественных изысканий Подскальского стала лента «Белая дама» (1965), в которой уже отнюдь не юный автор (на момент съёмок ему был уже 41 год) не просто переосмысливает фольклорные мотивы на современном материале, основываясь на мистических историях из цикла рассказов Карела Михала, но использует притчевость, сюрреалистичность формы для иносказательного повествования об абсурдности коммунистического режима: таинственная женщина в белом, появившаяся в местечке Комонице в 60-е годы ХХ века, творит чудеса для его малоимущих жителей, что совсем не нравится высшим органам власти.
В дальнейшем Подскальский обращался к ироничному бытописанию городских нравов с уклоном в любовно-авантюрные события. Наиболее заметной его работой стала комедийная лента «Гуляки» (1969), шедшая в советском прокате под названием «Прожигатели жизни».
Три квалифицированных (и давно семейных) штукатура Тонда, Густав и Петртыл, уехав с периферии в Прагу на заработки, довольно быстро начинают ощущать себя столичными жителями и как-то вечером заявляются в элитный ресторан, где по своему недомыслию, ограниченности и вообще нетрезвому состоянию, едва не устраивают пожар. Утром, придя на рабочий объект, они узнают в жительнице одной из квартир услужливую гардеробщицу из того ресторана пани Трчкову. Горе-гуляки врут ей о своих высоких заработках, и Трчкова, сдавая свою квартиру молоденьким провинциалкам для свиданий с зажиточными столичными «буржуа», решает провернуть очень выгодное дельце. А друзья начинают всерьёз изучать искусство и правила хорошего тона, чтобы в следующий раз не выглядеть в ресторане невеждами и хулиганами…
В этой безыскусной комедии Подскальский соединил стилистику чешских «нововолновцев» и даже советского кинематографа рубежа 50—60-ых (режиссёр учился во ВГИКе в период 1951—1954 гг. и даже стал кандидатом эстетических наук). Равно как и Милош Форман, Подскальский делает главными героями неприметных обывателей из рабочего класса, которые и не стремятся-то к непременному процветанию, заеденные бытом и трудовыми буднями, но точно хотят в какой-то момент воспарить, хотя бы ненадолго, над серостью и беспросветностью бытия. Однако для трёх друзей-штукатуров подобное «воспарение» быстро теряет характер забавного приключения, когда все чуть ли не всерьёз решают перескочить из одной социального класса в другой, что практически невозможно, не зная определённых законов, правил и норм, а также не имея интеллектуального багажа.
На их фоне три провинциальные девицы, вздумавшие по наущению гардеробщицы Трчковой также «окультуриться» с целью охмурить и обобрать новоиспечённых интеллигентов, выглядят куда менее привлекательно. Хамоватые и недалёкие особы используют поверхностно осмысленные знания лишь как способ лёгкой добычи, но никак не горят желанием действительно стать образованнее и мудрее. Хотя и они невольно, чисто интуитивно осознают, что неумеренные возлияния и пошлый флирт с малознакомыми субъектами — весьма сомнительные удовольствия.
Зденек Подскальский с немалой иронией, но отнюдь без издёвки, сталкивает провинциальный мир с его открытостью и грубоватым простодушием с «высоколобостью» и лицемерием большого города. В картине вполне комфортно уживаются социально-производственная комедия, сатира на городские нравы и даже элементы мюзикла. Но, пожалуй, самым важным является посыл автора, что «прожигать жизнь» имеют право не только чинные городские господа-интеллигенты, но и простоватые, проще говоря, оболваненные всем и вся «периферийцы», руками которых и строятся большие города, а иными словами — светлое коммунистическое будущее. К слову сказать, на момент съёмок сам режиссёр уже не являлся членом компартии Чехословакии, из-за чего его фильмы некоторое время нигде не показывались.
8 из 10
4 июля 2017