Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Короткие встречи |
год: | 1967 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Кира Муратова |
сценаристы: | Кира Муратова, Леонид Жуховицкий |
видеооператор: | Геннадий Карюк |
композитор: | Олег Каравайчук |
художники: | Александра Конардова, Олег Передерий, Л. Толстых |
монтаж: | О. Харакова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 июля 1968 г. |
на DVD: | 3 сентября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
'Короткие встречи' Муратовой – удивительный кинематограф, лучший фильм, который подарила нам советская эпоха. Причем, рассматривать его можно бездонно, и чего только там внутри нет. Например, бесконечная тактильность этого фильма. Нежность. И в возвышенности аристократки Свиридовой, и в грубоватой теплости 'деревенских' персонажей. В изобразительной части – местами совершенно авангардные формы, кадры, рисунок. А какие точные и запоминающиеся эпизоды и актеры эпизодники. Чего стоит сцена под финал с деревенским мужичком и его 'невестой' и этот короткий разговор — а вы свинью когда-нибудь выращивали? Потрясающе. Ну и Высоцкий в этом фильме этакий сверхвысоцкий, легендированный персонаж. Кажется так. А сам фильм – о сложности подключения к счастью, о том, что у каждого свое подключение к нему, в городе, в деревне ли, к свободному геологу, к строгой начальнице ли. У каждого своя к нему тропка, тропка-испытание. Как минимум об этом.
6 марта 2023
Короткие встречи. Короткие сцены. Короткие фразы. Милые, забавные, легкие. Резкие, точные, глубокие. На всю глубину жизни. До самого сокровенного в душе. Штрихи, из которых вырисовываешь своим взглядом целые жизни. Наши жизни-штрихи, которые наносит на время непостижимый нам Художник в ему одном ведомом порядке, которые лишь много после складываются в картину. Картину со-бытия людей. В нашу жизнь.
Или не складываются. А остаются спутанными, обрывочными, без началов и концов, без высших смыслов, без целей — просто события, просто разговоры, просто встречи; но которые раз за разом будешь прокручивать в голове, потому как в них где-то спрятан смысл, в них — горечь и теплота, горечь и теплота жизни, что защищает её от пустоты и протягивает её дальше и дальше через время.
…
Она одна. Она всегда была одна. Среди людей. Ради людей. Она тратила свою жизнь ради других. Каждый день другие заполняли её жизнь. Она помнила только их заботы. Их имена, их отношения, их положение, их беды. Их она помнила, на них реагировала, с ними встречи планировала.
А сама была в звенящей пустоте. Всегда. Только-никогда-не-оканчивающийся-поток-размышления. Только-свой-голос. Только свой голос, вложенный в мираж Его.
И чтобы спастись от кружения по насквозь знакомому лабиринту одних-и-тех-же-мыслей, из которых уже очень давно известно, что нет выхода, — размышление пускается в суету, в бесконечную суету всегда что-то случающегося у людей — у других, не у тебя.
Суета. Так увидит только черствый сердцем или тот, кто не хочет видеть, или тот, кто решил, что он уже далеко над всем случающимся у людей… Но она знает, что это не суета — это жизни. Это очень трудные жизни, облегчить которые она может. Она может снять один-два особо несуразных камня, притягивающих к земле, что люди и судьба взвалили на человека, когда он думал, что строит свою жизнь на твердом фундаменте, а на самом деле принимал и принимал всё на себя, на свои плечи.
Мы живем в быту. Мы живем бытом. Мы пытаемся разогнуться от быта, чтобы взглянуть вверх. Если человеку облегчить его быт, он вздохнет счастливо — надолго, нет, кто-знает… Кто знает, как быстро он зароется в следующих своих проблемах, как долго об будет радоваться миру и будет ли или зависть и жадность уже выстроили очередь к его глазам, мозгам, душе, чтобы в ту же секунду погрузить в очередные сумерки нехватки очередного удобства… Кто знает… но без этого освобождение от очередной тяготы быта, у человека скорее всего и не появится шанса…
Она успокаивает себя, что делает мир лучше. И это наполняет её каждый день смыслом. Каждый рабочий день. Даже когда работа идет через несуразные ритуалы… Но рабочий день не удается растянуть на все часы и дни. И тогда опять — одна.
Тогда мучительно напоминает о себе порыв во вне, дотронуться до другого, вырваться из себя… Ведь вот оно «вне» — рядом. В касании. В осязании стены, метала, дерева, ткани. Оно за кожей, оно в коже. Оно требует касания, требует объятия, требует тесноты. Чтобы забыть об ужасе одиночества навсегда.
Она служит другим. Таким слабым, нелепым, не видящим последствий своих действий, не думающим о других других, не образованным, не старательным, заботящимся только о сиюминутной выгоде, обделенным судьбой, сверх человеческой меры отягощенным заботами-болезнями-потерями… Так она думает. Так она видит других. Так она негодует на них. Так она их любит. Таким она отдает себя.
А кто отдаст себя ради неё. Она ведь тоже слаба, нелепа, не знает и не умеет сделать всё хорошо-хорошо. Она лишь старается-старается-старается. Истирая себя. Без страховки. Без поддержки. Одна. Нет никого, кто даст уверенность, кто поймет её заботы, как настоящие, как те, что требуют всю её так, как она это чувствует. Нет того, кто увидит всю её искренность до конца. Кто просто примет её, кто её заботы примет, её любовь примет. И отдаст свою. Каждый день, каждый час, каждое мгновение. Кто будет рядом, близко-близко, навсегда.
Он привязал её к себе. Ему не нужна от неё её забота. Он всего лишь возвращается к ней. Чтобы уйти. Они ближе всех друг к другу. Ближе всех других. Но эта близость близка лишь в сравнении. Близости без сравнения, во всю силу, так чтобы забыть и сравнения, и возможность другой жизни, чтобы успокоится — нет.
Они слишком свободны. А что ей та свобода. Ей нужно понимание, покой в душе, длящаяся радость жизни, ей нужно — счастье.
…
Он искал свободы. Бежал от бессмысленных и мелких дел; из тупиков комнат и кабинетов; от бессмысленных и мелких людей… от всего и всех, что дергали его, что уводили не туда, что тратили его жизнь. Так он всё и всех видел.
Куда он бежал? К чему? Что нашел? Нашел не бессмысленность, не зависимость, не мелочность — простор, тишину и пустоту. Смысла он не нашел. Но пока ему хватило и освобождения, пока хватило и того, что он перестал каждый день идти не туда.
Он говорит только не о чём, он поет только голосом. Глаза холодны. Глаза трезвы. Он в пустоте и тишине. И это не гнетет, когда ты стоишь перед всей пустотой мира. Ты чувствуешь, что это положение дел. Это было и будет вечность. Ты приобщен. Ты избавился от всех. Ты один. Ты достиг покоя.
Почти. На мгновения. Да, постоянно повторяющиеся, но мгновения. Потому как внутри раз за разом просыпается жажда поделиться, жажда выразить себя; жажда пережить, что всё не зря — что твоя жизнь имеет значение, что её оценит кто-то, что всё что внутри примет кто-то… Непереносимое знание, что вместо холода может быть тепло.
А потому он возвращается. К той, кто тоже, он это чувствует, понимает и проживает радость и ужас этой неостановимой штуки под названием жизнь; кто тоже пытается вырваться из себя, чтобы поделиться собой, чтобы найти того, кому всё то, что внутри, что пережито и прожито, что отозвалось невозможной музыкой в душе, будет понятно — чтобы быть понятым.
Они встречаются, они проживают радость воссоединения, они обретают смысл, они окунаются в теплоту, они засыпают счастливые.
Но просыпаются опять свободными, опять разделенными, опять не живущими в уверенности, что понимают, что их поняли — до конца, до глубины, до сокровенного.
А потом суета или забота о других. И незнание как длить их нужность друг другу, как выйти из круга всегда обреченно коротких встреч…
То были два пути одиночества человека: путь служения другим и путь свободы. Но есть и третий путь — путь юных и стариков — путь Надежды…
2 августа 2020
В «Коротких встречах» стилевая и концептуальная неоднородность, желание постановщицы выразить антониониевское отчуждение между людьми в контексте проблематики производственного кино обернулись весьма необычным художественным эффектом. Во многом ориентируясь на ленты Хуциева и сценарии Шпаликова, Муратова попадает в «последний вагон» «оттепельного кино» с его надеждами на обновление советской жизни. Модернистская экспериментальность кинематографа Муратовой здесь почти не проявляется: режиссер ищет себя, что особенно заметно в сцене воспоминаний Валентины Ивановны и в финальной сервировке стола, но поиск этот еще концептуально не кончился ничем определенным.
Автор «Коротких встреч» испытывает колоссальное уважение и интерес к «новой волне» и фильмам Антониони, но в данной ленте больше подражает этим направлениям, чем предлагает нечто новое: уличные съемки «жизни врасплох», несобранная в единое целое мозаика диалогов, заставляющая вспомнить картину Аньес Варда «Клео от 5 до 7» (кино наиболее конгениальное «Коротким встречам»), — все это, однако, не убавляет очарования картины и игры самой постановщицы, которая, к сожалению, так больше нигде и не снималась в качестве актрисы. Женственное очарование Муратовой-исполнительницы при полном отсутствии невротической изломанности ее последующих героинь изящно дополняется хтонической сексуальностью молодой Руслановой — мастерское сценарное выстраивание в «Коротких встречах» любовного треугольника (с участием еще и Высоцкого) работает именно благодаря непохожести главных героинь.
Маскулинная харизма Высоцкого, как всегда не только играющего, но и поющего, разрабатывается Муратовой на материале говорухинской «Вертикали»: образ героя будто взят именно из этого фильма, однако, его мужественность здесь не режет глаза и весьма амбивалентно трактуется режиссером. Герой Высоцкого в «Коротких встречах», конечно, моментально очаровывает женщин, но его жизненный номадизм их же и отталкивает. Муратова делает все возможное, чтобы ее герои в данной ленте и даже слабый нарративный пульс, тонущий в деталях и нюансах, который у нее всегда важнее интриги, были сугубо реалистическими, минимально модернистскими.
Выбор в пользу новаторства еще не сделан, но режиссера ощутимо к нему тянет, это ощущается и в музыке Каравайчука, и в необычных ракурсах съемки, и в собственной исполнительской технике самой Муратовой-актрисы, подражающей Жанне Моро (особенно ее пластике в «Лифте на эшафот» и «Жюле и Джиме»), и едва заметных темпоральных смещениях повествования, иногда делающих его нелинейным. Муратову влечет в «Коротких встречах» киномодернизм, но она себя еще сдерживает, а неспособность людей понять друг друга, их разъединенность, взаимное отчуждение решены режиссером вовсе не в духе планетарной трагедии, как у Антониони или Ива Аллегре (вспоминается прежде всего «Такой красивый маленький пляж»), эта экзистенциальная дистанция между муратовскими героями, которая подчеркнута даже визуально в некоторых сценах, овеяна нотами светлой грусти, почти пушкинской печали.
В то же время, развивая социально-критические мотивы своей первой ленты, снятой в соавторстве с Муратовым, «Наш честный хлеб», режиссер делает многие эпизоды «Коротких встреч» откровенно полемическими, обличающими неустроенность советского ЖКХ конца 60-х, что делает эту картину полудокументальной, помещая ее в контекст уже не «оттепельного» кино, а британского «кухонного реализма», который в годы выхода «Коротких встреч» на экраны, как раз набирал обороты. Одним словом, стилевая гетерогенность этой картины может трактоваться и как ее положительный момент (стремление запечатлеть жизнь в всей ее многоаспектности), и как отрицательный (неоднородность как следствие подражательности). В любом случае, «Короткие встречи» — это еще некий поиск для Муратовой своей манеры, недооформленный и незаконченный, зато уже обладающий неповторимым обаянием ее видения людей, в котором любовь и сострадание переплетаются с грустью и разочарованием
16 июня 2020
Они редко видятся. Она привязана к городу, к скучной работе в городском совете, к уютному, хоть и столь же скучному, быту. Он тяготится этой привязанностью, хотя любит её, но все же убегает в профессию геолога. Они такие разные, но всё-таки они вместе…
Странно, но почему-то эту несложную, на первый взгляд, в своей фабуле картину положили на полку… Вроде бы простая история любви, в которой мужчина (Владимир Высоцкий) даже не изменяет жен (щин) е (Кира Муратова), а третий угол любовного треугольника смиренно возвращается к своим корням. Но все же запретили… Почему?
Остаётся предположить, что цензоров смутили несколько обстоятельств. Это все же редкий советский фильм, в котором герои выдают совсем не социальные, а экзистенциальные переживания и тоску. Личное явно предпочитается общественному, вызывающему тоску и печаль.
Во-вторых, наличие Владимира Высоцкого с его артистическим и музыкальным обаянием (а эта роль одна из 2-х лучших его киноролей) выглядит убеганием от становящейся постылой советской действительности. Наконец, Короткие встречи имеют целомудренный, но в чем-то эротичный подтекст, в котором союз мужчины и женщины перестаёт быть ячейкой общества, связанной общностью быта и правами и обязанностями советских мужа и жены, делаясь чересчур уж свободным. Какой уж тут тогда соцреализм. Сплошная индивидуальность как пассивный, но протест против действительности.
14 февраля 2017
Честно, признаюсь, что у меня есть список фильмов, которые необходимо посмотреть для собственного развития. Этот фильм стоит под номером 11, он называется «Короткие встречи», режиссера Киры Муратовой.
Про что будет снимать фильм женщина — режиссер? Конечно же, о любви, об отношениях, и возможно, что кое о ком лишнем. Здесь история о троих: он — геолог Максим, она — Надежда (девушка из деревни), и главная героиня Валентина Ивановна. Она ответственный работник горисполкома, которая поглощена своей работой и не заметила, как приняла в гости под видом домработницы «третью лишнюю», влюбленную в Максима, пропадающего в экспедициях. Он, то приезжает, то исчезает, появляется на «короткую встречу», и уезжает вновь, встречает и прогоняет и так на протяжении всего фильма. В конце Надя накрывает на стол «для двоих» и уезжает навсегда в деревню…
Это первый самостоятельный фильм К. Муратовой. В нем сыграли такие замечательные актеры как Нина Русланова (на то время, это была ее первая роль в кино) и Владимир Высоцкий, сыгравший роль геолога Максима. Сама Муратова сыграла в этой драме главную женскую роль Валентины Ивановны. Фильм во многих смыслах является переходным, избавляющимся от необходимости фабульного, линейного и психологически заданного повествования, благодаря включению внесюжетных лирико-поэтических отступлений, а также из-за более явного пристрастия режиссёра к отстраняющим приёмам как изобразительного, так и словесного плана.
Еще добавлю интересного про актёров, то, что Высоцкий пробовался на роль в «Вертикаль», и его выбрали в фильм «Короткие встречи», 1967 года. Романтическая роль геолога, был раньше такой модный романтический персонаж — поездки, костры, песни, гитара. Это был герой своего времени. Так сказать, хорошая и нужная профессия. Скорее всего, такая атмосфера и ее составляющие были близки по духу Владимира Высоцкого, и он отлично справился в роли — геолога в экспедициях и влюбленного мужчины. А как он пел, чудесно, звонко и даже грубо в некотором контексте.
Немного о режиссёре. Кира снимает кино про личность, состоящую из множества ее частей, находя в этой теме огромное количество интересующих её парадоксов и конфликтов. Есть тонкости, которые многие не замечают, а она из них плетет кружева. Она очень чётко чувствует суть киноискусства, дорожит ей и сохраняет её целостность — ни один фильм её авторства не похож на другой. Такой вот поразительный человек, женщина — режиссёр. Можно сказать, что она прирожденный исследователь человеческих душ. Она всегда обладала уникальной способностью пробуждать в обычном человеке — артиста, а в профессиональном актёре простого человека без масок. В начинающем В. Высоцком она увидела обычного мужчину — мастера своей профессии, а в неизвестной Нине Руслановой — хороший творческий потенциал.
Кира Муратова так сказала о себе: «Я смотрю на человека и пытаюсь как — то влезть в его нутро, вытянуть то интересное, что в нем есть, и придумать ему роль». По — моему мнению, это действительно ей удалось, фильм советую посмотреть всем любителям мелодрам!
25 мая 2016
«Ждать и упрекать, что долго ждала» — это слова, которые может произнести, наверное, любая женщина. Кира Муратова в своей дебютной кинокартине «Короткие встречи» исследует историю любви, когда одна — ждет, а другой — всегда уходит.
Все начинается почти, как у Чехова в пьесе «Вишневый сад» — лопается струна. Кира Георгиевна, как и великий русский драматург, чутка к даже незначительным деталям, потому что верит — в бытовых вещах и кроется истинное значение происходящего. В ленте нет четкой линейной структуры повествования, так как в жизни такого и не бывает. Об этом размышляет и главная героиня Валентина (в исполнении Муратовой). Почему же в фильмах всегда все красивые и все у них логично, складно? В семье же Валентины Ивановны и Максима (Владимир Высоцкий) нет ничего кинематографичного, это история, у которой нет конца или начала, где нет ничего идеального.
Максим — геолог, дома появляется редко, поэтому и встречи его с женой можно назвать «короткими». А Валя всегда в работе, пытается всеми способами себя занять, чтобы хоть как-то пережить часы расставания с мужем, который даже и не подозревает, как сильно она его любит. Главный герой «уходит в лес» от нее, потому что каждый раз по возвращении становится «червяком под микроскопом», а такое никакому мужчине, конечно, не понравится. С появлением Нади (Нина Русланова) как раз-таки и лопается та самая струна, которая была так туго натянута на гитаре. Девушка из деревни, семь классов образования, привлекает внимание Максима. И понять его можно, ведь Надю не волнует, как там канализации в городе или кому квартиры раздать, а кому нет. Она — свободная девушка, естественная, душа ее рвется к чему-то живому, природному. Надя способна любить слепо, не задавая сложных вопросов мужчине. И в горы может с Максимом пойти, и послушать его игру на гитаре. А Надя — типичная городская женщина, ей нужно семейное спокойствие, гармония, но не в окружающем мире, а в отношениях с мужем.
Кира Муратова словно открыла дверь в чью-то квартиру и подслушала разговоры семейной пары. Диалоги ее персонажей легки и незамысловаты, такое может произнести любой человек, а не экранный киногерой. Но каждому из этого «любовного треугольника» хочется посочувствовать. И ненадежному геологу Максиму, и деревенской девушке Наде, и Валентине Ивановне (не случайно Муратова называет ее по отчеству, тем самым подчеркивая серьезность характера). Ведь если подумать, не было еще такого случая, чтобы отношения складывались без «сучка и задоринки». И не надо мужчине быть геологом, чтобы надолго уходить из дома. А «короткие встречи» появляются у пары уже через несколько лет, а, может быть, и месяцев. Остается только ждать и надеяться, что «раки сварятся» и геолог «вернется из леса» насовсем, чтобы осчастливить любимую.
9 из 10
11 апреля 2016
Фильм Киры Георгиевны произвёл на меня положительное впечатление. Такой гуманный психологический фильм, без всяких заковырок о жизни трёх человек, которые находятся как бы в «бермудском треугольнике» сами того не зная. Больше всего меня порадовало то, что в фильме принял участие Владимир Семёнович Высоцкий. Для меня Максим так и остался неразгаданным персонажем, который вечно о чём-то думает, выражая свои мысли философскими песнями. Надя у меня ассоциируется с «матушкой-Россией», как-то так, уж больно много в ней чего-то родного…
Валентина Ивановна снаружи «сильная», но душевно-слабая. Образ деловой леди — это всего лишь маска для того, чтобы другие боялись её. Казалось бы у сотрудницы горсовета есть всё: друзья, квартира, любимая работа, но нет одного человека, который делает каждую секунду её жизни счастливой — Максим. Она любит его и он любит её, но реальная ли это любовь? Можно ли любимого человека променять на свою карьеру? На этот вопрос очень сложно ответить, поскольку они оба были упрямыми… А Надя, так и не поборовшись за своё счастье, съезжает с квартиры.
Картина вызвала у меня ностальгию, грусть по тому времени. В душе была какая-то тоска во время просмотра. Песни Высоцкого мне настолько засели в душу, что у меня даже пробило слёзы. Одна песня — и всё…
10 из 10
20 мая 2015
Чтобы режиссеры так тонко чувствовали душу зрителя, не встречала давно.
Хотя я в этой ленте увидела, возможно, даже больше, чем хотела показать сама Кира Муратова. В этом фильме, который делают три человека: Валентина Ивановна (Кира Муратова), Надя (Нина Русланова), Максим (Владимир Высоцкий) — на первый план выходят мысли, чувства и поступки Нади, но для меня, в силу личных обстоятельств, первичной стала история Валентины и Максима.
Перед просмотром, ознакомившись с аннотацией, решила, что придется ставить себя на место Надежды, думать, а как бы я поступила, окажись в подобной ситуации. Но с первых кадров поняла: не придется. Я в этом фильме нахожусь на месте совсем другой женщины. Я здесь Валентина Ивановна.
Нам всегда нравится то, что нам близко, что так напоминает нашу жизнь. Я находила себя и свои истории в стихах и прозе, но в кино — никогда. До «Коротких встреч». Валентина Ивановна до последнего взгляда, жеста, слова, особенно в своих отношениях с Максимом, — это я. И удивительно, на месте дорогого мне мужчины мой любимый Высоцкий. Это надо же было такому случиться! Такой же не сидящий на месте, все время чего-то ищущий, постоянно исчезающий и возвращающийся вновь. Только бороды и гитары не хватает. Если бы кто-то подсмотрел за нами в замочную скважину, то увидел бы эти же руки в его волосах, эту голову на ее коленях. Услышал бы эти же слова и почти эти же песни.
Удивительно, все в этом фильме удивительно. Все, до последнего кадра. Есть такой современный режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту («Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон»), который снимает фильмы по принципу мозаики: все события перемешаны, как будто кто нарезал пленку, а потом смонтировал в произвольном порядке. Лишь в конце все пазлы соберутся вместе, и зритель увидит полную картину. Так вот, у нас, в Советском Союзе, так еще в далеком 1967 году снимала Кира Муратова. Я с этой кинокартины начинаю свое знакомство с ее творчеством и, на мой взгляд, весьма удачно.
Быть может, я слишком близко к сердцу принимаю этот фильм, но тем не менее
10 из 10
Р.S.: а за песни Владимира Семеновича, которые для меня и призыв к действию, и успокоение души, отдельное спасибо.
19 января 2012
С недавних пор влюблена в творчество Киры Георгиевны Муратовой. Была приятно удивлена, что эта женщина обладает не только режиссерским талантом. Она еще и великолепная актриса. Это показал фильм «Короткие встречи», где Муратова сыграла главную роль.
Это кино снято, в первую очередь, для нас, для женщин. Как говорится, мы любим не за что то, а вопреки.
Героиня Киры Георгиевны — Валентина Ивановна, женщина бальзаковского возраста, ответственный работник горисполкома. Она полностью поглощена работой. Внезапно в ее жизнь врывается геолог Максим, блестяще сыгранный Владимиром Семеновичем Высоцким. Максим тоже любит свою работу, но он свободен от предрассудков, ему нет дела до общества и денег. Между двумя этими непохожими людьми, словно искра, пробегает неведомая страсть. Максим изредка приезжает к Валентине в перерывах между экспедициями, но для нее эти встречи настолько коротки, настолько ей не хватает его рядом, что женщина в одиночестве представляет его рядом, ругается с ним. Я думаю, всем представительницам прекрасного пола это знакомо?
В Максима влюбляется еще одна героиня — простая деревенская девушка Надя (первая серьезная роль Нины Руслановой). Она приезжает в город из деревни для поиска лучшей жизни, и знакомится с геологом в чайной в степи. Казалось бы, вот идеальная пара, люди похожих взглядов, но Максима больше тянет к Валентине, к той женщине, которую он не понимает и не хочет принимать ее образ жизни. И Нина, смелая девушка, отправляется на поиски Максима, устраивается домработницей к Валентине, и, последствие понимает, что она лишняя в их сложных взаимоотношениях. Надя уезжает, оставляя монотонную жизнь Валентины, в которой присутствуют эти мгновения свободы и независимости в лице геолога Максима.
Но, этот фильм из разряда тех, которые лучше один раз увидеть, чем сто раз о них прочитать. Настолько красива режиссерская постановка — все жесты, действия, диалоги героев продуманы до мелочей. И, как бальзам на душу, услышать песни Владимира Семеновича Высоцкого.
Приятного просмотра!
3 января 2012
Она — творец. Она — художник. Она — мыслитель. Она — талантливейший режиссер. Она — интересная женщина. Она — неоднозначный человек. Оказывается, она еще и актриса. И какая! Одним словом, она — Кира Муратова…
Но нет, нет, я не пущусь по проторенной тропинке бессмысленных эпитетов о личностных талантах Киры Георгиевны! Я сумею избежать своих идолопоклоннических восклицаний! Я закрою глаза на покоренное сердце и киноведческое влечение! Я смогу!.. Хотя зачем? Ведь тогда не смогу написать отзыв о фильме Муратовой. О чем писать, если не о ней? О Высоцком? О Руслановой? О «Коротких встречах»? Ну, что ж, попробую…
Владимир Семенович Высоцкий. Демонически-святой. Неповторимый. Единственный. Он вышел из той породы людей, которым для всеобщей любви нужно быть самим собой. Борода, гитара, собственные песни и глубинный взгляд печальных недр. Это Высоцкий. В самом простом и самом истинном проявлении. И может быть, если бы не Муратова, персонаж Владимира Семеновича, расшитый собственной эмоцией, личным примером и внешним харизматичным воплощением, взял бы в сей картине первенство духа и философии. Действительно, чем вам не герой нового времени? Личность, скрытая за вуалью эфемерного быта, неуловимая из-за своей иллюзорной натуры, свободная и, как ни странно, крайне универсальная. Это человек будущего, наделенный безграничной привилегией, но освобожденный от громоздкой физической ответственности. Подобные позиции «героев нашего времени» выбирают, считая, что они неуловимы в своей хамско-эгоистичной сущности, не подозревая, что и у современных Печориных случаются приступы совестливых мучений. Чего скрывать, Максимы Высоцкого популярнее Надь Руслановой. Только чья это заслуга?
Нина Ивановна Русланова. Народная. Даровитая. Удивительно-манящая. Кажется, она соткана из той национальной души, влекущей своей широтой и богатством. Уверен, ею бы гордился Лев Николаевич. Русский дух, живая душа, увы, так непопулярная сейчас. Кажется, ее героиня, подобно «народным массам», стоит несколько позади, на заднем плане, умудряясь при этом задавать тон всей реальной вселенной «Коротких встреч». Смотришь и не понимаешь, кто важнее — Надя Руслановой или Валентина Муратовой. Девочка или женщина. И оказывается девочка. Девочка, способная по-русски самоотверженно подавить в себе любовный эгоизм, покинуть дорогого человека, подарив сопернице. Это достойно уважения, ибо требует колоссальной отваги, на которую, увы, решатся немногие, отдав предпочтение эгоистичному Максиму, не задумываясь о том, что и он не так прост и возвышен, как кажется.
Такое переплетение актеров и персонажей, эпох и идей, жизней и убеждений и составляет хороший буднично-высокий фильм «Короткие встречи», у которого, вопреки канонам противоборства, нет золотой середины. Есть Валентина и ее опыт, но отнюдь не смысл. Смысл предполагает определенное, пусть самое незаметное, но нравоучение. «Короткие встречи» и Валентина, сражающаяся и уступающая, — это жизненный, реальный опыт. Идея поведения, выбирать которую или нет предстоит зрителю.
Что ж выходит? Есть Высоцкий, есть Русланова, есть Муратова. Все по отдельности, спросите вы? Нет. Все вместе и вперемешку. Как в обычной жизни. «Короткие встречи» учат жизни, описать которую невозможно одним отзывом. Мы давно уж забыли, что снимать можно и нужно о человечестве, а не о человечке. И человечество, к счастью иль наоборот, соткано не из латексных костюмов и суперсил, а из больших судеб миллионов, из будней и разговоров ни о чем. Человечество — как раз такое, каким его показала Кира Георгиевна. Оно во всем и ни в чем. Пелевинская пустота бытия…
Нет, похоже, все бессмысленно. О чем бы я ни писал — выходит хвала Муратовой. И, пожалуй, это не так уж плохо, ибо Кира Георгиевна — великая и неповторимая — во всех и каждом. Ее фильмы — целая вселенная. Вселенная под именем Кира.
Люблю…
29 октября 2008