Рейтинг фильма | |
![]() |
6.3 |
![]() |
6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Конец августа в отеле Озон |
английское название: |
Konec srpna v Hotelu Ozon |
год: | 1967 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Ян Шмидт |
сценарий: | Павел Юрачек |
видеооператор: | Иржи Мацак |
композитор: | Ян Клусак |
художник: | Ольдржих Босак |
монтаж: | Мирослав Гайек |
жанры: | фантастика, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
18 июня 1967 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 17 мин |
Восемь женщин бредут по лесам и болотам, форсируют вброд реки, обыскивают заброшенные хранилища в поисках еды и бензина. Отряд юных амазонок возглавляет пожилая пани. Только она одна знает истинную цель пути — поиск мужчин для продолжения людской цивилизации после мировой войны. Девушки одичали. Даже в собаке они уже видят ни друга человека, а угрозу.
Путь женщин состоит из разрозненных фрагментов: костер из боевых патронов вместо фейерверка, форсирование реки, жутковатые игры со змеей. Режиссер словно даем нам время привыкнуть к, может быть, последним жителям планеты, а им — к нам. Стройность повествования появляется, когда отряд приходит в мертвый, опустевший город. На стенах некоторых домов предводительница замечает недавно нарисованные мелом знаки. А это значит, есть надежда на встречу с людьми.
Но самая важная часть — встреча со стариком, который живет в бывшем отеле «Озон». Оставшись в одиночестве, мужчина собирал предметы мирной жизни, чтобы с их помощью передать опыт и знания убитой войной цивилизации. Телевизор, шахматы, фотографии, граммофон. Он усаживает девушек за круглый столик, раскрывает над ними зонт от солнца, подает молоко в стеклянных стаканах, бокалах и пивных кружках. Но примут ли желудки путниц молоко и смогут ли амазонки, у которых нет довоенных воспоминаний, понять старика?
Страшная по своей сути пост-апокалипсическая притча о конце казавшегося бесконечным пути. Обойдясь без спецэффектов и монтажных трюков, Ян Шмидт сделал ставку на соучастие. Говорят, фильм сохранился чудом. Он не вышел в прокат, а в 1969 году режиссеру позвонил аноним, который сообщил: «Завтра на киностудии сжигают фильмы. Лучшая копия «Озона» будет лежать в верхней коробке на втором костре».
6 из 10
3 октября 2016
Фильм Ян Шмидта «Конец августа в отеле Озон» известен прежде всего загадочной историей о том, как аноним позвонил режиссеру и предупредил о том, что все фильмы на киностудии, где ставился «Озон» будут сожжены и сообщил, где будет лежать самая удачная копия. Но ни режиссер, ни аноним, вероятно, не подозревали, что они спасли одну из самых самобытных постапокалиптических лент.
Восемь женщин, из которых лишь одна помнит, каким был прежний мир, скитаются в течение пятнадцати лет по Европе, которая, как и весь остальной мир, была выжжена ядерной войной в поисках других выживших, предпочтительно мужчин — нужно продолжать род человеческий и возрождать цивилизацию. Естественно, на такого персонажа им предстоит наткнуться.
Снятые в педантичной манере сцены кочевничества сразу дают понять, что фильм поставлен до «Безумного Макса». Никаких тебе феодальных обществ, никаких оранжевых пустошей, никаких экзотических мутантов — одни лишь бесплодные, хотя и живописные пейзажи, старые склады с ржавыми банками и просевшие здание, некогда бывшие обителью людей.
Единственное, что кардинально поменялась в таком мире — это люди. Режиссер потихоньку притягивает зрителя к тому, что он хочет сказать. Выросшие вне общества женщины ведут себя как самые первые представители вида homo sapiens, а образованны они чуть лучше средневековых крестьян. У них странные развлечения, вроде отстрела редких собак и бросания патронов в костер, они жестоки и безжалостны даже друг к другу, единственное, что стоит на пути их полной деградации — номинальная мать пани Хубертусова, которую молодые женщины зовут просто Старухой.
Одна Старуха только знает, что цель их существования — не просто выжить, но и найти мужское семя. Сами же женщины, которые никогда не прыгали на скакалках, не скучали на уроках, не читали утренних газет, и, что в данной ситуации даже важнее, никогда не краснели при виде парней, не понимают что такое «старый мир» и зачем его возвращать. Чтобы вернуться в развитии на двести тысяч лет назад вовсе не обязательно жить десятилетиями в пещерах, достаточно одного поколения, читающего по слогам. В этом и заключаются жестокие, но честные выводы «Озона»: культура вещь хрупкая, и для того, чтобы ее разбить, не нужны даже атомные бомбы — достаточно оставить своих детей.
27 августа 2015