Блики в золотом глазу
Reflections in a Golden Eye
6.9
6.7
1967, триллер, мелодрама, драма
США, 1 ч 48 мин
16+

В ролях: Элизабет Тейлор, Марлон Брандо, Зорро Дэвид, Гордон Митчелл, Ирвин Дуган
и другие
Конец 1940-х годов, военный городок в штате Джорджия. Майор Пендерстон ещё изображает из себя крутого мачо с увядшими бицепсами, но на деле страшится своего латентного гомосексуализма и давно уже ни в грош не ставящей его жены. Она, в свою очередь, изменяет ему с подполковником, который предпочитает не замечать, как бесповоротно сходит с ума его чувствительная истеричка-жена, любительница классической музыки. Даже слуга-филиппинец, единственный близкий к ней человек, не может спасти ее от жуткой мазохистской расправы над самой собой.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Блики в золотом глазу

английское название:

Reflections in a Golden Eye

год: 1967
страна:
США
слоган: «Most women in her situation would do the very same thing! They just wouldn't do it as well- or as often!»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , ,
видеооператоры: Альдо Тонти, Освальд Моррис
композитор:
художники: Бруно Авесани, Дороти Джикинс, Стивен Б. Граймз
монтаж:
жанры: триллер, мелодрама, драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 4500000
Дата выхода
Мировая премьера: 11 октября 1967 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 48 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, мелодрама, драма

Видео к фильму «Блики в золотом глазу», 1967

Видео: Трейлер (Блики в золотом глазу, 1967) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Блики в золотом глазу», 1967

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Блики в золотом глазу», 1967

Офицеры не те, кем они кажутся

«Блики в золотом глазу» — один из наименее известных и несправедливо забытых фильмов в карьере одного из столпов Голливуда Джона Хьюстона, создателя множества знаковых («Мальтийский сокол», «Сокровища Сьерра Мадре», «Асфальтовые джунгли») картин. В свое время лента провалилась в прокате, что, в принципе, объяснимо, а вот то, что ее по большому счету обделили вниманием критики и специалисты, откровенно странно. Вышедший в 1967 году фильм появился в период большого слома, когда после отмены кодекса Хейса формировался т. н. Новый Голливуд, а классические подходы оставались в прошлом. В этом плане фильм Хьюстона занимает некую промежуточную позицию. По форме он ближе к Золотому Веку, а по смелости содержания, возможно, даже опережает Новый Голливуд с его иконами — «Бонни и Клайдом», «Беспечным ездоком» и «Выпускником».

Сюжет фильма базируется на одноименной книге Карсон МакКаллерс, писательницы со сложной судьбой, яркой представительницы т. н. «южной» американской литературы. Действие происходит в конце 40-ых годов ХХ века в небольшом военном городке штата Джорджия. Главных героев шесть: майор Велдон Пендертон, преподающий в офицерской школе военную тактику; его красавица-жена Леонора, изменяющая с подполковником Моррисом Лэнгдоном; супруга Морриса Элисон, отрезавшая себе соски садовыми ножницами; ее преданный слуга-филиппинец Анаклето, мечтающий о большой балетной сцене; и рядовой Элджи Вильямс, вуайерист и эксгибиционист. Казалось бы, такой набор, мягко говоря, странных персонажей способен породить лишь парад фриков в духе Тода Броунинга или раннего Альмодовара, но у Хьюстона на материале писательницы получается тягучая, сомнамбулическая и болезненная история о рушащихся судьбах и уплывающей из под ног реальности. Тонкая и великолепная режиссура Хьюстона не дает очевидных ответов, здесь все строится на каких-то полутонах, полунамеках, полусловах и полудействиях. И в прозе МакКаллерс, и в самом фильме чувствуется влияние знатока подноготной американской семьи Теннеси Уильямса, а в холодности подачи и леденящей атмосфере — другого современника Труман Капоте.

Тема сексуальных девиаций и их восприятия обществом, один из главных мотивов фильма, была особенно близка как и для бисексуальной писательницы, так и для Марлона Брандо, однажды разоткровенничавшегося о своих гомосексуальных похождениях. Актер, привыкший играть мачо, брутальных и волевых героев, предстает здесь в необычном свете. Внешняя оболочка успешного военного в идеально скроенной форме, браво отдающего команды, тягающего по утрам штангу и любующимся собственными бицепсами, быстро дает трещину. Под ней скрывается слабовольный и неуверенный в себе мужчина, подавляемый сексуальностью собственной жены и из последних сил подавляющий в себе гомосексуальные наклонности. Роль очень сложная, явно пропущенная через себя и почему-то забытая. А ведь Брандо в этом фильме значительно расширяет свой и без того внушительный актерский диапазон, демонстрируя, за что его считают одним из лучших актеров в истории американского кино. Интересно, что знаменитая сцена из «Таксиста» Скорсезе, где де Ниро разговаривает с зеркалом, является цитатой именно отсюда.

Секс-символ своей эпохи Элизабет Тейлор в любом другом фильме в тандеме с Марлоном Брандо могла создать на экране эффектную и полную страсти пару, но здесь они олицетворяют лишь мертвоживущую семью, имя которым легион. Леонора чрезвычайно сексуальна, и даже не столько в откровенных вечерних нарядах, сколько в костюме наездницы. И неоднозначные взгляды рядовых, которые она вызывает, взбираясь на любимую лошадь, выражают желания многих мужчин. Трагедия в том, что Леонора находится не своей среде, ей хочется быть королевой светских приемов, но в затхлой атмосфере военного городка приходится довольствоваться скучными вечеринками в компании военных, адюльтером со стареющим соседом-офицером, спорадическим флиртом с солдатами и распитием в одиночку виски с издевательско-символичным названием «Golden Wedding». Единственная ее радость — конные прогулки в компании настоящего (не в пример мужу) жеребца Файрбёрда и любовника, в которых она сублимирует все, чего недостает в семейной жизни. Мужу лишь достается жесткий (выражаясь современно) троллинг посредством внезапного стриптиза и откровенных поз в стиле провинциальной потаскушки.

Подобный коллапс постиг и семью Лэнгдонов, где муж с женой демонстративно спят в разных спальнях, а проблемы начались вскоре после потери Элисон ребенка. С того времени она живет немного в другой реальности, в которую позволено вторгаться только верному слуге Анаклето. Эти двое балансируют где-то между схемой госпожа-евнух и отношениями, зиждущимися на Эдиповом комплексе. Он импровизирует по мотивам Рахманинова и рисует гротескные картинки, а она грустно улыбается и мечтает о побеге из опостылевшего дома и жизни на лодке вдвоем с филиппинцем. Единственный человек, с которым эти двое могут общаться — капитан Вайнчек, любитель Пруста и игры на скрипке, еще одна жертва армейской системы, в которой нет места иным.

Довершает картину упадка вуайерист Элджи Уильямс, родители которого живут в Теннеси, что явно отсылает к знаменитому драматургу. Элджи нелюдим, сослуживцы его откровенно недолюбливают, комфортно ему только с лошадьми, за которыми он ухаживает, а потом голышом разъезжает по дикой южной природе. Коллеги уверены, что он девственник, а отец внушил ему необъяснимую боязнь женщи, поэтому во время своих сеансов наблюдения за Леонорой он даже не пытается приблизиться к ней. Проблема в том, что Элджи явно интересен Велдону, а это рождает очень странный любовный треугольник, в котором все довольствуются пассивной ролью и собственными, часто неосознанными, девиациями.

Дополняет атмосферу особенный визуальный ряд фильма, снятый Альдо Тонти и Освальдом Моррисом с помощью специальных светофильтров, придающих картинке особенные золотистые тоны. В кадре царят черный, белый и золотистый цвета, однако в каждой сцене фильма пробивается какая-то яркая деталь, усиливающая ощущения сюрреалистичности. И в качестве последнего штриха используется музыка Тосиро Маюдзуми, созданная с присущим японцам минимализмом. Ее мотивы с первых же кадров создают тревожный настрой и предчувствие надвигающейся беды.

Тот безымянный военный городок вполне мог быть прообразом линчевского Твин Пикса, с тем отличием, что скелеты из шкафов его обитателей извлекались на протяжении двух сезонов, а у Хьюстона все сконцентрировалось в неполных двух часах экранного времени. Среди других произведений, настроением и посылом напоминающих этот фильм, выдается «Красота по-американски» Сэма Мендеса, особенно в части перехода от фазы латентного гомосексуализма до его осознания и принятия. И хотя герой Брандо не делает классического в нынешнем понимании каминг-аута, его речь в финале ленты о крепкой мужской дружбе и гладких чистых стволах современному зрителю вполне понятна и рифмуется с вышедшим четырьмя годами ранее «Слугой» Джозефа Лоузи, где тема однополой любви в армейской среде была еще сильно завуалирована.

8 апреля 2015

Экранизация одноименного романа Карсон Маккаллерс, повествующего о жителях одного военного городка в Джорджии конца 40-х гг., между которыми складываются весьма непростые отношения. Итак, участники драмы — изображающий из себя мачо майор Пендерстон, латентный гей, который хочет молчаливо шатающегося по округе рядового Уильямса, эксгибициониста, вуайериста и фетишиста; Уильямс хочет аппетитную, но недалекую красотку Леонору, супругу майора, которая, в свою очередь, хочет их соседа, лейтенанта Морриса Лэнгдона. А за всем этим горестно наблюдает жена Лэнгдона, невротичка Эллисон, которая после смерти сына с горя отрезала себе соски садовыми ножницами и изливает свои переживания на женоподобного слугу-филиппинца.

Да-да, это было вовсе не издевательство над фильмом, а обычный пересказ сюжета. Не читая одноименный роман писательницы-бисексуалки Карсон Маккалерс, сложно понять, что она пыталась сказать всем этим нагромождением перверсий и фрустраций, но на экране замес таких диких ингредиентов выглядит очень спорно. Режиссер Джон Хьюстон, который снимал множество как хороших, так и откровенно плохих фильмов, хочет одновременно выглядеть и смелым в плане изображения ЛГБТ-тематики, и боится ножниц цензуры, оттого нагромождение голых сцен (обнаженка, правда, снята исключительно со спины) сочетается со сценарной скованностью и непроработанностью сюжетных ходов, которые сопровождаются довольно нелепыми сценами и убойными репликами (чего стоит фраза Брандо ближе к финалу — «Ты хочешь сказать, что лучше обтачивать квадратный колышек, чтобы он вошёл в круглую дырку, потому что это прилично, чем искать нестандартное квадратное отверстие»). Актерская игра и раскрытие персонажей тоже оставляют желать лучшего — Брандо откровенно халтурит, а иногда и попросту плох, как в сцене падения с лошади, персонаж Тейлор вообще никакой, зато актриса явно усмотрела в этом проекте возможность показать себя лишний раз секс-бомбой, поскольку она практически ничего не играет, а только демонстрирует свои прелести и наряжается иногда как на церемонию вручения «Оскара» (это в военном гарнизоне!). Попытки выдавить экранное напряжение так и остаются попытками, а развязка открытым текстом написана в эпиграфе в начале картины, так что особых сюрпризов ждать не приходится. Другим сомнительным моментом стало желание постановщика буквально следовать названию фильма и выкрасить всю картинку типа в золотой цвет, сняв всю ленту в сепии, из-за чего кадр стал выглядеть еще более сомнительно, хотя черно-белая пленка напротив создала бы нужную атмосферу и придала бы изысканности этому откровенно лишенному вкуса зрелищу.

5 из 10

12 февраля 2015

- Ты хочешь сказать, что лучше обтачивать и обдирать квадратный колышек, чтобы он вошел в круглую дырку, только потому, что это прилично и потому, что это достойно уважения, чем поискать нестандартное квадратное отверстие?

Этот фильм, снятый по одноименному роману Карсон МакКаллерс, в свое время провалился в прокате и назывался чуть ли не худшей работой Хьюстона. С первым все понятно — невозможно снять нечто в духе Райнера Вернера Фассбиндера и при этом окупить бюджет. А вот со вторым можно поспорить, ибо история получилась интересной и провокационной, да и в главных ролях задействованы сами Элизабет Тейлор и Марлон Брандо.

Первое, что бросается в глаза при просмотре — нестандартная цветовая гамма. Изначальная идея Хьюстона была и необычна, и сложна: он хотел снять каждую сцену в золотой сепии, но один предмет оставить в обычном цвете. В конечном счете он выбрал вариант с пониженной почти до монохрома насыщенностью и наложенным золотистым фильтром, хотя в поздних версиях можно встретить и восстановленные цвета. Право выбора, как всегда, за зрителем, но если в шестидесятые люди все еще шалели от только что ставших цветными фильмов, то сегодня переливами RGB никого не удивишь, и режиссерская версия «Бликов» выглядит на порядок интереснее. Заканчивая с визуальным рядом, отмечу, что довольно много сцен видны в отражениях (как тут не вспомнить обнаженную Элизабет в зрачке подглядывающего за ней солдата) или как бы глазами одного из персонажей.

Хьюстон на удивление хорошо работал и с очень немногочисленным (порой всего два-три человека!), и с широким актерским ансамблем. В «Бликах» он демонстрирует отточенное умение вводить в канву повествования персонажей одного за другим, и главных, и второстепенных, но так, что каждый на своем месте и нет никого, кем можно было бы пожертвовать. Казалось бы, как вообще можно запомнить кого-то в фильме, где играет Тейлор? Но нет: великолепны и Зорро Дэвид (Анаклето), и Ирвин Дуган (Вайнчек), и каждое их небольшое появление на экране — праздник. Марлон Брандо, сменивший Монтгомери Клифта после его внезапной кончины, в паре с Элизабет смотрится ничуть не хуже, чем не согласившиеся сыграть майора Уэлдона Ричард Бёртон и Ли Марвин.

Возвращаясь к неудачной судьбе фильма — Хьюстон просто снял совсем не то, чего от него принято было ждать. Появись сегодня такая картина на «Сандэнсе» или даже в Каннах, ей был бы обеспечен успех. С другой стороны, именно в таких работах режиссер раскрывается с новой стороны, о которой можно долго не подозревать, пересматривая его «Африканскую королеву» или «Сокровища Сьерра-Мадре». Можно лишь сожалеть, что подобных лент он снял не так много, как хотелось бы.

15 марта 2014

Прямо скажем

Хьюстон снял много фильмов — плохих в том числе. «Блики» — совершенно вымученная в кавычках фрейдистская абсурдная в кавычках же экзистенциальная белиберда. В наличии: импотент-садист с латентной тягой к гомосексуализму (видимо пассивному), нудист-вуайерист, женщина с психическим расстройством, отрезавшая ножницами себе соски ну и впридачу крепко сбитая луноликая похожая на Линдсей Лохан Элизабет Тейлор. Теннеси Уильямс сыграл неоднозначную роль в американском сценарном ремесле. Высоких достоинств «Трамвая Желание» отрицать не буду, но тяга к постановке камерных мелодрам со «сгущенной» атмосферой, взвинченными персонажами будто бы психологического склада создала много проходных фильмов. Не самый типичный для Хьюстона фильм — совершенно непонятно, для каких целей при съемках использовались желтые фильтры.

4 из 10

15 января 2011

Отражения в золотом глазу

За вами никто не следит? Особенно по ночам. Никто не наблюдает за каждым вашим движением в окне? Точно? А когда вы спите, вы уверены, что в вашей комнате не может находиться посторонний человек? Когда идете по улице, находитесь вне дома, никто за вами сзади не идет, не едет, не бежит? Не торопитесь с ответом.

Марлон Брандо и Элизабет Тейлор. И фильм уже не может быть плохим. Анализировать его невероятно сложно, он сам по себе очень сложный, да и «уложиться в рамки» очень тяжело. Попробую. Режиссер фильма Джон Хьюстон задумал этот фильм давно, и задумал снять его в очень необычном технически желто-черно-белом цвете. Оденьте старые очки со стеклом желтого цвета. Вот-вот, примерно так, хоть и примитивненько. Продюсеры картины решили, что народ не поймет, и выпустили фильм в привычном для сегодняшнего дня цвете. Но как же режиссер был прав, и его желто-черно-белая версия имела больший успех, чем стандартная продюсерская. Сравните обе версии фильма, я уверен, что именно начальная желто-черно-белая версия вам понравится больше. Фильм снят по повести Карсон Маккалерс «Отражения в золотом глазу», вышедшей в 1941 году. А в 1967 году эту книгу экранизировал Джон Хьюстон.

Экранизация давалась непросто, поскольку показать до гротеска преувеличенные, ущербные характеры, души, нелогично запутанные и психологически порочные, иногда причудливые жизненные перипетии героев — сложно. Причем, не делая никаких выводов в фильме и избегая всяких морализаторских намеков. Изначально главные роли должны были играть Монтгомери Клифт и Софи Лорен. Но Джон Хьюстон хотел взять актеров с такими же причудливыми и тяжелыми судьбами, с такими же ущербными характерами, как у персонажей фильма. И утвердил на главные роли стервозно невыносимую Элизабет Тейлор и Марлона Брандо: любящего крепко выпить, да еще и с бурными гомосексуальными связями — от Кэри Гранта до Джонни Деппа. К тому же и у Тейлор и у Брандо в семье было…

Сюжетная линия выстроена вокруг двух семей и одного солдата. Одна семья — это майор Пендертон (Марлон Брандо) и его холодная, равнодушная к нему самому жена Леонора (Элизабет Тейлор). В доме напротив живет другая семья: подполковник Моррис (Брайан Кит) со своей женой Элисон (Джули Харрис). Третий главный персонаж (возможно, самый главный) — это обычный рядовой солдат (Зорро Дэвид). Действие фильма происходит в небольшом военном городке одного из штатов в конце 40-х годов. По началу фильма можно сказать, что обитатели этого городка скучны и им просто нечем заняться. Казармы, располагающиеся рядом с домами основных персонажей аккуратны, везде чисто, спокойно, люди как люди. Но прекрасная операторская работа Альдо Тонти и Освальда Морриса под великолепную музыку показывают, что это все только кажется. К слову, жанр фильма я бы все-таки определил как триллер, а сюжетная линия — всецело и безумно драматическая, конечно. Но это триллер тягучий, неспешный, дающий почувствовать, чем живут основные персонажи. Оказывается: не живут — существуют. За внешней идиллией кроется то, что жена давно плюнула на мужа, который изо всех сил пытается показать, что он силен духом и способен удержаться в седле. Нет, не способен — во время прогулки по лесу он падает с лошади и дико злится.

Он вынужден скрывать от всего военного городка, что он — гомосексуалист. Его это очень гнетет, не дает ему покоя, поскольку по роду службы его всегда окружают молодые солдаты. Вот только, похоже, один из них оказался «избранным». Очень показательна в этом плане сцена, когда он с женой приходит смотреть бокс. Все его естество поглядывает в сторону солдата, а по окончании поединка на ринге персонаж Брандо не спеша следует за слегка отставшим от сослуживцев солдатом. Солдат идет вразвалочку: ему известно все о семье майора и о самом майоре. Не отстает от него и Элизабет Тейлор: холодная, расчетливая и обозленная, она нагло изменяет мужу с соседом, который вместе со своей женой часто наведывается в гости. Жена соседа обо всем знает. Муж на нее не обращает никакого внимания, он холоден к ней до отвращения. А его жена, отрезавшая себе соски на груди, потеряв ребенка, страдает маниакально-депрессивным психозом. Cамый главный персонаж — это солдат, который вечерами и до самого утра стоит, прячась, возле дома персонажей Брандо и Тейлор. Он, мучительно для себя, наблюдает за голой, подымающейся вверх по лестнице хозяйкой. И здесь режиссер и оператор показали, на мой взгляд, «бриллиантовый» эпизод: на весь экран показан как-будто остекленевший и пустой от любых эмоций зрачок солдата, в котором отчетливо виден силуэт обнаженного женского тела. Я не могу описать этот эпизод, его просто нужно увидеть. Каждый день, словно заступая на пост, солдат приходит и наблюдает за жизнью, и, прежде всего, за хозяйкой. В лесу он появляется совершенно голый верхом на лошади, одновременно привлекая внимание персонажей Тейлор, Брандо и любовника-соседа героини Тейлор. Вскоре ему этого становится мало и он пробирается в ее спальню…

Камерная атмосфера фильма и его цветовое решение превращают фильм в триллер, насыщая его музыкой. Потом он все больше переплетается с драматизмом, доведенным до ужаса: избиение лошади плетью от собственной ущербности и малодушия. Очень важен момент, когда упавший с лошади Брандо, видит в лесу абсолютно голого солдата, который ежедневно заглядывает в окно. Полностью обнаженный солдат просто проходит неспеша мимо него. Фильм далеко не для всех, здесь присутствуют: гомосексуализм, вуайеризм, эксгибиционизм, психоз, невроз — с одной стороны; с другой — равнодушие, злость, ненависть. И все это переплетается самым причудливым образом.

… Теперь ты знаешь чьи-то секреты, сокровенные тайны, которые люди годами прячут за семью замками. Теперь у тебя есть власть над этими людьми, ты можешь манипулировать ними, как захочешь. Да, в тебе масса отклонений от нормы, они порождают новые отклонения ежедневно. Это все странности человеческой природы, порождающие трагизм, страдание, иногда — желание что-то переделать в себе и в людях. И это никогда не даст тебе покоя, не даст сидеть на одном месте, порой это угнетает. Это и есть оно. Несовершенство мира человеческой природы.

… Так в ваше окно точно никто не смотрит? Я бы не спешил с ответом.

2 августа 2010

Триллер Блики в золотом глазу появился на телеэкранах в далеком 1967 году, его режиссером является Джон Хьюстон. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Элизабет Тейлор, Марлон Брандо, Зорро Дэвид, Гордон Митчелл, Ирвин Дуган, Фэй Спаркс, Роберт Форстер, Эд Мецгер, Джон Каллахэн, Фрэнк Флэнеган, Трент Гоф, Харви Кейтель, Эл Мьюлок, Роберт Ритти, Джули Харрис.

На фильм потрачено свыше 4500000. Страна производства - США. Блики в золотом глазу — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.