Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Блики в золотом глазу |
английское название: |
Reflections in a Golden Eye |
год: | 1967 |
страна: |
США
|
слоган: | «Most women in her situation would do the very same thing! They just wouldn't do it as well- or as often!» |
режиссер: | Джон Хьюстон |
сценаристы: | Чэпман Мортимер, Глэдис Хилл, Карсон МакКаллерс |
продюсеры: | Джон Хьюстон, Рэй Старк, С. Эриксон, Сэнди Уайтлоу |
видеооператоры: | Альдо Тонти, Освальд Моррис |
композитор: | Тосиро Маюдзуми |
художники: | Бруно Авесани, Дороти Джикинс, Стивен Б. Граймз |
монтаж: | Расселл Ллойд |
жанры: | триллер, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 4500000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 октября 1967 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 48 мин |
«Блики в золотом глазу» — один из наименее известных и несправедливо забытых фильмов в карьере одного из столпов Голливуда Джона Хьюстона, создателя множества знаковых («Мальтийский сокол», «Сокровища Сьерра Мадре», «Асфальтовые джунгли») картин. В свое время лента провалилась в прокате, что, в принципе, объяснимо, а вот то, что ее по большому счету обделили вниманием критики и специалисты, откровенно странно. Вышедший в 1967 году фильм появился в период большого слома, когда после отмены кодекса Хейса формировался т. н. Новый Голливуд, а классические подходы оставались в прошлом. В этом плане фильм Хьюстона занимает некую промежуточную позицию. По форме он ближе к Золотому Веку, а по смелости содержания, возможно, даже опережает Новый Голливуд с его иконами — «Бонни и Клайдом», «Беспечным ездоком» и «Выпускником».
Сюжет фильма базируется на одноименной книге Карсон МакКаллерс, писательницы со сложной судьбой, яркой представительницы т. н. «южной» американской литературы. Действие происходит в конце 40-ых годов ХХ века в небольшом военном городке штата Джорджия. Главных героев шесть: майор Велдон Пендертон, преподающий в офицерской школе военную тактику; его красавица-жена Леонора, изменяющая с подполковником Моррисом Лэнгдоном; супруга Морриса Элисон, отрезавшая себе соски садовыми ножницами; ее преданный слуга-филиппинец Анаклето, мечтающий о большой балетной сцене; и рядовой Элджи Вильямс, вуайерист и эксгибиционист. Казалось бы, такой набор, мягко говоря, странных персонажей способен породить лишь парад фриков в духе Тода Броунинга или раннего Альмодовара, но у Хьюстона на материале писательницы получается тягучая, сомнамбулическая и болезненная история о рушащихся судьбах и уплывающей из под ног реальности. Тонкая и великолепная режиссура Хьюстона не дает очевидных ответов, здесь все строится на каких-то полутонах, полунамеках, полусловах и полудействиях. И в прозе МакКаллерс, и в самом фильме чувствуется влияние знатока подноготной американской семьи Теннеси Уильямса, а в холодности подачи и леденящей атмосфере — другого современника Труман Капоте.
Тема сексуальных девиаций и их восприятия обществом, один из главных мотивов фильма, была особенно близка как и для бисексуальной писательницы, так и для Марлона Брандо, однажды разоткровенничавшегося о своих гомосексуальных похождениях. Актер, привыкший играть мачо, брутальных и волевых героев, предстает здесь в необычном свете. Внешняя оболочка успешного военного в идеально скроенной форме, браво отдающего команды, тягающего по утрам штангу и любующимся собственными бицепсами, быстро дает трещину. Под ней скрывается слабовольный и неуверенный в себе мужчина, подавляемый сексуальностью собственной жены и из последних сил подавляющий в себе гомосексуальные наклонности. Роль очень сложная, явно пропущенная через себя и почему-то забытая. А ведь Брандо в этом фильме значительно расширяет свой и без того внушительный актерский диапазон, демонстрируя, за что его считают одним из лучших актеров в истории американского кино. Интересно, что знаменитая сцена из «Таксиста» Скорсезе, где де Ниро разговаривает с зеркалом, является цитатой именно отсюда.
Секс-символ своей эпохи Элизабет Тейлор в любом другом фильме в тандеме с Марлоном Брандо могла создать на экране эффектную и полную страсти пару, но здесь они олицетворяют лишь мертвоживущую семью, имя которым легион. Леонора чрезвычайно сексуальна, и даже не столько в откровенных вечерних нарядах, сколько в костюме наездницы. И неоднозначные взгляды рядовых, которые она вызывает, взбираясь на любимую лошадь, выражают желания многих мужчин. Трагедия в том, что Леонора находится не своей среде, ей хочется быть королевой светских приемов, но в затхлой атмосфере военного городка приходится довольствоваться скучными вечеринками в компании военных, адюльтером со стареющим соседом-офицером, спорадическим флиртом с солдатами и распитием в одиночку виски с издевательско-символичным названием «Golden Wedding». Единственная ее радость — конные прогулки в компании настоящего (не в пример мужу) жеребца Файрбёрда и любовника, в которых она сублимирует все, чего недостает в семейной жизни. Мужу лишь достается жесткий (выражаясь современно) троллинг посредством внезапного стриптиза и откровенных поз в стиле провинциальной потаскушки.
Подобный коллапс постиг и семью Лэнгдонов, где муж с женой демонстративно спят в разных спальнях, а проблемы начались вскоре после потери Элисон ребенка. С того времени она живет немного в другой реальности, в которую позволено вторгаться только верному слуге Анаклето. Эти двое балансируют где-то между схемой госпожа-евнух и отношениями, зиждущимися на Эдиповом комплексе. Он импровизирует по мотивам Рахманинова и рисует гротескные картинки, а она грустно улыбается и мечтает о побеге из опостылевшего дома и жизни на лодке вдвоем с филиппинцем. Единственный человек, с которым эти двое могут общаться — капитан Вайнчек, любитель Пруста и игры на скрипке, еще одна жертва армейской системы, в которой нет места иным.
Довершает картину упадка вуайерист Элджи Уильямс, родители которого живут в Теннеси, что явно отсылает к знаменитому драматургу. Элджи нелюдим, сослуживцы его откровенно недолюбливают, комфортно ему только с лошадьми, за которыми он ухаживает, а потом голышом разъезжает по дикой южной природе. Коллеги уверены, что он девственник, а отец внушил ему необъяснимую боязнь женщи, поэтому во время своих сеансов наблюдения за Леонорой он даже не пытается приблизиться к ней. Проблема в том, что Элджи явно интересен Велдону, а это рождает очень странный любовный треугольник, в котором все довольствуются пассивной ролью и собственными, часто неосознанными, девиациями.
Дополняет атмосферу особенный визуальный ряд фильма, снятый Альдо Тонти и Освальдом Моррисом с помощью специальных светофильтров, придающих картинке особенные золотистые тоны. В кадре царят черный, белый и золотистый цвета, однако в каждой сцене фильма пробивается какая-то яркая деталь, усиливающая ощущения сюрреалистичности. И в качестве последнего штриха используется музыка Тосиро Маюдзуми, созданная с присущим японцам минимализмом. Ее мотивы с первых же кадров создают тревожный настрой и предчувствие надвигающейся беды.
Тот безымянный военный городок вполне мог быть прообразом линчевского Твин Пикса, с тем отличием, что скелеты из шкафов его обитателей извлекались на протяжении двух сезонов, а у Хьюстона все сконцентрировалось в неполных двух часах экранного времени. Среди других произведений, настроением и посылом напоминающих этот фильм, выдается «Красота по-американски» Сэма Мендеса, особенно в части перехода от фазы латентного гомосексуализма до его осознания и принятия. И хотя герой Брандо не делает классического в нынешнем понимании каминг-аута, его речь в финале ленты о крепкой мужской дружбе и гладких чистых стволах современному зрителю вполне понятна и рифмуется с вышедшим четырьмя годами ранее «Слугой» Джозефа Лоузи, где тема однополой любви в армейской среде была еще сильно завуалирована.
8 апреля 2015
Экранизация одноименного романа Карсон Маккаллерс, повествующего о жителях одного военного городка в Джорджии конца 40-х гг., между которыми складываются весьма непростые отношения. Итак, участники драмы — изображающий из себя мачо майор Пендерстон, латентный гей, который хочет молчаливо шатающегося по округе рядового Уильямса, эксгибициониста, вуайериста и фетишиста; Уильямс хочет аппетитную, но недалекую красотку Леонору, супругу майора, которая, в свою очередь, хочет их соседа, лейтенанта Морриса Лэнгдона. А за всем этим горестно наблюдает жена Лэнгдона, невротичка Эллисон, которая после смерти сына с горя отрезала себе соски садовыми ножницами и изливает свои переживания на женоподобного слугу-филиппинца.
Да-да, это было вовсе не издевательство над фильмом, а обычный пересказ сюжета. Не читая одноименный роман писательницы-бисексуалки Карсон Маккалерс, сложно понять, что она пыталась сказать всем этим нагромождением перверсий и фрустраций, но на экране замес таких диких ингредиентов выглядит очень спорно. Режиссер Джон Хьюстон, который снимал множество как хороших, так и откровенно плохих фильмов, хочет одновременно выглядеть и смелым в плане изображения ЛГБТ-тематики, и боится ножниц цензуры, оттого нагромождение голых сцен (обнаженка, правда, снята исключительно со спины) сочетается со сценарной скованностью и непроработанностью сюжетных ходов, которые сопровождаются довольно нелепыми сценами и убойными репликами (чего стоит фраза Брандо ближе к финалу — «Ты хочешь сказать, что лучше обтачивать квадратный колышек, чтобы он вошёл в круглую дырку, потому что это прилично, чем искать нестандартное квадратное отверстие»). Актерская игра и раскрытие персонажей тоже оставляют желать лучшего — Брандо откровенно халтурит, а иногда и попросту плох, как в сцене падения с лошади, персонаж Тейлор вообще никакой, зато актриса явно усмотрела в этом проекте возможность показать себя лишний раз секс-бомбой, поскольку она практически ничего не играет, а только демонстрирует свои прелести и наряжается иногда как на церемонию вручения «Оскара» (это в военном гарнизоне!). Попытки выдавить экранное напряжение так и остаются попытками, а развязка открытым текстом написана в эпиграфе в начале картины, так что особых сюрпризов ждать не приходится. Другим сомнительным моментом стало желание постановщика буквально следовать названию фильма и выкрасить всю картинку типа в золотой цвет, сняв всю ленту в сепии, из-за чего кадр стал выглядеть еще более сомнительно, хотя черно-белая пленка напротив создала бы нужную атмосферу и придала бы изысканности этому откровенно лишенному вкуса зрелищу.
5 из 10
12 февраля 2015
- Ты хочешь сказать, что лучше обтачивать и обдирать квадратный колышек, чтобы он вошел в круглую дырку, только потому, что это прилично и потому, что это достойно уважения, чем поискать нестандартное квадратное отверстие?
Этот фильм, снятый по одноименному роману Карсон МакКаллерс, в свое время провалился в прокате и назывался чуть ли не худшей работой Хьюстона. С первым все понятно — невозможно снять нечто в духе Райнера Вернера Фассбиндера и при этом окупить бюджет. А вот со вторым можно поспорить, ибо история получилась интересной и провокационной, да и в главных ролях задействованы сами Элизабет Тейлор и Марлон Брандо.
Первое, что бросается в глаза при просмотре — нестандартная цветовая гамма. Изначальная идея Хьюстона была и необычна, и сложна: он хотел снять каждую сцену в золотой сепии, но один предмет оставить в обычном цвете. В конечном счете он выбрал вариант с пониженной почти до монохрома насыщенностью и наложенным золотистым фильтром, хотя в поздних версиях можно встретить и восстановленные цвета. Право выбора, как всегда, за зрителем, но если в шестидесятые люди все еще шалели от только что ставших цветными фильмов, то сегодня переливами RGB никого не удивишь, и режиссерская версия «Бликов» выглядит на порядок интереснее. Заканчивая с визуальным рядом, отмечу, что довольно много сцен видны в отражениях (как тут не вспомнить обнаженную Элизабет в зрачке подглядывающего за ней солдата) или как бы глазами одного из персонажей.
Хьюстон на удивление хорошо работал и с очень немногочисленным (порой всего два-три человека!), и с широким актерским ансамблем. В «Бликах» он демонстрирует отточенное умение вводить в канву повествования персонажей одного за другим, и главных, и второстепенных, но так, что каждый на своем месте и нет никого, кем можно было бы пожертвовать. Казалось бы, как вообще можно запомнить кого-то в фильме, где играет Тейлор? Но нет: великолепны и Зорро Дэвид (Анаклето), и Ирвин Дуган (Вайнчек), и каждое их небольшое появление на экране — праздник. Марлон Брандо, сменивший Монтгомери Клифта после его внезапной кончины, в паре с Элизабет смотрится ничуть не хуже, чем не согласившиеся сыграть майора Уэлдона Ричард Бёртон и Ли Марвин.
Возвращаясь к неудачной судьбе фильма — Хьюстон просто снял совсем не то, чего от него принято было ждать. Появись сегодня такая картина на «Сандэнсе» или даже в Каннах, ей был бы обеспечен успех. С другой стороны, именно в таких работах режиссер раскрывается с новой стороны, о которой можно долго не подозревать, пересматривая его «Африканскую королеву» или «Сокровища Сьерра-Мадре». Можно лишь сожалеть, что подобных лент он снял не так много, как хотелось бы.
15 марта 2014
Хьюстон снял много фильмов — плохих в том числе. «Блики» — совершенно вымученная в кавычках фрейдистская абсурдная в кавычках же экзистенциальная белиберда. В наличии: импотент-садист с латентной тягой к гомосексуализму (видимо пассивному), нудист-вуайерист, женщина с психическим расстройством, отрезавшая ножницами себе соски ну и впридачу крепко сбитая луноликая похожая на Линдсей Лохан Элизабет Тейлор. Теннеси Уильямс сыграл неоднозначную роль в американском сценарном ремесле. Высоких достоинств «Трамвая Желание» отрицать не буду, но тяга к постановке камерных мелодрам со «сгущенной» атмосферой, взвинченными персонажами будто бы психологического склада создала много проходных фильмов. Не самый типичный для Хьюстона фильм — совершенно непонятно, для каких целей при съемках использовались желтые фильтры.
4 из 10
15 января 2011
За вами никто не следит? Особенно по ночам. Никто не наблюдает за каждым вашим движением в окне? Точно? А когда вы спите, вы уверены, что в вашей комнате не может находиться посторонний человек? Когда идете по улице, находитесь вне дома, никто за вами сзади не идет, не едет, не бежит? Не торопитесь с ответом.
Марлон Брандо и Элизабет Тейлор. И фильм уже не может быть плохим. Анализировать его невероятно сложно, он сам по себе очень сложный, да и «уложиться в рамки» очень тяжело. Попробую. Режиссер фильма Джон Хьюстон задумал этот фильм давно, и задумал снять его в очень необычном технически желто-черно-белом цвете. Оденьте старые очки со стеклом желтого цвета. Вот-вот, примерно так, хоть и примитивненько. Продюсеры картины решили, что народ не поймет, и выпустили фильм в привычном для сегодняшнего дня цвете. Но как же режиссер был прав, и его желто-черно-белая версия имела больший успех, чем стандартная продюсерская. Сравните обе версии фильма, я уверен, что именно начальная желто-черно-белая версия вам понравится больше. Фильм снят по повести Карсон Маккалерс «Отражения в золотом глазу», вышедшей в 1941 году. А в 1967 году эту книгу экранизировал Джон Хьюстон.
Экранизация давалась непросто, поскольку показать до гротеска преувеличенные, ущербные характеры, души, нелогично запутанные и психологически порочные, иногда причудливые жизненные перипетии героев — сложно. Причем, не делая никаких выводов в фильме и избегая всяких морализаторских намеков. Изначально главные роли должны были играть Монтгомери Клифт и Софи Лорен. Но Джон Хьюстон хотел взять актеров с такими же причудливыми и тяжелыми судьбами, с такими же ущербными характерами, как у персонажей фильма. И утвердил на главные роли стервозно невыносимую Элизабет Тейлор и Марлона Брандо: любящего крепко выпить, да еще и с бурными гомосексуальными связями — от Кэри Гранта до Джонни Деппа. К тому же и у Тейлор и у Брандо в семье было…
Сюжетная линия выстроена вокруг двух семей и одного солдата. Одна семья — это майор Пендертон (Марлон Брандо) и его холодная, равнодушная к нему самому жена Леонора (Элизабет Тейлор). В доме напротив живет другая семья: подполковник Моррис (Брайан Кит) со своей женой Элисон (Джули Харрис). Третий главный персонаж (возможно, самый главный) — это обычный рядовой солдат (Зорро Дэвид). Действие фильма происходит в небольшом военном городке одного из штатов в конце 40-х годов. По началу фильма можно сказать, что обитатели этого городка скучны и им просто нечем заняться. Казармы, располагающиеся рядом с домами основных персонажей аккуратны, везде чисто, спокойно, люди как люди. Но прекрасная операторская работа Альдо Тонти и Освальда Морриса под великолепную музыку показывают, что это все только кажется. К слову, жанр фильма я бы все-таки определил как триллер, а сюжетная линия — всецело и безумно драматическая, конечно. Но это триллер тягучий, неспешный, дающий почувствовать, чем живут основные персонажи. Оказывается: не живут — существуют. За внешней идиллией кроется то, что жена давно плюнула на мужа, который изо всех сил пытается показать, что он силен духом и способен удержаться в седле. Нет, не способен — во время прогулки по лесу он падает с лошади и дико злится.
Он вынужден скрывать от всего военного городка, что он — гомосексуалист. Его это очень гнетет, не дает ему покоя, поскольку по роду службы его всегда окружают молодые солдаты. Вот только, похоже, один из них оказался «избранным». Очень показательна в этом плане сцена, когда он с женой приходит смотреть бокс. Все его естество поглядывает в сторону солдата, а по окончании поединка на ринге персонаж Брандо не спеша следует за слегка отставшим от сослуживцев солдатом. Солдат идет вразвалочку: ему известно все о семье майора и о самом майоре. Не отстает от него и Элизабет Тейлор: холодная, расчетливая и обозленная, она нагло изменяет мужу с соседом, который вместе со своей женой часто наведывается в гости. Жена соседа обо всем знает. Муж на нее не обращает никакого внимания, он холоден к ней до отвращения. А его жена, отрезавшая себе соски на груди, потеряв ребенка, страдает маниакально-депрессивным психозом. Cамый главный персонаж — это солдат, который вечерами и до самого утра стоит, прячась, возле дома персонажей Брандо и Тейлор. Он, мучительно для себя, наблюдает за голой, подымающейся вверх по лестнице хозяйкой. И здесь режиссер и оператор показали, на мой взгляд, «бриллиантовый» эпизод: на весь экран показан как-будто остекленевший и пустой от любых эмоций зрачок солдата, в котором отчетливо виден силуэт обнаженного женского тела. Я не могу описать этот эпизод, его просто нужно увидеть. Каждый день, словно заступая на пост, солдат приходит и наблюдает за жизнью, и, прежде всего, за хозяйкой. В лесу он появляется совершенно голый верхом на лошади, одновременно привлекая внимание персонажей Тейлор, Брандо и любовника-соседа героини Тейлор. Вскоре ему этого становится мало и он пробирается в ее спальню…
Камерная атмосфера фильма и его цветовое решение превращают фильм в триллер, насыщая его музыкой. Потом он все больше переплетается с драматизмом, доведенным до ужаса: избиение лошади плетью от собственной ущербности и малодушия. Очень важен момент, когда упавший с лошади Брандо, видит в лесу абсолютно голого солдата, который ежедневно заглядывает в окно. Полностью обнаженный солдат просто проходит неспеша мимо него. Фильм далеко не для всех, здесь присутствуют: гомосексуализм, вуайеризм, эксгибиционизм, психоз, невроз — с одной стороны; с другой — равнодушие, злость, ненависть. И все это переплетается самым причудливым образом.
… Теперь ты знаешь чьи-то секреты, сокровенные тайны, которые люди годами прячут за семью замками. Теперь у тебя есть власть над этими людьми, ты можешь манипулировать ними, как захочешь. Да, в тебе масса отклонений от нормы, они порождают новые отклонения ежедневно. Это все странности человеческой природы, порождающие трагизм, страдание, иногда — желание что-то переделать в себе и в людях. И это никогда не даст тебе покоя, не даст сидеть на одном месте, порой это угнетает. Это и есть оно. Несовершенство мира человеческой природы.
… Так в ваше окно точно никто не смотрит? Я бы не спешил с ответом.
2 августа 2010