Герой (1966)

Nayak
Рейтинг фильма
Кинопоиск 7.8
IMDb 8.4
Описание фильма
оригинальное название:

Герой

английское название:

Nayak

год: 1966
страна:
Индия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Субрата Митра
композитор:
художник: Банси Чандрагупта
монтаж: ,
жанр: драма
Дата выхода
Мировая премьера: 6 мая 1966 г.
Дополнительная информация
Возраст: Array
Длительность: 2 ч.
Отзывы о фильме Герой

Знаменитого киноактёра Ариндама, звезду бенгальского кино, приглашают в столицу, чтобы вручить ему престижную награду. Билеты на самолёт оказались распроданы, и ему приходится путешествовать из Калькутты в Нью Дели поездом. Он очень расстроен: утренние газеты написали о том, что он оказался замешанным в скандале, а его последний фильм не имел обычного успеха у публики. В вагоне-ресторане он встречает Адити, юную журналистку, которая сотрудничает с серьёзным журналом для женщин. Она презирает людей, подобных Ариндаму, и хочет незаметно взять у него интервью, полагая, что из этого выйдет разоблачительная статья, которая будет иметь успех у читателей.

Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Герой», 1966

Пожарище

Знаменитый киноактер Ариндам, казалось бы, может почивать на лаврах. У него есть все, слава, деньги, а сейчас его зовут в столицу на вручение награды. Ариндам отправляется туда на поезде, мирясь с тем, что в пути он может стать объектом повышенного внимания случайных поклонников. В вагоне-ресторане к нему подсаживается симпатичная молодая сотрудница женского журнала. Она, разумеется, хочет взять интервью, однако актер отказывает — эти интервью ему порядком надоели, тем более что на днях одна газета написала о его драке. Однако незаметно для себя он сам начинает рассказывать женщине о своей жизни, и выясняется, что все не так уж гладко. Его что-то преследует, эпизоды прошлого не отпускают его. Опасаясь за репутацию, он потерял друга-политика, пытавшегося защищать интересы народа. Он так и не женился. А еще нарушил слово, данное умершему другу.

«Герой» исповедальное кино, история души и одновременно размышление о профессии актера. Полвека назад, да и сейчас тоже Индия во многом оставалась традиционной страной. Занятие актерским ремеслом здесь ценилось невысоко. И это в театре, а что говорить про кино, которое часто ассоциируется с аморальностью? Для Ариндама выбор кино, предпочтение его театру, становится моральной дилеммой. Его уже в молодости звали в кино, однако друг и наставник в театре фактически запретил ему сниматься. Подчинившись авторитету товарища, Ариндам отказывался от ролей, однако после смерти друга его руки оказались развязаны. Он начал карьеру в кино, сначала в незначительных ролях, затем в главных и последовательно шел к успеху. И его мучит вопрос, прав ли был его товарищ, утверждая, что в кино нет живых зрителей, как в театральном зале, и следовательно оно бездушно. За годы работы Ариндам перерос своих учителей, и теперь уже те наряду с амбициозной молодежью приходят к нему просить роли. Но души Ариндама это успокоить не может. И речь здесь, кстати, не только о душевных конфликтах, но и о вполне меркантильных вещах. Ариндам прекрасно понимает: кино и слава непостоянны, зрители капризны, два-три провала в прокате, и он просто исчезнет со сцены. Мысли об этом и о прошлом не дают ему уснуть. Он спасается снотворным и алкоголем.

Эта работа снята человеком средних лет, однако по своему характеру, интонации, темам, обращению с памятью и воспоминаниями, знанию киноиндустрии и человеческой жизни напоминает работу зрелого, даже пожилого мастера. Такие фильмы невольно воспринимаются как фильмы-завещания, душевные поиски и раскопки кончаются здесь чем-то вроде прощальной реплики, наставления, предостережения. Смысл этого фильма в переоценке ценностей и передачи опыта всем тем, кто безумно стремится к славе, не понимая, что у нее есть обратная сторона. Ариндам еще не развращен так, как новейшие голливудские звезды, однако его жизнь показывает, что и пятьдесят лет назад обожание публики могло закончиться для актера если не самоубийством, то алкоголизмом. Впрочем, нравы в мире искусства хорошо известны с эпохи римской империи. Из века в век каждый известный деятель искусства так или иначе жертвовал своей жизнью. Он дарил радость аудитории ценой своей души. И Ариндам не исключение, о чем как раз свидетельствует его жизнь — роскошная снаружи и напоминающая пожарище внутри. Его путь показывает условность достижений в кино, когда вечная жизнь на пленке может уравновешиваться реальной смертью души.

9 из 10

20 сентября 2016

Повесть о хорошем человеке

Через девять лет после «Земляничной поляны», Сатьяджит Рей снял ответный вариант художественного «покаяния» в духе умиротворённого роад-муви. Короткое путешествие в поезде — метафора жизненного пути. Проводник истории — Ариндам, исполнитель легковесных фильмов, пользующихся бешеным спросом у публики. Только вот успешному актёру отчего-то не по себе. Слава и деньги не приносят желанного счастья, а лишь обостряют одиночество. Всё в его жизни пока хорошо, но ощущение близкого краха неумолимо преследует.

Три провальных проекта — камень преткновения, Рубикон между славой и бесславием. Отсюда и размышления: а имеет ли успех такой вес, если стоит так дёшево? Ариндам — актёр фильмов, которые Рей не то что никогда не снимал, но и был противников подобного «искусства». Истово патриотичный бенгалец в своём философском нарративе вкрапляет упоминания исключительно американских авторов и их творений как пример истинных кинематографических достижений. Ориентированный на качественный и великий (в своём космополитизме) кинематограф, режиссёр меланхолично рассуждает и о природе любви своих соотечественников к низкосортному песенно-танцевально-слезливому зрелищу.

Звезда экрана у Рея — это не плохой человек, который когда-то был хорошим и оттого мучающийся. Это болезненное переживание истинно хорошего человека в мире, где все условно плохие. Его вина — успех, а повсюду — паразиты, лжецы и завистники. В «Земляничной поляне» речь шла о старике Исааке Борге, который уже ничего не сможет изменить. В данном случае в фокусе зрелость, а значит, возможности открыты, практически дан второй шанс на изломе пути. Фактически и Рей, и Бергман сняли светлые картины и рассказали в увлекательной форме, без ноток назидательности и показных страшилок о том, о чём принято говорить либо с грустью в голосе, либо бежать от разговора вообще. По масштабу затрагиваемых вопросов, Бергман шире «локализованной» тематики» индийского классика (что ни в коей мере не портит реевскую концепцию, пусть и немного сужает влияние идентификатора для среднестатистического зрителя). Изменчива и сама структура взаимоотношений между персонажами из двух фильмов. На бергмановского профессора все нападают, чего-то требуют, а Борг ведёт себя спокойно и даже приветливо, порой искренне удивляясь такому отношению. Здесь ситуация зеркальная. Напротив, никто кинозвезду не трогает, более того — все трепещут в благоговении (ехидный глас корреспондентки как номинального антагониста не в счёт), а он места себе от тоски не находит и топит тоску в алкоголе. Хотя ничего плохого, по большому счёту, в жизни не сделал. Предлагаемые нравственные дилеммы и неоднозначные разрешения…с ними сталкивается каждый. Ситуации стушёваны, лишены исключительности. Пренебрёг советом учителя-наставника? Отказал некогда самодовольному актёру, ныне вышедшему в тираж? Устранился от эпатажных политических игр друга — манипулятора? Экая этическая скотина. Уничтожай всё, сжигай мосты и тогда станешь новым человеком. Но именно за этот всесжигающий индивидуализм герой и корит себя, за неправомерность успеха этого индивидуализма.

Для Ариндама каждый встречный — потенциальный зритель, поклонник или ненавистник. Нет людей, которых он оставил бы равнодушными. Но не осталось людей, которые заставили бы его самого испытывать резкие эмоции. Исключением является въедливая журналистка. Знаменитость вызывает у девушки неприятие, он кажется ей воплощением бессмысленности и пустоты, т. е. прямым продолжением своих фильмов. Большую часть времени, окружённый подхалимами, герой тянется к человеку с «иным мнением», к человеку, который не скрывает своего мнения. Но на деле, и честная интеллектуалка оказывается частью той окружающей паразитической массы, которой от него постоянно что-то нужно. Рей умело координируют взаимоотношения «главного» мужчины и «главной» женщины в сценарии, чем преодолевает очевидный резонёрский статус последней. Параллельные сюжетные линии, где эпизодические персонажи совершают тяжкие нравственные проступки, обнажая душевную низость и лицемерие, красноречиво демонстрируют прозрачную ущербность общества. Но грязь не липнет к Ариндаму. Он даже с юмором относится и к титулованному ворчливому критику, который, к тому же, в насмешку оказывается буквально дряхлым и беззубым. Показательна сцена с начинающей актрисой на пробах, ловко сумевшей обмануть ложной эмоциональностью, казалось бы, профессионала актёрского мастерства. Герой — он хоть и мэтр в своём роде, но в тысячу раз наивнее этой юной старлеточки, готовой абсолютно на всё, лишь бы получить роль.

Смеяться или плакать над тем, что человек сумел достичь желаемого собственными усилиями, но так и не уяснил элементарной истины: совесть — враг героизма. Печальная интонация рассказа не вырулит к счастливому стечению обстоятельств, но чётко обозначит момент преображения, возвращение веры в самого себя. Даже если три его фильма провалятся, знаменитый «человек в поезде» готов вернуться в «тот мир», пусть не как герой, но как человек без «пустоты внутри».

26 июля 2014

Драма Герой появился на телеэкранах в далеком 1966 году, его режиссером является Сатьяджит Рай. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Subrata Sensharma, Сатья Банерджи, Шармила Тагор, Сумита Саньял, Хиралал, Бхарти Деви, Уттам Кумар, Premangshu Bose, Джамуна Синха, Bireswar Sen, Каму Махержи, Нирмал Гхош, Самен Бозе, Ранджит Сен, Лали Чаудхари.

Страна производства - Индия. Герой — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
© 2014-2022 FilmNavi.ru - ваш навигатор в мире кинематографа.