Долгая счастливая жизнь
7.6
7.5
1966, мелодрама, драма
СССР, 1 ч 16 мин
В ролях: Инна Гулая, Павел Луспекаев, Марина Полбенцева, Виктор Перевалов, Георгий Штиль
и другие
Геолог Виктор, оказывающийся по пути домой в неком провинциальном городке, встречает там девушку Лену. Между ними происходит, что называется, любовь с первого взгляда. Виктор обещает увезти Лену к себе домой, где их ждет долгая счастливая жизнь.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Долгая счастливая жизнь

год: 1966
страна:
СССР
слоган: «Когда от нечаянной встречи сжимается сердце...»
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Дмитрий Месхиев
композитор:
художник: Борис Быков
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 ноября 1990 г.
на DVD: 20 января 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 16 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Постеры фильма «Долгая счастливая жизнь», 1966

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Долгая счастливая жизнь», 1966

Не рецензия, а мысли

Немало слов сказано о Шпаликове, его таланте как сценариста, поэта, а в этом фильме - и режиссёра, поэтому мне хотелось бы поделиться не канонично составленной рецензией на этот фильм, а теми эмоциями, которые мне удалось почувствовать, посмотрев его.

Это фильм - о самом кошмарном типе мужчины, который только может встретиться в жизни женщины. Типе, который искренне заинтересован в женщинах как в некоем особенном, диковинном виде существ. Типе, который питается энергией женщины, её вниманием, а как только приходит момент, когда ему самому необходимо поделиться чем-то, недоумённо поднимает на неё глаза, затем устало опускает их, начинает пить и - сбегает. Самое главное, что мысль о том, что он поступает как-то не так, даже не приходит ему в голову, потому что словно ребёнок в возрасте до 4-х лет, он живёт одними лишь чувствами и ощущениями: есть ощущение восхищения, заинтересованности чем-то новым, предвкушения - всё хорошо. Ощущения пропадают - вся окружающая обстановка и женщина в том числе становятся виновниками этого отсутствия хорошего настроения у данного типа мужчины.

Вероятно, в психологии такой тип называется нарциссом - мне же хочется назвать его инвалидом, не знакомым с искренней дружбой, с терпением, с умением, в конце концов, посмотреть на ситуация и себя со стороны. Как правило, такие люди также совершенно не умеют относиться с юмором к сложным ситуациям. Они - тяжёлые, словно скорбь всего мира, их словно должен нести весь окружающий мир, а если этого не происходит, то они наносят повреждения и миру, и себе.

Мне нравятся фильмы Хамдамова, Брессона, Висконти, Феллини, Дэвида Линча и многих других мастеров. Мне не сложно посмотреть фильм без сюжета как такового - сюрреалистический, психоделический или фильм-притчу. Но понять, что хотел сказать Шпаликов этим кино, мне не удалось. Единственное, что пробудила во мне эта история, если исключить прекрасную работу оператора и талантливо написанный сценарий, - это огромный гнев на подобный тип мужчин. И я считаю, эта история не заслуживает внимания, как не заслуживает внимания жалующийся тебе на жизнь и плачущий пьяница, который ни за что ни за что не примет помощь, если ему её предложить, и ни за что не покинет своей рюмочной.

И если подобного типа мужчина решит показать или рассказать мне о своих, вполне вероятно, сильных ощущениях и личной драме - я захлопну перед его носом дверь. Потому что если есть тип человека и тип истории, которые недостойны внимания - вот он. Тип, запечатлённый в этом талантливо снятом, отвратительном фильме.

27 августа 2022

Фильм «Долгая счастливая жизнь»

Геннадий Шпаликов, несомненно, талантливый режиссер и поэт. Молодой человек — представитель послевоенного поколения. С трудным детством и острым на переживания и ощущения юность, начинающая зрелость. Столкновение с трудностями жизни, возникающими один за другим «проклятыми» вопросами бытия. Можно ли назвать эту молодежь инфантильной и растерянной? И да, и нет. Войны нет, трудовые будни, мечты и надежды на светлое будущее не состоялись или состоялись не полностью, а частично. А молодые люди — абсолютисты. Им нужны все полномочия в этой жизни — так как для этого они и родились. Они хотят изменить все, смешать все и лепить свое и только свое. Им не нравится власть, не нравится уклад, общество им кажется серым и тусклым. Запад? Запад и манит и привлекает, но они достаточно умны и догадливы, что и там только ширма, а за кулисами происходят настоящие не совсем красивые события. Нет примера и факта, а как жить-то вообще? Где этот ориентир и маячок? Классическая литература не дает полного ответа или дает, но в другом контексте. А как же сейчас? На фоне вранья и лозунгов. Жизнь имеет две стороны медали. Одна — парадная, а вторая — мрак, пьянство, безысходность, негатив, борьба под ковром, в поддавки, побеждает не самый лучший. Человек начинает уходить от действительности в выпивку. Так легче и кажется все смазано, не так остро. Но алкоголь имеет способность изменять личность, душа становится выхолощенной и примитивной. Вот мы и удивляемся, молодой человек выдавал шедевры во всем: в режиссуре и в поэзии, имел свой голос и почерк. И вдруг все размывается, становится мутным и разбитым на осколки. Нет цельной личности. Нет творца, нет художника. Не жизнь или действительность виноваты, а бытие и путь человека. Можно сказать, инфантилизм приобретенный, отсюда и трагедия, физический уход. Не в самой жизни тупик, а в самом человеке, в его душе возникла тупиковая ситуация. Пережил чуть, помог ли друзья, близкие и можно было остаться в живых и пройти рубикон. Но и жена выпивала, и была чрезмерно мягка к мужу, уповала на его рассудок и чувство меры, но… С другой стороны, пьющие личности становятся агрессивными и сумасбродными, ими руководит хаос и куда выведет кривая, они никого не слышат и никого не желают слушать. В них говорит вино. Конечно, жаль Геннадия Шпаликова. Возможно среди его окружения и были настоящие друзья, но они полагали, что он достаточно умен и выдержан, самостоятельный. А может пребывали в основном завистники и такое бывает.

Фильм «Долгая счастливая жизнь» — это ирония и усмешка уже уставшего человека. Карикатура на заезжего мужчину в городок. Возможно так и все происходило и происходит? Шпаликов, как великие мэтры ставит вопрос и не отвечает на него. Такая недосказанность до конца, хотя финал как бы уже есть. Любовь вечером как бы возникает, но ее нет уже утром. Почему так происходит? Мужчина не хочет одиночества, он одинок и находит другое одиночество, но с ребенком, о котором он узнает немного позже. Но он узнает же? Тогда зачем все это? Не проще ли ему было спросить сразу девушку, одна ли, замужем ли и все такое. Фильм скучноват и длинен. Возникает ощущение, что режиссер демонстрирует то, что он умеет и научился на предыдущих фильмах, но других, там он был молод и наивен, большей частью заблуждался. А теперь он прозрел. Второй раз смотреть я не буду.

13 декабря 2020

Перпендикуляр.

Ко всей оттепельщене, дававшей лёгкие советы на сложные общественные отношения, такие как взросление, первая любовь, отношения мужчины и женщины: любовь всё переборет, все юноши самостоятельно станут творцами и т. д. благоглупости. Несмотря на выданный властями полный карт-бланш над властвованием дум, культур-агентам так и не удалось выработать, более -менее ясных ответов на то каким быть новому человеку. И это понятно, отражая только глубоко эмоциональное, с некоторых пор, и не владея научным подходом, советское искусство и его представители оказалось не в силах быть на острие прокола в будущее, оставаясь лишь в разной степени достоверности рефлектирующей прослойкой. В то же время общественная наука оказалась вторичной к культуре, что и привело нас туда, куда привело… А, об огромном пласте знаний для необходимости вести общество, говорят нам мириады исследований на враждебном нам тогда «западе» с его глубокой и мощной социально-общественной наукой, от маркетинга до геополитики. А, у нас этим делом занялись путающиеся в своих ощущениях творцы…

Но ближе к фильму — Геннадий Шпаликов неимоверным чутьём почувствовал не только диссонанс в общественных отношениях и строящемся мире, это-то прочувствовали многие творцы — оттепельцы, но двали ответ исходя из своих пониманий выхода из ситуации, иногда прямо противоположного требуемому направлению, но и увидел скороспелость и безжизненность советов своих коллег НЕ МЕНЯЮЩИХ ничего в этой перво-важной общественной колее — отсюда финальные кадры фильма с баржей следующей своим курсом мимо людей на мосту, мимо купающих лошадей подростков…

Увидел искусственность приём своих товарищей и выдал им ситуацию, где не работают их ответы, выдал со степенью достоверности, до «мурашек», в одном кадре уместив и животную примитивность и возвышенную романтичность отношений мужчины и женщины. Но, как и у всех, в его поколении, у автора нет ответа на поставленный вопрос, а только качественно заданная его формулировка, что как известно — 70 % от ответа, в отличии от «двоечников» коллег подгоняющих вопрос под ответ…

8 из 10

5 июля 2020

Любовная лодка разбилась о быт… (с) Маяковский

Краткая история о том, как симпатия и увлечение девушкой перерастает в эйфорию что «вот она! мой человек», и вот уже почти любовь… ан нет, восемь классов, доверчивость и святая простота недалёкой девушки, да ещё к тому же ребёнок — сделали своё дело и увлечённый мужчина спешит ретироваться куда подальше, так как понимает весь расклад. И всё это на фоне тягучей, угрюмой советской эстетики со скучным театром, гранёными стаканами, водкой и советской столовой.

Сколько романтичных переживаний, сколько эйфории советских мужчин превратили в прах такие вот девушки, но ладно девушки… эта наша грубая действительность где в конечном счёте имеют значение деньги и обеспеченность мужчины. В общем, по меткому выражению Маяковского -«Любовная лодка разбилась о быт…»

К сожалению, это показательный пример того, как пылкое увлечение человеком перерастает в ненависть к нему за то, что он обманул тебя в ожиданиях и не оправдал названия «твоего человека» Увы, это частенько случается и в нашем информационном обществе когда люди обнажают в чате свою душу, а в реальности же — это обычные, ничем не примечательные личности со своими особенностями, фобиями, пробелами в воспитании. Так что фильм жизненный и думаю у каждого было нечто подобное.

15 июля 2019

Отчужденные в любви

Советское кино — бездонный колодец, и чем больше фильмов смотришь, тем ярче и интереснее открытия, которые делаешь для себя. В вечно повторяющейся в праздничные дни на телевидении карусели порой забываешь, что кино той ушедшей эпохи было не только добрым и веселым. Оно было проблемным, лиричным и глубоко авторским.

Геннадий Шпаликов — одна из ключевых фигур культуры «оттепельного» периода, замечательный сценарист и не менее замечательный поэт, стал режиссером только одного фильма — «Долгая счастливая жизнь» (1966). В этой картине сконцентрированы его эстетика, мировоззрение и особая интонация, свойственная, пожалуй, одному ему. Уникальность Шпаликова — в его умении сочетать простоту, граничащую с бытописательством, и сложный, напряженный рассказ о чувствах, погружение в психологические проблемы не только отдельного героя, но и целого поколения.

Говоря о «Долгой и счастливой жизни», сложно сказать, о чем конкретно этот фильм: сюжет, вернее фабула, гораздо проще и легче его смыслового наполнения. Картина сбивает с ног: ее внешняя «понятность» сталкивается с твоим копанием в подтекстах, аллюзиях и авторских недоговоренностях. Что означала эта фраза или пауза? Что хотел сказать автор театральными вставками? Какую роль играет пейзаж и как фильм связан с трилогией некоммуникабельности Антониони? Так долго ищешь ответы, столько времени проводишь с фильмом наедине, что не замечаешь, как он становится твоим собственным переживанием. И те, кого принято называть поколением «оттепели», так близки и понятны поколению миллениалов, фейсбука, глобализации… Или как еще принято сегодня называть нас?

Выходит, что проблемы у человека не меняются или «шестидесятники» так зорко видели будущее, что предсказали глобальное беспросветное одиночество человека в перенаселенном мире. Но ведь и не они стали первооткрывателями этого материка отчуждения: задолго до них романтики препарировали одиночество, противопоставив героя толпе. Но сегодня, как и в «оттепели», мы не противостоим никому, просто не имеем возможности, сил или способности общаться — делиться, слушать, понимать, сопереживать. Казалось бы, все это такие естественные потребности для нашей души, но что-то непреодолимое все сильнее отделяет нас от радости общения, и все чаще мы слышим слово «интроверт», сказанное нашим собственным голосом.

В зоне отчуждения, в ревнивом сохранении личного пространства Шпаликову удалось уловить не только мотив грусти, отрешенности и свободы, но и выделить в этой мелодии ноту любви, удивительно сильную в художественном плане. Любви к человеку, граничащей с жалостью, принимающей все недостатки и осознающей свое бессилие перед одиночеством, но самоценной и непреложной.

В художественной парадигме Шпаликова эта любовь проявляется в том числе и в выборе на главную роль его жены Инны Гулая, бездонные распахнутые миру глаза которой тоже стали лейтмотивом «оттепели»: и в «Когда деревья были большими», и в «Шумном дне» они отражали мир, как зеркало. Лена (Инна Гулая), как и Виктор (Карилл Лавров) в «Долгой счастливой жизни», словно сотканы из стереотипов своего времени: она молодая «разведенка», он небритый геолог, она простая, но чуткая, он инженер, сбегающий от всего в экспедиции. Но сквозь эти привычные клише Шпаликов видит драму, которая каждый раз новая, даже если повторялась сотни раз, мы ее проживаем внутри себя впервые.

Фильм «Долгая счастливая жизнь» можно сравнить с картинами Микеланджело Антониони или Марлена Хуциева, но по своему художественному пафосу и отчасти своей судьбе он сильнее всего напомнил мне «Любить» Михаила Калика. Наверное, потому несколько дней после фильма внутри звучат нервные строки Евтушенко на музыку Микаэла Таривердиева: «Поздно, мне любить тебя поздно. Ты уходишь, как поезд! Поезд! Поезд!»

13 марта 2019

Первый и вплоть до 80-х годов единственный депрессивный фильм в советском кинематографе. А как контрастирует с «Я шагаю по Москве», снятым по сценарию того же Шпаликова за три года до выхода этого фильма… Главный герой откровенно неприятен и совершенно патологичен: эдакий сорокалетний «Печорин»… В этом возрасте люди уже понимают, чего они хотят, пусть и не всегда уже могут достичь желаемого. Но тем более не втаптывают в грязь неожиданные подарки судьбы. Такая странность в поведении главного героя ставит в тупик…

Но уместны ли здесь ассоциации с престарелым Печориным? Или же здесь что-другое? Как всегда очень важно правильно определить жанровую принадлежность. С виду фильм кажется обычной реалистической и незамысловатой по сюжету драмой. Но ключ к правильному и более глубокому пониманию этой картины, как мне видится, лежит в шедевральном финале фильма, где мы видим томительное движение баржи вдоль растерзанного индустриального пейзажа под завораживающе-депрессивную музыку. И вот этот финал выводит простенький с виду сюжет на уровень притчи…

Главный герой — геолог. Романтическая профессия, не правда ли? А что делает геолог? Разведывает девственные недра природы. И к чему в итоге приводит эта «разведка»? К поруганию, изуродованию и уничтожению этой самой природы, что столь тщательно и настойчиво и показывает нам Шпаликов в финале. Тогда обманутая главным героем искренне-наивная девушка оказывается в одном символическом ряду с природой, чьи недра он исследует для дальнейшего грубо-утилитарного и безжалостного использования. Причём и то и другое делается будто бы во имя долгой счастливой жизни…

Таким образом герой Лаврова оказывается не каким-то загадочным псевдо-Печориным, но сознательным и циничным лжецом. Хотя и может показаться, что он в тот вечер говорит искренне… Только вот крайне не естественно столь торопливое произнесение таких серьёзных слов… Ключом к пониманию поведения главного героя является сцена с Павлом Луспекаевым в театральном буфете во время которой он в ответ на трагические излияния безответно влюблённого говорит о себе: «А у меня всегда намерения простые, понятные…» И затем следует раскрытие этих циничных намерений, когда не скупящийся на громкие слова обольститель предлагает Лене пойти на ночь к ней, а после того, как она отказывается, сославшись на то, что дочь спит — к нему. Но что характерно особой настойчивости герой не проявляет, то есть даже в примитивно-сексуальном отношении она как таковая ему на самом деле безразлична — одной больше, одной меньше…

Наверное потому и не приходит сразу столь простое и очевидное понимание сущности героя этого фильма, что как-то уж слишком тогда просто и очевидно всё получается. Только поместив этот незамысловатый сюжет в рамку притчи, начинаешь осознавать в полной мере художественный замысел режиссёра.

Спектакль «Вишнёвый сад» в фильме явно не случаен. Эти чеховские мечты о счастливой жизни через 100 лет, «Россия — наш сад»… Тоже благодатная тема для сопоставления.

31 января 2017

Долгая жизнь длиной в ночь

Трудно смотреть фильм жителю довольно глубоко XXI века вне контекста трагической судьбы Геннадия Шпаликова и Инны Гулая, трагической судьбы всего поколения шестидесятников, особенно понятной в реалиях реставрации политической реакции и жесткой цензуры в стране, ознаменованных кромешным застоем в экономике, культуре, искусстве…

Горький сарказм Шпаликова кроется уже в самом названии, обещая героям и зрителям не просто долгую, но еще и счастливую жизнь.

Фильм можно считать логическим продолжением знаковой трилогии периода хрущевской оттепели (Застава Ильича, Я шагаю по Москве, Июльский дождь), и её финальной жирной точкой, поставленной на идеалах поколения шестидесятников. Эти фильмы, через судьбу главных персонажей, их становление, поиски себя, возмужание, разочарование в идеалах юности, апатию и окончательное перерождение в уютное конформистско-обывательское болото, показывают историю всего послевоенного общества, где надежды и чаяния молодых людей на светлую и счастливую мирную жизнь в итоге привели к эпохе брежневского застоя, закончившегося полным крахом попыток социального переустройства и построения нового справедливого общества.

Почти вдвое урезанный фильм «Застава Ильича» вышел в прокат под названием «Мне двадцать лет». «Я шагаю по Москве» в равной степени подходит под это же возрастное определение, поскольку ставит те же вопросы. В таком случае, используя аналогию, «Июльский дождь» вполне можно было бы озаглавить «Мне скоро 30», а «Долгую жизнь» — «Вот мне и стало за 30».

Если в первых фильмах полно надежд, солнца и безграничное, омытое первым летним дождем, светлое будущее впереди, то «Июльский дождь», заставляет тех же молодых людей уже искать укрытия, чтобы переждать непогоду, поскольку многое уже понято и осмыслено, первые крупные разочарования в жизни уже случились, а иллюзий на будущее остается все меньше.

«Долгая счастливая жизнь» в итоге, и вовсе, превращается в бесконечно серую осеннюю промозглую беспросветность, в виде холодной реки с одинокой, уплывающей в никуда баржей.

Режиссер и сценарист Шпаликов, автор сценария «Я шагаю по Москве» и «Заставы Ильича», словно сжал в одну ночь, так и оставшуюся за кадром, всю «долгую и счастливую жизнь» уже далеко не главного героя, а рядового среднестатистического и весьма условного обывателя, опустив все стандартные, идущие словно по накатанной, события унылой обывательской жизни, оставив для осмысления лишь две крайние точки в этой истории мужчины и женщины: знакомство и расставание. Сведя до одного темного кадра долгий путь от иллюзии начала отношений к неминуемому финалу утраты этих иллюзий: непониманию, нежеланию понять, отстранению, раздражению, бегству…

Шпаликов лучше других понимал, что бегство бессмысленно. И не важно, от кого или чего ты бежишь: надоевшей женщины, опостылевшего быта, от себя или от нестерпимого уже груза осознания несбывшихся надежд и несостоятельности собственной жизни. В этом и состоит трагедия талантливых людей, не способных уместить свой дар в рамки простой и понятной «долгой и счастливой жизни». Потому и жизнь длиной лишь в одну ночь не стоит освещения и пристального рассмотрения, ибо всё пусто, ненужно и фальшиво.

Этим принципиально отличаются большие художники, в т. ч. в отечественном и мировом кинематографе от нынешних киноподельщиков: современные каноны «шоу маст го он» диктуют расписывать в красках то, что раньше за ненадобностью и отсутствием хоть малейшей почвы для работы мозга оставалось далеко за кадром…

Финал истории, начавшейся с самообмана и обмана других, был заранее предрешен, а посему, зачем показывать детали? Вся история знакомства стандартна и тривиальна: она ищет утраченного семейного уюта и отца своему ребенку, и готова не замечать откровенной фальши разглагольствований про любовь и понимание; он же ищет пикантных приключений на одну ночь, и как только понимает, что цели не достиг, разом остывает к дальнейшему развитию интрижки.

Она даже предпринимает отчаянный и очень рискованный шаг, педалируя ситуацию знакомства с дочерью и совместного проживания. Он же не способен с честью выйти из щекотливой ситуации и вынужден спешно ретироваться, побросав боевые знамена красивых слов про поиск родственной души, давно отчаявшись найти родственную душу в себе самом.

Отсутствие реальных чувств и откровенная фальш не подкрепленных делами слов рефреном отдается сценами из чеховского «Вишневого сада» со стареющими и такими же фальшивыми звездами театральной сцены, «отбывающими» гастроли в очередном уездном городке. В противофазе им чередуются сцены с театральным буфетом в антракте пьесы под легкий алкогольный туман и модные танцевальные мотивы. Словно две стороны медали: красивая, но надуманная, «мертвая» жизнь в нафталиновых декорациях театра и реальная жизнь, полная разочарований и одиночества отдельно взятой души.

Именно эта фальш и фатальное, разрушительное расхождение с реальной жизнью толкнули Геннадия Шпаликова сбежать из этой фальшивой реальности, замкнув круг жизни совершенно реальной веревочной петлёй. И вынудили сделать тоже самое, спустя десяток лет, и его последнюю музу и жену — Инну Гулая

Baddy Riggo, 23.03.2016

23 марта 2016

Освоение бюджета

Как-то нечто похожее я писал о фильме «Транзит». Вполне добротном, но растянутым до нельзя. Вот и в этом фильме метраж пленки использован с пользой не более, чем на треть. Все остальное — непонятно зачем показанные «пустые» кадры.

Сам фильм не показался мне выдающимся, даже тот самый «полезный» метраж. Довольно банальная история, не заметил я в ней ни глубоких мыслей, ни запоминающихся реплик (хоть философских, хоть просто остроумных). Двое встречаются, что-то проскальзывает, но на свежую голову этого «чего-то» оказалось недостаточно.

Погружение в атмосферу фильма, в «авторское видение» ситуации по началу происходит на «ура», но по ходу фильма его затянутость и масса лишнего материала, вызывают недоумение и даже отторжение. У поэтов есть такой термин «прилагаки». Это когда ради соблюдения размера строки автор втыкает где надо и не надо имена прилагательные, которые запросто могли бы быть заменены на другие (часто вообще противоположные по смыслу), но общий смысл текста от этого не изменился бы. Так и с лирическими отступлениями в этом фильме.

Из положительного: сюжет все-таки неплох, хоть и не очень содержателен, наши замечательные актеры были на высоте. Лавров, Гулая. Особо отмечу эпизод с Луспекаевым. Просто гениальный актер, крайне мало снимавшийся. Только ради него стоит посмотреть это кино. И если не ждать от него ничего выдающегося, то разочарования быть не должно.

6 из 10

19 февраля 2016

Предчувствие

Жили бы мы, сколько

Грело бы нас пламя свечи.

Но мы с тобой только

Смотрим на небо и не понимаем причин…

Они встретились случайно и провели вместе всего один вечер. Лена с друзьями возвращалась в город, Виктор, наоборот, отстал от своих и напросился в проезжавший мимо автобус, и подсел на соседнее место. Разговор начался как будто с многоточия, как будто они давно уже были знакомы, и все банальное, дежурное давно прозвучало и забылось, и можно поговорить об интересных пустяках, о которых рассуждаешь только с друзьями и никогда — с первым встречным. И подумалось, что это даже не счастье, а сама судьба, быть может, не всегда беспечно-радостная, но единственно возможная и правильная, но не сбылось… не срослось… а то и просто почудилось.

Во времена «хрущевской оттепели» отечественный кинематограф был как никогда близок к современным европейским тенденциям: итальянскому неореализму, французской «новой волне». Один из самых ярких представителей «шестидесятников» Геннадий Шпаликов свою единственную режиссерскую работу исполнил в стилистике, родственной лучшим европейским образцам, но фильм его вышел болезненно русским, удивительно актуальным. «Долгая счастливая жизнь» могла бы быть экранизацией рассказа Чехова, если бы Чехов писал не про земских врачей, а про советских инженеров. В фильме пронзительно сильны чеховские мотивы разорванной ткани времени, упущенных возможностей, встреч не вовремя и расставаний невпопад, разбитой и — что еще больнее — криво и наспех склеенной жизни, когда торчащие края ранят не только самих героев, но и тех, кто рядом.

Идейное родство с Чеховым подчеркивает и сам Шпаликов: свое время «перед рассветом» Лена и Виктор проводят в театре, где гастролирующая мхатовская труппа играет «Вишневый сад». Театральное пространство всегда воспринимается обособленно, как некая параллельная реальность, а герои еще и переносятся туда буквально по воздуху: Лену, дурачась, вносят на руках друзья, безбилетный Виктор вынужден протипоправно забираться через окно. И провинциальный, так и хочется сказать N-ский, театр становится для героев страной чудес, где не действуют привычные законы и можно безоглядно доверять, говорить простые, но по-настоящему важные вещи. В каждом кадре общения героев в этот единственный вечер ощущается упоительная, дух захватывающая сиюминутность, трагически гибнущая под гнетом рассудочности, быта, как бы устроенной жизни и безвольной неспособности на поступок. «Мы обещаем, но ничего не делаем», — сокрушается Лена, но вялая попытка наконец отважиться на решительный шаг не вызывает ничего, кроме неловкости: безжалостный свет дня возвращает героев на землю, и от вчерашнего предчувствия счастья остается только похмелье, которое они безуспешно пытаются залить водкой в насквозь советском приречном кафе.

«Долгая счастливая жизнь» — кино авторское в лучшем смысле этого слова: Шпаликов принимал участие во всех этапах производства, съемочная группа состояла из единомышленников, готовых учитывать все пожелания режиссера, добиваясь поэтической гармонии каждого кадра. Оператор Дмитрий Месхиев отличался уникальной способностью понимать и, всегда сохраняя свой стиль, точнейшим образом воплощать режиссерский замысел, и здесь его, близкое к живописному, мастерство раскрылось в полной мере. Музыка Вячеслава Овчинникова почти постоянно сопровождает действие в первой части фильма, придавая дополнительное измерение происходящему на экране. В момент расставания Лены и Виктора она сменяется популярными советскими песнями, эстрадный оптимизм которых резко диссонирует беспомощным унынием героев, а потом оглушающе затихает — как будто прерывается жизнь.

Предвосхищение скорого неминуемого конца «Долгая счастливая жизнь» явно заимствует из обширно цитируемого «Вишневого сада», и речь идет уже не только о крахе жизни героев, которых разделяет привычка и губительная слабохарактерность, но и об окончании эпохи. Оттепель — далеко не весна и чаще всего она сменяется морозом. И будто провиденная — еще на уровне названия — краткость вдохновенной «хрущевской оттепели» сменилась куда более продолжительным и очень обыденно-бытовым, даже в чем-то благополучным, застоем. Вполне возможно, что герои проживут, каждый свою, долгую и счастливую жизнь, просто в конце ее может оказаться, что это была не совсем жизнь — скорее что-то не сбывшееся… не сросшееся… почудившееся.

27 ноября 2015

Сумерки души

…И жили они долго и счастливо. Так заканчивается большинство сказок — прочным союзом двоих. Печальный парадокс: единственная режиссерская работа известного сценариста Геннадия Шпаликова на сказку нисколько не похожа. Невыразимо грустную, волнующую историю испортил отпечаток времени. И еще — авторское видение. Рассказать о недолгом вечере, завершившемся несчастьем и, вероятнее всего, не жизнью в подобной манере мог только законченный пессимист. Чуткий надломленный художник.

А ведь начинается все всегда хорошо. Страна оттаяла. Спрос на подросшего Робертино Лоретти есть, твист умудряются танцевать даже на вершине стога сена. Камера еле-еле поспевает за жизнью вокруг. Шестидесятые в умах, сердцах, на лицах. В картине Шпаликова очень много крупных планов очень красивых людей. Они счастливые и наверняка хотят, чтобы счастье их было долгим. В этой романтической, мечтательной атмосфере возникает искра взаимной симпатии Виктора и Лены (имена не звучат). Случайная встреча в автобусе. И появляются диалоги простыми словами, откровения, прямые и свободные суждения. Однако нить тонка, мир хрупок, и один нюанс может подвести к неправильному решению. Фильм — о действиях без долгих раздумий, о наитии, интуитивном поведении в данную минуту. Но не об импульсивности, сверхэмоциональности таких поступков, а именно о какой-то неведомой силе, что сводит людей и разводит разбитые сердца, притягивает друзей и отталкивает разбитые сердца, влечет мужчину и женщину и бросает их один на один со своими разбитыми сердцами. Как минимум у одного. А еще он, конечно же, о любви.

Единственный, случайный притом разговор, завязывающий вне пары, — о чувстве на букву «л». Невзаимном. История, которую рассказывает героиня при знакомстве, — о любви. Практически убийственной. Герою же поведать об этом нечего, и он рассказывает о детском горнолыжном опыте. Явно из разных эмоциональных макрокосмов, они все равно тянутся друг к другу. Одна, чтобы получить кусочек своего счастья, другой, правда, из соображения инстинктов, ведь «намерения его просты». Но вмешивается необъяснимое. Враг анонимен, непонятен, потому и бороться с ним невозможно. Кадры подсказывают: Виктор, скорее, приземленный добытчик, вновь выйдет на охоту. Изголодавшейся по разделенному чувству Лене придется как-то это пережить. Камере торопиться уже незачем. Мир взял передышку. Музыка тягучая и подводящая итог. Баржа одинока и уныла. Страна готовится осесть.

С высоты падать дольше и больнее. Разрушать — упоительнее, чем просто радоваться тому, что ничего не построено. По крупицам создавая иллюзию беззаботности и веселости, Шпаликов точечно бомбардирует возведенный мир несчастными рассказами о трагедиях в любви, чтобы потом растоптать рожденную привязанность. Удивительным образом фильм будит интерес именно к личности режиссера. И его жизнь получилась совсем недолгой. Яркая натура, талантливый поэт, востребованный поначалу сценарист, он ушел так по-писательски — сам. И только если проникнуться деталями биографии вгиковца, прочувствуешь множество точек соприкосновения «Долгой счастливой жизни» с его собственной историей. Суицидальные мотивы; женщина (ее играет супруга Шпаликова, невероятная красавица Инна Гулая) с пьющим мужем и единственной дочерью; мелькающий на сцене провинциального театра «денежный» разваливающийся «Вишневый сад» на фоне личных безденежья и неустроенности. Негатив его жизни превратился в негативы пленки. Черно-белой — контрастной по замыслу, но в итоге какой-то смазанной, как судьба самого автора. И, наверное, это очень правильно — не зацикливаться на искусстве в жизни, а привносить жизнь в искусство. Она в нем дольше и счастливее.

26 ноября 2015

Короткая встреча, долгие проводы

Поэт, бард, сценарист и enfant terrible своей эпохи Геннадий Шпаликов был одним из идейных вдохновителей и символов т. н. советской новой волны, которая вписывалась как в рамки движения шестидесятников, так и в вал новых волн, прокатившихся по европейскому кино в 50-ых и 60-ых гг. прошлого века. Перу Геннадия принадлежат сценарии таких знаковых картин как «Я шагаю по Москве», «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), и «Я родом из детства». Душа компании, мастер тогда еще не изобретенного слова «стеб» и великолепный мистификатор прожил богатую событиями, но едва ли счастливую жизнь, в которой поместились безотцовщина, военные училища, два неудачных брака, алкоголизм, нищенское существование и, как печальный итог, самоубийство. Он мог стать великим прозаиком или выдающимся режиссером, но судьба и он сам распорядились иначе. Тем не менее, однажды амбиции постановщика ему все же удалось реализовать. Первой и последней (все последующие проекты были уничтожены бюрократами еще на уровне заявки) режиссерской работой драматурга со сложной судьбой стала картина «Долгая счастливая жизнь», вышедшая в прокат в год его тридцатилетия.

Чуть более чем часовой фильм рассказывает историю короткой встречи в провинциальном городишке командировочного геолога Виктора и местной девушки Лены. Их совместная история сродни жизненному циклу бабочки-подёнки, живущей один день. Неловкие улыбки, смешные истории из прошлого, поход в театр, танцы, первый поцелуй, грандиозные планы на будущее, разочарование, неловкий совместный завтрак и внезапный, но закономерный финал, которым, говорят, восхищался сам Антониони. Итальянский классик восторгался тем, как 30-летний юноша в одной сцене умудрился сконцентрировать все то, о чем Антониони вещал практически в каждом фильме своей блестящей карьеры. Впрочем, Шпаликов едва ли пытался подражать кому-то из своих зарубежных коллег (хотя кадры с баржей, плывущей по воде, многим и напоминают Жана Виго), здесь гораздо больше автобиографичности на грани с исповедальностью.

Это до неприличия честное и щемящее кино о людях своей эпохи, которые так и не смогли перешагнуть барьер инфантилизма и избавиться от психологии обреченных. Виктор рассуждает о серьезных отношениях, чувствах и широкими мазками рисует планы на будущее. Но тут же пасует, столкнувшись с первыми трудностями и перспективой ответственности. Лена, на первый взгляд, куда более решительная, но на поверку все это оказывается лишь способом не смотреть на окружающий мир трезвыми глазами и не проводить работу над ошибками прошлого. Влюбленность, которая была частым состоянием и для самого Шпаликова, у его героев что-то сродни опьянению молодым дешевым вином, которое быстро проходит, оставляя за собой лишь похмелье и плохое настроение. И может быть поэтому Виктор с Леной, не находящие смелости сказать друг другу правду, на утро пьют водку из больших стаканов в надежде приблизить развязку.

Рефреном в фильме звучат фразы из пьесы «Вишневый сад» Чехова, написанной незадолго до революции 1905 года и ставшей предвестником разрушения устоявшегося мира. По сюжету эту пьесу играет МХАТ, оказавшийся на гастролях именно в день встречи Виктора и Лены. Шпаликов таким образом не столько анонсирует скорый крах этих странных и самонавеянных чувств, сколько предвосхищает близкий конец той еле уловимой, но все же относительно свободной эпохи, сложившейся в шестидесятых и чьей плотью и кровью он был. Его предсказание оказалось пророческим, и вскоре каток Застоя выровнял практически всех вольномыслящих художников, рожденных Оттепелью, а самого режиссера на долгие годы бросил в объятия алкоголического угара.

Название этой полной грусти и безысходности картины сейчас кажется чуть ли не горькой шуткой человека, родившегося в страшном 37-ом и умершим, как Пушкин, в 37, только не от пули француза и на дуэли, а устав от окружающих и с головой в петле. Не менее грустной оказалась и судьба исполнительницы главной роли и второй жены Шпаликова Инны Гулой, для которой все окончилось передозировкой таблетками и разрушенной карьерой. С другой стороны, иногда незавязавшиеся отношения могут стать шансом построить пресловутую долгую и счастливую жизнь с иными, вместо того, чтобы портить и укорачивать ее друг другу. И в этом плане картина Гены Шпаликова (как, впрочем и вся его жизнь) может считаться советом о том, чего не надо делать, чтобы потом не было мучительно больно.

17 апреля 2015

Фильм из списка журнала «Афиша» под названием «25 артефактов советской культуры, без которых нельзя». Действительно необычный фильм, особенно для СССР. Можно сказать, советский артхаус — длинные планы, длинные разговоры про любовь, длинные сцены, где ничего не происходит, и полное отсутствие патриотически-пропагандистского настроя, проскальзывающего даже в лучших советских фильмах. «Долгая счастливая жизнь» и вышла в 1966 году, на закате «оттепели», а потом бы её уже наверняка не выпустили на экран. Что-то в этом фильме безусловно есть (запомнилась цитата «с возрастом понимаешь: чтобы любить, нужен особый талант»), но к шедеврам фильм, по моему мнению, не стоит относить. Режиссёр Шпаликов вряд ли придумал все эти приёмы сам — скорее подсмотрел где-то в Европе; актёры, на мой взгляд, во многих эпизодах сыграли не очень хорошо, неестественно, чего я уж никак не ожидал от советского кино, а критика в восторге, мне кажется, потому, что будущие рецензенты сильно впечатлились в юном возрасте, когда увидели этот фильм, ведь для СССР такой стиль был, повторюсь, действительно в новинку.

7 из 10

29 сентября 2014

«Космическая одиссея» Геннадия Шпаликова

Странная, фантастическая для того времени нелепость — Шпаликов вроде бы снимает «советское кино», в лучших традициях «радостной, счастливой» жизни, а получается Егор Летов, совершенно неприкрытая, страшная трансцендентность, обнаженность распахнутого ничто, зловещего бытия, вроде как та непонятная жизнь на Марсе, о которой упоминает герой Кирилла Лаврова. Сразу заметно, что возможная «любовь» невозможна, надумана от начала и до конца, что ничего не может выйти, именно потому, что герои не укоренены и не существуют в этом мире, они сами умозрительны. Страшно смотреть этот фильм, — и я думаю, что создать такое могут, имеют право только те, кто уже за чертой, что для Шпаликова все уже было решено, что это его цена. Именно поэтому и содрогаешься, и ничего более батаевского, чем эта лента и творчество Летова, включая его знаковый одноимённый альбом, я не знаю. А должно ли быть более?

Кадры — словно из потустороннего бытия, словно он снимает уже оттуда, из загробного мира. Что же удивительного в том, что Антониони признался — он так снять бы не мог? Да ведь и не каждый может снять оттуда. Надо как-то заплатить. И мы, даже просто бесстрастно созерцая этот фильм, уже догадываемся, как. Но вообще, смотреть его надо в особом состоянии, или войти в него. Тут присутствует обязательное условие искусства классического, с изменением сознания в древнегреческом понимании, катарсис физический, непременный, всепоглощающий, иначе этот фильм не понять. Еще раз подчеркну эту тройку: Летов-Шпаликов-Батай, из будущего в прошлое, такое медленное погружение в ад. Может, там мы найдем более точные ответы?

Удивительны декорации — ну ладно бы еще, Стенли Кубрик, но это к тому же и Дэвид Линч, в 1966 году в СССР! Откуда такое могло взяться? Странно, но возможное отсутствие средств, или некачественная постановка малобюджетного фильма оборачивается откровением, ибо все играет на руку провидению. Воистину, шедевры создаются не на Земле.

28 декабря 2013

Удивительная история получилась у меня с этим фильмом! Прочитав аннотацию к нему, сразу решил, что буду смотреть. И сразу понял, что он мне понравится. Ведь я большой любитель таких сюжетов: простых, лаконичных, сдержанно-драматичных, в центре которых — повествование о человеческих отношениях с налетом экзистенциализма. Такие истории будто взяты из жизни, а потому начисто лишены искусственных сюжетных ходов, банальных хэппи-эндов и прочих «культурных» наслоений. Такие истории я читал у Чехова, Бунина и Куприна, смотрел у Тарковского, Нури Бильге Джейлана («Три обезьяны»), а также в лучшей, на мой вкус, советской мелодраме «Еще раз про любовь». Которую «Долгая счастливая жизнь» имела все шансы сместить на второе место.

И вот загвоздка: вроде увидел то, на что и купился, вроде все прошло согласно аннотации и моим представлениям о фильмах такого рода. Но… все равно что-то не то. После просмотра было такое ощущение, как у человека, выходящего с рынка и пересчитывающего оставшиеся деньги — он четко осознает, что продавцы его обсчитали, но не может взять в толк, как они это сделали и как он мог прозевать.

Ведь в таком фильме, помимо формальной фабулы, важно еще и то, как она рассказана. Более того, коль скоро ставится задача не столько презентовать историю, сколько воплотить на экране определенную (весьма душещипательную) атмосферу, средства изображения, художественные приемы играют просто грандиозную роль. Фильм становится буквально сотканным из эмоциональных деталей, и каждая из них — будь то мимика героя, план улицы с проезжающими машинами или реплика случайного прохожего — должна работать на общее впечатление. По крайней мере, так подходил к своей работе Чехов, вычитывавший рассказы по 8—9 раз, дабы избавиться от неловких и корявых слов и добиться максимально гладкого звучания.

Здесь же, наряду с очень пронзительными, прямо покалывающими сердце моментами, есть много довольно странных. К первой категории я отношу, например, сцену в автобусе в самом начале, когда камера показывает пейзажи, проносящиеся за окном, или одинокую лодку, сплавляющуюся по реке в финале. А ко второй, прежде всего, вставки из «Вишневого сада», показавшиеся мне совсем уж неуместными. Или эпизоды из второго дня знакомства геолога и Лены — в столовой, когда они набирают какое-то непомерное количество блюд, или в отеле, когда он бреется и зачем-то начинает рассказывать про особенности своей бритвы.

Вообще я как-то не прочувствовал тот момент, когда «на утро они почувствовали пустоту и неловкость» (из аннотации). А если бы не был предупрежден, что герои по обоюдному согласию «расстались под случайным предлогом, даже не попытавшись объясниться», то остался бы в полной уверенности, что разрыв произошел по инициативе геолога… Сценарий сыроват? Сыграно неважно? Не знаю… Знаю лишь, что такие детали порядком диссонируют — примерно как в слаженный заунывный хор скрипок вдруг на несколько секунд вклинивается тромбон, отбивающий мажорное стаккато.

Кстати, еще странно ведут себя герои второго плана — мальчик в театре, парикмахер, водитель автобуса и т. д. Эмоциональная струя, которую привносят их интонации, очень плохо сочетается с атмосферой романтических отношений. А сочетается, скорее, с беззаботным и поверхностным бытописанием. Такая соцреалистическая беззаботность («не кочегары мы, не плотники») и артхаус о вечном и высоком, на причастность к которому вроде как претендует «Долгая счастливая жизнь», в моем сознании являют собой диаметрально противоположные миры. Да зачем вообще в картине так много «случайных прохожих»? Вон в «Еще раз про любовь» их раз-два и обчелся. Кажется, режиссер Геннадий Шпаликов перестарался с созданием контекста времени-места.

Да, вероятно, Шпаликову-постановщику, для которого этот фильм — единственный за карьеру, просто не хватило опыта в режиссерском кресле. Надеюсь, что однажды история получит толковый ремейк — со всеми визуальными возможностями и стилевыми наработками современного авторского кино.

Отзыв все равно делаю положительным — катарсис из «Долгой счастливой жизни» все-таки не совсем выпарился. Но происходит он как-то не вполне уютно — будто находишься наедине с любимой девушкой, а за стенкой, в соседней квартире, пьяная компания горланит и ржет.

7 из 10

26 августа 2013

Весело и страшно

Драматическая попытка обрести счастье, которое, казалось бы, и есть цель каждого из нас, живущих на земле.

Случайная встреча, вечер в театре, танцы, откровенные беседы и вот оно-счастье, которое не может закончится, жизнь до краев наполненная смыслом, а значит вечная.

Но… Как известно чудес не бывает. И взаимоотношения мужчины и женщины, двух существ с кардинально различной организацией, двух безмерно одиноких людей естественным образом заходят в тупик, заканчиваясь неловкими ужимками, опущенными взглядами и нервозностью. И стыдно за те самые «простые слова», которые произносились вчера, и стыдно, что сегодня нет мужества произнести те же простые слова, суть такие же лживые и неуместные.

Ирония судьбы-Долгая счастливая жизнь каждому из нас-пустота и одиночество вселенских масштабов. То, от чего и от кого сбегает герой-это не определенная точка на карте, и ни какой бы то ни было человек, а сам он, его сложная натура, обреченная на одиночество, способная на сиюминутное лицемерие и долгое раскаяние.

Длинные затяжные кадры и тоскливая музыка, приемы отвлекающие зрителя от сюжета и концентрирующие на гудящем и скребущем одиночестве, на атмосфере полного поражения надежд героев, на пожирающей любой радужный самообман поздней осени. Послевкусие от картины поистине суицидальное и безнадежное настроение, навеянное внутренними, рвущими души героев, трагедиями.

28 января 2012

И… никак.

Геннадия Шпаликова все знают как знаменитого сценариста, а срежиссированная им единственная картина «Долгая счастливая жизнь» прочно укрепилась в различных русских сотнях-десятках-пятидесятках, куда критики наметанным и насмотренным глазом определяют различные киношедевры.

Откровенно говоря рассказанная и показанная Шпаликовым история проста как дважды два. А может и того проще, хотя кажется куда уж? Кино величайшая иллюзия в мире, по крупицам собирающая мифы и сказки в которые надо верить. А как же иначе. Человеку помимо места куда можно было бы пойти (ссылаюсь на вечную истину сказанную Мармеладовым) нужно еще обязательно и то во что можно верить. Например, в долгую счастливую жизнь. Само по себе название уже обещает что-то фантастическое, и за одну только возможность посмотреть на этакое вселенское чудо, парадокс ради которого человек создан, имею ввиду счастье, я и просмотрела фильм. И разочаровалась.

Я не поверила. Ни Шпаликову, ни актерам играющим в любовь. Наверное, потому что все было слишком припудренным, раскрашенным под мнимое спокойствие и умиротворенность Видимо создавая этот фильм Шпаликов думал, что на души зрителя прольется благодать, ан нет. Допотопные избитости о «хороших словах» которые нужно говорить друг другу, о потребности найди своего человека, о необходимости брать судьбу в свои руки, искать и хотеть счастья почему-то не пролили на мою темную душу исцеляющего света. Надуманная история о неудачном самоубийстве героини кажется лишней и нелепой. Переборщив с различными литературными отсылками, прямыми и косвенными цитатами Шпаликов надеялся разбавить свою неправдоподобную сказку длинными заунывными мелодиями и не менее длинными планами, показывающими природу и море, чем только подчеркнул отсутствие сюжета и собственных его авторских мыслей. Наблюдать за тем как два человека знакомятся, нравятся, влюбляются, говорят друг другу банальности, мягко говоря, скучно особенно если история любви высосана из пальца. Это видно даже по растерянно обреченным взглядам актеров, которые изо всех сил стараются казаться искренними.

Что хотел сказать автор ленты? Не знаю, наверное, что-то хорошее, но не получилось. Затемненные тона, тягучая плачущая музыка, вялые актеры, играющие на сцене небольшого театра Вишневый сад, все кажется нарочитым, книжным. И потом светлое утопическое название не вяжется с общим тоскливым настроением фильма. Павел Луспекаев, безусловно, талант, но его роль эпизодична и не выразительна.

В остальном же при всем моем старании найти в картине какие-то достоинства я их не обнаружила. Герой что-то лопочет о путешествии на край света, героиня соглашается с ним уехать, забирает свою дочь, лица героев нервозно трагичны. Долгая счастливая жизнь? Где? В кино? Ну разве что. Только не в этом. Альфред Хичкок говорил, что кино не кусок жизни, и кусок торта. Шпаликов показал нам кусок своих фантазий, скучных, усталых и анемичных. Наверное, оттого так тоскливо и лениво наблюдать за якобы любовью якобы героев. К герою нельзя быть равнодушным, а мне совершенно все равно доплывет или не доплывет их пароход, вынесет ли их любовь все тяготы жизни, сумеют ли они прожить долгую счастливую жизнь. Сухие вытвержено банальные диалоги отдают второсортной литературщиной. Где-то в середине фильма, когда между героями происходит объяснение, герой говорит что ему «весело и страшно». А мне скучно.

7 июля 2009

Мелодрама Долгая счастливая жизнь появился на телеэкранах в далеком 1966 году, его режиссером является Геннадий Шпаликов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Инна Гулая, Павел Луспекаев, Марина Полбенцева, Виктор Перевалов, Георгий Штиль, Лариса Буркова, Лилия Гурова, Алла Тарасова, Л. Бабенко, Елена Черная, А. Оппенгейм, Ольга Тарасенкова, М. Верезгов, Наталья Журавель, Алексей Грибов.

Страна производства - СССР. Долгая счастливая жизнь — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.