Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тонкая нить |
английское название: |
The Slender Thread |
год: | 1965 |
страна: |
США
|
слоган: | «When a woman's emotions sway on a slender thread, expect anything ...» |
режиссер: | Сидни Поллак |
сценаристы: | Шена Александр, Дэвид Рэйфиел, Стирлинг Силлифант |
продюсер: | Стивен Александр |
видеооператор: | Лойал Григгз |
композитор: | Куинси Джонс |
художники: | Хэл Перейра, Джек Поплин, Роберт Р. Бентон, Джозеф Киш, Эдит Хэд |
монтаж: | Томас Стэнфорд |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 декабря 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Эта совсем незабавная история произошла вечером в Сиэтле. По своим делам на больших кадиллаках спешили, казалось бы, совершенно несвязанные между собой два человека. Куда-то мчалась взволнованная белая леди и одновременно на вечернее дежурство в социальную службу ехал чернокожий студент. Но так случилось, что этим же вечером они будут очень долго разговаривать по телефону. Леди, выпившая только что смертельную дозу снотворного, и студент-психиатр, пытающийся выявить у этой леди, где она находится, чтобы спасти. И вечер явно будет не томным.
Сегодня этот фильм примечателен разве только тем, что это был полнометражный дебют режиссера Сидни Поллака, а также тем, что здесь отыграла вполне звездная, как для 60-х актерская пара Сидни Пуатье и Энн Бэнкрофт. Но фильм, и по своему социальному посылу, и по манере съемок, скорее, характерен для 50-х годов, и Поллак с этой постановкой несколько припозднился. Хотя динамичное начало ленты с очень интересным саундтреком, напротив, предвкушали появление некой «новой изюминки» от режиссера-дебютанта. Но в дальнейшем мы станем свидетелями двойной истории с настоящим, в котором герой Сидни Пуатье пытается вытащить на этот свет умирающую на другом конце провода героиню, и недалеким флэшбековским прошлым, в котором зрителю шаг за шагом раскрывается история героини Энн Бэнкрофт и причины, приведшие ее к суицидальной черте.
И в целом, не смотря на легкие чудачества режиссера (например, 37-летний Сидни Пуатье играет в фильме студента), актерский состав вполне легко тянет эту историю. Другое дело, что концептуально сюжетная линия хромает, а героиню Бэнкрофт и вовсе не жалко. Во-первых, во время психологической помощи по телефону, ни один из участников процесса не додумался поговорить с умирающей о ее сыне, что само по себе выглядело полной нелепостью. Герой Пуатье придумывал самые разные доводы, чтобы убедить героиню Бэнкрофт «передумать», и продолжить жить, но ни разу не обмолвился о ее ребенке, который в этой истории является центральной фигурой-артефактом. Во-вторых, сам персонаж Бэнкрофт чертовски эгоистичен буквально во всем, чем вызывает, скорее, раздражение, нежели подобие жалости. Героиня сначала лет 10—12 обманывает своего мужа отцовством их ребенка, а когда правда раскрывается, не столько раскаивается в содеянном, сколько сожалеет, что муженек все узнал. И даже когда теперь стал вопрос о сохранении брака, дура-баба не находит ничего лучшего, как со второй попытки (!) попытаться покончить жизнь самоубийством. В каком здесь месте нужно сопереживать героини Бэнкрофт, непонятно. А ведь фильм Поллак построил именно таким образом, что наглотавшуюся таблеток дамочку нужно пожалеть и понять.
Стиля Сидни Поллака здесь еще не видно. Кино тянет исключительно актерский дуэт Пуатье — Бэнкрофт, а вот концептуально картина и вовсе хромает на обе ноги. Однако смотрится все равно легко и полтора часа времени на эту постановку точно не жалко.
6,5 из 10
8 ноября 2019
«Тонкая нить» — блестящий дебют Поллака в полнометражном кино, снятого на основе выверенного по минутам психологически напряженного сценария, представляет собой камерную историю с минимумом персонажей, но с колоссальным ресурсом второстепенных деталей, настоящий мастер-класс по созданию остросюжетного нарратива. Однако, несмотря на все достоинства режиссуры, фильму свойственно прямолинейное противопоставление антагонистических жизненных позиций, обостренное до взвинченного драматизма.
Вместе с тем нельзя не признать убедительность лаконичной фабулы, рассказывающей историю спасения отчаявшейся личности целым миром: социум, что удивительно, выступает здесь не противником индивида, а заинтересованным в его судьбе другом. За сорок пять лет до «Сансет Лимитед» Поллак воссоздает лобовую схватку за жизнь отчаявшегося человека, но, возможно, против своей воли попадет в ловушку, по крайней мере, двух голливудских стереотипов тех лет.
Первый из них — образ несчастной, фрустрированной домохозяйки, восозданой Э. Бэнкрофт (год спустя после аналогичной роли в «Пожирателе тыкв» Клейтона) на удивление блекло, в стремлении сымитировать экзистенциальный холод, которым веет на зрителя от антониониевских героинь. В соответствии с укоренившимися в Голливуде идеями, нуклеарная семья является источником женских неврозов (насколько героиня терзаема неудовлетворенными желаниями, становится понятно в сцене в клубе — аллюзии на танец М. Витти в «Затмении»), что тем более нелепо выглядит сейчас, после катастрофических последствий сексуальной революции, дискредитировавший материнство и супружество, оставив женщину в бесплодной пустыне карьеризма.
Вторым стереотипом является откровенное обозначение социальной интеграции чернокожего меньшинства. С. Пуатье, долгое время являвшийся едва ли не единственным афроамериканцем, исполнявшим главные роли в Голливуде, на протяжении своей карьеры часто воплощал образ «хорошего негра». В данной ленте его актерская игра — выше всяких похвал, хотя он порой и перебарщивает с экзальтацией (уместной, впрочем, учитывая экстраординарность ситуации, описываемой в фильме). Его персонаж — своего рода экзистенциальный отличник, безупречная часть слаженного социального механизма.
Здесь и обнаруживается дуализм режиссерской концепции: если общество так печется о своих членах, то в нем нет неразрешимых проблем, а следовательно он идет правильным путем, что, конечно, выглядит наивной апологией либеральных ценностей. Если учитывать бескомпромиссность социального высказывания Поллака уже четыре года спустя (в «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»), конформизм «Тонкой нити» выглядит результатом давления студийной системы на режиссера-новичка.
Вместе с тем образ, вынесенный с заглавие, выражает единство человека и мира, стремление во что бы то ни стало сохранить эту связь, а реконструкция мотивов, приводящих к экзистенциальному обособлению человека придает истории характер онтологической притчи о непрестанной борьбе между слабостью и силой внутри и вовне человека. Поллак еще покажет изнанку этой борьбы в «Загнанных лошадей…», встав на сторону проигравших, здесь же он выступает апологетом жизнестойкости, что свидетельствует не о мировоззренческой непоследовательности, а о широте его режиссерского мышления, заинтересованном взгляде на бытийные проблемы, который может меняться в зависимости от появления новых фактов и доказательств.
Возможно, Поллак сделал борьбу за выживание и размышления о ее необходимости главными темами своего творчества, постоянно сталкивая и анализируя противоположные позиции, их преимущества и недостатки, потому так сильны в его творчестве перепады настроений от самого черного пессимизма до стоического приятия жизненных трудностей.
31 декабря 2015