Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Свет далекой звезды |
год: | 1965 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Иван Пырьев |
сценаристы: | Иван Пырьев, Александр Чаковский |
видеооператор: | Николай Олоновский |
композитор: | Андрей Петров |
художники: | Стален Волков, Ганна Ганевская |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 сентября 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 25 мин |
Ольга Миронова и Владимир Завьялов — главные герои этого фильма. Они встретились в холодной, слякотной и суровой осени 1941 года на пароходной станции города Горький (сейчас он называется Нижний Новгород). Он — курсант лётного училища, необстрелянный, «мальчик в шинели», о которых потом советские писатели-прозаики напишут немало хвалебных слов. А пока… чистая случайность свела главных героев — она попросила его купить ей билет на пароход до Твери, — она едет к тётке. Из чисто случайного знакомства завязывается история чистой, светлой любви на фоне унылого и мрачного периода военного лихолетья и послевоенного апогея сталинского террора, любви настоящей, лишенной каких-либо обывательских интересов, взглядов. Особенность фильма в том, что любовная линия двух главных героев раскрывается на протяжении всего немалого хронометража картины.
Фильм — приверженец принципов неореализма в советском киноискусстве, тон которым занял ещё в 50-е годы Владимир Венгеров в своих лучших, на мой взгляд фильмах — «Два капитана» 1955 года и «Балтийское небо» 1958 года, а в 60-е годы как бы развил в фильме «Рабочий поселок», в котором снялись культовые, на сегодняшний день, советские актеры — Олег Борисов, Людмила Гурченко, Татьяна Доронина, Любовь Соколова и др. Этот же фильм находится как бы на стыке двух эпох -с одной стороны, он отстаивает оттепельный взгляд на историю тогда ещё недавнего прошлого нашей страны, с другой — делает психологическую попытку разобраться, что же творилось в душах разных по духу советских людей в сталинские 40-е годы и в Оттепельные 50-е годы. На мой взгляд, великий режиссер Иван Пырьев, снявший такие фильмы оптимистические, явно лакировочные (по определению оттепельных уже лет) музыкально-бравурные фильмы, как «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух» и, конечно же, всеми любимые «Кубанские казаки, в этом фильме хоть и меняется до неузнаваемости, умело осваивая совсем другой, глубоко-драматический и в чём-то даже оппозиционный материал, всё же, при всём моём уважении к творчеству этого Мастера, уступает драматизму и психологизму Владимира Венгерова, Михаила Калатозова или Михаила Ромма. Неслучайно же критика тех лет не оценила всю глубину реализма Пырьева в этой работе (хотя, от музыкальных комедий он отошел ещё в конце 40-х годов, сняв в 50-х годах мелодраму о супружеской измене «Испытание верности» и осуществив две экранизации романов Фёдора Достоевского — в 1958 году «Идиот» и в 1960-м — «Белые ночи»), приняв её за проявление оттепельной конъюктуры. Сейчас же, на фоне многочисленных попыток пересмотреть советский период истории нашей страны, особенно период сталинизма 30—40-х годов и его развенчания в 50-х годов, этот фильм смотрится едва ли не как откровенный рассказ автора о том времени, настоящий слепок с той эпохи. Приведу только два примера: в разговоре главного героя Владимира Завьялова (Николай Алексеев) с фронтовым другом Афанасием Симонюком (Евгений Вестник), пожалуй в самом оттепельном 1956 год, последний, обращаясь к Завьялову произносит буквально пророческие слова:«Ты в этот теплый ветер, о котором все сейчас говорят, не очень-то верь и парус свой на него не ставь» (метафорически говоря о сути оттепельной атмосферы) и второй — разговор главного героя Владимира Завьялова уже с племянником Виктором (Владимир Коренев) уже непосредственно о сути «культа личности». Владимир, буквально вторя современным российским либералам, ориентированным на Запад, говорит о сути культа Сталина: «Это был период беззаконий, мракобесия, когда невинных людей бросали в тюрьмы, мрачный период нашей истории», на что Завьялов, будучи фронтовиком и коммунистом, истинным патриотом своей Родины, знающего, в отличие от молодого племянника, не понаслышке, что такое сталинские лагеря (в разговоре со служащей бюро Ксенией Прохоровой он говорит о том, что после фашистского плена восемь лет просидел в сталинских лагерях) ему отвечает: «Да, ты прав. Но для меня это был не только мрачный период нашей истории, но время, когда я был молод и полон сил, время великих свершений и надежд». Таким образом, мастер отечественной кинематографии словно предвосхищает и конец Оттепели, и разгоревшиеся через несколько десятилетий многочисленные общественные дебаты о том неоднозначном периоде нашей истории.
Этот фильм является настоящим калейдоскопом непростых людских характеров и человеческих судеб — перед нами всплывают образы Ксении Прохоровой, служащей бюро по поиску пропавших без вести во время войны людей, у которой в жизни, как мы понимаем, случилось немало горя, в сердцах она говорит: «Я тоже раньше думала, что хороших людей больше, чем плохих. Да, их меньше, но они теперь голые, голые и наглые. Со зла сняли все маски, оно всплыло на поверхность» или ее дочери, у которой умер маленький сын: «Пока не видишь могилу, надо верить». Слова Ксении Петровны вскоре получают подтверждение — в лице одного подлого молодого человека, бросившего беременную от него невесту в чужом городе, без денег и квартирной хозяйки, для которой превыше всего материальное благополучие любой ценой, даже такой высокой, как жизнь и судьба собственной дочери.
В картине заняты фигуры, не побоюсь этого слова, культовые. В главных ролях задействованы театральный актер Николай Алексеев (Володя Завьялов)и Лионелла Скирда (Оля Прохорова), для которой именно эта роль стала большим стартом в её кинокарьере — в 1968 году она сыграет Грушеньку в третьей экранизации прозы Ф. Достоевского, осуществленной её мужем Иваном Пырьевым, в 1969 году она сыграет главную женскую роль в фильме «Опасные гастроли» в паре с самим Владимиром Высоцким. В остальных ролях снялись: Софья Пилявская (Ксения Петровна Прохорова),Ольга Викландт (Нина Коломийцева), Евгений Вестник (Афанасий Симонюк), Владимир Коренев (племянник Виктор), сыгравший несколькими годами ранее Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия» 1962 года, Андрей Абрикосов (Иван Осокин, генерал авиации), Нина Сазонова (Клавдия Коростылева, редактор журнала), Валентина Владимирова (Настя, соседка Прохоровых), Алексей Баталов (Пётр Лукашев, секретарь горкома),Георгий Георгиу (Арнольд Горский, архитектор) и др. В основе фильма — одноименный роман Николая Чуковского. Музыку к фильму написал гениальный русский композитор Андрей Петров, создавший музыкальные темы к таким культовым фильмам, как «Человек -амфибия»,«Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Гараж» и многие другие. Фильм, выйдя в прокат 13 сентября 1965 года, стал одним из лидеров кинопроката за 1965 года — его посмотрело 36, 2 млн. человек. Какой современный российский фильм на военно-историческую тему может похвастаться такой популярностью у народа?
Возвращаясь к судьбам главных героев — немало горестей выпадет на их голову, со многим они столкнутся в своей сложной судьбе,- но сохранят они то главное, ради чего стоит жить — Честь и Совесть, без которых была бы немыслима их многолетняя любовь.
8 из 10
17 сентября 2016
Оля и Володя встретились в первые месяцы войны на пристани в Горьком, но потеряли друг друга во время посадки на пароход. Потом они встречались на фронте и снова потеряли следы друг друга: каждый считал другого погибшим. Но вот в 1956 году Владимир Завьялов увидел фотографию Ольги Мироновой в одном журнале… И он начинает поиски.
Интересно смотреть как режиссёр, автор эпически-оптимистических полотен, показывает задымленные, чёрные, слякотные первые месяцы войны, как Оля, рассказывая о бомбардировках Смоленска, говорит: «А в небе много-много немецких самолётов, а наших — ни одного», как Ксения Петровна, героиня Софьи Пилявской, рассуждает о времени и злых людях («Их сегодня стало не больше, а меньше, но зато они ходят голыми и ничего не стесняются и не боятся. Для них нет ничего святого»).
Интересно и необычно видеть и слышать кино Ивана Пырьева, где в уста своих персонажей он вкладывает разговоры о поисках, о надежде, о том, что легко надеяться и верить, если не видел могилы, о людях, которые идут вперёд наперекор ветру, дождю, чёрту, дьяволу.
Интересно слышать про «период культа личности», про то, что «мы и в войну крови меньше пролили бы, если бы не Сталин». Интересно видеть скандальную тётку, чей нос чутко уловил ветер эпохи: «Ворвались ко мне в квартиру, как НКВД во времена Берия», видеть подонка и тунеядца, племянника Владимира, бросившего беременную подругу, и с просветлённым лицом делящегося своими планами и мечтами объехать весь мир.
На пути Владимиру встречаются разные люди: молодые и не очень, умные и тоже не очень, красивые и опять-таки так себе, сыгранные разными актёрами с разным уровнем таланта и отдачи, но все они одинаково живые. Особенно прекрасен Андрей Абрикосов в роли генерала, назначенного директором совхоза в Казахстане…
Поздний Пырьев, живой гений, рассказывает о живых людях…
8 из 10
28 июля 2011