Свет далекой звезды
6.9
7.7
1965, мелодрама
СССР, 2 ч 25 мин
В ролях: Ольга Викланд, Алевтина Константинова, Софья Пилявская, Владимир Коренев, Евгений Весник
и другие
Война разлучила юных героев, но не смогла уничтожить их память о счастливых временах любви. Через несколько лет после победы герой, увидев ее фотографию в журнале, отправляется на поиски любимой.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Свет далекой звезды

год: 1965
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Николай Олоновский
композитор:
художники: Стален Волков, Ганна Ганевская
жанр: мелодрама
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 сентября 1965 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 25 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама

Постеры фильма «Свет далекой звезды», 1965

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Свет далекой звезды», 1965

То, ради чего стоит жить

Ольга Миронова и Владимир Завьялов — главные герои этого фильма. Они встретились в холодной, слякотной и суровой осени 1941 года на пароходной станции города Горький (сейчас он называется Нижний Новгород). Он — курсант лётного училища, необстрелянный, «мальчик в шинели», о которых потом советские писатели-прозаики напишут немало хвалебных слов. А пока… чистая случайность свела главных героев — она попросила его купить ей билет на пароход до Твери, — она едет к тётке. Из чисто случайного знакомства завязывается история чистой, светлой любви на фоне унылого и мрачного периода военного лихолетья и послевоенного апогея сталинского террора, любви настоящей, лишенной каких-либо обывательских интересов, взглядов. Особенность фильма в том, что любовная линия двух главных героев раскрывается на протяжении всего немалого хронометража картины.

Фильм — приверженец принципов неореализма в советском киноискусстве, тон которым занял ещё в 50-е годы Владимир Венгеров в своих лучших, на мой взгляд фильмах — «Два капитана» 1955 года и «Балтийское небо» 1958 года, а в 60-е годы как бы развил в фильме «Рабочий поселок», в котором снялись культовые, на сегодняшний день, советские актеры — Олег Борисов, Людмила Гурченко, Татьяна Доронина, Любовь Соколова и др. Этот же фильм находится как бы на стыке двух эпох -с одной стороны, он отстаивает оттепельный взгляд на историю тогда ещё недавнего прошлого нашей страны, с другой — делает психологическую попытку разобраться, что же творилось в душах разных по духу советских людей в сталинские 40-е годы и в Оттепельные 50-е годы. На мой взгляд, великий режиссер Иван Пырьев, снявший такие фильмы оптимистические, явно лакировочные (по определению оттепельных уже лет) музыкально-бравурные фильмы, как «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух» и, конечно же, всеми любимые «Кубанские казаки, в этом фильме хоть и меняется до неузнаваемости, умело осваивая совсем другой, глубоко-драматический и в чём-то даже оппозиционный материал, всё же, при всём моём уважении к творчеству этого Мастера, уступает драматизму и психологизму Владимира Венгерова, Михаила Калатозова или Михаила Ромма. Неслучайно же критика тех лет не оценила всю глубину реализма Пырьева в этой работе (хотя, от музыкальных комедий он отошел ещё в конце 40-х годов, сняв в 50-х годах мелодраму о супружеской измене «Испытание верности» и осуществив две экранизации романов Фёдора Достоевского — в 1958 году «Идиот» и в 1960-м — «Белые ночи»), приняв её за проявление оттепельной конъюктуры. Сейчас же, на фоне многочисленных попыток пересмотреть советский период истории нашей страны, особенно период сталинизма 30—40-х годов и его развенчания в 50-х годов, этот фильм смотрится едва ли не как откровенный рассказ автора о том времени, настоящий слепок с той эпохи. Приведу только два примера: в разговоре главного героя Владимира Завьялова (Николай Алексеев) с фронтовым другом Афанасием Симонюком (Евгений Вестник), пожалуй в самом оттепельном 1956 год, последний, обращаясь к Завьялову произносит буквально пророческие слова:«Ты в этот теплый ветер, о котором все сейчас говорят, не очень-то верь и парус свой на него не ставь» (метафорически говоря о сути оттепельной атмосферы) и второй — разговор главного героя Владимира Завьялова уже с племянником Виктором (Владимир Коренев) уже непосредственно о сути «культа личности». Владимир, буквально вторя современным российским либералам, ориентированным на Запад, говорит о сути культа Сталина: «Это был период беззаконий, мракобесия, когда невинных людей бросали в тюрьмы, мрачный период нашей истории», на что Завьялов, будучи фронтовиком и коммунистом, истинным патриотом своей Родины, знающего, в отличие от молодого племянника, не понаслышке, что такое сталинские лагеря (в разговоре со служащей бюро Ксенией Прохоровой он говорит о том, что после фашистского плена восемь лет просидел в сталинских лагерях) ему отвечает: «Да, ты прав. Но для меня это был не только мрачный период нашей истории, но время, когда я был молод и полон сил, время великих свершений и надежд». Таким образом, мастер отечественной кинематографии словно предвосхищает и конец Оттепели, и разгоревшиеся через несколько десятилетий многочисленные общественные дебаты о том неоднозначном периоде нашей истории.

Этот фильм является настоящим калейдоскопом непростых людских характеров и человеческих судеб — перед нами всплывают образы Ксении Прохоровой, служащей бюро по поиску пропавших без вести во время войны людей, у которой в жизни, как мы понимаем, случилось немало горя, в сердцах она говорит: «Я тоже раньше думала, что хороших людей больше, чем плохих. Да, их меньше, но они теперь голые, голые и наглые. Со зла сняли все маски, оно всплыло на поверхность» или ее дочери, у которой умер маленький сын: «Пока не видишь могилу, надо верить». Слова Ксении Петровны вскоре получают подтверждение — в лице одного подлого молодого человека, бросившего беременную от него невесту в чужом городе, без денег и квартирной хозяйки, для которой превыше всего материальное благополучие любой ценой, даже такой высокой, как жизнь и судьба собственной дочери.

В картине заняты фигуры, не побоюсь этого слова, культовые. В главных ролях задействованы театральный актер Николай Алексеев (Володя Завьялов)и Лионелла Скирда (Оля Прохорова), для которой именно эта роль стала большим стартом в её кинокарьере — в 1968 году она сыграет Грушеньку в третьей экранизации прозы Ф. Достоевского, осуществленной её мужем Иваном Пырьевым, в 1969 году она сыграет главную женскую роль в фильме «Опасные гастроли» в паре с самим Владимиром Высоцким. В остальных ролях снялись: Софья Пилявская (Ксения Петровна Прохорова),Ольга Викландт (Нина Коломийцева), Евгений Вестник (Афанасий Симонюк), Владимир Коренев (племянник Виктор), сыгравший несколькими годами ранее Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия» 1962 года, Андрей Абрикосов (Иван Осокин, генерал авиации), Нина Сазонова (Клавдия Коростылева, редактор журнала), Валентина Владимирова (Настя, соседка Прохоровых), Алексей Баталов (Пётр Лукашев, секретарь горкома),Георгий Георгиу (Арнольд Горский, архитектор) и др. В основе фильма — одноименный роман Николая Чуковского. Музыку к фильму написал гениальный русский композитор Андрей Петров, создавший музыкальные темы к таким культовым фильмам, как «Человек -амфибия»,«Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Гараж» и многие другие. Фильм, выйдя в прокат 13 сентября 1965 года, стал одним из лидеров кинопроката за 1965 года — его посмотрело 36, 2 млн. человек. Какой современный российский фильм на военно-историческую тему может похвастаться такой популярностью у народа?

Возвращаясь к судьбам главных героев — немало горестей выпадет на их голову, со многим они столкнутся в своей сложной судьбе,- но сохранят они то главное, ради чего стоит жить — Честь и Совесть, без которых была бы немыслима их многолетняя любовь.

8 из 10

17 сентября 2016

Интересное кино

Оля и Володя встретились в первые месяцы войны на пристани в Горьком, но потеряли друг друга во время посадки на пароход. Потом они встречались на фронте и снова потеряли следы друг друга: каждый считал другого погибшим. Но вот в 1956 году Владимир Завьялов увидел фотографию Ольги Мироновой в одном журнале… И он начинает поиски.

Интересно смотреть как режиссёр, автор эпически-оптимистических полотен, показывает задымленные, чёрные, слякотные первые месяцы войны, как Оля, рассказывая о бомбардировках Смоленска, говорит: «А в небе много-много немецких самолётов, а наших — ни одного», как Ксения Петровна, героиня Софьи Пилявской, рассуждает о времени и злых людях («Их сегодня стало не больше, а меньше, но зато они ходят голыми и ничего не стесняются и не боятся. Для них нет ничего святого»).

Интересно и необычно видеть и слышать кино Ивана Пырьева, где в уста своих персонажей он вкладывает разговоры о поисках, о надежде, о том, что легко надеяться и верить, если не видел могилы, о людях, которые идут вперёд наперекор ветру, дождю, чёрту, дьяволу.

Интересно слышать про «период культа личности», про то, что «мы и в войну крови меньше пролили бы, если бы не Сталин». Интересно видеть скандальную тётку, чей нос чутко уловил ветер эпохи: «Ворвались ко мне в квартиру, как НКВД во времена Берия», видеть подонка и тунеядца, племянника Владимира, бросившего беременную подругу, и с просветлённым лицом делящегося своими планами и мечтами объехать весь мир.

На пути Владимиру встречаются разные люди: молодые и не очень, умные и тоже не очень, красивые и опять-таки так себе, сыгранные разными актёрами с разным уровнем таланта и отдачи, но все они одинаково живые. Особенно прекрасен Андрей Абрикосов в роли генерала, назначенного директором совхоза в Казахстане…

Поздний Пырьев, живой гений, рассказывает о живых людях…

8 из 10

28 июля 2011

Мелодрама Свет далекой звезды появился на свет в далеком 1965 году, более полувека тому назад, его режиссером является Иван Пырьев. Кто играл в фильме: Ольга Викланд, Алевтина Константинова, Софья Пилявская, Владимир Коренев, Евгений Весник, Нина Сазонова, Олег Голубицкий, Андрей Абрикосов, Надежда Федосова, Николай Барабанов, Сергей Голованов, Лионелла Пырьева, Людмила Гнилова, Николай Алексеев, Нина Беляева.

Страна производства - СССР. Свет далекой звезды — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.