Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Похождения зубного врача |
год: | 1965 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Элем Климов |
сценарий: | Александр Володин |
видеооператор: | Самуил Рубашкин |
художники: | Владимир Камский, Тамара Каспарова, Борис Бланк |
монтаж: | Валерия Белова |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 февраля 1967 г. |
на DVD: | 18 декабря 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
«Первый рабочий день — он трудный самый» — так и крутится эта фраза в голове с самого утра. Много мандража, робости, сомнений и совсем мало уверенности — зубы лечить это вам не гербарии составлять. Незнакомое здание поликлиники, незнакомый кабинет, незнакомый коллега-врач и целая очередь из незнакомых людей, которые как по команде принялись страдать от боли за щекой. Волнения столько, что щипцы не знаешь с какой стороны взять, и как бы еще не перепутать, который зуб дергать. Пациенты боятся стоматологов пуще инквизиторских палачей, но что происходит? Первый больной и не думает морщиться от боли, а напротив, с улыбкой во весь рот благодарит за прекрасную работу. Чудеса, да и только! Из очередников образуется полноводная река, всем подавай только кудесника Чеснокова, других врачей — не надо. В маленьком городе теперь есть своя знаменитость, только о нем и судачат. Все довольны, всем хорошо, но только не самому чудотворцу. Почему-то. Хотя нет, есть причины.
За авангардистским круглым окном рассветает 1965 год. Пока за железным занавесом сосредоточенно изучают годаровский «Альфавиль», гражданин Союза все больше смеется над эскападами неунывающего очкарика Шурика. Серьезное кино с всякими гиперболоидами пусть ставит Гинцбург, а только начинающий большую карьеру Элем Климов утверждается мастером сатиры. Никому доселе неизвестный Андрей Мягков примеряет белый халат, свыкается с овощной фамилией и готовится к испытаниям медными трубами. Лента с плутовским названием ловко уводит зрителя по своей канве. Милейший стоматолог никуда не «похаживает», а вот несметная масса людей, по сути, весь городок, следует за ним по пятам, не спрашивая согласия. Находится в этой толкучке немолодой уже мужчина, который нет-нет да останавливается и рассказывает почти реальную притчу о враче Чеснокове.
Приятный вокал Алисы Фрейндлих с ненавязчивой музыкой прекрасно подходит для создания обстановки легкого сюрреализма. Сложно живется «звезде» при мысли, что не все рады его успехам. От повышенной ответственности попробуй сбеги, а ведь человек не сам себя наделяет даром. Да и какой же это дар, если своего обладателя превращает в загнанного домашнего зверька. Сережа Чесноков — вчерашний студент, мальчишка, пишущий тревожное письмо девушке. Обществу интереснее живется, когда у него есть свой герой, но эйфория быстро сменяется каскадом вопросов, на которые не у кого спрашивать ответа. Почему человек не хозяин своему таланту? Почему он не может просто отказаться от чуждой ему славы? Почему ни в чьих глазах он не может увидеть понимания? Элем Климов язвительно суров в изображении народа как безликой массы, быстро очаровывающейся и также быстро разочаровывающейся. Советский человек так воспитан, что «нельзя быть свободным от общества», но слепое движение за толпой до добра не доведет, и в картине это неоднократно подчеркивается.
Как же быстро взрослеет человек, когда обстоятельства складываются против его воли! Еще вчера — необстрелянный новичок, сегодня — самый авторитетный врач города, а завтра? Завтра народу может понадобиться новый герой. Казалось бы, такая логическая цепочка должна лишь порадовать тяготящегося славой Чеснокова, но на лице Андрея Мягкова редко воцаряется беззаботная улыбка. Прописанный в одну строчку образ молодого стоматолога на деле оказался редкой возможностью явить спектр актерских возможностей. Никакой хронометрии в картине Климова нет, но неотвратима мысль, что чудотворец прожил долгую тяжелую жизнь. В середине 60-х о бремени славы на территории Союза редко задумывались, но режиссер и не стремился привязывать картину к реальным событиям. Отсюда слишком стремительные скачки по этапам биографии Чеснокова и общая атмосфера скорее баллады, чем фильма. Вставки рассказчика — незавуалированное соло самого Климова с попытками растолковать, что и так видно глазу.
Велик соблазн сформулировать идею фильма — «дайте мне жить как все!», но это было бы слишком упрощенно. Старательное исполнение Мягковым своей роли помогает осмыслить место одаренного человека в не готовом к чудесам обществе. Труд стоматолога — не самое творческое ремесло на свете, но доктор Чесноков вполне себе явление личности, которой тяжело протолкнуться сквозь строй завистников и сладкоголосых почитателей. Сатирическое высмеивание зашоренного советского населения едва не аукнулось Климову — ленте «Похождения зубного врача» была уготована непростая судьба. Символично, что именно в таком фильме Андрей Мягков впервые заявил о себе. С виду добродушный и ранимый, он всегда обладал твердым внутренним стержнем, без которого история о молодом стоматологе оборвалась бы, едва начавшись. Никакая не «звезда», но талантливый человек, великая радость которого в поиске и сохранении вдохновения. Это присуще актеру, присуще его герою и, конечно, самому Элему Климову, дошедшему до звания классика советского кино. Легкая притча с важным подтекстом даст ответы на все вопросы, нужно лишь «идти и смотреть».
7 из 10
P.S. Посвящается моему другу Каро с пожеланием идти за путеводной звездой и найти себя в профессии.
22 октября 2015
Пожалуй, единственное, что мне запомнится (со знаком плюс) из этого фильма, так это незамысловатая песенка в исполнении А. Фрейндлих. Совершенно, как показалось, не в тему (впрочем, первая попытка — под начальные титры — смотрелась в этом плане еще нелепее), но, тем не менее, забавно.
Всё. В остальном картина просто удивила. Никак не ожидал, что всё окажется так запущено. В плане идеи, я имею в виду.
Сначала показалось, что смысл фильма будет сведен к звёздной болезни талантливого зубного врача. «Головокружение от успехов», знаете ли, и всё такое прочее. Вполне себе советское кино.
И, вроде бы, всё к тому и шло. Вынужден покинуть город предшественник главного героя, притом, что авторы фильма провожают его едва ли не «со слезами на глазах». Естественно, ты ждешь, как вот-вот начнет меняться поведение нового светила стоматологии — проявляться, так сказать, его истинное лицо.
Но этого не происходит! Наоборот! На сцене появляется истинный злодей — новая коллега главного героя. В мотивах ее поступков зрителю всё предельно ясно сразу: зависть! И в один миг герой превращается в несчастную жертву «дворцовых интриг», а твои представления о его дальнейшей судьбе оказываются необоснованными подозрениями и рассыпаются просто на глазах.
Всё бы ничего — в конце концов, фильм о происках бездарей, не терпящих соседства истинного таланта, тоже может быть успешным. Вот только… Хлипковат герой-то. Не тянет на гения. Успехам своим удивляется едва ли не больше окружающих. Бороться не столько за себя лично, сколько за правду, за справедливость, отказывается. Предшественника не вернуть, свадьба расстроена, песен «больше не будет» — чего приезжал, спрашивается? Удалил два десятка зубов — всё? Ой, спорно…
И даже финал, что немаловажно, проблемы не то, что не решает — только усугубляет лишний раз и без того запутанную ситуацию. «Вахту сдал — вахту принял!» — так это выглядит со стороны. Словно гора с плеч свалилась! То есть мне, конечно жаль тебя, дорогая моя преемница, но… до чего же здорово, что меня теперь все оставят в покое! Потрясающе! «Моя хата с краю». Ну разве ж это герой?! Нет, такое кино мне не нравится.
3 из 10
24 октября 2011
В фильме один главный «слой»: рассказ о жизни талантливого человека. Без тошнотворной экзистенции, без пафоса и абстрактных понятий, на примере конкретного, живого человека нам рассказывают об ответственности таланта, о проблемах с которыми незаурядная личность сталкивается во все времена и при любых гос. строях! При чём мы смотрим, видим историю, и даже обобщение: «это судьба всех непохожих» — приходит позже, после просмотра, в фильме же на обобщение есть лишь намёк в самом конце. Авторы не предали и не продали героя, что бы «на его примере показать…»
А то, что главный герой живёт в Советском Союзе — не доказывает, что фильм — сатиричный. Ну не на Луну же переносить действие!
На редкость, удивительно прекрасный сбалансированный сценарий; эталонный фильм, в котором сделано всё, что бы в конце вызвать подлинный катарсис. Жаль, что так снимать теперь никто не хочет.
Хотя, вполне возможно, застань я СССР не его на излете, моё восприятие фильма было бы другим.
10 из 10
29 января 2011
Это первая роль Андрея Мягкова в большом кино и именно из-за этого я решил посмотреть этот фильм. Слышал, что у этой картины была тяжелая судьба и её сначала долго не хотели пускать в прокат, а потом, пустив, через какое-то время сняли. В общем, все у нас как всегда.
Я не могу сказать, что кино мне понравилось, но и сильно и серьезно раскритиковать его не могу. В принципе, идея очень интересная. Понравилось, как режиссеры старались показать, насколько тяжело быть талантливым человеком. Какой это тяжелый крест. Как сильно меняется жизнь и окружение, и как явно становятся видны ошибки или какие-то неправильные поступки.
Играют актеры хорошо. Правда, персонаж Мягкова чем-то напомнил персонажа «Иронии Судьбы» и это, конечно, минус. Также приятно было увидеть Алису Фрейндлих — это тоже один из ранних её фильмов.
В целом, неплохо. И периодические диалоги со зрителем, которые создают как бы прямой контакт и вносят какие-то элементы театра. И интересные графические решения в сцене, когда героиня Фрейндлих разговаривает со своим возлюбленным. Но все-таки, второй раз, я вряд ли стану смотреть этот фильм. Что-то в нем все-таки не так и, на мой взгляд, ничего особенного и важного он в себе не несет.
Оценка: 5 из 10
8 января 2011
Не знаю какое отношение фильм имеет к советской власти, по-моему весь фокус в том что никакого. Это как Кира Муратова, вроде и производственная драма и антураж соответствует, но сделано всё в таком вычурном стиле, на такие вечные темы, что слово советский и на ум не приходит, хотя бы и с приставкой анти.
Во-первых, меня порадовала форма. Например, форма окна в комнате, которую предоставили молодому специалисту в провинциальном городке — круглое и во всю стену, чудесное окно, никогда и не подумаешь что в советской глубинке возможно отыскать такое окно. Во-вторых, фильм начинается с музыкального номера — Алиса Фрейндлих поёт под гитару, песня отличная, поёт здорово — это сразу задаёт бодрый ритм и приподнятое настроение (а по ходу действия есть ещё несколько музыкальных номеров, так что это немного мюзикл). И вообще всё снято в ускоренном темпе немого кино, да ещё с рассказчиком, который постоянно участливо заглядывает в экран и разговаривает со зрителем, так что в результате складывается несколько безумное впечатление.
А кино про стоматолога, который может рвать зубы только если у него есть вдохновение. Есть оно — и пациент даже боли не почувствует, а нет вдохновения, так ему проще из больницы уйти, чем продолжать работать. И во всём у него так, ну не может человек ходить на работу как на работу, только как на праздник. Даже завидно.
9 из 10
4 августа 2010
Ай да фильм! Даже не представляла себе, что в СССР существовали такие фильмы. Ну, конечно, его выпустили в прокат крошечным тиражом, а потом и вовсе запретили. Фильм — метафора. Фильм — изысканно-тонкая ирония на советский строй.
Молодой врач приезжает в маленький провинциальный город по распределению. Он боится подойти к пациенту, не говоря уже о том, чтобы его лечить. (Кто не знает: поход к зубному врачу в советское время был пыткой — лечили без обезболивания. Укол делали только в хирургии, когда зуб вырывали.) И вдруг оказывается, что он — талант! Он умеет удалять зубы без боли! Раз — и все. Народ, конечно, перестал ходить к зубным врачам лечить зубы, а стал толпами валить к Чеснокову на удаление. В районе понизилось количество зубов у населения! Такого власти не могли допустить. Больше пересказывать сюжет не стоит. А то неинтересно будет смотреть.
Первая роль в кино Андрея Мягкова — и сразу главная. Молодая Алиса Фрейндлих, красавица Ольга Гобзева, Вера Васильева, Валентин Никулин…
Музыка Альфреда Шнитке — еще один действующий персонаж фильма.
Такой сценарий в советское время мог написать только Александр Володин.
Абсолютно неожиданная, для меня по крайней мере, «несоветская» режиссура Элема Климова.
10 из 10
20 февраля 2010