Рейтинг фильма | |
![]() |
7.1 |
![]() |
7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Отелло |
английское название: |
Othello |
год: | 1965 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «The greatest Othello ever by the greatest actor of our time» |
режиссер: | Стюарт Бёрдж |
сценарий: | Уильям Шекспир |
продюсеры: | Энтони Хейвлок-Аллан, Ричард Б. Гудвин, Джон Брабуне |
видеооператор: | Джеффри Ансуорт |
композитор: | Ричард Хэмптон |
художники: | Уильям Келлнер, Жослин Херберт |
монтаж: | Ричард Мэрден |
жанры: | мелодрама, драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
15 декабря 1965 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
2 ч 45 мин |
Мавр Отелло увел из достопочтенного венецианского семейства божий одуванчик с именем Дездемона, и укатил с ней — уже женой — на защиту от османов острова Крит. Но если с османами удачно разобралась буря, то уже со счастливым и влюбленным Отелло медленно и цинично стал разбираться его скрытый недруг Яго, тонко вдалбливая доверчивому мавру, что женушка его ходит налево с офицером-шалуном Кассио. И мавр, как нам всем известно, все разрешит по своему уму, не забыв заботливо спросить, молилась ли на ночь Дездемона.
Ну что, очередная шекспировская зарисовка при участии Лоуренса Оливье. В этот раз главный шекспировед планеты «только» отыграл главную роль, а вот за режиссуру взялся особо неизвестный английский режиссер Стюарт Бёрдж. И режиссура в результате получилась не то, чтобы плохой, но точно не выдающейся, без каких-либо изюминок. По сути Бёрдж подошел к экранизации академически линейно, поставив, скорее, фильм-спектакль с тотальным минимализмом в декорациях. Даже немногочисленные бои на шпагах выглядят излишне театрализовано. Добавим сюда еще и чудовищный хронометраж — без пятнадцати минут, кино идет бесконечные три часа! — и о режиссуре Бёрджа можно было бы сложить весьма не лестное представление…
Но в данном случае несколько безликую режиссуру компенсирует отменная актерская игра. Казалось бы, что можно выжать из экранизации пьесы, которая сюжетно знакома любому образованному школьнику? Всем прекрасно известно, что Отелло — ревнивый кретин, а неповинная ни в чем Дездемона будет задушена и все закончится для всех крайне паскудно. По-шекспировски. Без вариаций. Но в данном случае свое слово сказал класс британских актеров, которые разыграли достоверно шекспировский мрачняк, сумев вызвать богатую палитру эмоций. Актеры под водительством превосходного Лоуренса Оливье окунули в сюжет, заставив еще раз пережить давно перечитанную пьесу. Оливье в гриме «под мавра» был чертовски убедительным, создав один из самых узнаваемых образов Отелло. Номинация на «Оскар» вполне заслуженная, и будь режиссура чуть более изысканной, а фильм более красочным, вполне возможно, очередная статуэтка появилась бы в коллекции Оливье.
Впрочем, это был фильм не одного Лоуренса. С «Отелло» началась уже по-настоящему звездная карьера Мэгги Смит, которая за роль Дездемоны получила свою первую оскаровскую номинацию. Хотя как по мне, Дездемону следовало по внешним данным подобрать более симпатичную, но с другой стороны, не каждая «оболочка» умеет играть шекспировские пьесы. А Мэгги Смит умела. А вот кто по-настоящему понравился, так это Фрэнк Финлей, виртуозно отыгравший главного мерзавца-интригана Яго. За что и получил заслуженную оскаровскую номинацию. Также весьма экспрессивно роль служанки Дездемоны отыграла актриса Джойс Редман, получив за свою игру вторую в карьере оскаровскую номинацию. Актерский состав вытянул кино, продемонстрировав настоящий британский мастер-класс, не побоявшись замахнуться на Вильяма нашего Шекспира.
Если не побояться потратить почти три часа времени, сев за, казалось бы, знакомую до нитки сюжетную экранизацию, то любители классической актерской игры будут приятно удивлены. А ленивые школьники могут еще и сэкономить на чтении — англичане в данном случае поставили все тютелька в тютельку по литературному первоисточнику.
7,0 из 10
10 октября 2019
Очередная экранизация Шекспира, вдохновленная и обусловленная талантом и амбициями Лоуренса Оливье. На этот раз, для экранизации был выбран «Отелло», а британец Оливье предстал перед нами в образе мавра.
Нужно сказать, что актер приятно удивил. Его жесты, движения плеч, походка, движения мимических мышц лица, равно как и множество других нюансов, показывало доскональнейшую работу над собой Оливье. Оливье, действительно похож на мавра.
Более того, актер прекрасно справляется с ролью темпераментного мужчины. А ведь еще недавно, в том же «Семестре испытаний», Оливье представал перед нами настоящим книжным червем.
Однако, я против того, чтобы роль Отелло без дополнительных оснований передавалась белым актерам. В 1995 году Лоуренс Фишбурн сыграл Отелло, как мне видится, гораздо естественней и органичней. Наверное, если бы Кеннета Брэну перекрасили в черный цвет, для роли Отелло, то пожалуй, это сейчас совсем не поняли бы, рассматривая как расизм. Также и я не понимаю, зачем было перекрашивать в черный цвет Оливье, если можно было пригласить Сиднея Пуатье или Джима Брауна.
Ну, а если говорить о фильме в целом, то он излишне театрален. Прежде всего, очень длинный хронометраж — который, в гораздо большей степени подходит для спектакля.
Нельзя не отметить и достаточно скромные декорации, равно как и более чем скромную режиссерскую работу.
Сравнивая фильм с экранизацией Оливера Паркера 1995 года, я замечу, что в наши дни сняли гораздо более интересную версию Отелло. Про Фишберна я уже сказал. Брэна сыграл куда более интересного Яго. Но самое важное — это то, что современную картину интересно смотреть, хотя мы и понимаем, что это экранизация театральной пьесы.
Так что, не нужно удивляться низкой оценке фильма — рецензируемый «Отелло», это совсем не шедевр, а плод амбиций одного актера.
В итоге: интересная и заслуживающая внимания актерская работа Лоуренса Оливье. Правда, на мой взгляд, Лоуренс Фишберн показал всему миру лучшее на момент исполнение «Отелло».
4 из 10
5 февраля 2013
Пересказывать сюжет «Отелло», пожалуй, бесполезно. Трагедия венецианского мавра и его прекрасной жены Дездемоны, оклеветанной хитрым Яго, известна практически каждому. Правда, многие воспринимают все это скорее как классическую пьесу, написанную исключительно для театра, где шекспировским страстям самое место. Но Стюарт Бердж убедительно доказывает нам, что «Отелло» можно и нужно перенести на широкий экран. Или доказывает не он?
Тут самое время сказать про сэра Лоуренса Оливье. Ведь он становится жемчужиной картины, его снимает камера, им она любуется. И он, оправдывая свое звание короля сцены, полностью владеет ею. Удивительный грим, непередаваемый тембр голоса, мягкая пластика — все это заставляет забыть о сэре Лоуренсе и видеть только мавра Отелло. Да его даже сложно узнать в этой роли! Он менялся непередаваемо для каждой своей работы, но здесь он превзошел себя. Ему удается балансировать на грани всего своего эмоционального диапазона. Его Отелло то невозмутим и мудр, то зол и груб, то покорен и сломлен. И когда он склоняется в сокрушительном гневе на самого себя над ложем Дездемоны, забывается все, что раньше было в голове о Шекспире и этой пьесе. Остается только Отелло.
Мягкость и робость Дездемоны Мэгги Смит и коварство Яго Фрэнка Финли немного блекнут на таком фоне. Яго, чья «мысль нутро, как яд, гложет», вершитель судеб несчастных героев, персонаж, колоритный настолько, что порой мог бы превзойти Отелло, теперь остается презренным клеветником и ничем больше. И все потому, что затмить сэра Лоуренса хотя бы на секунду невозможно. Даже когда его нет в кадре, зритель думает о нем, проживая вместе с ним целую жизнь.
Сэр Лоуренс как и всегда вдыхает в Шекспира новую жизнь, некое новое чувство, до того незамеченное или нераскрытое. Он декламирует эти строки так, словно сам был их автором. Он падает на колени, оставаясь при этом королем. И доказывая, что можно подарить театр кинематографу.
10 из 10
16 ноября 2012