Рейтинг фильма | |
![]() |
4.3 |
![]() |
4.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ленин в Швейцарии |
год: | 1965 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Дмитрий Васильев, Григорий Александров |
сценаристы: | Константин Кузаков, Григорий Александров |
видеооператоры: | Михаил Гиндин, Виктор Масленников |
композитор: | Игорь Якушенко |
художник: | Альберт Рудаченко |
жанры: | драма, биография, история |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
2 апреля 1966 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 35 мин |
Фильмы про Ленина — причудливый субжанр советского кино. Я имею в виду именно такие фильмы, которые создавались не на основе литературного произведения, а сразу представляли собой житийный квазибайопик. Перед создателями такого фильма всегда представали минимум две проблемы. С одной стороны, не впасть в ригоризм и соответствие плакатному шаблону. Со стороны другой, не увлечься чересчур «человеческой» трактовкой образа вождя, который хоть и «самый человечный из всех людей», но при этом выступает эталоном большевика и вообще человеческой личности. Посему запрячь в одну клячу истории сразу и эйдетику, и диалектику задача не просто конфликтная, но парадоксальная. Григорий Александров так же смог дать на нее точный ответ, хоть и очень постарался.
Вообще рассказывать безнадежно невыездным советским гражданам о европейских вояжах будущих лидеров октябрьского переворота — задача не самая благодарная. Поэтому в сюжете всячески подчеркивается, что это все не от хорошей жизни, что от всей этой Швейцарии Ленина неизбежно рвало на Родину и прочее, и прочее. Но не отпускает впечатление какой-то двойной игры, самого по себе желания проехаться по Европе с благой целью снять фильм о светоче всего человечества. Тем более, что показанные картины современности бесконечно отличаются от образов советской пропаганды с их перманентным кризисом буржуазного мира, растущей по экспоненте безработице и прочих пугалок самого примитивного толка.
Однако режиссеры стараются внедрить в картину своеобразный интерактив, как бы мы сказали сейчас. Сильной стороной фильма является то, что почти безостановочный комментарий за кадром хорошо оттеняется визуальной динамикой в нем: виды прошлого и настоящего, «оживленные карты» и прочие приемы делают официальное повествование разнообразным по тому максимуму, который вообще позволен произведениям, катехизирующим историю и Историю. Доминанта документального с редкими элементами собственного игрового кино тоже вполне понятна, потому что не превращает реальные места в контекстуальные декорации леворадикального жития. Эпизод с лубочной карикатурой на меньшевиков вообще вызывает восторг каким-то беззаконным сюрреализмом посреди официального дискурса.
Но вот одно решение точно неудачное. Ленин сотоварищи представлены не в виде оживших картин, а застывших фигур. Смотрится это нелепо, как в музее восковых фигур. Подобная статуарность, сама по себе почти карикатурно наследующая монументальности тоталитарного стиля, делает Ленина персоной интерактивной экспозиции. Никакие закадровые потуги и старания не могут разрешить эту проблему. Впрочем, на фоне иногда уж совсем беспомощной ленинианы фильм смотрится достойно и представляет исторический интерес не в контексте биографии того, кто живее всех живых, а самой истории документального кино.
6 из 10
23 декабря 2018