Рейтинг фильма | |
![]() |
6.7 |
![]() |
6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ленин в Польше |
английское название: |
Lenin v Polshe |
год: | 1965 |
страны: |
СССР,
Польша
|
режиссер: | Сергей Юткевич |
сценаристы: | Евгений Габрилович, Сергей Юткевич |
видеооператор: | Ян Лясковский |
композитор: | Адам Валачиньский |
художники: | Ян Грандыс, Лех Захорский |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
21 апреля 1966 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 38 мин |
Это действительно выдающийся фильм. Дважды награжденный: он получил Государственную премию в СССР и Золотую пальмовую ветвь за режиссуру в Каннах. Авангардный режиссер- формалист Сергей Юткевич, всегда отличавшийся особым взглядом на киноискусство, нашел неожиданный способ воплотить две задачи: показать Ленина- теоретика революции и Ленина-человека. Даже совместить эти задачи в одном кинообразе — задача, оказавшаяся непосильной для советского кинематографа.
С подачи Михаила Ромма («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году»), затем самого Юткевича («Человек с ружьем») образ вождя на долгое и потерянное время стал патетически-карамельным. этакий суетливый добродушный друг детей. «Завещано полагать, — пишет в своей книге Е. Габрилович, — что он был как бы ёлочным дедом — добрым, заботливым, мягким…» Такой образ был заточен на формирование положительного чувства, любви к вождю, но начисто лишал возможности его понять. А ведь самое главное в Ленине как было, так и будет — его борьба. Возможности понять всю силу ленинской мысли (не за юмор же и доброту он стал вождем мирового пролетариата!) мастера советского кинематографа зрителю дать не сумели. Для этого понадобилось бы конкретно нагрузить зрителя, рассказать ему о неимоверно сложной и непримиримой политической борьбе начала 20-го века, о разных мастях социалистических и буржуазных партий, о чудовищных условиях на грани жизни и смерти, в которых была тогда Россия. Решили пропагандисты-творцы ленинианы пойти по легкому, «чапаевскому» пути. Это было фатальной ошибкой, как показало время.
Но в 1965 году Сергей Юткевич делает этот решительный шаг, смело меняя каноны классической ленинианы. Его авангардным приемом стало введение закадровой речи от имени главного героя — ни до, ни после него никем не используемый. Благодаря такому сценарному ходу зритель получает возможность действительно близко соприкоснуться не только со сложным миром политической борьбы, но и понять Ленина по-человечески — через отождествление с главным героем. И, конечно, нельзя не сказать о выдающейся работе Максима Штрауха — на мой взгляд, он лучший киноЛенин отечественного кинематографа.
Позднее, уже в 1981 году, Сергей Юткевич совершит еще один радикальный поступок — снимет полуфутуристическую картину с предсказуемым названием «Ленин в Париже». где сделает попытку предупреждения о неизбежности политической борьбы. Но этот его голос уже не будет услышан вынужденно обленившимся на политическом безрыбье отечественным зрителем, приученным к готовым формулам. Жаль, что не сняли про Ленина хорошего политического детектива или боевика. Может. и история по-иному бы сложилась. Увы… Кинематограф оказался недостоин этой могучей фигуры, за редкими счастливыми исключениями, к коим, безусловно, относится фильм «Ленин в Польше»
10 из 10
27 октября 2013