Рейтинг фильма | |
![]() |
6.6 |
![]() |
7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Какое оно, море? |
год: | 1965 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Эдуард Бочаров |
сценарий: | Николай Дубов |
продюсер: | Борис Краковский |
видеооператор: | Игорь Шатров |
композитор: | Андрей Эшпай |
художники: | Игорь Бахметьев, Александр Вагичев |
монтаж: | Галина Шатрова |
жанр: | драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
23 августа 1965 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
6+ |
![]() |
1 ч 21 мин |
Маленький мальчик вместе с артелью рыбаков впервые приезжает на море. Он попал в совершенно другой мир, знакомится с разными людьми и испытывает в жизни первые потери и разочарования.
Собрав букет прекрасных актеров, режиссер пытался слепить рассказ о становлении личности среди суровых условий. Сюжета как такового нет, просто набор эпизодов, среди которых есть и «хороший» бывший заключенный, и плохой человек с незапятнанной репутацией и красной нитью через фильм проходит первый роман на море.
По-детски все просто и наивно, хотя сделано неплохо.
6 из 10
13 августа 2022
При просмотре этого фильма я чуть было не стал жертвой самого себя. В каком смысле? А в том, что в последнее время смотрю очень много шукшинских фильмов и, как следствие, начинается некоторое наложение одного на другого, а также на некоторые социалистические стандарты нашего старого кино, так что если захотите повторить мой подвиг, не забывайте иногда вносить разнообразие в свой репертуар.
В начале, фильм очень сильно напоминает другую замечательную киноленту — «Мы, двое мужчин». Лично меня это несколько сбило с толку. Даже показалось, что я либо заново начал смотреть уже виденный фильм, или через два года создали римейк, или таки сняли вторую часть, которая после просмотра «… мужчин» напрашивалась. Вновь мелкий бес (пацан лет 5—6), вновь грузовик, вновь Шукшин в роли работяги-пьяницы. Но уже минут через пять все иллюзии рассеиваются и начинаешь понимать, что фильм этот другой.
Дальше, кажется, вновь начинает работать схема, когда под действием пацана нехороший человек (к тому же бывший уголовник — привет «Калине…») начнёт исправляться. Затем появляются пограничники, и сбитый с толку зритель начинает подозревать что-то про шпионов, тем более появляется очень сомнительный звездочёт, у которого прямо-таки на лбу написано «Сегодня он играет джаз. А завтра родину продаст». Вот только джаз дяденька не играет, и как ни странно оказывается, чуть ли не самым человечным взрослым во всём фильме.
В ленте будет ещё много таких веточек, когда искушённый зритель скажет: «Ааа ну, дальше…». И будет не прав, ибо сюжет похож на морские волны. Медленно, но величественно накатывается и откатывается.
В какой-то момент мне показалось, что фильм несколько переоценили. Он безусловно хорошо, и тут двух мнений быть не может. Осознание пришло примерно день спустя. Судя по всему, находясь под властью магии Шукшина, я изначально не понял главной линии. Здесь речь идёт не о том, как не очень хороший взрослый исправляется под воздействием хорошего мальчика и соответствующих условий. Здесь показано взросление. Причём жёсткое и даже жестокое. Особенно это чётко прослеживается на примере столкновения мальчика и мамы девочки. При этом важно с одной стороны, что он не озлобился и не пал духом, с другой стороны есть то, что отсутствует в фильмах современных — то, что выход есть, и есть люди — готовые помочь.
Мальчик, увы, проигрывал тому, который был в «Мы, двое мужчин», однако сам фильм существенно более цельный и законченный. По сути, мы имеем дело с зарисовкой, близкой, возможно, к документальному кинематографу. Иногда создавалось впечатление, что фильм снимал какой-то продвинутый местный житель, не лишённый вкуса и интеллекта, которому в руки попали профессиональные камера и актёры.
Есть у фильма и ещё что-то не зримое, которое будет знакомо тем, кто видел фильм «Достучаться до небес». Возможно, проницательный критик скажет: «Ну это уж слишком». Ну что ж, говорю за себя. Если бы «Достучаться…» снимали в СССР и при этом ориентировались бы на заведомо детскую аудиторию, то видимо и получился бы этот фильм.
Замечательные кадры. Много съёмок, как моря, так и того, что вокруг. Несмотря на свою монохромность фильм красив и ярок. Вот если бы его обновить. И дело не столько в добавлении цвета и насыщенности, сколько за давностью лет появились проблемы с контрастностью и чёткостью. В любом случае, надеюсь, найдётся мастер, который фильм слегка починит.
Особенно отмечу одну из финальных сцен, где авторы нагнали изрядную долю мистики. Получилось что-то отдалённо напоминающее, ну не знаю, триллер, что ли. Но получилось очень эмоционально и сильно.
Итог. Суровый фильм для настоящих пацанов дошкольного возраста, которые хотят быть настоящими мужчинами.
2 июня 2010