Наша земля
Toka jonë
7.4
1964, драма, военный
Албания
В ролях: , Мария Логореци, Лоро Ковачи, Вангжель Хеба,
и другие
После войны партизан Лека возвращается в родную деревню, где вскоре по призыву партии начинается коллективизация, которую большинство жителей встречает в штыки. Одним из сторонников новой жизни является брат Леки, который постепенно преодолевает скепсис и индивидуализм крестьянина… Но богатый землевладелец Туч Маки не сдается, и защищать новый порядок, возможно, придется ценой жизни.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Наша земля

английское название:

Toka jonë

год: 1964
страна:
Албания
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Dhimiter Anagnosti
композитор:
художник: Grigor Ikonomi
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 мая 1964 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Отзывы критиков о фильме «Наша земля», 1964

Кинематограф эпохи соцреализма: Албания Энвера Ходжи

Конец 1945 года. Великая война окончилась, но нет, увы, бравурных торжеств на албанской земле. Солдаты, чьи-то отцы, мужья, сыновья наконец-то возвращаются домой, в медленно восстающие из пепелища города, поселки и села. Некогда молодые лица испещрены жаркими ветрами, покрыты паутиной нервических морщин, трудовые руки огрубели еще сильнее, а в глазах застыла нестерпимая боль ежедневных утрат. Но возвращение домой не сулит им ничего хорошего, ибо Албания и ее землячества вступают во времена социализма, для многих людей знаменующего лишь неизвестность, а не обещаемые блага земные.

1964 год. Скорее рьяный маоист, нежели истовый сталинист, Правитель Всея Албанской Народной Социалистической Республики Энвер Ходжи уже опустил над своей вотчиной глухой железный занавес покруче советского, однако албанские представители мира искусства(писатели, поэты, режиссеры и сценаристы, которых еще лишь ожидает локальный вариант «культурной революции» от Ходжи), пусть даже в условиях фатальной для любого творца заидеологизированности с привкусом соцреализма, стараются создавать интересные и цельные в художественном плане произведения, хоть и остающиеся почти безвестными за пределами НАСР. В 1964 году махровый конформист и пропагандист, режиссер Хайсен Хакани, снявший лишь тремя годами ранее банальную агитку «Дебаты», представляет на суд публики и партии лучший свой фильм «Наша земля».

По сути новой и совсем уже не его землей становится для вернувшегося с войны партизана Леки его родная деревня, вступающая в эпоху кардинального переустройства и деконструкции привычных устоев. Начинается болезненная коллективизация, и деревенский люд принимает ее с огромным скепсисом, да и местный богач Туч Маки не стремится отдавать свое. На фоне этого развиваются сложные отношения Леки с родным братом Мурраши, пылким коммунистом, и матерью Лочей.

На первый взгляд кажется, что «Наша земля» Хакани выглядит откровенным парафразом многих шолоховских произведений и, в особенности, его знаменитой «Поднятой целины». Но данное мнение ошибочно, ибо обьединяет «Целину» и «Нашу землю» лишь общий мотив коллективизации и художественно сильнее всего ткань фильма переплетается с поэтикой албанского прозаика Исмаила Кадаре. Сотканный по классическим канонам соцреализма, фильм тем не менее не является пустой политической агиткой, и мысль политическая не затмевает мысль художественную.

Формально главным героем картины является Леки, яркий индивидуалист, для которого частное важнее общественного. Почему формально? «Наша земля» фильм полифонический по своему художественному воплощению и повествование не вертится лишь вокруг Леки. Режиссер уделяет внимание и Марруши, и Лоче, и Туч Маку, при этом персонажи пребывают в постоянном внутреннем развитии. Перед зрителем, в свою очередь, разыгрывается почти шекспировская драма непростых семейных отношений, когда брат идет на брата, и споры политические между Леки и Мурраши приобретают драматизм и накал трибун. В образах Леки и Мурраши очерчены две противоположные точки зрения на грядущие перемены в стране и, хоть финал становится ожидаемо предсказуемым, точка зрения Леки выглядит в фильме более убедительной и не затмеваемой коммунистической промывкой мозгов. Много о Леки как о человеке говорят и показательные сцены в церкви, одни из самых запоминающихся и драматургически насыщенных в фильме, сцены, в которых герой показан верующим; для Леки Бог важнее Маркса и Мао и со стороны режиссера данный ход в фильме выглядит достаточно смелым и провокационным, учитывая провозглашенную Ходжи атеистичность государственного строя Албании.

Крайне важны в структуре фильма образы Лочи, матери, которую блестяще сыграла культовая актриса албанского тоталитарного кино Мария Логорецы. В этом персонаже видны черты главной героини еще одного произведения советской литературы, «Мать» Максима Горького. Та же жертвенность, тот же патриотизм и беспощадная любовь. Лоча становится и символом самой Албании, которую в миг перемен терзают ее сыновья. А вот образ феодала-хозяйственника и вредителя Туч Маки вышел скорее ходульным и шаблонным, хоть в нем и воспеты все характерные черты вражин-капиталистов.

«Наша земля» — малоизвестный, но весьма интригующий фильм албанского кино времен Энвера Ходжи. Несмотря на политическую направленность и определенную наивность, характерную для большинства творений кинематографа тоталитарных стран, «Наша земля» вполне способна заинтересовать падкого к раритетам зрителя, а если отбросить и вовсе идеологию, то «Наша земля» воспринимается как актуальный и ныне фильм о противостоянии индивидуализма массе и об очевидных последствиях этого.

23 января 2016

Кинематограф эпохи соцреализма: Албания Энвера Ходжи

Конец 1945 года. Великая война окончилась, но нет, увы, бравурных торжеств на албанской земле. Солдаты, чьи-то отцы, мужья, сыновья наконец-то возвращаются домой, в медленно восстающие из пепелища города, поселки и села. Некогда молодые лица испещрены жаркими ветрами, покрыты паутиной нервических морщин, трудовые руки огрубели еще сильнее, а в глазах застыла нестерпимая боль ежедневных утрат. Но возвращение домой не сулит им ничего хорошего, ибо Албания и ее землячества вступают во времена социализма, для многих людей знаменующего лишь неизвестность, а не обещаемые блага земные.

1964 год. Скорее рьяный маоист, нежели истовый сталинист, Правитель Всея Албанской Народной Социалистической Республики Энвер Ходжи уже опустил над своей вотчиной глухой железный занавес покруче советского, однако албанские представители мира искусства(писатели, поэты, режиссеры и сценаристы, которых еще лишь ожидает локальный вариант «культурной революции» от Ходжи), пусть даже в условиях фатальной для любого творца заидеологизированности с привкусом соцреализма, стараются создавать интересные и цельные в художественном плане произведения, хоть и остающиеся почти безвестными за пределами НАСР. В 1964 году махровый конформист и пропагандист, режиссер Хайсен Хакани, снявший лишь тремя годами ранее банальную агитку «Дебаты», представляет на суд публики и партии лучший свой фильм «Наша земля».

По сути новой и совсем уже не его землей становится для вернувшегося с войны партизана Леки его родная деревня, вступающая в эпоху кардинального переустройства и деконструкции привычных устоев. Начинается болезненная коллективизация, и деревенский люд принимает ее с огромным скепсисом, да и местный богач Туч Маки не стремится отдавать свое. На фоне этого развиваются сложные отношения Леки с родным братом Мурраши, пылким коммунистом, и матерью Лочей.

На первый взгляд кажется, что «Наша земля» Хакани выглядит откровенным парафразом многих шолоховских произведений и, в особенности, его знаменитой «Поднятой целины». Но данное мнение ошибочно, ибо обьединяет «Целину» и «Нашу землю» лишь общий мотив коллективизации и художественно сильнее всего ткань фильма переплетается с поэтикой албанского прозаика Исмаила Кадаре. Сотканный по классическим канонам соцреализма, фильм тем не менее не является пустой политической агиткой, и мысль политическая не затмевает мысль художественную.

Формально главным героем картины является Леки, яркий индивидуалист, для которого частное важнее общественного. Почему формально? «Наша земля» фильм полифонический по своему художественному воплощению и повествование не вертится лишь вокруг Леки. Режиссер уделяет внимание и Марруши, и Лоче, и Туч Маку, при этом персонажи пребывают в постоянном внутреннем развитии. Перед зрителем, в свою очередь, разыгрывается почти шекспировская драма непростых семейных отношений, когда брат идет на брата, и споры политические между Леки и Мурраши приобретают драматизм и накал трибун. В образах Леки и Мурраши очерчены две противоположные точки зрения на грядущие перемены в стране и, хоть финал становится ожидаемо предсказуемым, точка зрения Леки выглядит в фильме более убедительной и не затмеваемой коммунистической промывкой мозгов. Много о Леки как о человеке говорят и показательные сцены в церкви, одни из самых запоминающихся и драматургически насыщенных в фильме, сцены, в которых герой показан верующим; для Леки Бог важнее Маркса и Мао и со стороны режиссера данный ход в фильме выглядит достаточно смелым и провокационным, учитывая провозглашенную Ходжи атеистичность государственного строя Албании.

Крайне важны в структуре фильма образы Лочи, матери, которую блестяще сыграла культовая актриса албанского тоталитарного кино Мария Логорецы. В этом персонаже видны черты главной героини еще одного произведения советской литературы, «Мать» Максима Горького. Та же жертвенность, тот же патриотизм и беспощадная любовь. Лоча становится и символом самой Албании, которую в миг перемен терзают ее сыновья. А вот образ феодала-хозяйственника и вредителя Туч Маки вышел скорее ходульным и шаблонным, хоть в нем и воспеты все характерные черты вражин-капиталистов.

«Наша земля» — малоизвестный, но весьма интригующий фильм албанского кино времен Энвера Ходжи. Несмотря на политическую направленность и определенную наивность, характерную для большинства творений кинематографа тоталитарных стран, «Наша земля» вполне способна заинтересовать падкого к раритетам зрителя, а если отбросить и вовсе идеологию, то «Наша земля» воспринимается как актуальный и ныне фильм о противостоянии индивидуализма массе и об очевидных последствиях этого.

6 из 10

27 сентября 2013

Поднятая целина: албанский вариант

Албанское кино коммунистического периода практически неизвестно за пределами этой балканской страны. Что, в-общем, совершенно неудивительно, если учитывать, что правительство Энвера Ходжи закрыло Албанию практически со всех сторон, превратив ее в анклав, существующий в априори враждебном окружении. Понятно, что в условиях, подразумевавших сильнейшее идеологическое давление, тамошним режиссерам было не до свободы творчества. И тем не менее, хорошее кино снимать они умудрялись. По крайней мере, до 1967 года, когда гайки были затянуты окончательно.

Лента Хисена Хакани «Наша земля» была снята за три года до этой даты и значение для искусства Албании имеет примерно такое же, как «Поднятая целина» для Советского Союза. Тем более, что речь в ней идет о том же, что и в романе М. А. Шолохова с одноменным фильмом — то есть о коллективизации. Причем, точно так же как и в шедевре советской литературы, вопрос этот видится автору далеко не однозначным. А политика партии, хоть и не подвергается сомнению, все же показана совсем не через розовые очки.

Сюжет, в принципе, ту самую «Поднятую целину» напоминает изрядно. Можно практически не сомневаться, что задумывая свою картину Хакани вместе со сценаристом Печи Дадо держали в голове шолоховских героев. А главный герой «Нашей земли» крестьянин Лека является едва ли не альтер эго Макара Нагульнова. Но вместе с тем это вовсе не калька известного сюжета и даже не его вольное переложение. Авторы фильма не переносят механически персонажей из России в Албанию — они создают историю заново. На родной почве, опираясь на те проблемы, что волновали и волнуют их народ, будучи от него плоть от плоти.

Крестьянин Лека после войны оказывается в тяжелой ситуации. Его мать Лоча в поисках лучшей жизни продала часть своего надела местному богачу Туч Маку и отправилась в город. Теперь она возвращается к сыну, который не прощает давней обиды, с трудом сводя концы с концами. Тем временем в деревне начинается коллективизация, проводником которой становится брат Леки Мурраши, с азартом молодости принявший коммунистические идеи. Тогда как сам Лека, несмотря на определенные симпатии к коммунистам, в рядах которых он сам воевал во время войны, сомневается в необходимости перемен.

Впрочем, сомневается — это мягко сказано… Сцена с обобществлением скота, когда Лека со слезами на глазах отдает своих кормильцев-волов в общественное стадо — одна из самых сильных в картине. Чего стоило мужику переступить через вековые обычаи, наверное, поймут только русские, пережившие аналогичные чувства в тридцатые годы. Другой знаковой сценой для фильма стало богослужение в сельской церкви, во время которого Лека с односельчанами пытается услышать от священника, что же им делать в сложившейся ситуации. Понятно, что в атеистической Албании поп не мог не посоветовать дурного, но уже сам по себе эпизод с религиозным обрядом говорил о своеобразной фронде режиссера. А ведь его положительный, хоть и колеблющийся герой еще и крестился на экране! После полного запрета даже частных религиозных отправлений в 1967 году подобные сцены в албанском кино станут уже невозможны…

Конечно, будет в фильме и злодейский заговор кулака Туч Маку с приспешниками, под покровом ночи задумавшими сжить со свету ненавистного Семена Давыдова (то есть, простите, пламенного коммуниста Мурраши) и прозрение Леку, и его примирение с матерью, чей страдательный образ в исполнении Марии Логоречи явно символизирует тяжелую судьбу албанской женщины. Но прочнее всего в памяти остаются именно те две сцены: с волами и в церкви. Сцены, отобразившие сомнение не только главного героя, но и Хисена Хакани. Потом для них уже не останется ни места, ни времени. Если сравнить снятый этим же режиссером пять лет спустя фильм «Njesiti guerril» («Объединенное подполье») с «Нашей землей», то останется только удивляться как автор той прямолинейной агитки мог снять столь проникновенное кино. Но это будет уже совсем другая история, которая, впрочем, покажется обычной для стран коммунистической диктатуры. Тогда как «Toka jone» останется картиной, словно бы сделавшей слепок с целой эпохи. А это признак настоящего искусства.

14 ноября 2012

Драма Наша земля появился на свет в далеком 1964 году, более полувека тому назад, его режиссером является Hysen Hakani. Кто играл в фильме: Mario Ashiku, Мария Логореци, Лоро Ковачи, Вангжель Хеба, Roza Anagnosti, Luigjina Leka, Gaqo Spiru, Qemal Mehmeti, Ndoc Sheldija, Энвер Доути, Tef Pali, Михаль Стефа, Besim Levonja, Lazër Vlashi, Luan Qerimi.

Страна производства - Албания.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.