Рейтинг фильма | |
![]() |
5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Космический монстр Догора |
английское название: |
Uchû daikaijû Dogora |
год: | 1964 |
страна: |
Япония
|
слоган: | «SOS From Earth. It Devours Buildings and People.» |
режиссер: | Исиро Хонда |
сценаристы: | Синъити Сэкидзава, Дзёдзиро Оками |
продюсеры: | Ясуёси Тадзицу, Сэмюэл З. Аркофф, Джеймс Х. Николсон, Томоюки Танака |
видеооператор: | Хадзимэ Коидзуми |
композитор: | Акира Ификубэ |
художник: | Такэо Кита |
монтаж: | Рёхэй Фудзии |
жанры: | ужасы, фантастика, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
11 августа 1964 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 23 мин |
Тоховский кайдзю-конвеер по производству Годзилла-подделок продолжается, на очереди фильм «Космический монстр Догора». Честно говоря, писать про него особо нечего, но и традиции бросать не хочется, поэтому обойдёмся в этот раз блиц-разбором.
В этом фильме несменяемый Исиро Хонда решил совместить кайдзю с… криминалом! Ничего не имею против сюжетов про бандюков, если авторы, конечно, не относятся к сценарию небрежно и не пишут на отвали, однако, к сожалению, в этот раз именно так и писали. Японские гангстеры в основном не делом занимаются, а треплются, причём треплются ни о чём — диалоги в этом фильме настолько пустые, насколько это вообще возможно. На облавы они выходили за весь хронометраж лишь пару раз, да и не то чтобы за этим было интересно наблюдать: лежащая на дороге девушка, дурацкий комик-релиф, роль которого исполнил актёр, который ну ооочень сильно переигрывает, а также преступники, которые минут пять стреляют в одну и ту же цель — это всё, что способны показать авторы в сценах ограбления и перестрелок.
Линия кайдзю и того хуже. Во-первых, местного монстра вписали в криминальный сюжет настолько лениво и бестолково, что вся эта кайдзю-линия выглядит как не пришей кобыле хвост. Во-вторых, сам монстр — это осьминог из космоса, который и делать-то ничего толком не умеет, оттого и битва с ним, пожалуй, самая скучная из всех Тоховских кайдзю, что я видел. Тем более, сам Исиро Хонда изрядно халтурит и пользуется всё той же схемой «монстр-разрушения монстра-зенитки», которую растягивает на всё время сражения, никак при этом не меняя.
Персонажи блеклые, режиссура (если не считать всё, что связано с кайдзю) неплохая, музыку я уже успел позабыть… как и сам фильм. Хотя прошло всего два дня после просмотра. Честно говоря, в этот раз, несмотря на всю унылость происходящего, я пережил это испытание достойно и во время просмотра даже не особо и жаловался. Если «Аторагона» я искренне хотел разнести в пух и прах своим праведным гневом, то «Догору» мне просто хотелось поскорее досмотреть и забыть о её существовании. Тут даже никаких противоречий у меня не возникало — я ещё в первые десять минут понял, к чему всё ведёт. Ни в коем случае не смотреть.
4 из 10
21 января 2018
Пожалуй, наиболее насыщенным годом в карьере Исиро Хонды выдался 1964-й, когда он срежиссировал сразу два фильма с Годзиллой и «Космического монстра Догору» вдобавок. К сожалению, о последнем даже поклонники вспоминают нечасто, а между тем «Догора» достоин внимания.
Итак, перед нами ещё одна история о космическом чудовище. Сразу же стоит заметить, что именно это, вероятно, ожидалось от фильмов «Мистериане» и «Горас», в которых упор делался не на монстрах. В «Догоре» кайдзю также появляется не слишком часто, но насладиться удивительным зрелищем зритель может сполна: гигантская медуза выглядит куда достовернее, чем осьминог Оодако из снятого позднее «Франкенштейна против Барагона», и это, без всяких сомнений, самый необычный монстр из всех, что появлялись в фильмах студии Toho. Медуза колоссальных размеров, парящая над городом, не позволяет усомниться в своей неподдельности. Техника совмещения кадров разрушений и реального мира заслуживает одобрения. Однако об аналогичных моментах с людьми такого не скажешь — наложение кадров используется здесь слишком часто и даже в тех случаях, когда без этого можно было обойтись.
Помимо истории с угрозой из космоса в фильме присутствует сюжетная линия с розыском криминальной группы, желающей завладеть алмазами, которые привлекают Догору. В центре этих событий находится весьма странная фигура агента Джексона, с которым связано немало вопросов. Если детектив Коммеи, доктор Мунаката и его ассистентка Кирино однозначно положительные герои, не по своей воле ввязавшиеся в дело об ограблениях, то Джексон долго темнит со своими истинными намерениями. И несмотря на то, что преступная группировка поначалу держит его за своего, он не сразу объявляет себя борцом за справедливость.
Хотя в фильме есть зачатки великолепного криминального детектива, сюжет (что удивительно) продуман недостаточно хорошо, и количество случайных совпадений не может не удивлять — герои, не сговариваясь, встречаются то в вагоне поезда, то в отеле, то в аэропорту. И хотя на пике опасности напряжение достигает предела, и судьба персонажей занимает всё внимание, исход из затруднительной ситуации с динамитами вызывает недоверие. Возмездие, настигающее преступников, также кажется натянутым, чтобы окончательно совместить две сюжетных линии.
Роль начинающего детектива Коммени успешно исполняет Ёсукэ Нацуки, а в образе Джексона засветился Роберт Данэм. Также в «Догоре» можно увидеть снимавшихся в «Атрагоне» Ёко Фудзияму и Хидэё Амамото, герой которого на удивление молод. Симпатию и жалость вызывает загадочная героиня Акико Вакабаяси, которую можно похвалить за отличную игру, но из-за нескладного сценария полностью раскрыться ей не удаётся. То же касается и Хироси Коидзуми. Есть в «Догоре» роль и у Дзюна Тадзаки, нередко снимавшегося в фильмах о монстрах.
Не могу назвать «Догору» безупречным фильмом из-за перечисленных мелких недостатков, но любителям фантастики и криминала шестидесятых посмотреть советую, как и поклонникам фильмов о кайдзю и творчества Исиро Хонды.
9 из 10
20 октября 2017
Не считая «Мистерианцев» с роботом Мегерой, Догора, вроде как, первый космический кайдзю на экранах. Все остальные типа Варана, Радона, Мотры и Годзиллы к нам на планету не прилетали. Но фильм вообще полон многих оригинальных затей, хотя и не сказать, что все они пошли ему на пользу.
По началу тут всё довольно привычно, есть фирменная троица «он» (детектив), «она» (ассистентка) и «учёный» (доктор, изучающий кристаллы). Все они так или иначе оказываются втянуты в криминальное приключение. В то время как из космоса прилетает огромная живая клетка в поисках углерода.
Чудовище показывают мало и редко, чаще всего она гравитационными мощностями похищает уйму угля, разрушая при этом разные постройки. Иногда осыпается камнями с неба после кристаллизации своих конечностей, предстаёт ещё цветастым облаком и изредка пропускает через него свои щупальца.
Фанаты Говарда Лавкрафта могли бы порадоваться, если бы в фильме была создана хоть немного атмосфера того космического ужаса ил хотя бы «древних богов». Но картина гораздо прозаичнее и проще — это в меру увлекательное авантюрное кино о похищении. В США, кстати, пришлось заменить букву в названии фильма и пришельца — чудовище стало зваться «Дагора», так как «dog» это собака и зрители могли ожидать собако-монстра.
Здесь полным-полно второстепенных героев. И брат главной героини, и загадочный американец — спец по бриллиантам, и криминальная банда, включая одну проворную даму-вертихвостку, и даже шеф полиции, которого ожидаемо играет Дзюн Тадзаки — завсегдатай ролей начальников в кайдзю-фильмах.
Вообще Хонда планировал, что американец Марк Джексон станет сквозным персонажем в целой серии фантастических фильмов, но идея так и не была реализована. В том же «Мегалоне» у Данэма уже совершенно другая роль. Но здесь он по факту чуть ли не лучший персонаж фильма. По крайней мере, самый удачно прописанный и блистательно сыгранный.
Человеческая часть крутится вокруг различных финтов с настоящими и подставными алмазами. Ограбления, подделки, конфеты вместо бриллиантов, самые разные авантюры, которые задуманы вполне неплохо и позволяют не скучать все полтора часа хронометража.
Чудовище же внешне собой напоминает медузу и сыграно вовсе не человеком в костюме, что весьма редкое явление для кайдзю. А по своим размерам на фоне ночного города, парящее в небе живая клетка и вовсе способна считаться самым крупным гигантским монстром в истории жанра. Правда, с Годзиллой он в итоге совсем не пересекается (кроме видео-игр), так что в марафоне служит этакой «белой вороной» и совсем уж обособленной интерлюдией (как и грядущая в скором времени «Широта ноль», вроде как).
Однако, когда дело доходит до активных действий с помощью щупалец, они на фоне, например, эффектной сцены с мостом, вовсе не настолько уж здоровые. Правда, в ряде сцен вообще являются нарисованными и анимированными, вместо использования практических спецэффектов.
Изначально, согласно тизер-постеру, здесь должен был появиться полноценный кайдзю в костюме, этакий каменный монстр, но, видимо, было решено на нём сэкономить. Здесь вообще не мало довольно халтурных мест — очень слабенькие мэшапы людей с фоном, скачущая цветокоррекция и не самый лучший монтаж. «Догора» едва ли тот фильм Иширо Хонды, которым мастер жанра мог бы полноценно гордиться.
Но хотя бы все сцены разрушений городов сняты на весьма приличном уровне и вновь полны мельчайший деталей. А стреляющие миниатюрные пушки грамотно чередуются с настоящими военными, палящими из них. Вот только обе истории — про монстра из космоса и полицейское расследование — как-то плоховато стыкуются друг с другом.
Продюсер Томоюки Танака любил на поздних этапах наполнять фильм чудовищами — Магума в «Горасе», Могера в «Таинственных пришельцах», змей Манда в «Атрагоне» и так далее. Однако, если этого факта не знать, везде чудища вписаны довольно органично и удачно. И только «Догора» разваливается на части, словно в фильм о похитителях алмазов искусственно и насильно вписали вторжение гигантской летающей медузы, заткнув тем самым все дыры.
Композитор Акира Ифукубе написал весьма своеобразную струнную тему к фильму, как бы тоже подчеркнув ряд оригинальных черт картины. Вот только вся жанровая необычность едва ли покрывает слабый и довольно посредственный сценарий, где многим актёрам при обилии экранного времени всё равно особо нечего делать. Ну, и тема с пчёлами и осиным ядом кажется какой-то уж совсем высосанной из пальца, особенно в скомканном финале «кризис преодолён, Догора уничтожен на северном полюсе».
Персонажи по большей части пресные, особенно главные герои. Ну, старик-профессор ещё довольно яркий, но второстепенные персонажи их всех уделывают на раз-два, а у Фудзиямы Мокото в «Аторагоне» была прописана куда лучше и эмоциональней. Иными словами, фильм толком и монстра-то мельком показывает, и само чудовище явно не уровня Годзиллы, так ещё и «человеческий» сюжет про кристаллы вышел не столь уж классным, но всё-таки в меру интересным.
Картине повезло, что она не редко держит в себе долю интриги, чаще всего касающейся монстра, но порой и самих авантюр, проделанных персонажами. «Догора» неплох, но сильно уступает многим кайдзю-представителям, даже далёким до идеала. Посмотреть его вполне можно, а вот пересматривать, если и захочется, то, скорее всего, в рамках вот такого вот кайдзю-марафона или ретроспективы фантастики Тохо. Что любопытно, этот фильм многие путают с «Космической Амёбой» 1970 года (который «Йог — Монстр из космоса»), в прокате США — «Space Amoeba», потому как Догора — это не то медуза, не то клетка, реально какая-то космическая амёба. Но тот фильм реально включает аж трёх крутых кайдзю, а здесь всё попроще и похалтурней.
6 из 10
24 сентября 2016
Плохо, очень плохо, что линия с кайдзю — на сей раз тут у нас имеется огромная космическая медуза — опять- таки забивается каким-то левым порожняком, в данном случае — линией о похитителях бриллиантов, которая по-хорошему должна была быть глубоко второстепенной. Но нет, Хонда опять (ошибочно) решил следовать примеру «Гораса» и иже с ним, в корне неправильно расставив приоритеты и задвинув самое интересное, выведя на первый план тягомотную хрень.
Если бы не красавица Акико Вакабаяси, сыгравшая здесь подельницу пресловутых похитителей бриллиантов, я бы разнёс этот побочный подсюжет со скучными ограблениями, перепалками и т. д. в пух и прах, но ради прекрасной Акико так и быть — сдержусь. В остальном — это просто-напросто нелепо. И Догору — вы будете смеяться — показывают в целиковой, абсолютной форме — минуты четыре-пять. Шишки, набитые предыдущими опусами-ответвлениями ещё видимо не начали болеть, и я не знаю что делать — я ругаю уже по седьмому или восьмому кругу то, на что Хонда сотоварищи пятьдесят лет назад просто-напросто забили.
Серьёзно, когда после атаки Догоры авторы вновь возвращаются к линии с похитителями, становится как-то не по себе: в смысле, серьёзно?! Только что я видел, как гигантская космическая медуза подняла и выкинула целый, чёрт возьми, мост! А теперь вы всерьёз думаете, что я буду во все зенки наблюдать за бриллиантовыми жуликами и копами, которые их преследуют? Ну конечно.
Что обидно, сами-то сцены нападений Догоры и её кража запасов угля сделаны весьма и весьма хорошо, и нам показывают это во всей красе, просто почему создатели действительно, всерьёз решили, что полицейские и воры станут именно тем магнитом, что привлечёт аудиторию? Что-то не видел я ни на одном из постеров, чтобы всё внимание было переключено на доблестных сотрудников правопорядка (не только японских, к слову, к делу ещё подключится и американец). Нам рисовали медузу и людей, сосредоточенно смотрящих вдаль. Обманки, старые-добрые обманки.
И тем не менее, несмотря на все мои претензии, «Догора» получилась не таким пшиком, как тот же «Горас». Всё-таки частично «тащат» сцены, где Догора, пусть и спрятанная за кадром, тырит уголь, я весь излился слюной на Вакабаяси, ну и сцена самой атаки Догоры на Токио — это, конечно, самый пик картины. Жалко, конечно, что в остальных сценах авторы предпочли пинать издохшую ещё при рождении кобылу под названием «мы полагаем, что сцены с людьми будут интересней, чем сцены с кайдзю».
6 из 10
20 июня 2015