Дневник Джан Бурраски
Il giornalino di Gian Burrasca
7.6
1964, комедия
Италия
В ролях: Рита Павоне, Мариса Омодеи, , Мария Барба, Арнольдо Фоа
и другие
Джаннино Стоппани по прозвищу Джан Бурраска («Ураган») получает в подарок на свой очередной день рождения дневник, куда начинает записывать все происходящее с ним. А поскольку мальчик отличается крайней непоседливостью, то все его многочисленные проказы находят свое отражение в дневнике. Мир взрослых представляется Джан Бурраске полным лжи, ханжества и обмана, а потому он изо всех своих сил пытается установить в нем собственную справедливость. Однако за каждой шалостью следует неизменное наказание. Тем не менее, с каждым разом проказы Джан Бурраски становятся все злее и изощреннее, что приводит ко все более суровым последствиям…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Дневник Джан Бурраски

английское название:

Il giornalino di Gian Burrasca

год: 1964
страна:
Италия
режиссер:
сценарий:
композитор:
художник: Пьеро Този
жанр: комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 19 декабря 1964 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Другие фильмы этих жанров
комедия

Отзыв критика о сериале «Дневник Джан Бурраски», 1964

История маленького анархиста

Книга итальянского писателя Луиджи Бертелли, писавшего под псевдонимом Вамба, «Дневник Джан Бурраски» впервые была переведена на русский язык только в 2015 году, спустя более века после первого своего издания на родине, где моментально стала бестселлером. Сегодня именно Джанни Урагани (такое имя главный герой получил в российском издании) является самым популярным героем детской литературы на Апеннинах, а вовсе не привычные выросшим на советских книгах читателям Чиполлино с Джельсомино, созданные фантазией Джанни Родари. Ну, может быть, еще Пиноккио способен побороться с Бурраской за эту виртуальную корону, да и то — с оговорками. Достаточно сказать, что роман Вамбы в Италии был экранизирован четыре раза, причем дважды — в виде сериала. И автором первой из теленовелл был не кто-нибудь, но сама Лина Вертмюллер, пусть только начинавшая свою славную кинокарьеру. Хулиган Джан Бурраска с его абсолютным неприятием мира взрослых и острым чувством справедливости, как нельзя лучше подходил для дебюта одного из самых контроверсивных и неординарных итальянских режиссеров прошлого века.

Впрочем, здесь следует сделать оговорку, что «Джан Бурраска» — книга скорее для взрослых, чем для детей. Книга, создающая невероятно симпатичный образ не знающего никаких границ маленького хулигана — очевидно не лучшее чтение для подрастающего поколеня. И фильм Лины Вертмюллер, конечно, предназначен вовсе не для детей. Точнее — не для самостоятельного просмотра маленькими зрителями. А то ведь, начнут пример брать с его героя — хлопот не оберетесь. Нужно, нужно обязательно сопровождать происходящие в кадре события соответствующими комментариями. А лучше — смотреть кино как-нибудь потихоньку, вечерами, на кухне, чтобы потом не проснуться в горящей постели и не обнаружить тщательно сохраняемые семейные секреты выставленными на всеобщее обозрение где-нибудь «В контакте».

А в остальном, «прекрасная Маркиза…», картиной Лины Вертмюллер можно только наслаждаться. Великолепная музыка Нино Роты и не менее великолепная Рита Павоне в роли Джан Бурраски не дадут заскучать ни минуты из десяти часов, что длится действие, скрупулезно пересказывающее все перипетии бурного сюжета книги. Ну, разве что одну-две серии вы будете привыкать к тому, что мальчика играет взрослая девушка, а затем травести исчезает, и остается только неугомонный пацан, неспособный остановить свои проказы даже под угрозой жесткого наказания.

Конечно, Рита Павоне — это мягкий вариант образа. Каким чудовищем может быть Джан Бурраска на самом деле продемонстрировал «вечный тинейджер» итальянского кино Альваро Витали в версии 1983-го года. Вот тому «шалуну в полном расцвете сил» симпатизировать очень сложно, хотя его приключения и выглядят на экране гораздо смешнее. Джаннино от Лины Вертмюллер скорее выглядит жертвой несправедливости окружающего его мира, в котором неспособный на вранье и лицемерие мальчик вынужден защищаться, постоянно нападая. Объектами же его агрессии априори становятся сначала самые близкие ему люди, затем дальние родственники, к которым ребенка отправляют «на воспитание», и, наконец, учителя. В конце концов, доходит до воспитателей из закрытого лицея. И это, несомненно, самая мощная часть приключений Джан Бурраски. В интерпретации Лины Вертмюллер здесь в полный голос звучит социальный протест и откровенная симпатия к социал-анархистским взглядам, которой она отличалась в своем раннем творчестве.

Седьмая серия фильма («Джаннино в лицее») — это уже настоящая Лина Вертмюллер. Такая, какой ее полюбили за «Мими-металлиста» и «Фильм любви и анархии». Противостояние Джаннино с карикатурными тиранчиками: директором Ладислао и директрисой Гертрудой — лучшее, что есть в сериале. Здесь речь уже не идет о «невинных» шутках над воспоминаниями тетушки о любимом муже или расстройстве свадьбы собственной сестры. Джаннино, наконец, попадает в положение, где он становится никем — всего лишь винтиком в системе. Мир перестает крутиться вокруг него, вместо этого он сам попадает в орбиту, в центре которой — возомнившие себя вершителями судеб маленькие никчемные люди. Поставить их на место, разрушить любовно созданную систему — святое право и обязанность всякого анархиста, которым инстинктивно является ненавистник любого порядка и правил Джан Бурраска. И здесь, наконец, Лина Вертмюллер перестает сдерживать себя и пытаться уложить в корректные рамки семейного кино историю прирожденного бунтаря. Нет, потом, конечно, последует опровержение, мораль и все такое прочее в финальной части сериала, где Джаннино Стоппани внезапно осознает, что детство кончилось, пора взрослеть и прощаться с дневником. Но это уже воспринимается как вынужденная дань телевизионному продукту, предназначенному для самой широкой аудитории.

Если бы режиссер снимала полнометражный фильм, наверняка финал был бы иным. Может быть, столь же жестоким, как в ленте 83-го года, где Джаннино запирают в сумасшедшем доме. Может быть, полным политического сарказма, как в оригинальной книге Вамбы. Но уж, наверняка, не лирично-сентиментальным, как вышло в итоге. Впрочем, все равно Джан Бурраска запоминается совсем другим: неугомонным сорванцом с лицом и голосом Риты Павоне, песни в исполнении которой еще долго звучали изо всех итальянских окон. А кое-какие (помните, «Люблю я макароны» Кима / Макаревича?) и из окон 1/6 части света. Талант Лины Вертмюллер, Нино Рота и маленькой итальянской певицы сделал сериал о приключениях юного хулигана незабываемым.

27 ноября 2016

Комедия Дневник Джан Бурраски появился на свет в далеком 1964 году, более полувека тому назад, его режиссером является Лина Вертмюллер. Кто играл в фильме: Рита Павоне, Мариса Омодеи, Angela Lavagna, Мария Барба, Арнольдо Фоа, Алида Каппеллини, Альфредо Бьянкини, Энцо Гуарини, Паоло Феррари, Пьер Паола Букки, Серджо Ферранино, Умберто Пергола, Джулиано Персико, Стельвио Чиприани, Эльза Мерлини.

Страна производства - Италия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.