Рейтинг сериала | |
![]() |
7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дневник Джан Бурраски |
английское название: |
Il giornalino di Gian Burrasca |
год: | 1964 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Лина Вертмюллер |
сценарий: | Luigi Bertelli |
композитор: | Нино Рота |
художник: | Пьеро Този |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
19 декабря 1964 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
Книга итальянского писателя Луиджи Бертелли, писавшего под псевдонимом Вамба, «Дневник Джан Бурраски» впервые была переведена на русский язык только в 2015 году, спустя более века после первого своего издания на родине, где моментально стала бестселлером. Сегодня именно Джанни Урагани (такое имя главный герой получил в российском издании) является самым популярным героем детской литературы на Апеннинах, а вовсе не привычные выросшим на советских книгах читателям Чиполлино с Джельсомино, созданные фантазией Джанни Родари. Ну, может быть, еще Пиноккио способен побороться с Бурраской за эту виртуальную корону, да и то — с оговорками. Достаточно сказать, что роман Вамбы в Италии был экранизирован четыре раза, причем дважды — в виде сериала. И автором первой из теленовелл был не кто-нибудь, но сама Лина Вертмюллер, пусть только начинавшая свою славную кинокарьеру. Хулиган Джан Бурраска с его абсолютным неприятием мира взрослых и острым чувством справедливости, как нельзя лучше подходил для дебюта одного из самых контроверсивных и неординарных итальянских режиссеров прошлого века.
Впрочем, здесь следует сделать оговорку, что «Джан Бурраска» — книга скорее для взрослых, чем для детей. Книга, создающая невероятно симпатичный образ не знающего никаких границ маленького хулигана — очевидно не лучшее чтение для подрастающего поколеня. И фильм Лины Вертмюллер, конечно, предназначен вовсе не для детей. Точнее — не для самостоятельного просмотра маленькими зрителями. А то ведь, начнут пример брать с его героя — хлопот не оберетесь. Нужно, нужно обязательно сопровождать происходящие в кадре события соответствующими комментариями. А лучше — смотреть кино как-нибудь потихоньку, вечерами, на кухне, чтобы потом не проснуться в горящей постели и не обнаружить тщательно сохраняемые семейные секреты выставленными на всеобщее обозрение где-нибудь «В контакте».
А в остальном, «прекрасная Маркиза…», картиной Лины Вертмюллер можно только наслаждаться. Великолепная музыка Нино Роты и не менее великолепная Рита Павоне в роли Джан Бурраски не дадут заскучать ни минуты из десяти часов, что длится действие, скрупулезно пересказывающее все перипетии бурного сюжета книги. Ну, разве что одну-две серии вы будете привыкать к тому, что мальчика играет взрослая девушка, а затем травести исчезает, и остается только неугомонный пацан, неспособный остановить свои проказы даже под угрозой жесткого наказания.
Конечно, Рита Павоне — это мягкий вариант образа. Каким чудовищем может быть Джан Бурраска на самом деле продемонстрировал «вечный тинейджер» итальянского кино Альваро Витали в версии 1983-го года. Вот тому «шалуну в полном расцвете сил» симпатизировать очень сложно, хотя его приключения и выглядят на экране гораздо смешнее. Джаннино от Лины Вертмюллер скорее выглядит жертвой несправедливости окружающего его мира, в котором неспособный на вранье и лицемерие мальчик вынужден защищаться, постоянно нападая. Объектами же его агрессии априори становятся сначала самые близкие ему люди, затем дальние родственники, к которым ребенка отправляют «на воспитание», и, наконец, учителя. В конце концов, доходит до воспитателей из закрытого лицея. И это, несомненно, самая мощная часть приключений Джан Бурраски. В интерпретации Лины Вертмюллер здесь в полный голос звучит социальный протест и откровенная симпатия к социал-анархистским взглядам, которой она отличалась в своем раннем творчестве.
Седьмая серия фильма («Джаннино в лицее») — это уже настоящая Лина Вертмюллер. Такая, какой ее полюбили за «Мими-металлиста» и «Фильм любви и анархии». Противостояние Джаннино с карикатурными тиранчиками: директором Ладислао и директрисой Гертрудой — лучшее, что есть в сериале. Здесь речь уже не идет о «невинных» шутках над воспоминаниями тетушки о любимом муже или расстройстве свадьбы собственной сестры. Джаннино, наконец, попадает в положение, где он становится никем — всего лишь винтиком в системе. Мир перестает крутиться вокруг него, вместо этого он сам попадает в орбиту, в центре которой — возомнившие себя вершителями судеб маленькие никчемные люди. Поставить их на место, разрушить любовно созданную систему — святое право и обязанность всякого анархиста, которым инстинктивно является ненавистник любого порядка и правил Джан Бурраска. И здесь, наконец, Лина Вертмюллер перестает сдерживать себя и пытаться уложить в корректные рамки семейного кино историю прирожденного бунтаря. Нет, потом, конечно, последует опровержение, мораль и все такое прочее в финальной части сериала, где Джаннино Стоппани внезапно осознает, что детство кончилось, пора взрослеть и прощаться с дневником. Но это уже воспринимается как вынужденная дань телевизионному продукту, предназначенному для самой широкой аудитории.
Если бы режиссер снимала полнометражный фильм, наверняка финал был бы иным. Может быть, столь же жестоким, как в ленте 83-го года, где Джаннино запирают в сумасшедшем доме. Может быть, полным политического сарказма, как в оригинальной книге Вамбы. Но уж, наверняка, не лирично-сентиментальным, как вышло в итоге. Впрочем, все равно Джан Бурраска запоминается совсем другим: неугомонным сорванцом с лицом и голосом Риты Павоне, песни в исполнении которой еще долго звучали изо всех итальянских окон. А кое-какие (помните, «Люблю я макароны» Кима / Макаревича?) и из окон 1/6 части света. Талант Лины Вертмюллер, Нино Рота и маленькой итальянской певицы сделал сериал о приключениях юного хулигана незабываемым.
27 ноября 2016