Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гертруда |
английское название: |
Gertrud |
год: | 1964 |
страна: |
Дания
|
режиссер: | Карл Теодор Дрейер |
сценаристы: | Карл Теодор Дрейер, Яльмар Сёдерберг |
продюсер: | Ёрген Нилсен |
видеооператоры: | Хеннинг Бендтсен, Арне Абрахамсен |
композитор: | Ёрген Ерсильд |
художники: | Кай Раш, М. Расмуссен |
монтаж: | Эдит Шлюссель |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 декабря 1964 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 56 мин |
Последний фильм Карла Теодора Дрейера ничем не отличается от лицезрения немого спектакля, с одной лишь особенностью — его герои постоянно говорят в пустоту. Туда, где и должно располагаться отображение немого. В тишину пустого зала, играя пьесу не для зрителей, а для поглощающих любой звук отбеленных стен.
Это воздушное и одновременно печальное повествование о любви. О любви, как об органической структуре, не имеющей родственных связей с эмоциями и чувствами. О любви как о бесплодном поиске внутреннего экзиста и одновременном разочаровании в нём. Отсутствие чувств здесь наглухо перекликается с отмиранием аристократизма и веяния высшего света, что особо укладывается в размеры северных ритмов. Это поэзия смерти абсолютно каждого участника постановки — от героини до самого режиссёра.
Здесь отсутствует время — героиня находится в бесконечном воспоминании прошлого и отчуждении будущего. Прожитые события для неё также непримиримы как события грядущие — ожидание для неё является разрушением, поскольку одного места в настоящем для человека недостаточно. Она живёт обрывком, картиной, увиденной и зафиксированной, точно такой же, что она представляет из себя. Гертруда — эгоистичный призрак, монотонно ноющий каждому, кто оказался недостоин её жизни.
Дэдпеновое эстетство, завораживающее в первых кадрах и придающее дух восхищения, очень скоро становится не более, чем перечислением фраз, диктантом, который не интересно слушать и записывать, на котором весьма болезненно присутствовать. С каждой минутой кажется, что темп фраз только замедляется, что герои приходят и уходят, а аудиодорожка их слов остаётся в положении проигрывания. В этой ленте все далеки друг от друга — слова от персонажей, режиссёр от зрителя, любовь от человека, в результате чего, по окончанию фильма чувствуется полное опустошение и усталость, бесконечная атрофия мыслей и возможности оценивать. И с одной стороны — это исключительное признание способности режиссёра — искусственно ввергнуть публику в атмосферу киноленты, с другой — неоправданное затруднение, поскольку находиться в состоянии, подобно Гертруде, по-настоящему дискомфортно.
11 марта 2018
Когда-то Гертруда пела в опере, жила богемной жизнью, нашла отличную партию для брака. Все внешние признаки итога «жизнь удалась». Но вот только любовь, если и жила на первых порах супружества, ушла безвозвратно, не сказав обратного адреса. Карьера мужа дипломатично указывает женщине на ее место где-то у стены. Объятия любовников также не приносят Гертруда ожидаемого утешения, лишь умножая спрятанные печали. Ни поэт Лидман, ставящий превыше всего свое творчество, ни красавчик-пианист Янсен, отъявленный ловелас, не разделили ее отношения к любви как явлению, основополагающему для жизни, а не бездумному существованию от точки зарождения к точке угасания. Одинокая женщина без тени сомнения, но полная скорби по утраченным годам и иллюзиям, копает могилу для разочаровавших ее чувств, пусть лишь они на самом деле что-то значили в ее пути и подобная своеобразная одержимость отдает известным эгоизмом.
Свой последний фильм Дрейер снимал за деньги, заработанные в личном кинотеатре, в некоей степени воплощая киноманскую мечту. И в силу совсем уж скромных финансовых возможностей, кино было выполнено в форме довольно минималистической. Спектакль, перенесенный на пленку, существует в патентованном недружелюбном нордическом аскетизме. Визуальный ряд почти лишен деталей, за которые мог бы уцепиться глаз, за исключением разве что зеркал, но благодаря мастерству режиссёра Дрейера и оператора Бендтсена, выглядит стильно, тешит искусным контрастом на первый взгляд бедной цветовой гаммы и тонко проработкой каждой мизансцены. В воздухе витает ощутимый дух отмирающего аристократизма и того самого отчуждения и душевной усталости, на которых съел стадо бизонов Антониони. Вокруг окаменевших душ подчёркнуто звенит окружающая тишина. Не будет здесь и намеков на музыкальный ряд, который бы однозначно резонировал с общей тональностью. Все очень серьезно, изящно и бесстрастно.
Вот только в тотальном отсутствии страстей видится основная проблема фильма. Его довольно скоро становится просто неинтересно смотреть. Дрейер как мастер-кукольник, в порыве ностальгии воплощает полузабытых духов прошлого в свои творения. Они красивы, они несут узнаваемый отпечаток. И в них едва ли чувствуются следы жизни настоящей. Скорее тени на стене, чем наполненные плотью люди, которым хочется сопереживать. Их лица подобны маскам и лишь в печальных глазах Гертруды иногда проступают обжигающие ее огни, запертые в склепе обстоятельств. Каждая сцена пропитана столь ядрёной дозой авторской элегии, что недалеко и до передозировки.
И хотя режиссёра нельзя упрекнуть в плохой переданной психологии персонажей или неполного раскрытия тематики, эти вещи в фильме переданы безошибочно, но наблюдать за ними немногим интереснее изучения записей в блокноте уставшего психоаналитика. Действия персонажей скорее механичны, выверены до неправдоподобности, иногда до прямой манерности. Они поднимают кости прошлого, но не придают им мышечный фундамент. Лишь у относительной развязки покинутому мужу позволено выглянуть на минуту из скорлупы. Актеры раз за разом устремляют излишне театральные взгляды в невидимые для зрителя дали, с чувственным минимумом проговаривая строки диалогов скорее внутрь себя, чем для партнера по сцене. Несомненно, задумано это было Дрейером для придания особой упаднической атмосферы и наиболее точной демонстрации отречения героини от своей прошлой жизни. Да и не сильно отличалось от очень успешных в художественном плане «Дня гнева» и, особенно, «Слова». Но глубоко камерное повествование начинает нещадно провисать, пытаясь завлечь зрителя в дымку легкой дремы. Словно утомленность Гертруды снизошла и на самого постановщика, осыпав чересчур заметным инеем старости ностальгию, тяжелым бременем сковывая фильм.
При всей отменной постановке и концептуальной целостности в конечном итоге хочется взбодриться. Посмотреть боевик с Чарльзом Бронсоном. Или хотя бы «Страсти Жанны Д’Арк».
19 июля 2013
Последняя картина Карла Теодора Дрейера «Гертруда» (приз ФИПРЕССИ в Венеции).
Карл Теодор Дрейер — величайших кинорежиссёр из Дании. Более узнаваем по фильмам «Страсти Жанны д’Арк»(1928) и «Слово»(1955). Один из тез режиссёров, снимавших «редко, но метко», ведь каждая его работа, своего рода, шедевр, вошедший и навсегда изменивший историю кино.
«Гертруда», по сути своей, напоминает некий «коктейль» из Бергмана, Рене и Антониони(«яблоко от яблони»). Неторопливая, монотонная, высокохудожественная картина о любви, повествование в которой ведётся через любовные отношения женщины и множество параллельных историй-рассуждений.
В совершенно мужской картине с женским названием, при пристальном рассмотрении, можно увидеть колоссальное гендерное различие чувств. Если мужской эгоизм показан через любовь к карьере, собственному делу и достижения целей, то женский — как прямая, единственная искренняя, вечная, неоспоримая, сильнейшая любовь к себе. Живя лишь в мечтах, при их достижении, не желая не минуты ими наслаждаться, переменять на новые. Подобное нахождение себя в своих мечтах о новом будущем, нежелание принимать настоящее, через призму сильнейшего эгоизма, приводит к безответственной жестокости, хладнокровной бесчувственности, безжалостно и безнаказанно оставляя после себя лишь новую боль и несчастье.
«Честной душе не нужно скрывать свои мысли»
И дело даже не в чувственной некоммуникабельности или непонимании собственной души, всё тот же высший эгоизм приводит к желанию самобичевания, на уровне мазохизма, давая возможность бесконечно жалеть себя, бессознательно восхищаясь своим мнимым\искусственно-созданным одиночеством.
На момент создания картины Дрейеру было уже 75 лет!
«Когда ты должен видеть ту грязь, что принесло новое поколение, тогда ты ощущаешь себя стариком».
Не смотря на лёгкую затянутость и монотонность, «Гердруда» — одно из лучших произведений на подобную тему и режиссёра в целом.
17 июня 2013