| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7 |
IMDb
|
7.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Учитель из Виджевано |
| английское название: |
Il maestro di Vigevano |
| год: | 1963 |
| страна: |
Италия
|
| режиссер: | Элио Петри |
| сценаристы: | Адженоре Инкроччи, Лучио Мастронарди, Элио Петри, Фурио Скарпелли |
| продюсеры: | Альфредо Де Лаурентиис, Дино Де Лаурентис |
| видеооператор: | Отелло Мартелли |
| композитор: | Нино Рота |
| художники: | Лучилла Муссини, Гастоне Карсетти, Джованни Кекки |
| монтаж: | Руджеро Мастроянни |
| жанры: | комедия, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
20 декабря 1963 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 45 мин |
На первый взгляд, перед нами заурядная комедия о незадачливом школьном учителе у которого не слишком складываются дела в семье и карьере. Однако, если присмотреться получается весьма изящное социальное и психологическое погружение в самые актуальные проблемы. Элио Петри при разработке этого сценария будто очертил круг основных фрустраций итальянского интеллигента и мощно зарядил напалмом в каждую из больных точек.
Давайте по порядку: сын — эмоционально отдален от мужчины; жена — активно борется за лидерство постепенно и последовательно отвоевывая позиции; директор школы — жестоко принижает своего подчиненного; карьера — тут никаких перспектив; собственное дело — а вот тут в силу свое нескладности наш герой оказывается в оппозиции как к партнерам, так и под ударом налоговой. Это означает полное фиаско. На протяжении нескольких часов мы видим последовательную потерю героем своей мужественности. Вначале его жена показывает друзья и свое белье, а вскоре начинает изменять ему. Вначале наш герой терпит унижения на работе, потом терпит унижения и как частный предприниматель. Даже последняя попытка оседлать свою мужественность в объятиях пропащей уличной дамы оканчивается полным фиаско.
Приятно, что фильм не скатывается к одноплановой феерии. Элио Петри постоянно балансирует от аспекта социального до вопросов семейных, от смешного до печального. Это создает динамику, так нужную для столь незатейливого сюжета. А воедино все это создает весьма мощную конструкцию. Особо я бы выделил и потрясающе вписавшуюся в фильм Клэр Блум.
8 из 10
17 января 2019
Антонио Бомбелли 20 лет трудится учителем начальных классов в Виджевано — обувной столице Италии. Еще год — и он получил прибавку к зарплате. Денег в семье нет, но Антонио запрещает своей жене Аде работать. Мол, интеллигенция не должна становиться люмпеном. Но Ада думает иначе. Она отправляется сначала на обувную фабрику, а потом заставляет мужа подать в отставку, чтобы открыть частное производство обуви. Но в коммерции не обойтись без хитростей, которые не понятны уже бывшему учителю.
Очередная грустная комедия о реалиях послевоенного экономического бума в Италии. Альберто Сорди играет простого среднего итальянца, который пытается приспособиться к новой реальности. Чтобы понять его переживания, надо вспомнить времена распада Советского Союза, когда интеллигенция, в том числе и научная, массово рванула в хоть какой бизнес.
В негативном свете показана не только потребительская лихорадка и переоцененные возможности, но и эмансипированные итальянские женщины, готовые бросить семью ради карьеры. Получилась история не столько о школьной среде, сколько о всепожирающем чреве экономического чуда.
Во время работы над фильмом режиссер Элио Петри столкнулся с проблемой: фабриканты не хотели пускать съемочную группу на свои предприятия. В 1960-х годах в Виджевано разразились скандалы, связанные с проблемой использования в производстве обуви токсичного клея, бензола и вредных красителей. Так что, история учителя из Виджевано оказалась крайне актуальной.
7 из 10
3 апреля 2015