Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Штрафной удар |
год: | 1963 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Вениамин Дорман |
сценаристы: | Владлен Бахнов, Яков Костюковский |
видеооператор: | Константин Арутюнов |
композитор: | Никита Богословский |
художник: | Марк Горелик |
монтаж: | Берта Погребинская |
жанры: | комедия, спорт |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 июля 1963 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Не секрет, что советская кинокомедия довольно сильно разнится с нынешней отечественной комедией, причиной тому является не только пылкость нынешних режиссёров отснять некий шедевр, не придумав свой, а просто пересняв что-то уже классическое, и под маской новизны продать обычный низкосортный ремейк зрителю, но и то, что советские режиссёры имели смелость проходить меры жёсткой цензуры настолько виртуозно, что получалось по-настоящему смешно, не пошло, а иногда еще и довольно остро (если исходить из контекста духа времени). Представителем подобной советской комедии с острым подтекстом как раз является «штрафной удар».
Режиссёр картины Вениамин Дорман, снявший фильм, более знакомый старшему поколению «ошибка резидента», а также его продолжение «судьба резидента» и «возвращение резидента», работал вначале своей режиссёрской карьеры в жанре как раз таки комедийном, уже позже Дорман переключится на детективы. Кстати, последний свой фильм в 1987 году, Дорман снял тоже в детективном жанре. Карьера комедийного деятеля киноискусства у режиссёра выпала как раз на период оттепели, именно поэтому сюжет ленты «штрафной удар» является довольно необычным для тогдашней цензуры. Сам сценарий фильма был написан гениями советской кинокомедии Владленом Бахновым (именно он написал сценарий для картины «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть», «Спортлото-82», а также для Гайдаевского фильма «12 стульев») и Яковом Костюковским («Операция Ы», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница»), именно поэтому фильм получился довольно смешным до коликов в животе, ведь тандем таких двух талантливых людей уже заранее обрёк фильм на колоссальный успех. Музыка, написанная для фильма известнейшим советским композитором Никитой Богословским, прекрасно дополняет ленту и придаёт ей лёгкость и комедийную простоту.
Что касается самого сюжета, то строится он на неком фундаменте советской действительности, которая плотно переплетается с довольно каверзными и иногда даже абсурдными ситуациями. В фильме идёт рассказ о нелепом поведении районного чиновника, который пытается выйти из, казалось бы, непростой ситуации. Его изворотливость и своекорыстие должно поразить зрителя, ведь таким советского чиновника ещё мало кто показывал, тем более в сатирическом ключе. Вообще картина снята не только в комедийном жанре, но и в жанре спорта. Обилие комичных сцен со спортсменами просто уводят зрителя в экстаз, а чиновник-дилетант просто даёт им всем фору, ведь он лучше них знает, как именно нужно скакать на лошадях, кататься на коньках и прыгать с трамплина на лыжах. Роль такого чиновника-карьериста, ничего не мыслящего в своей профессии исполнил Михаил Пуговкин, чья актёрская игра в данной ленте предстаёт нам во всей красе. Кстати, в фильме играет в роли второго плана Владимир Высоцкий, чей актёрский талант раскроется несколько позже в фильме «Вертикаль».
По поводу операторской работы — то сама съёмка и монтаж картины стоит где-то на уровне примитивных советских операторских возможностей, некоторые сцены банально недоснятые (отсутствует серединка, в итоге показана сразу развязка).
По моему мнению, начало фильма идёт довольно броское, зрителю сразу даётся некий толчок на просмотр фильма дальше, середина фильма держит зрителя в постоянном напряжении из-за чувства надвигающейся шутки, а концовка ленты становится довольно ожидаемой для любой советской комедии — все получают по заслугам. Фильм рассчитан на многоразовый просмотр, так как по истечению какого-то промежутка времени обязательно возникнет желание пересмотреть комедию снова. Тем не менее, несмотря на малочисленные недостатки по операторской работе, всё равно картина заслуживает высокой оценки.
10 из 10
20 ноября 2019
Очень часто можно встретить утверждение, что жанр эксцентрической комедии, основанный на многочисленных гэгах и ситуативных недоразумениях, удался в советском кино второй половины 20 века едва ли не одному Леониду Гайдаю. Конечно, надо сказать о дефиците данной жанровой разновидности: даже гайдаевские фильмы, иногда грешащие вторичностью по отношению чуть ли не к наследию голивудских комедий времен «великого немого», выглядят на общем фоне едва ли не откровением.
Однако «Штрафной удар» Вениамина Дормана демонстрирует нам, что ярко выраженное «гэговое» начало ничуть не вредит обычной для советского искусства сатирической форме комедии, оживляя ее достаточно стандартные типажи.
Сюжет прост: провинциальный проходимец от спорта в выразительном исполнении Пуговкина приезжает в центр, чтобы уговорить друзей спортсменов устроить, как бы мы сейчас сказали, «чёс» на некой колхозной спартакиаде.
Дело тут совсем не в сюжете, а в цепи эпизодов, сопровождающих сеанс «магии и разоблачения» отрицательных героев. Те нелепые ситуации, в которых они оказываются, включают в себя ряд вполне изобретательных трюков, основанных на акробатике, а это напрямую возводит смеховое начало к Китону и Ллойду, что весьма редко для советской традиции. Достаточно посмотреть с эпизоды с героем Высоцкого на скачках, или же парад недоразумений, сопровождающих других персонажей на соревнованиях по горным лыжам или фигурному катанию. Поэтому прямолинейность сатирической дидактики не делает фильм скучным, о ней можно практически и не вспоминать, увлекшись авантюрой героев.
Также надо отметить то, что выходит за рамки комедии. Это сама по себе эстетизация спорта. Он, конечно, подается в фильме под соусом массовых и, более того, колхозных (?!) соревнований. Меж тем на экране самые что ни на есть элитно-авторитетные виды спорта: горные лыжи, конные скачки, фигурное катание.
Обратим внимание, что из коллективных соревнований в кадре только хоккей, но он не заслоняет собой остальные эпизоды, что странно, ведь именно коллективными видами легче всего проиллюстрировать тезис о «сознательности и идейности» рядового советского человека. Причина данной странности проста. Этот фильм создан в контексте 1960-х годов с их очевидным сомнением в ценности результатов коллективных усилий. Поэтому индивидуальное, пускай и в сатирической обертке, тут вышло на первый план. По сути, этот фильм подспудно констатирует наличие в Советском Союзе существование самого что ни на есть профессионального спорта, чисто условно прикрепленного к профсоюзам, трудовым организациям и пр. Есть в «Штрафном ударе» отдельные нотки какого-то почти буржуазного смакования не секунд, метров и рубежей, а активного «хобби» на свежем воздухе, посреди горных пиков, лыжных трасс и прочих атрибутов условной «Швейцарии», затерянной где-то в глубинке советской страны.
Это странность заметна, конечно, только по прошествии лет, для современников фильм воспринимался иначе. Далее Дорман будет снимать по преимуществу серьезные фильмы, среди которых была очень известна трилогия о «Резиденте». Тем не менее «Штрафной удар» стоит отметить как один из вполне экспериментальных фильмов начала 60-х годов, меняющих представление о жанре комедий, устоявшееся в сталинский период искусства.
26 ноября 2013