Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Погубленные жизни |
английское название: |
Vidas Secas |
год: | 1963 |
страна: |
Бразилия
|
режиссер: | Нелсон Перейра душ Сантуш |
сценаристы: | Нелсон Перейра душ Сантуш, Graciliano Ramos |
продюсеры: | Луис Карлос Баррето, Эрберт Ришерс, Данило Трелье |
видеооператоры: | Луис Карлос Баррето, Жозе Роза |
композитор: | Леонардо Аленкар |
монтаж: | Рафаэл Жусто Валверде, Нельо Мельи |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 августа 1963 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Если Глаубер Роша был «Мессией» бразильского «синема ново», то Нелсон Перейра душ Сантуш — явился его «Предтечей». Именно душ Сантуш, сделал первые попытки увести традиционное кино Бразилии от нескончаемого карнавала развлекательных лент, в сторону актуального, «дающего пищу для размышления», искусства. От обезьяньего стилизаторства «под Голливуд», с его «системой звёзд» и «продюсерским рабством» под крылом корпоративного производства, к национальной самобытности и повседневной реальности простого народа.
Ещё в середине 50-х годов, своей картиной «Рио, 40 градусов», он озадачил не только национальную киноиндустрию, но и местные власти штата, продемонстрировав не столько возможности нового киноязыка, сколько социальные язвы бразильского общества.
Как оказалось это было только начало, вслед за будоражащим кинодебютом последовал еще ряд картин, вершиной которых стала экранизация романа Грасильяно Рамоса «Иссушенные жизни». Идея перенести книгу на плёнку пришла режиссёру ещё в конце 50-х, когда снимая документальные ленты, он вживую увидел ужас бескрайних сертан, выжженных солнцем степей северо-востока Бразилии.
Суровая соцдрама из жизни рядового вакейро (погонщика мулов) и его несчастной семьи, намеренно снята в буднично-реалистичной манере (а-ля Росселлини) и лишена какой бы то ни было сентиментальности и жалости к героям. Режиссёр максимально отстраняется от сочувствия персонажам, словно подглядывая за их жизнью со стороны, тем самым «обнажая» свои «документальные корни».
Безжизненное «сердце страны», засуха сгоняет простых крестьян с насиженных мест, заставляя отправляться в путь на встречу далёкому счастью. Глуповатый бедолага Фабиано проходит «девять жизненных кругов»: от неожиданной надежды на материальное благополучие (работа на асьенде скотопромышленника) и вполне ощутимое богатство, через искушение первыми большими деньгами, столкновение с человеческой злостью, ложью, унижением, тюрьмой, собственной жестокостью, к началу «спирали» — отправиться в следующий путь.
В картине есть пара неслучайных, времени создания фильма, моментов. Так в одном из эпизодов показан революционный отряд, предлагающий герою вступить в их ряды. Отец семейства отвергает предложение, говоря тем самым, что всё в руках Бога, а не в руках людей с оружием. И предпоследняя сцена фильма — с собакой Фабиано (от лица умирающего животного!), где режиссёр образно показал уже тогда начинавшуюся агонию демократического строя в стране, ведь всего через год в Бразилии установится военная диктатура. Тем самым, душ Сантуш сделал свой фильм не чисто неореалистической социалкой, но и искусно обыграв политические мотивы, показал бурные процессы происходившие в стране в середине 60-х.
9 из 10
17 апреля 2013
«Иссушенные жизни» — явление не только в бразильском, но и в мировом кинематографе. Фильм, участвовавший в Каннском кинофестивале, достоин того, чтобы его посмотрели ценители тех жемчужин кино, которые лежат в грудах… ну, сами знаете, чего.
Что хочется отметить — актёрская игра. Поначалу она кажется вялой, однако следует обратить внимание на название. «Иссушенные жизни». Герои фильма действительно кажутся очень вялыми… иссушенными. У них нет сил бороться с несправедливостью, всё, что им осталось — слоняться по Бразилии в поисках лучшей судьбы. Такую судьбу они теряют так же быстро, как и находят. И снова приходит время искать лучшую судьбу. Как говорил Чичиков, «зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай».
За кажущейся простотой фильма скрываются глубокие размышления о тяжёлом положении бедняков в условиях современной Бразилии.
10 из 10
23 мая 2011