Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Билли-лжец |
английское название: |
Billy Liar |
год: | 1963 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «one guy... three girls... one ring!» |
режиссер: | Джон Шлезингер |
сценаристы: | Кит Уотерхаус, Уиллис Холл |
продюсеры: | Джек Рикс, Джозеф Янни |
видеооператор: | Денис Н. Куп |
композитор: | Ричард Родни Беннетт |
художник: | Рэй Симм |
монтаж: | Роджер Черрилл |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $35 609 |
Мировые сборы: | $35 609 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 августа 1963 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Рассерженные молодые люди были и есть не только в Британии, и не только в 1960-х. Именно поэтому, рожденный Новой британской волной, «Билли-лжец» остается актуальным.
19-летний Билли живет в провинциальном городке. Выслушивает нотации родителей об остывшем завтраке, позднем возвращении домой, незакрытой дверце шкафа, бездарности и отсутствии карьерных перспектив. Но в своих фантазиях, он премьер-министр воображаемой страны Амброзии! Билли лжет? Нет, он мечтает: стать сценаристом, уехать от родителей, жениться на любимой девушке. Но главная его цель — Лондон, который представляется ему местом, где мечты сбываются.
Шутовство и ложь Билли — защитная реакция на грубость и проблемы окружающего мира. Другой способ борьбы выбирает самая желанная для главного героя девушка Лиз (небольшая, но запоминающаяся роль Джули Кристи). Она также разочарована в реальности, но не столько бежит от нее вглубь своих фантазий, сколько скользит по поверхности. «Иногда хочется сбежать из этого города, от этих людей. Я не люблю, когда меня все знают! Я бы хотела стань невидимкой, чтобы никому ничего не объяснять». Для Лиз поездка в Лондон — задача лёгкая: достаточно решиться, купить билет на поезд, сесть в вагон, и через несколько часов вы уже гуляете по вечерней Пикадилли.
Очень тонкая и легкая ранняя режиссерская работа Джона Шлезингера, в которой перемешались социально-реалистический сюжет и плутовской роман. Угрюмая реальность главного героя удручает. Яркие краски плутовского романа наполняют его жизненной энергией. Другое дело, как Билли этой энергией распорядится.
9 из 10
15 декабря 2015
Есть фильмы, которые люди смотрят с неослабевающим интересом и через 10, и через 50 и через 100 лет. «Билли-лжец» к этой категории не относится. Тяжело его сейчас оценивать. Думаю, эта картина во многом устарела, но в 1960-х годах была очень актуальной.
Том Кортни переигрывает, слишком уж это бросается в глаза. Обе несостоявшиеся жены главного героя сыграли также не лучшим образом. Джули Кристи конечно фантастически прекрасна. Из-за этого даже еще меньше веришь в эту историю. Ведь ее героиня как бы проявляет интерес к главному герою, но при этом не совсем понятно, что она в нем нашла. Тут, кстати, если говорить об актуальности…. У Тома Кортни по фильму три девушки и то, как он строит с ними отношения, заставляет меня усомниться в органичности истории. Но при этом очень возможно, что в 60-х такая история показалась бы очень злободневной.
Тот же момент имеет место быть и в связи с этими переходами из реальности в фантазию. Сегодня это кажется как-то грубовато.
Если же говорить о плюсах, то режиссер довольно удачно передает дух того времени. Да и сама история, если брать ее в целом, довольно интересная. Драматургия на уровне, герой действительно за эти полтора часа проходит некий путь. Несмотря на минусы, следить за историей было не скучно. Плюс были практически гениальные моменты. Как, например, эпизод, где герой начинает писать сценарий, и, не написав еще не строчки, начинает думать, как он будет подписываться….
7 из 10
4 октября 2014
Билли — молодой служащий похоронного бюро и при этом неисправимый фантазер, долгие часы проживающий в выдуманной стране Амброзии, в которой он всенародно любим, элегантен, успешен, и где факты реальности приобретают совершенно иное значение. А еще Билли — лжец. Он неумело лжет налево и направо, обрекая себя на разные идиотские ситуации, из которых не умеет достойно выпутаться, чем только ухудшает свое и без того шаткое положение.
Но самое страшное для Билли это то, что он лжет прежде всего сам себе. Он строит грандиозные планы — написать роман, уехать в Лондон, стать сценаристом, — и каждый раз откладывает их выполнение на потом. Но Билли не романтик, не философ, не изгой — он просто ничего не представляющий из себя, потерянный маленький человечек, частичка серого социума, не способный определиться со своим местом в жизни. Он подсознательно боится любых решительных действий, боится что-то менять, каждый раз находя глупые отговорки. Поистине герой нашего времени. Сколько молодых людей бессмысленно и безыдейно растрачивает свое время, мечтая быть успешными и знаменитыми, при этом не прикладывая к реализации своих желаний никаких усилий? Чуть ли не каждый второй.
К концу фильма Билли с подачи девушки Лиз (тоже мечтательницы, но только не пускающей слов на ветер) сталкивается в лоб с абсурдностью и противоречивостью своего существования — и предстает перед выбором: новая жизнь или старый призрачный мир и бесконечный самообман.
Фильм безусловно оставил след, заставил задуматься — было жутко время от времени узнавать в Билли себя. Я бы рекомендовал поглядеть это кино всем страдающим прокрастинацией, чтобы взглянуть на свою жизнь со стороны и что-то переосмыслить. Также хочется отметить в фильме отличный юмор и достойные актерские работы.
10 из 10
14 июля 2013
Все самое хорошее в этом фильм связано с Джули Кристи. Понятно, что у нее огромный рот, «австрийская» нижняя губа и актриса она не выдающаяся. Вместе с тем именно в этом фильме в расцвете молодости она киногенична как никогда, производит незабываемое впечатление. При этом в фильме ее немного, что идет на пользу всем(в «Дорогой», где Кристи солирует, ее наоборот слишком много и, не для ее заведомых фанатов, актерская игра не потрясает). Для этого же фильма Кристи даже и слишком хороша — она выделяется как на фоне основного персонажа, так и его замухрышечного вида невест — как раз для провинциального города. Масштаб основного героя — собственно Билли-лжеца — настолько копеечный, что несоответствие между почувствовавшей к нему симпатию Кристи разительно. Фильм не лишен шарма старых черно-белых фильмов про Англию околобитловских времен: танцы, одежда, декорации и проч. Фильм приятно лаконичен(в отличе, опять же, от «Дорогой»), но так, ранняя проба пера. Шлезингер нащупывал стиль и манеру.
6 из 10
12 ноября 2010
«Сегодня важнейший день. Я начинаю писать роман. 2000 слов ежедневно… Сегодня важнейший день». Так начинается утро Билли Фишера, как всегда с опоздания на работу, со сладких потягиваний и полетов в воображаемую страну Амброзию. Там — он герой войны, премьер-министр и много еще кто. Здесь — он клерк в бюро похоронных услуг, мелкая рыбешка провинциального городишка, успевший изрядно надоесть своими выдумками, как семье, так и знакомым.
Воодушевившись приездом некой знаменитости, комедианта Дэнни Буна, Билли навострил лыжи на Лондон, представляя себя в роли его сценариста. Естественно Билли терпит крах, но на горизонте вырисовывается прекрасная девушка Лиз. Чудачка, перелетная птичка, все ей дается легко. Захочет, слетает во Францию, или вернется в родной город всего на одну ночь. «Это так легко!» — говорит она Билли о переезде в Лондон. «Покупаешь билет, и готово». Мечтательница, она видит в Билли родственную душу. Но разве это так? Кто он на самом деле — этот Билли?
Безжизненное поколение, воспитанное, если это слово применимо, «отцами-первопроходцами», начавших свой карьерный рост с самых низов, и добившихся неплохих результатов, а больше и не нужно, это поколение, неспособное на ярый бунт, но и киснуть в конторах также невыносимо, в лице Билли придумывает страну Амброзию, не для того, чтобы скрыться от обыденности окружающего мира, в этом воображаемом мире мало поэзии. Скорее для того, чтобы почувствовать себя героем (не зря все фантазии Билли сконцентрированы на войне, возможно, той, в которой не удалось поучаствовать его отцу). Мечтатель? — вовсе нет. Слишком мелки его мечтания, да и как-то быстро он их предает, а на лице — ни капли разочарования. Сочинитель? — также мало подходит. Фантазия Билли несколько ограничена и посредственна, что никак не скажешь о нем самом. И все же, он искусный лжец? И в первую очередь, он лжет самому себе?
Самая искренняя фраза Фишера за весь фильм: «Я каждый день открываю новый лист, но там одни кляксы». Кажется, что он понимает бесполезность своего существования. Для меня в этот момент он раскрылся. Я верю ему. Я даже верю в него. Что он способен на решительный и безрассудный шаг в неизвестность, бросить все и «исчезнуть в Лондоне»…
Игра актеров великолепна. Джули Кристи и играть-то не надо. Как только камера ловит ее тонкую фигурку, все вокруг сияет. Она сама сияет и летает. Ну и Том Кортни. Финальная сцена, а также эпизод с покупкой молока — переворачивают во мне все догадки, зарисовки и размышления о его герое. И, конечно же, спасибо Джону Шлезингеру за картину, невероятно злободневную и сейчас. Истина не стареет с годами.
29 декабря 2009