Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Безумие 13 |
английское название: |
Dementia 13 |
год: | 1963 |
страны: |
США,
Ирландия
|
слоган: | «Which One Is the Killer?» |
режиссер: | Фрэнсис Форд Коппола |
сценаристы: | Фрэнсис Форд Коппола, Джек Хилл, Аль Локателли |
продюсеры: | Роджер Корман, Марианн Вуд |
видеооператор: | Чарльз Ханнауолт |
композитор: | Роналд Стайн |
художник: | Аль Локателли |
монтаж: | Стюарт О’Брайэн, Мортон Тубор |
жанры: | ужасы, триллер |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 40000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 августа 1963 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
Дедушка Френсис продолжает «радовать» меня посредственными фильмами. В этот раз он, очевидно, пересмотрел Хичкока и выкатил «Безумие 13». Почему 13? Потому что фильм с названием «Безумие» уже был. «Безумием 1» он его не назвал похоже потому, что безумно можно быть первым… Извините.
Сюжет картины прост — главная героиня убивает своего мужа, дабы приватизировать его наследство, но появившийся в родовом гнезде погибшего маньяк мешает ее планам.
Открою сразу все карты — второй хоррор в карьере Копполы — это наглый байт с фильма «Психо». Так, загибаем пальцы: ч/б есть, алчная девушка имеется, ее см… *спойлеры* также присутствует, даже маньяк с шизой на месте.
Все это я к чему? Да к тому, что я далеко не фанат ленты Хичкока. Как мне кажется, в его фильмографии есть картины и получше (те же «Птицы», например). Оттого и от данной поделки я не остался в восторге.
Нет, конечно, фильм не плох: в нем есть хорошие актеры (особенно дед из «Заводного Апельсина», хихи), неплохой саспенс, да и сама история на самом деле далеко не так проста. Но прям рекомендовать его я не буду. Все-таки для звания хорошего кино «Безумию 13» явно чего-то не хватает.
6 из 10.
P.S. В 2017 году некий Ричард Лэмэй сделает ремейк «Безумия», но что-то, судя по оценкам, там совсем все грустно…
10 июля 2021
Талант, он, как известно, весьма заразителен. Вот и начинающий Коппола, следуя тенденциям уже прогремевшего в начале 60-х на весь мир Хичкока, создаёт работу несколько «попсовую» для того времени. Проходимость эта объясняется тем, что современники Фрэнсиса уже во всю искали «рычажки» управления зрительской психикой. Увидеть это можно во всяческих трэшовых явлениях по типу «Магазинчика ужасов» или «Вороне» Роджера Кормана (который, что ни странно, выступил продюсером и в «Безумии 13»). Винить в этом начинающего режиссера, конечно же, не стоит. Обыденность обыденностью, но и старт получился вполне сносным и, даже, местами завлекающим.
Сам сюжет нельзя описать более точно, как если сказать, что Коппола нашёл черновики Агаты Кристи и вписал туда немного классического саспенса. «Б13» — это триллер, где все ходят по замку-поместью и думают, кто убил девочку Кэтлин. Постепенно история обрастает новыми убийствами, отчего вариативный круг сужается, позволяя наблюдающему лицезреть этакую игру на выживание «угадай кто следующий».
В подобного рода работах особенно не замечаешь актёрскую отдачу, вникая именно в происходящее. Эта картина исключением не становится, перемещая внимание действительно тревожным музыкальным сопровождением и визуальным рядом с участием главного преступника (местами возникает вопрос: а не позаимствовал ли Кубрик для своего «Сияния» образ «дровосека» из данного фильма?).
Всецело «Безумие 13» картина проходная, но это не делает её совсем уж плохой. Но из-за обилия второсортности жанрового рынка, потеряться будет не так уж и трудно.
6 из 10
13 октября 2019
Ещё одна работа Френсиса Форда Копполы. И опять триллер, и опять в замке, и снова хронометраж чуть больше часа. Но этот фильм значительно отличается от предшественника тем, что тут обошлось без мистики. Это триллер в духе детективов Агаты Кристи или Артура Конон Дойля. Правда не дотягивает до них Саспенсом и атмосферой. Мне опять же не хватило масштаба. Всё действие ограничивается одним замком. Но вот персонажи действительно хорошо прописаны. Они совершенно разные, у каждого свой характер и свои скелеты в шкафу. Но вот жаль, что ни один из них мне не понравился. Я не решил кому сопереживать, а кому нет. Из-за этого лента показалась мне немного скучной. Да и подобных фильмов я видел уже не мало.
В нём много клише и штампов, свойственных триллерам. Ну например, тебе постоянно намекают на то, что именно этот персонаж убийца, а потом оказывается, что это не он. И когда ты предугадываешь это, то становится не интересно. Хотя, скорее всего, в 1963 году этот штамп ещё не приелся. Также хотел бы упомянуть халтурную операторскую работу. Камера постоянно дёргается и сползает. В общем это чистой воды проходняк. Не хорошо, и не плохо. Я бы поставил
5,5 из 10
4 июля 2016
Джон Хэллоран с молодой женой Луизой приезжают в загородное поместье, где живёт его мать. Когда-то давно в местном пруду утонула младшая сестра Джона, и вот уже на протяжении многих лет вся семья, в составе леди Хэллоран и трёх её сыновей, собирается, чтобы провести ритуальную церемонию «памяти». Но в этот раз традиционным планам суждено не сбыться, Джон умирает от сердечного приступа во время ночной прогулки, а Луиза скрывает его смерть от всех, чтобы иметь возможность получить наследство. А тут ещё и таинственный убийца с топором, ну в общем, всё весело.
Более полувека назад, в далёком 63-м году культовый ныне режиссёр Френсис Форд Коппола был молодым, никому не известным 24-летним юнцом, в персональном портфолио которого значились лишь два фильма сомнительного, полупорнографического содержания. Однако именно тогда судьба свела его с легендарным продюсером и режиссёром Роджером Корманом, который стоял у истоков «второсортных», в хорошем смысле этого слова, фильмов ужасов. Вот только несколько названий картин, сделанных на тот момент Корманом: «Чудовище с миллионом глаз», «Болотные женщины», «Атака Крабов-Монстров», «Ведро крови», «Похороненные заживо»… В общем, вы понимаете «масштаб трагедии». Как бы то ни было, но именно Роджер Корман увидел что-то в Френсисе Форде Копполе и помог реализовать ему проект «Безумие 13».
Вообще удивительно, что при таких исходных данных, картина получилась не такая уж и плохая. Да, конечно, это безусловная «бэшка», но определённые достоинства у неё есть. К ним относится, прежде всего, мрачная атмосфера, как бы нависающего над зрителем, поместья Хэллоранов, который вкупе с весёлой, зелёной лужайкой и поросшим тиной прудом производит достаточно гнетущее впечатление. Неплохо с точки зрения саспенса поставлены сцены нападения маньяка, хотя, конечно, тайна его личности шита белыми нитками — догадаться вообще не составит труда. Прикольный образ получился у доморощенного детектива, врача-психиатра Калеба в исполнении Патрика Мэги — такой едкий и циничный старичок.
С одной стороны картина «Безумие 13» в принципе не заслуживает особого внимания, будучи типичным продуктом американской фабрики ужасов середины XX века. С другой стороны, сам «король ужасов» Стивен Кинг внёс его в свой список любимых ужастиков, плюс интересно посмотреть с чего начинал великий Коппола. Так что решайте сами.
6 из 10
1 июля 2015
С одной стороны, это низкобюджетный фильм ужасов начала шестидесятых, с другой — дебютный фильм Фрэнсиса Форда Копполы как сценариста и режиссёра (а ещё его продюссировал Роджер Корман, хоть это и неоднозначная рекомендация). Вам уже интересно, чем же он в итоге является, а?..
Сюжетная схема «Безумия-13», кажется (хотя я могу и ошибиться в своём впечатлении), типична для того времени — и самым ярким её примером является «Психо»: корыстная аморальность сталкивается с истинным безумием, и сюжет движется от первого ко второму. Действие развивается в родовом замке семьи Хэлоран, в Ирландии, и почти все персонажи — члены этой семьи. А точнее — мать, мрачный брат, его невеста, грустный брат, мёртвый брат и его жена. Последнее нуждается в пояснении: фильм начинается с того, что Луиза жалуется мужу, Джону Хэлорану, что его мать, которая отписала практически всё состояние в завещании на благотворительность, не совсем нормальна и на неё надо повлиять. Джон, похоже, не очень симпатизирует жене — но едва он успевает это проявить. как умирает от сердечного приступа. Это, конечно, крайне неудачно для Луизы, которая теперь уж точно на наследство претендовать не может — к счастью, дело происходило в лодке посреди озера, так что ей нужно лишь сбросить труп мужа в воду и притвориться, что ничего не случилось. Вообще же вся семья съехалась в замок на похороны Кэтлин — сестрёнки, которая утонула семнадцать лет назад, и с тех пор её похороны проводят каждый год — милая причуда мамы. Луиза решает воспользоваться её невменяемостью, чтоб выманить у неё ценности… Тем временем остальные члены семьи пребывают в тревожном расположении духа и предаются мрачным воспоминаниям… А поблизости от замка бродит некто с топором — и иногда появляется девочка, точь-в-точь похожая на Кэтлин…
Самый интересный персонаж — доктор Калеб, семейный врач Хэлоранов, представляющий собой нечто среднее между доктором Ван Хельсингом и доктором Лектером — на первого он похож своей ролью в сюжете, на второго — сомнительной иронией, неоднозначной этикой и неприятной, но притягивающей улыбкой. Патрик Маджи отлично его сыграл, но игра в этом фильме и вообще мне нравится — другое дело, что актёрам не приходится создавать слишком уж сложные образы. Луана Андерс и Мэри Митчел очень милы обе, хоть и по-разному.
Самое замечательное в «Безумии-13» — построение сюжета. Может показаться, что он «спрессован» чтоб уложиться в минимальный хронометраж (и бюджет), из-за чего многие сцены коротки или выпущено ровно столько повествования, чтоб из оставшегося зритель мог уяснить, в чём дело. Возможно, такая задача и стояла, но в таком случае Коппола умудрился решить её максимально художественно. В действительности такая подача сюжета создаёт необычайное напряжение, с одной стороны, отсутствием всякой возможности для провисания, с другой — оставляя очень многое, часто самое важное, в тени, заставляя нас ориентироваться лишь по намёкам. К концу фильма зритель мечется между противоречивыми подозрениями и ждёт развязки в трепете.
Безусловно, старые триллеры — зрелище не для всех, а «Безумие-13» не входит в число величайших фильмов в истории, так что я не буду рекомендовать его — возможно, лучше ограничиться Хичкоком. Но если посмотрите — фильм не разочарует.
23 марта 2014
О сюжете не скажу ни слова. Любое упоминание о нем, все равно что сказать, что герой Энтони Перкинса в фильме «Психо» перед просмотром фильма — нужно посмотреть самому.
Кстати, смотря этот фильм становятся понятными кинематографические и творческие предпочтения Копполы. Вот некоторые заметки на полях:
Ему всегда нравилась тема большой семьи. Это нашло отражение и в DM13, и в Крестных отцах, и в почти автобиографическом Тетро.
У Копполы в DM-13 прослеживается библейский сюжет Каина и Авеля. Это нашло свое отражение также в Крестном отце, Молодости без молодости.
Коппола с большой симпатией относился к ирландской культуре. Это нашло отражение в «Радуге Финниана» и «Крестных отцах».
Главный персонаж в DM-13 очень похож на Лоуренса Оливье. Здесь нет ничего удивительного, Коппола считал Оливье одним из лучших актеров мира и приглашал его в «Крестный отец» на роль Вито Корлеоне.
Одна из самых ненавязчивых тем Копполы — неудачный для женщины брак. Практически во всех фильмах можно встретить прямую или косвенную отсылку на трудности и конфликты в браке — женщина должна грустить и сожалеть (Крестный отец, Молодость без молодости, Пегги Сью, Такер, Разговор, Тетро, Сады камней и т. д.).
Все эти тренды можно было отметить уже в DM-13. Фильм понравился — яркий, экспрессивный, четкий. Все вопросы раскрыты — ни одной лишней минуты экранного времени. Есть сходства с «Головокружением», «Ребеккой» и «Психо», но несмотря на это фильм имеет собственный незабываемый почерк.
Кино жанровое, но высокая оценка обусловлена только тем, что фильм интересно смотреть и он лаконичен
8 из 10
10 апреля 2012
При просмотре этого древнего ужастика, необходимо обратить внимание не на имя режиссёра и соавтора сценария Френсиса Форда Копполы, а на имя продюсера Роджера Кормана — многостаночника грошовых жанровых продуктов категорий «Б», «С» и т. д. Как известно, полное производство одного такого опуса проходило за пару недель. В данном фильме это скорость съёмочного процесса чувствуется. Актёры недоигрывают; сценарий непроработан; снято так, будто не шестидесятые, а сороковые.
Сюжет эксплуатирует «свежий» хит того времени «Психо» Хичкока. Первая треть исполнена в нагнетающем детективном духе, а к середине держит курс на, вошедшие в моду, итальянские джалло с отрубанием голов, мнимыми призраками, крупными планами жертв. По сути, чистейший грайндхаус. Только без юмора. Интрига интереса не представляет и легко считывается. Остаётся атмосфера, на которую могут клюнуть, исключительно, поклонники хорроров с запахом нафталина.
Что касается режиссёра, то до почерка мастера ещё далёко. Здесь царит диктат кормановских стандартов. Только через 10 лет Коппола изменит лицо мирового кинематографа и начнёт последовательно выпускать шедевры, над которыми будет корпеть годами.
6 из 10
5 сентября 2010
На самом деле очень интересный фильм. В нем присутствует какая-то особая атмосфера ужаса, которую уже не встретишь в современных фильмах. Также в отличие от стандартных фильмах ужасов здесь есть своя история. К сожалению, современные фильмы в которых количество крови и отрезанных частей тела превалирует над смыслом, могут уже не дать почувствовать всю глубину атмосферы старых фильмов ужасов.
26 июля 2009