Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Заколдованный замок |
английское название: |
The Haunted Palace |
год: | 1963 |
страна: |
США
|
слоган: | «Another ALL NEW Masterpiece of Terror from EDGAR ALLEN POE» |
режиссер: | Роджер Корман |
сценаристы: | Чарльз Бомонт, Говард Филлипс Лавкрафт, Фрэнсис Форд Коппола, Эдгар Аллан По |
продюсеры: | Роджер Корман, Рональд Синклер, Сэмюэл З. Аркофф, Джеймс Х. Николсон |
видеооператор: | Флойд Кросби |
композитор: | Роналд Стайн |
художники: | Гарри Райф, Дэниэл Хэллер |
монтаж: | Рональд Синклер |
жанр: | ужасы |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 августа 1963 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
В 1963 году Лавкрафт еще не был действительно культовой фигурой. Но успехом он пользовался уже большим, чем при жизни, когда о нем вообще слышали единицы. И вот кто-то из деятелей киноиндустрии прочитал его рассказ «Случай Чарльза Декстера Уарда» и решил его экранизировать. Режиссером стал король низкобюджетного трэша Роджер Корман, а главного героя (точнее, сразу двух) исполнил Винсент Прайс. Формально это экранизация не только Лавкрафта, но и Эдгара По, но по факту По в титры добавили для маркетинговой галочки: его-то все знали. В самом же фильме из По используется только цитата в конце. Впрочем, Корман его не сильно обидел: на волне популярности «Замка» он снял целую серию экранизаций По (теперь уже настоящих), которые впоследствии стали классикой. Но вернемся к «Заколдованному замку».
Чарльз Декстер Уард с женой приезжают посмотреть на перешедшее к ним по наследству поместье, в котором когда-то жил предок Чарльза — Кервен, сожженный местными по обвинению в колдовстве. Поместье, естественно, выглядит жутко и неухоженно, а его смотритель — крайне неприятный тип. В довершение ко всему в Чарльза вселяется дух его предка, который намерен закончить начатое им дело — призыв в мир древних лавкрафтовских богов…
Естественно, настоящей атмосферы страха, фирменного лавкрафтовского саспенса в фильме нет — с такими материями Корман никогда работать не умел. Перед нами лайт-версия рассказа, разбавленная бу-моментами вроде змеи в духовке, до которых Лавкрафт в жизни бы не опустился. Зловещий замок, зловещий зеленый свет в подвале, зловещий Лон Чейни-младший и Винсент Прайс, играющий сразу двух героев. Главное украшение фильма — именно он, а не клиширванные ужасы, которые сейчас воспринимаются как комедия. Про остальных актеров такого, к сожалению, не скажешь — все, даже Чейни, просто отыгрывают свои роли, даже не пытаясь запомниться. Не будь «Замок» первой экранизацией Лавкрафта, его бы и не запомнили.
К чести создателей надо отметить. что декорации в фильме неплохие: как-то не задумываешься, что это рисунки на экране и прессованный картон. Значит, в чем-то фильм уже неплох. Да и общая наивность умиляет — если не слишком серьезно относиться к тому факту, что экранизация не особо точна, останется милая страшилка в стиле ретро. Не пугает, но смотрится неплохо.
Кинодебют Лавкрафта полностью успешным назвать сложно — от рассказа осталась в основном центральная идея, которую украсили мишурой из дешевых пугалок. Но слишком ругать фильм не хочется. Очаровательный ретро-ужастик — это тоже неплохо.
6 из 10
23 мая 2020
Жители Аркхэма считают Джозефа Карвена, хозяина мрачного замка, колдуном и обвиняют его в причастности к тому, что все, кто попадает в его замок, исчезают. Побывавшие там девушки на утро ничего не помнили, возвращаясь сами не свои. И однажды ночью местные ворвались в замок и сожгли Карвена. Но перед смертью колдун проклял своих убийц и их потомков, пообещав вернуться и отомстить за свою смерть.
Через 110 лет в Аркхэм приезжает потомок Карвена — Чарльз Декстер Вард, вместе со своей супругой Анной, чтобы вступить в права наследства замком. Местные жители встречают их настороженно и враждебно. И немудрено, ведь мистер Вард — точная копия своего далекого предка, зловещий портрет которого висит на стене замка, храня в себе черную душу сожженного чернокнижника. Больше века он ждал возможности вернуться в этот мир и закончить свои дьявольские магические опыты, а также отомстить жителям городка.
Роджер Корман, будучи большим поклонником Эдгара По, воссоздал на экране многие из его произведений, перенеся на экран их темную атмосферу готического ужаса, полную мистики, загадок, роковых тайн и родовых проклятий. Корман создал целую Вселенную Эдгара По, со старинными домами и замками, в которых царили тлен, страх, зло и запустение. Страшные колодцы, полуразрушенные склепы, окутанные густым туманом узкие темные улицы, ведущие на кладбища. Мир, где в забытых Богом деревнях и городках жители знали только отчаянье, безысходность и животный страх перед тем магическим злом, природу которого не могли постичь. К этой же Вселенной по всем внешним признакам относится и «Заколдованный замок», один из лучших фильмов Кормана.
Хотя от Эдгара По тут осталось лишь четверостишье в начале и в конце фильма, и его название, взятое из названия поэмы «Заколдованный замок». В основу сюжета лег роман «История Чарльза Декстера Варда» Говарда Филлипса Лавкрафта, который в те времена еще не пользовался популярностью, но привлек внимание Кормана демонической магией «Некрономикона», тему которой Роджер Корман позже раскроет в совместной работе со Стюартом Гордоном и Брайаном Юзной. К тому же тема возвращения из мертвых, овладения и порабощения духом мертвеца тела живого человека в романе Лавкрафта были созвучны произведениям Эдгара По. И в классических готических декорациях впервые звучат имена Ктулху и Йог-Сотота, впервые появляются чудовища, которые в дальнейшем станут центральными героями классического лавкрафтовского хоррора. Но это будет позже, а данная картина в результате симбиоза двух авторов-мистиков стала самой первой экранизацией Лавкрафта, считающейся к тому же и одной из лучших.
И в этом немалая заслуга огромного актерского таланта Винсента Прайса, который сыграл две совершенно разных по полярности добра и зла роли, двух главных персонажей, владеющих одним и тем же телом. Их борьба внутри этого тела отражается то в заострившихся вдруг чертах лица, то в тоне голоса или блеске и выражении глаз. Все это настолько мастерски, по-актерски тонко сыграно Прайсом, что зритель легко понимает, кто в данную минуту одержал верх в этой борьбе и что победить в финале должен только один. В этой роли Винсент Прайс, кажется, превзошел самого себя — настолько быстрым, почти неуловимым, и в то же время таким явственным был переход из сущности Чарльза Варда в сущность Джозефа Карвена.
Также хочется отметить второстепенную роль помощника колдуна, его слуги и сподвижника Саймона в исполнении Лона Чейни-младшего, когда-то блиставшего в роли Человека-волка, но в начале 60-х уже утратившего былую популярность, но не талант. Преданный слуга своего господина, поседевший, уставший, обрюзгший и помятый, он преображается в фанатичного служителя зла, готового с утроенной энергией служить своему вернувшемуся из небытия хозяину и тем демонам, которых они собирается вместе призвать в наш мир.
Грим чудовищ сегодня мог бы показаться примитивным, если бы не тот антураж, в котором режиссер показал их на экране. Когда на темных ночных улицах селения эти несчастные калеки без глаз, ртов, носов, со смазанными, изуродованными телами и лицами молча окружают Варда и его супругу, выступая из густых клубов синего, стелящегося по земле тумана, становится по-настоящему жутко. Впечатления жути усиливает и музыка Рональда Стайна, тягучая, давящая и величественная одновременно.
Красавица-брюнетка Дебра Пейджит в роли Анны Вард с огромными черными глазами, в которых плещутся страх и тревога за мужа, вдруг разительно переменившегося, тоже достойно справилась с ролью. Несколькими годами ранее в «Индийской гробнице» и «Бенгальском тигре» Дебра была очень органична в роли экзотической индийской танцовщицы. Здесь Пейджит не менее органична в антураже готического замка, с испуганным взглядом, бледным лицом с тонкими чертами, в светлых одеждах на фоне серых стен замка, освещенных горящими факелами. Облик готической красавицы ей удался не хуже, чем самой королеве готического хоррора Барбаре Стил, превзойти которую в экранизациях Эдгара По очень тяжело.
Фильм заканчивается так же, как и начинался — сожжением замка как средоточия зла. Сожжением демонического портрета, хранителя этого зла. И выразительной усмешкой Винсента Прайса, убеждающего зрителя в том, что ничего в Аркхэме еще не закончилось. Ведь зритель помнит, что победителем останется только один. А выражение холодных глаз Прайса не оставляет сомнений в том, кто в этой борьбе вышел победителем. Что кошмар только начинается, а будущему местных жителей не позавидуешь. Но это будут уже другие фильмы, другие экранизации уже признанного в миру писателя. Но первой был именно «Заколдованный замок», в котором дух признанного классика Эдгара По открыл дорогу к славе непризнанному тогда еще классику Говарду Филлипсу Лавкрафту.
8 из 10
21 декабря 2015
Продолжая снимать свой легендарный цикл фильмов по рассказам Эдгара По, Роджер Корман решает взять за основу произведение другого великого писателя ужасов — Говарда Филиппса Лавкрафта — «Случай Чарльза Декстера Уорда». А название для фильма Корман позаимствовал из поэмы По — «Заколдованный замок» (данная поэма присутствует в оригинальном рассказе «Падение дома Ашеров»). Не смотря на сюжет, навеянный Лавкрафтом, фильм всё равно представляли как экранизацию произведения Эдгара По.
Корман стал самым первым режиссёром, который экранизировал Лавкрафта.
«Заколдованный замок» — самый мрачный и готический фильм из всего цикла. Корман использовал приглушённый свет и игру теней, что придало фильму особый мрачный оттенок.
Данный фильм — один из лучших, что касается поздних фильмов цикла.
Винсент Прайс блестяще исполнил роли Декстера Уорда и его злого альтер-эго — Джозефа Кервина. Ему удалось очень тонко показать грань между положительным и отрицательным персонажем в одном лице. Данная концепция во многом отсылает к «Доктору Джекилу и мистеру Хайду».
На этот раз актёрский состав пополнился Лоном Чейни, который испытывал тогда карьерные трудности. В этом фильме Чейни выглядит несколько помятым и располневшим, что было следствием его проблем с алкоголем. Но свою роль Чейни прекрасно сыграл.
Итог: Корману весьма удачно удалось экранизировать произведение Лавкрафта. Это определенно его лучший фильм.
10 из 10
24 августа 2014
Смелые ребята, славные ребята, здравствуйте, здравствуйте. Что? Хотите «ужасного» знания? Ну что же. Вот, берите, грызите. Сахарный череп, белый, белый, сладкий, сладкий. Закусите леденцовым мозгом, вылизывайте каждую извилину, впивайтесь крепкими зубами, хрустя, треща, смеясь. Доберитесь до невесомого, мармеладного, несъедобного, липкого, вязкого, серого страха. Хватайтесь за летучего, ядовитого змея, прыгайте, прыгайте, быстрей, быстрей… летим!
Милые, забавные, вот и первая остановка. «Заколдованный замок». Мрачный замок, перенесенный из глухих веков, из темных веков в Новый свет. Такой старый, такой страшный. Давайте заглянем, давайте узнаем, расспросим отца всех «корманоидов», папашу фильмов категории «Б», синего, зеленого, нашего, вашего Роджера. Что, зачем, почему? Роджер? «Меня всегда интересовали другие, запредельные миры, я прочел рассказы и поэмы Эдгара По еще совсем юным, и они произвели на меня огромное впечатление. С тех пор я всегда мечтал перенести их на экран. И когда, наконец, в начале шестидесятых годов, смог приступить к этой работе, старался смотреть в глубину его творчества. Мне хотелось пробиться через поверхность текста и воплотить не фабулу, но некую сердцевину мироощущения Эдгара По». И воплотил, не солгал. Посмотрите, оцените. Однако здесь другое, здесь «призрачный дворец», который таит нечто мерзкое, жуткое, прелестное принадлежащее запредельному, древнему, мертвому, но не автору «Ворона». В тех же покрытых «патиной времени», зашелкованных, запутанных декорациях. С той же поэтикой артифицированного, готического хоррора. Под именем Эдгара Алана, прячется, как урод в замке, «космически ужасное» Лавкрафта. Вы легко узнаете его, ребята, когда подрастете, когда откроете свой «Некрономикон», услышите зов Ктулху, нырнете «в пасть безумия». Вы не понимаете, почему? Деньги, монетки, бумажки, цветные, шуршащие, ароматные. Едгар пользовался спросом, Лавкрафта никто не хотел знать. И Роджер проказник продал два по цене одного.
Еще не устали? Продолжаем? Вы еще так молоды, но уже так много знаете. Вы поняли, хорошие мои, что пугал Роджер не так, как сейчас, во времена великого немого или депрессивные 30-е. Он шел по пути, проложенному в 40-е и 50-е, к дегуманизации. Хорошее слово, вкусное. Утрата созданием божьим человечности это ли не страшно, это ли не прекрасно? Вы видите этот цирк уродов, это собрание всевозможных недостатков, безглазые, со свиными пятачками, безумные. Люди? Уже нет. Насмешка над актом творения, насилие над природой. Но «сатанинские» 70-е только впереди, снаффные, кровавые, сладкие, а пока лишь под текстом, лишь за кадром. Роджер? « Я по прежнему убежден, что секс является главным источником страха. Я уже говорил, что фильм ужасов работает с подсознанием человека. И самый сильный из подсознательных импульсов — сексуальный. Когда вы прорываетесь на этот уровень, то всегда затрагиваете очень тонкие и не всегда понятные самому зрителю эмоции. Впрочем, я не утверждаю, что каждый фильм ужасов основан на сексуальности, равно как и не считаю, что каждому из них удается воздействовать на подсознание. Но в своих картинах я стремлюсь именно к этому». Запомните еще одно вкусное слово — «перверсия». Некрофилия, самого чистого, самого честного образца. Любовь к мертвой красавице. Любовь порочная, плотская, требующая воскрешения старого милого трупа, загробная, пропитанная сладким духом разложения. Отторгающая, презирающая живую, обыкновенную, теплую, лишенную романтического очарования твердого, жесткого кадавра, бытовую, супружескую.
Ровно полночь, надо спешить, пока не настал час быка. Смотрите вон там, идет хрестоматийно факельная, синематографическая охота на ведьм. Гори колдун! Чтоб кровь твоя закипела в венах, чтоб мясо твое обуглилось, а душу, черти утащили в ад! В грозу, в ненастье! Не бойтесь, малыши, подходите ближе, погрейте руки у костра, возьмите черную, теплую косточку на память. Послушайте меня. Наш друг Роджер настоящий «художник ужасного», преданный классике, преданный готике. В полном согласии с мифологией он использует портрет, как окно в мир духов. Смотрите внимательней, ведь главный герой уже не тот, что раньше, он не принадлежит себе, его место занял прадед, тот колдун, чьи кости вы сжимаете в кулачках и прячете в карманах, вместе с фарфоровыми шариками, монетками, смятыми фантиками и розовой жвачкой. Даже вас, мои хорошие обманул Винсент, вы поверили ему, а ведь это лишь сон во сне, иллюзия, обман, картинка. Но посмотрите, как меняется его лицо. Как его покрывает мертвенная бледность, когда побеждает дух, как подчеркивает свет и тень эти перемены. Посмотрите дети, узнайте, что значит настоящее искусство, как изобретательность при ограниченных возможностях порождает совершенство. Как Хайд сменяет Джекила, благодаря таланту. Вот он иллюзион, вот она магия кино, чистая, абсолютная, почти утраченная в ваш компьютерный век.
Черная ночь, как сердце злодея, как душа чародея. Слышите, как пахнет жасмин в старом саду? Я вижу, вы устали, проголодались, ваши глазки слипаются. Не страшно. Уже все. Вот Дерево всех святых, на нем пока горят огоньки. Мы еще увидимся с вами, со всеми вами. Всегда ваш, всегда ждущий мистер…
3 июля 2014
Много лет прошло с тех пор как в деревне Аркхэм бесследно пропадали люди. Много лет прошло с тех пор как помещика Джозефа Кервена сожгли на костре как колдуна, с тех пор как он проклял на смертном одре жителей деревни. Но имя его не забыто и по сей день.
Во времена прогресса и неверия в Аркхэм приезжают Чарльз Уорд и его жена Анна, которым принадлежит доставшийся по наследству дом. В первые же минуты прибывания в этом Богом забытом месте они понимают что им не рады, более того жители смотрят на добродушного и приветливого Чарльза со страхом и ненавистью. Что все это означает? И что им теперь делать? Чарльз и Анна отправляются в замок…
Сразу должен сказать что фильм этот понравится поклонникам Лавкрафта больше чем поклонникам Эдгара Аллана По. Вы поклонник Винсента Прайса? Посмотрите этот фильм. Если эти имена вам о чем то говорят посмотрите в любом случае, этот фильм весьма хорош.
Сценарий: просто посмотрите на эту графу в описании, и прочитайте предыдущий абзац, улыбаетесь? Ну тогда смотреть стоит. Сценарий хорош, приятен, в меру непредсказуем (никогда не знаешь где находится эта самая мера), и самое главное:«it`s alive» что так редко встретишь в наше время в фильмах ужасов.
Актерская игра: Винсент Прайс. На этом можно было бы закончить, так как это является показателем, но пара слов — она восхитительна. Такие фильмы напоминают мне театральную постановку больше чем собственно фильм. Их приятно смотреть. Их хочется смотреть. Они размеренны, неторопливы, не скучны, не молоды, они просто замечательные. Во многом благодаря актерской игре. К слову в этом фильме Винсенту Прайсу предстояло воплотить в жизнь не только своих персонажей, но и противоборство между Джозефом и Чарльзом, между предком и потомком, противоборство которое стало неизбежным как только Чарльз переступил порог «своего» замка. И Винсенту Прайсу это удалось.
Режиссура: и здесь вновь многие увидят знакомое имя — Роджер Корман. «Роджер Корман — как при небольшом бюджете сделать фильм который запомнится на годы», наверное так должно быть написано в какой-нибудь умной книжке. Это было красиво, интересно, и талантливо. Браво!
Впечатление после просмотра: я не открыл для себя что-то радикально новое, но фильм мне понравился и я получил удовольствие от просмотра, замечательная история о проклятии и колдовстве, о мести и ненависти, о судьбе и человеке в чьих руках она находится…
В заключении хочу добавить что фильм не «ужастик» в современном его понимании, а скорее «экранизированное повествование», замечательно срежиссированное и сыгранное, что весьма характерно для людей которых я посмел упомянуть в этом отзыве.
8 из 10
4 февраля 2014
Меж тем как, противные, быстрой рекою,
Сквозь бледную дверь, за которой Беда,
Выносятся тени и шумной толпою,
Забывши улыбку, хохочут всегда
Эдгар Аллан По
Сняв абсолютно сумасшедший по своей смелости в отношении классики «Ворон», основанный на собственных фантазиях возникших после стихотворения Эдгара Аллана По, Роджер Кормен взялся за новую задачу. Цель была еще более сложной, но амбициозный автор с честью с ней справился.
Мы переносимся в Аркхем. Да-да. На время, нужно позабыть об Эдгаре Аллане По и вспомнить творчество Лавкрафта.
Аркхем, в который приезжает внук Джозефа Кервина, позволяющий чтобы дух дедушки вселился в него. Не знаете Кервина? Так может быть не стоит терять времени на этот фильм? Кервин — это кровавый чернокнижник, маг и хранитель многих тайн. Читайте, лучше Лавкрафта.
Это жесткий мрачный фильм, пронизанный совсем другими нотками, чем прежние работы Кормена.
Разумеется, в главной роли Винсент Прайс. А как можно было без него обойтись. Только вот, перед нами предстает совсем другой актер. Присмотритесь к его мимическим мышцам лица. Они совсем не ухмыляются. А ведь еще совсем недавно, он творил историю своим сарказмом в «Историях страха» и «Вороне».
Но, самый большой интерес роль Прайса представляет тем, что ему приходится играть два образа — внука и деда (вселяющегося в него). Парадоксально, но обе роли сыграны на высочайшем уровне. Никакой халтуры. Так что, не удивляйтесь, если фильм Джонни Деппа (условного наследника Прайса) я буду оценивать куда более строго. Прайс ведь не халтурил в малобюджетных постановках.
Наоборот, его образ старого мага Кервина получился очень точным, искренним и страшным. Хотя, на мой взгляд, конечно интепретация Фуэста «Адский дождь» — посильнее будет. Кстати и Эрнест Боргнайн там, так сыграл Кервина, что вряд ли можно конкуренцию составить ему. Но это уже все сравнения.
А пока остановимся на том, что «Заколдованный замок» — замечательная экранизация Говарда Лавкрафта поставленная Роджером Корменом и усиленная превосходной игрой Винсента Прайса. Прямо хоть на Оскар номинируй. Кстати, а почему не номинировали то?
И еще… Чуть не забыл. Исполнитель небольшой, но важной роли — Лон Чейни младший играет также замечательно. Очень похожий на своего гениального отца, актер выдал превосходную актерскую работу.
В итоге: ну шедевр это. Что можно еще сказать. Прекрасное кино, которое не стареет с годами. Кстати, это фильм не только по Лавкрафту, в конце будет звучать стихотворение Эдгара Аллана По, также вдохновившее Кормена.
10 из 10
11 июня 2013
Рассматриваемый фильм является поистине уникальнейшим подарком для зрителя увлекающегося классическим хоррором, ведь он экранизация сразу двух великих мастеров жанра: Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe) и Говарда Филлипса Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft), ко всему прочему актёры-исполнители тоже весьма знатные люди своей профессии и культовые личности «страшного» кинематографа: Винсент Прайс (Vincent Price) и Лон Чейни мл. (Lon Chaney Jr.). Подобный заманчивый набор сплошь именитых людей сразу в одном произведении найти большая приятная редкость! Кстати, можно припомнить и тогда ещё молодого безвестного Фрэнсиса Форда Копполу (Francis Ford Coppola), ответственного за сценарий…
Режиссёр картины Роджер Корман (Roger Corman) основывает свой сюжет, опираясь на творчество второго упомянутого литературного классика, отдавая фундамент под переложение романа «Дело Чарльза Декстера Уорда» («The Case of Charles Dexter Ward»), где проглядывают многие знаковые моменты порождения фантазии писателя с фигурированием зловещей магической книги Некрономикон, культом ужасных божеств, в том числе упоминание Ктулху и Йог-Сотот. Поэтому для знающих основу весьма приятно встречать знакомые черты, вместе с тем, подвергшиеся видоизменениям, чтоб интриговать неожиданностями. Наследию По досталось совсем мало — цитата в финале, но уверен, что общий дух его творчества прочно впитался в атмосферу картины, производя извечно тёмный ночной готический мир, с непроглядным туманом, пугающим кладбищем, корявыми ветками чёрных деревьев, зловещим замком и раскатами грома с молнией над его древним сводом, выстроенным на проклятой земле, отчего здесь рождаются люди с физическим уродством. Однако если придерживаться сухих исторических фактов, то на тот временной промежуток — как бы это не звучало странным для ушей наших современников — имя Лавкрафта в заглавии было бы медвежьей услугой, а вот «по мотивам Аллана По» приносило благодатные плоды, посему в рекламе один писатель оставался не у дел. Но до поры до времени, поскольку вскоре и его творения получили свою сполна заслуженную толику славы.
Кино строится на одном из самых привлекательных принципов жанра, когда в древний замок, полный тайн и секретов, въезжает приехавший наследник с женой. Оказывается, он как две капли воды похож на предка — великого колдуна, желающего призвать в наш мир Иных богов — демонических созданий! Заселившись, герой истории начинает ощущать пробуждение в себе чужой сущности, того самого мага, попутно выходя из-под его контроля, на пару с обеспокоенной супругой всё больше раскрывая отгадки к наложенному проклятью. Выходит, что и мы зрители, имеем заманчивую возможность погружаться в ход дел, ощущая приближение интригующего финала, расставляющего всё на свои места: дела минувших дней и насущную новую схватку с коварным злом.
Прайсу выпал превосходный шанс сыграть в одной ленте сразу два противоположных амплуа, с которыми он блестяще справляется, в самый короткий миг перехода, показывая противоборствующие различные душевные чувства растерянного запутавшегося наследника Чарльза Уорда и горделивого чернокнижника Джозефа Карвена, живущих в одном теле. Игра сценических метаморфоз поистине достойна самой высокой похвалы за достоверный профессионализм так вживаться в предложенную ипостась, не прибегая к ни какому гриму, а выражая антагонистов лишь одним взглядом, когда точно понятно, кто есть — Зло, а кто — жертва. Чейни мл. не менее хорош, в зловещем образе приспешника своего хозяина, однако он играет второстепенный персонаж, что следует заметить.
Для своего времени начала 60-х фильм достаточно пугающий, ведь каждый кадр здорово полнится мистической аурой, словно витающей в густом дымчатом воздухе, а готический фон лишь усугубляет нужный эффект. К тому же рассказ затрагивает сразу несколько любопытных жанровых тем, как магия, некромантия, переселение душ, физические мутации, мстительные жестокие убийства, противоборство напуганных крестьян и богача-оккультиста, тайные обряды с заклинаниями, вызывающие неведомое чудище!..
Суммарно получается, что для зрителей любящих данный период кинематографа в сечении хоррора на литературной классике с не менее уже классическими актёрами — экранизация всецело заслуживает восхищения и пристального внимания, которой можно простить павильонную съёмку, невыразительный грим и «бескровность» по нынешним меркам, между прочим, к каким её ровнять, явно не надлежит.
Лично же я души не чаю в таких произведениях-путешествиях в мрачные миры, перенесённые со страниц на экран, от мастеров своего загадочного направления, в сопровождении блестящих артистов-проводников.
9 из 10
31 октября 2012
Этот фильм снят по мотивам произведений Говарда Ф. Лавкрафта и Эдгара По. При этом, о словам самого Кормана, от стихотворения По взято название и несколько цитат. И знаете в чем прелесть? Это один из лучших фильмов по Лавкрафту, который я видел.
Конец XVIII века. Жители придуманного Лавкрафтом города Аркхем сжигают местного черного колдуна Джозефа Карвена, который, как ему и полагается, проводил в своём замке зловещие опыты. Но, умирая, Карвен проклял своих палачей и их потомство.
Через 110 лет в город приезжает Чарльз Декстер Вард, наследник Карвена. И сталкивается не только с враждебностью местных жителей, но и мутантами — наглядным доказательством действия проклятия своего деда. Чарльз поселяется в фамильном замке. Находит тайную книгу «Некрономикон», которая открывает двери в мир Ктулху и Йог-Сотота, и вот тут-то гены делают своё дело! Старый Карвен возвращается в новом теле. Добро пожаловать домой…
Главную роль Карвена-Варда исполнил неподражаемый Винсент Прайс. Дополнительные монологи написал Френсис Форд Коппола. Борис Карлофф из-за болезни отклонил предложение Роджера Кормана поработать над картиной, и его достойно заменил Лон Чейни.
Думаю, что этот фильм не раз пересматривал юный Тим Бертон, который замет использует стилистику «Заколдованного замка» в своих страшных историях.
«И путники видят, в том крае туманном,
Сквозь окна, залитые красною мглой,
Огромные формы, в движении странном,
Диктуемом дико звучащей струной.
Меж тем как, противные, быстрой рекою,
Сквозь бледную дверь, за которой Беда,
Выносятся тени и шумной толпою,
Забывши улыбку, хохочут всегда».
10 из 10
30 апреля 2012
Как все предыдущие и последующие проекты режиссера Роджера Кормана, снятые по мотивам Эдгара Аллана По (а в данном конкретном случае еще и Лавкрафта), «Заколдованный замок» несет на себе определенный «отпечаток» легко узнаваемого режиссерского стиля Кормана. Он прежде всего нашел отражение в визуальном ряде картины. Присутствуют и вклейки кадров из других фильмов (некоторые моменты финального пожара), в наличии и зловещий и несопоставимый с изображенным временем портрет хозяина замка. Но есть и свое НО. «Заколдованный замок» сохраняет интерес зрителя ко всему происходящему на протяжении всего полуторачасового хронометража картины (а не только последние 10—20 мин., как частенько бывает у Кормана).
Не обошлось и без досадных сюжетных нелепиц. Я конечно понимаю, что в фильме изображены потомки жителей Аркхэма спустя 110 лет, но они при этом не могут выглядеть один в один как их далекие праотцы. В «Заколдованном замке» мы видим не только одни и те же лица героев, но и те же самые библейские имена. Такой ход выглядит оправданным только в случае главного персонажа — Чарльза Уорда. Стоит внимания весьма неплохой грим «мутантов» Аркхэма — жертв проклятия Кервена. Они выглядят действительно жутковато. Кто-то лишен глаз, кто-то рта, у одного обезображен нос, а другой наделен перепонками на руках.
В «Заколдованном замке» немало узнаваемых, «звездных» лиц. Очень понравился Лон Чейни-младший в роли Саймона. Его персонаж все время появляется на экране настолько неожиданно, что заставляет невольно вздрагивать. Элиша Кук мл. эксплуатирует в фильме все тот-же образ перепуганного выпивохи, который уже был им опробован в «Доме ночных призраков». Игра Винсента Прайса, априори не может вызывать нареканий, но, на мой взгляд, актер выложился далеко не на полную, без особых изысков. Кервен в его исполнении получился не столь харизматичным, как я того ожидал.
Еще в самом начале я обратил внимание на красивую и мелодичную музыку Роналда Стайна. Иначе как «зловещий вальс» ее и не назовешь. Финал получился слегка неожиданным. Прежде всего удивил шикарный пожар, так не похожий на бутафорское пламя Кормана из предыдущих и многих последующих фильмов. Он выглядит очень масштабно. К сожалению, сильно огорчило «содержимое» колодца замка Кервена. Ну и хитрая физиономия Винсента Прайса под занавес придется по душе любителям нестандартных финалов.
«Заколдованный замок» — очередной потенциально успешный фильм Роджера Кормана, который лишний раз доказал, что качественный продукт требует немалых капиталовложений. А отсутствие таковых в состоянии погубить на корню любой, даже самый гениальный фильм.
7 из 10
22 октября 2011
Когда есть талант, в основе сюжета лежит роскошный литературный первоисточник, а в главной роли задействована легенда хоррора, бюджет не очень-то и важен, не правда ли? Роджер Корман, Говард Лавкрафт, Винсент Прайс — этих имен достаточно, чтобы получился фильм, мимо которого не следовало бы проходить ни одному ценителю жанра. Если, конечно, у такового нет предубеждения относительно дешевых лент образца 60-х годов прошлого века, снятых небезызвестной компанией AIP (American International Pictures). В «Заколдованном замке» достаточно пугающих образов, а звуковая «картина» даст фору большинству современных хорроров, больше работая на атмосферу, чем на модные нынче «Бу!». Локации практически безупречны — чистой воды готика! Древний замок, окутанный туманом, маленький городок, на котором лежит печать дьявольского проклятья, старое кладбище, вечные сумерки — словно над Аркхэмом никогда не всходит солнце. Грим неплох и по меркам 2000-х, напряжение растет с каждой минутой, а атмосфера достойна одной из лучших экранизаций Лавкрафта — фильма «Умри, монстр, умри!» авторства все той же AIP. «Заколдованный замок» — настоящая жемчужина старого американского хоррора и одна из лучших режиссерских работ Кормана. Уверен, поклонники Лавкрафта будут в восторге — эта лента на 100% соответствует тому, каким должен быть фильм ужасов, снятый «по мотивам» произведений отца Ктулху и Некрономикона. Одно лишь мне непонятно: какое отношение к этому имеет Эдгар Аллан По, чье имя также заявлено в титрах в качестве первоисточника?..
9 из 10
31 октября 2010
Мастер низкобюджетного кинематографа, постановщик сотен фильмов ужасов, апологет молниеносной съёмки и общепризнанный кузнец кадров Роджер Корман обратился к творчеству Говарда Филлипса Лавкрафта не случайно — по заказу Американ Интернэшнл Пикчерз он снял несколько фильмов, в названии которых фигурировало имя известнейшего американского автора Эдгара Алана По. Благому начинанию сопутствовал успех, и продюсеры решили не останавливаться на достигнутом и продолжить полюбившуюся зрителям серию. Однако, как известно, далеко не все произведения По идеально подходят для переноса на серебряный экран, к тому же, режиссёру хотелось попробовать нечто новое, потому в качестве источника вдохновения был избран другой писатель, чья проза достаточно сильно напоминала творчество классика загадочных историй. Однако здесь не обошлось без коварного подлога — Лавкрафт был не слишком популярен в то время, более того, его рассказы, по единодушному признанию критиков-современников, отличались нелепым стилем, плохим вкусом, вторичностью и прочими недостатками, не позволявшими отнести прозу писателя к серьёзной литературе; кроме того, читать Лавкрафта в ту пору было практически дурным тоном. Наконец, брэнд «подставьте название произведения Эдгара Алана По» был к тому моменту уже серьёзно раскручен. В итоге, повесть «Странное дело Чарльза Декстера Уорда» преобразилась в «Заколдованный замок Эдгара Алана По», несмотря на то, что от цитируемого источника в итоге осталось лишь четверостишье стихотворения. Правда, и «Дело Уорда» претерпело изменения, которые больше сопутствовали бы другой повести Лавкрафта — «Тварь на пороге» без мистического астрального травести, характерного для оригинального произведения. В любом случае, фильм был снят. В нём присутствуют неотъемлемые черты работ Лавкрафта, наподобие чудовищного творения «Некрономикон», идей, касающихся Ктхулху и Йог-Сотота и пр. Тем не менее, на прозу Исследователя Запредельного фильм получился не слишком похожим — однако картина ничуть не напоминает и позднейшие изыски концерна Юзна-Гордон, которые во главу угла ставили расхожее «blood-sex-gore». Творение Кормана активно тяготеет к историям, рассказанным зрителям в период Золотого века расцвета индустрии Ужасов, чем и подкупает в своей основе. Собственно, всё, начиная от стиля повествования, и заканчивая проработкой персонажей здесь архаично до монохромности. При этом, неверно было бы не отметить весьма убедительную, хоть и субъективную манеру съёмки, которая, повторяя схему «подставьте название произведения Эдгара Алана По», была в известной мере уникальна и сыграла не последнюю роль в плане становления жанра.
Итак, Корман, по своему обыкновению, снимает фильм за две недели — скорость невообразимая по нынешним меркам. Многие аспекты того, что он преподносит зрителю, разумеется, выглядят сейчас достаточно смехотворно: особенно раздражает павильонность съёмок, дешевизна декораций и весьма примитивный грим (сцена с «цирком уродцев», к примеру, выглядит крайне малоубедительно), однако на все эти недостатки можно закрыть глаза, если вспомнить о том, что это была первая попытка — и вовсе не неудачная, особенно, по сравнению с позднейшими потугами кинематографистов — ввести творчество Говарда Филлипса в кинематограф. Увы, Лавкрафт так и застрял в низкобюджетном кино, что, вне всяких сомнений, может вызвать лишь сожаление. Но вернёмся к фильму.
Говоря о неоспоримых достоинствах рассматриваемой картины, в первую очередь, необходимо сказать о ни с чем не сравнимой игре Винсента Прайса. Даже если, потакая вкусам критиков, утверждать, что фильм недостоин никакого внимания, следует признать, что именно его работа здесь достойна самых высоких похвал. Ему удалось создать образы двух, совершенно разных, людей. Несмотря на то, что со времён стивенсоновских доктора Джекилла и мистера Хайда, подобные трюки являются весьма ординарной задачей для образованного лицедея, здесь речь идёт о несколько иной ситуации, ибо Прайс раскрывается вне заученных на театральных курсах паттернов, но Играет, действительно здорово и самоотверженно… На его фоне теряются и образы главной героини фильма (ещё одно существенное отличие от рассказов Лакрафта, где женщина никогда не являлась сколько-нибудь заметной фигурой), и зловещий помощник Кёрвена, исполненный знаменитым Человеком-волком Лоном Чейни младшим. Что касается остальных действующих лиц фильма, назвать их запоминающимися можно едва ли — оппоненты зловещего колдуна двухмерны и совершенно нехаризматичны.
В «Заколдованном замке» особую роль играет освещение — Корман применил отточенную на серии фильмов по рассказам Эдгара По технику съёмки, несколько видоизменив свет, что позволило создать весьма устрашающую атмосферу. Этому же эффекту способствует мрачная, несколько вычурная музыка, написанная давним сотрудником режиссёра Рональдом Стайном. В целом же, «Заколдованный замок» собран из множества ставших классическими в фильмах ужасов середины прошлого века приёмов и клише, наподобие конструктора, без особенной изобретательности или новаторства — однако не будем винить за это Роджера Кормана, ибо только так можно было создать этот малобюджетный фильм, ставший первой историей Говарда Филлипса Лакрафта, перенесённой на серебряный экран. Позднее будут сняты «Умри, чудовище, умри» с Борисом Карлоффом, «Проклятие багрового алтаря», где к указанному актёру присоединится ещё один культовый персонаж винтажных фильмов ужасов — Кристофер Ли, а далее бесчисленные «Реаниматоры», «Извне», «Урод в подземелье» с неизменным Джеффри Комбзом, но эти многочисленные кинопроизведения будет преследовать проклятие, подобное тому, что в «Заколдованном замке» накладывает на жителей деревушки Аркхам зловещий Джозеф Кёрвен — всё это дети, появившиеся на свет с некими пороками развития: с невероятно низкими бюджетами, или же порождены они были кинематографистами, лишёнными элементарного чувства меры и вкуса, или создателями, в угоду публике двигавшимися в направлении жанров вовсе чуждых оригинальным произведениям Лавкрафта. Будет ли снято проклятие? Будет ли снята картина, достойная Исследователя Запредельного? Время покажет…
27 сентября 2010
Летняя лунная ночь. Молодая девушка в алой накидке идёт сквозь укутанное синим туманом старое кладбище к мрачному средневековому замку, где её ожидает хозяин поместья Джозеф Кервен и его прекрасная подруга Эсфирь. Никто из них не знает, что к замку уже приближается толпа одержимых жаждой мести местных жителей, уверенных в том, что хозяин проводит за его стенами страшные магические ритуалы. Они силой выволакивают Джозефа Кервена на улицу, привязывают к дереву и сжигают. Перед смертью колдун успевает проклясть потомков своих убийц.
Через сто десять лет в эту местность прибывает Чарльз Декстер Уорд со своей прекрасной женой Анной. Он хочет побывать во владениях далёкого предка, но население деревушки, коротающее свободное время в таверне с говорящим названием «Burning man», ему совсем не радо. Всё дело в том, что добродушный Чарльз как две капли воды похож на сожженного в прошлом веке темного мага… Так начинается фильм ужасов Роджера Кормена «Заколдованный замок».
Винсенту Прайсу в этой картине досталось сразу две роли, которые он исполняет с поражающим воображение мастерством. Чем большей симпатией ты проникаешься к мягкому и добродушному Чарльзу, тем сильнее ненавидишь безжалостного Джозефа Кервена, который пытается завладеть разумом своего потомка. Прайсу с невероятной достоверностью удалось изобразить на экране борьбу двух сознаний за способное вместить их тело. Компанию ему составляют обворожительная Дебра Пейджит и мэтр жанра ужасов Лон Чейни младший.
«Заколдованный замок» стоит посмотреть не только любителям классики ужасов и поклонникам Винсента Прайса, но и всем, кто ценит творчество Тима Бёртона. Посмотрев этот (и не только этот) фильм Роджера Кормена, вы поймете, откуда есть пошла бёртоновская стилистика. Безусловно, на Бёртона повлияло огромное количество представителей волшебного мира кино, но никто из них не может сравниться с великим Винсентом Прайсом.
10 из 10
10 октября 2009