Бессмертная
L'immortelle
7.4
7.2
1963, драма, детектив
Турция, Италия, Франция, 1 ч 41 мин
В ролях: Жак Дониоль-Валькроз, Гуидо Челано, Сезер Сезин, , Белькис Мутлу
и другие
Вы в Стамбуле, вы иностранец, вы заблудились. Неизменная последовательность кадров, разворачивающаяся с каждым новым возвращением к ним, стирает разницу между событием и воспоминанием. Теряется ощущение реальности, странной и беспокойной — начинается раздвоение. Герой уже не уверен, что происходящее ему не снится. Зовут ли девушку Лали, мечеть это или музей мореходства, не померещился ли ему тюльпан на турецком ковре. Есть ли у него служанка? Когда надо — ее нет. Кто этот рыбак на ступеньках, ведущих к морю? Здесь нет рыбака. Где адрес, написанный девушкой на брошенном в траву листке? Какой адрес?
Дополнительные данные
оригинальное название:

Бессмертная

английское название:

L'immortelle

год: 1963
страны:
Турция, Италия, Франция
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Морис Барри
композиторы: , ,
художник: Коннелл Мелиссос
монтаж:
жанры: драма, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 марта 1963 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 41 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, детектив

Видео к фильму «Бессмертная», 1963

Видео: Трейлер (Бессмертная, 1963) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Бессмертная», 1963

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Бессмертная», 1963

Разговор о творчестве Роб-Грийе, будь то сценарные работы или режиссура, невозможен вне контекста «нового романа». Всё, что он создал в кино, напрямую соприкасается с внутренней стороной текстуального эксперимента: нелинейный сюжет, множество культурных реминисценций, повторы одних и тех же сцен с их незначительными вариациями — складывается ощущение что средствами кино, Роб-Грийе преодолевал барьеры сюжетосложения, которые воздвигала перед авангардной литературой её борьба с романом «бальзаковского типа».

Фильмы Роб-Грийе прежде всего создают сюрреальное художественное пространство. В «Мариенбаде» Алена Рене это — пространство сознания. В «Бессмертной», его дебютной режиссерской работе, это нечто среднее между лимбом и комой: состоянием, в которое погружается главный герой, пытаясь воссоздать в памяти мимолетную любовную авантюру. При этом память его настолько изменчива, что рисует прошлое в произвольном порядке: вне всякой хронологии и часто на стыке объективной реальности и субъективного восприятия произошедшего. Сознание героя, в свою очередь, настолько нестабильно, что вносит коррективы в воспоминания, искажает события и образы людей, принимавших в них участие.

Но за внешним формалистским фасадом, сюжет «Бессмертной» вырисовывается предельно четко и легко помещается на ладошку: мужчина встречает женщину, женщина оказывается элитной проституткой; убегая от стамбульской мафии, они попадают в аварию и погибают. That’s all. Всё остальное — нарративные изыски Роб-Грийе, поддающие сомнению простоту вышеизложенного.

Причем изыски эти настолько перетягивают внимание на себя, что последнее, о чем думаешь, так это о сюжете — фильм нарочно рушит всякую повествовательную логику, при это оставаясь безупречным с визионерской точки зрения. Ну и эротизирован конечно запредельно.

9 октября 2021

Ален Роб-Грийе — Бессмертная

Развивая эстетические находки «Мариенбада» и «Приключения» Антониони Ален Роб-Грийе делает необычное для тех лет эстетское кино. На фоне видов не слишком часто попадающего в поле зрения тогдашних киношников величественного Стамбула перед нами разворачивается странная история взаимоотношений одного мужчины с девушкой. Впрочем, поток сознания предлагаемый режиссером более напоминает обрывки памяти лишь формально соответствующие декартовой логике. Проходки по пляжу, видовые изучения красот турецкого мегаполиса, пространные беседы — все это обволакивает и уводит зрителя в туманную и мягкую негу, где нет места для беспокойства и мирской суеты.

Если отнестись к спонтанно возникающим сценам с должным вниманием, то без особого труда мы можем сформулировать свободные ассоциации. Можно наслаждаться идиллическими формулами взаимоотношений мужчины и женщины, настораживаться на вопросе драмы обусловленной внезапным женским исчезновением. В конце концов, так приглянувшаяся всем лелушевская модель любовной истории на фоне музыки Франсиса Лэя и автогонок не безупречна. Мир Роб-Грийе также заслуживает право на существование. Это — мир настороженного одиночества и суетливого поиска потерянного равновесия. Правдиво.

А ведь, никто не воспрещает и наличия другой интерпретации. Возможно тут мы сталкиваемся с импульсами умирающего разума, либо мечущегося после смертельной аварии по городу в поисках покоя, либо попросту отраженного в причудливых лабиринтах неизведанной ноосферы. Могут быть и иные толкования. В конце концов, Роб-Грийе предлагает нам простой информационный код, который совершенно не связан с возможным содержанием. Нарушая академические последовательности французский интеллектуал проявляет недюжинную конкурентоспособность. И это даже при том, что фильм скучен.

7 из 10

27 июня 2015

Ты трубу в моём доме шатала?

Интеллигент француз — сутулый заторможенный мужчинка средних лет с неприятными мешками под глазами проводит относительно безмятежные дни на берегах турецкого Босфора. «Тут откуда ни возьмись…», разыгравшееся либидо, вкупе с дискомфортом от непонятного европейцу образа азиатско-турецкой жизни приводит героя к тому состоянию, о котором можно сказать по-простому: «крыша едет не спеша, тихо шифером шурша». Либидо нашего француза желает найти своё воплощение в симпатичной даме, сочетающей в себе одновременно уютную знакомость Европы с таинственностью непознанной Азии.

И вот такую, скажем прямо незатейливую историю, режиссер пытается отобразить на экране методом, который я бы назвал статичным и манерным. Причем, просто дикое по современным меркам манерничанье, режиссер мнит выдать за глубокомысленность и некую, с привкусом Востока, многозначительность своего экранного повествования.

Не знаю, как это воспринималось в начале 60-х, но сегодня подобный метод подачи материала выглядит довольно забавно. Тем не менее, тщательно подобранные (искусно проработанные) планы позволяют получить немалое эстетическое удовольствие от неторопливого наблюдения за меняющимися картинами данного произведения черно-белого кинематографа.

5 из 10

5 июля 2014

«Вы — в Стамбуле, вы — иностранец, вы заблудились…»

В одном интервью Ален Роб-Грийе очень точно сформулировал вектор своего творчества: «Я не люблю реализм. Это такое успокаивающее видение, которое стремится упорядочить реальность, обустроить ее так, чтоб она стала более приемлемой. На самом-то деле мы живем нереалистично и я каждую секунду раздваиваюсь. Реальность странна и беспокойна. Вы придаете словам «реальность» и «реализм» один и тот же смысл, а я их противопоставляю». Долгое время писатель грезил странным кинопроектом — историей любви мужчины и умершей женщины. И вот однажды история, возникшая в его воображении, окончательно перестала повиноваться реалистическим критериям. Стало возможным выстроить на экране мысленно созданный образ времени и пространства — быть может, фантомно, во сне или памяти — в любых проявлениях жизни чувств, не беспокоясь об абсолютных хронологических связях с происшествиями и причинами. В 1963 году Ален Роб-Грийе снял «Бессмертную». Фильм-подарок для ценителей изысканной по своей красоте эстетики кадра, а также любителей психоделических головоломок, кино-иллюзий и фильмов-перевертышей, суть которых ускользает за поворотом рационального подхода и привычной логики.

Кинематограф — идеальная площадка для игр в псевдореальность. Прекрасная возможность сбить с толку зрителя, выбить почву линейного (прошлое-настоящее-будущее) восприятия, настраивая на параллельность бытия и двойственность событийного ряда, до бесконечности закручивая в монтажную спираль иллюзорную действительность. Атмосфера «Бессмертной» порой очень конкретная, а порой словно окутана дымящимся опиумом. Аудиоряд под стать — сверчки, ветер, колышущий листву на древнем турецком кладбище, скрип полуприкрытых ставен в старых деревянных домах, крики чаек, заунывные восточные мотивы, молитвы муэдзинов на минаретах, шум бьющихся о пристань волн Босфора. Все зыбко, нестабильно, изменчиво, двусмысленно. Вечный и вневременной Стамбул, мошеннически притворяющийся то безусым в своем увлечении европейской модой юнцом, то дряхлым в своем османском консерватизме стариком, в этом смысле просто идеален как фон картины. Поддельные тюрьмы, поддельные украшения, поддельные кладбища, поддельная история. Вне зависимости от эпохи, все повторяется до бесконечности. «Одни и те же образы, которые возвращаются как фетиши или пароли, которые нужно сказать перед тем, как войти во дворец ваших бессонных ночей». Восток, тайна, интимность и альковность, гаремность и «спрятанность» в себе, полупрозрачная вуаль эротизма и миражи памяти. Была девушка или это плод воображения героя? Француженка она или турчанка? Ее зовут Люсиль или все-таки Лали? Хозяйка своих чувств или чья-то собственность? Говорит правду или ее ответы — ложь от первого до последнего слова? Кто она — современная куртизанка, а быть может, пригрезившаяся герою пери из восточных легенд?

Наблюдая за Франсуаз Брион, понимаешь — актриса была выбрана на главную роль не случайно. От непроницаемого взгляда миндалевидных глаз и загадочной полуулыбки до чувственных движений отточенной фигуры, словно вылепленной по подобию архаичных статуэток — невероятно, волнующе красива. Грациозный в своем гибком изгибе тюльпан, эффектно брошенный на восточный ковер — живое и притягательное воплощение женственности и искусительной, но так и непознанной мужчиной тайны. Известный кинокритик Жак Дониоль-Валькроз подобран режиссером на роль главного героя намеренно на контрасте — неброская внешность, рефлексирующий взгляд с оттенком обреченности, сутулые плечи, мешковато сидящий костюм. Мало напоминая традиционного героя-любовника или искателя экзотических приключений, он органично и цельно сыграл в этой истории свою партию — пассивный созерцатель-интеллектуал, завороженно следующий за Ней и тщетно пытающийся разрешить Ее загадку. Формальная логика, терпящая мучительно-сладкое поражение от соблазна иррациональности.

Образ фильма традиционен как для романов, так и фильмов самого Роб-Грийе: кинематографический лабиринт, сновидческие игры со временем и пространством, наслаивание друг на друга похожих и повторяющихся мизансцен и кадров. Засасывающая в свой водоворот ловушка ложной памяти. Кажется, что как зритель ты уже был в этой пространственно-временной точке координат. Казалось бы, все знакомо и узнаваемо…или это не так? Плавный поворот кинокамеры вокруг своей оси — и ты уже не уверен в себе. Деталь прически героини, деталь интерьера, пустая записка, пустая комната — что-то неуловимо меняется, незаметно, но настойчиво сдвигая с привычной точки опоры. Был ты здесь или тебе это только казалось? Все двойственно, эфемерно и фальшиво. В какой-то момент реальное и воображаемое начинают отражаться друг в друге, становясь практически неразличимыми. Возможно ли возращение? Еще один поворот камеры по оси — и вдруг приходит осознание: лабиринт. Но на этот раз не объемно-геометрический, как предыдущий «В прошлом году в Мариенбаде», а сотканный из переплетенных в восточный круговой орнамент арабесок. Виртуозность режиссерского обмана оправдывается целью: создание полифонии смыслов, где центральная роль отводилась бы зрителю, который должен был стать «дешифровшиком», затем «конструктором» произведения, а контакт с аудиторией постепенно приблизился бы к сотворчеству.

Рискните. Поддайтесь гипнозу этого завораживающего фильма. Позвольте ему околдовать вас, но будьте осторожны — не заблудитесь в нем…

18 мая 2014

Женщина. Мужчина. Турция.

«Бессмертная» — пример того, что Искусство вполне тленно и смертно. Фильм, некогда наделавший шума и удостоенный у себя на родине престижной награды, сегодня известен разве что большим фанатам Алена Роб-Грийе и чаще — только по названию. Между тем, эта сложная, тонкая и причудливая картина достойна внимания.

Посмотреть «Иммортель» я решила после удачного знакомства с «В прошлом году в Мариенбаде», где Роб-Грийе выступал сценаристом. Думала, что его режиссерский дебют должен стать еще лучше: есть возможность воплотить все свои замыслы. На деле вышло не совсем так. Как режиссер маэстро вполне вторичен. Всюду чувствуется влияние «Мариенбада»: специфические ракурсы, круговое вращение камеры со сменой мизансцен, многократное повторение эпизодов и т. д. Уровень прототипа и близко не достигнут: нет той законченности, четкости линий, искусственной, но притом совершенной красоты. Подкачал монтаж. Актерская игра — на уровень ниже… Однако гений Грийе-писателя торжествует. При всей своей неторопливости, вязкости и вычурной сложности, фильм от начала до конца держит в напряжении, маня иллюзией смысла, обещая иллюзию разгадки.

Вопреки аннотации, «главным действующим лицом» картины выступает не апатичный иностранец, заблудившийся в Стамбуле (между пластами истин/вымыслов), и даже не таинственная Лáле («тюльпан»), а сама Турция. Черно-белая страна с ее колоритными развалинами, сияющим морем и лаем псов. Волшебный Восток с открыток со знаменитыми (придуманными?) мечетями, замками, гаремами, тайными садами, полными цветов и ароматов, кустарников и тонких струй воды. Древняя обитель султанов, веками писавших одинаковые стихи с одними и теми же одинаковыми образами, возвращающимися, как фетиши или пароли… Лабиринт пыльных, обожженных солнцем улиц, деревянные дома с закрытыми окнами, где спрятаны женщины — одновременно низшие существа и бесы, годные только на то, чтобы заниматься любовью… Бесконечное копошение в руинах, попытки воссоздать (построить?) древнюю Византию. Поддельные тюрьмы, поддельные валы, поддельная история… Милые улыбки и шепотки по углам. Знаете, здесь творятся странные вещи… Похищения, тайные тюрьмы, девушек продают как рабынь… Несчастный случай?.. Мужья-турки очень ревнивы… Впрочем, все это — только плод Вашего воображения… Удивительная и непостижимая, коварная и прекрасная Турция, раз за разом ставящая в тупик пришельца из иного мира. Восхитительная. Смертельно опасная.

8 из 10

* курсив — цитаты из фильма (мерси и светлая память Алену Роб-Грийе)

11 июля 2011

Драма Бессмертная появился на свет в далеком 1963 году, более полувека тому назад, его режиссером является Ален Роб-Грийе. Кто играл в фильме: Жак Дониоль-Валькроз, Гуидо Челано, Сезер Сезин, Ulvi Uraz, Белькис Мутлу, Catherine Blisson, Катрин Роб-Грийе, Айфер Ферай, Нури Генк, Вахи Оз, Осман Тюркоглу, Осман Алянак, Нечдет Махфи Айрал, Фаик Коскун, Asim Nipton.

Производство стран Турция, Италия и Франция. Бессмертная — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.