Степь
La steppa
6.4
1962, драма, приключения, семейный
Италия, Франция, Югославия, 1 ч 40 мин
В ролях: Шарль Ванель, Даниэль Спалонне, Перо Квргич, Мишель Байли, Милан Босильчич
и другие
Вдова коллежского секретаря, решает отдать своего девятилетнего сына Егора в гимназию. Он отправляется в другой город вместе с попутчиками: дядей Иван Ивановичем и священником отцом Христофором. Им предстоит утомительное, но полное приключений путешествие через бескрайние степные просторы.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Степь

английское название:

La steppa

год: 1962
страны:
Италия, Франция, Югославия
слоган: «From the fiery genius of Chekhov, a story of restless youth...and violent passion»
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсер:
видеооператор: Энцо Серафин
композитор:
художники: Александр Милович, Данило Донати, Луиджи Скаччаноче
монтаж:
жанры: драма, приключения, семейный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 17 января 1963 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, приключения, семейный

Постеры фильма «Степь», 1962

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Степь», 1962

Степь (La steppa, 1962)

«Звезды горят над безлюдной землею,

Царственно блещет святое созвездие Пса:

Вдруг потемнело — и огненно-красной змеею,

Кто-то прорезал над темной землей небеса.

Путник, не бойся! В степи есть чудесного много.

Это не вихри, а джинны тревожат её,

Это архангел, слуга милосердного бога,

В демонов ночи метнул золотое копьё.»

(Иван Бунин)

Из N, уездного города Z-ой губернии, ранним июльским утром выехала, и с грохотом покатила по почтовому тракту безрессорная, обшарпанная бричка, одна из тех допотопных бричек, на которых ездят теперь по Руси только купеческие приказчики, гуртовщики, да небогатые священники. В брички сидело двое N-ских обывателей. N-ский купец Иван Иванович Кузьмичов, и другой — отец Христофор Сирийский, настоятель N-ской Николаевской церкви. Кроме только что описанных двух, и кучера Дениски, в бричке находился еще один пассажир — мальчик лет девяти, с темным от загара, и мокрым от слез лицом. Это был Егорушка, племянник Кузьмичова. С разрешения дяди, и с благословления о. Христофора, он ехал поступать в гимназию. Его мамаша, Ольга Ивановна, вдова коллежского секретаря, и родная сестра Кузьмичова, умолила своего брата, ехавшего продавать шерсть, взять с собой Егорушку, и отдать его в гимназию.

Так начинается повесть Чехова, по которой снят фильм. Маленький мальчик, едет в другой город, поступать в гимназию. На бричке, потом на возах через степь. Путешествие начнется со слёз, но вскоре, Егора захватит дорога. Он будет жадно смотреть по сторонам, вслушиваться в разговоры и рассказы взрослых: попутчиков, евреев на постоялом дворе, возчиков. Узнает много нового, сделает первые шаги к тому, чтобы стать взрослым. Итальянский режиссер Альберто Латтуада, неоднократно обращался к русской классике. Кроме «Степи», он экранизировал «Шинель» (Il capotto,1947) Гоголя, в 1958 снял «Бурю» (La tempesta) по «Капитанской дочке» Пушкина, а в 1975 — «Собачье сердце» (Cuore di cane) по Булгакову. Фильм «Степь» — совместный, поэтому, актерский состав — чрезвычайно пестрый. Здесь есть французы, итальянцы, югославы. Причем, актеры — отменные. В роли Ивана Кузьмичова — югослав Павло Вуйсич. Отец Христофор — француз Шарль Ванель, в роли графини Драницкой, засветилась Марина Влади. Люба Тадич, сыграл Емельяна. Эпизодическую роль умершей бабушки Егора, исполнила Марианн Лейбль. Актеры на роли «второго плана» — итальянцы и югославы. Большая часть фильма также снята в Югославии.

Каждый раз, когда смотришь русскую классику, в западной экранизации, боишься увидеть «развесистую клюкву». В случае Латтуада, опасения напрасны. Ему не понадобилось ни переносить действие фильма в Италию, ни осовременивать или менять сюжет. Разве что, некоторые персонажи, преломившись в воображении режиссера, стали более рельефными. Кузьмичов — напористее, резче, чем у Чехова, лишился соломенной шляпы и очков, зато приобрел папаху. Один короткий эпизод на постоялом дворе, связанный в книге с Варламовым, перешел к нему. Отец Христофор, стал менее разговорчив. В фильме это не любитель порассуждать, а очень добрый, и глубоко религиозный старик. Егорушка (Даниэль Спаллоне), получил вместо красной рубахи — белую, а вдобавок — щегольскую, расшитую узорами безрукавочку. Да второстепенный персонаж Стёпка, превратился из 18-летнего парня, в мужчину средних лет, с обозначившейся залысиной. Вот и все режиссерские «вольности». Позволительно ли что то домысливать в классике? — А почему нет? Простой перенос текста на экран, как правило, ничего не дает. В этом случае вас, чаще всего, ожидают «говорящие головы». Бесцветное и скучное кино, которое можно вообще не смотреть, а только слушать, как радиопередачу.

Фильм убеждает искренностью исполнения, некой «подлинностью». Подкупает тем. что это самая первая экранизация. А еще тем, что режиссеру удалось взглянуть на все «изнутри» — глазами Егора. Зримо и убедительно показать, как это: во все глаза смотреть на ночное небо, и с замиранием сердца слушать страшные истории, выкупаться в реке, поглазеть на праздник. Приятно, что благодаря усилиям актеров, режиссера, оператора и композитора, будничная поездка, обернулась маленьким чудом, а проезд по ночной степи, и гроза, вышли именно захватывающе-таинственными. А главное, в фильме все время присутствует еще один персонаж — степь. Жаркое солнечно-зелено-голубое марево, с запахом трав и цветов, пением птиц и кузнечиков. Бескрайняя степь, увиденная глазами ребенка. Иногда — невыразимо прекрасная, подчас — темная, зловещая, пугающая. Трудно поверить, не видя фильм, но итальянцу Латтуада, каким то чудом удалось перенести на экран непередаваемое: частичку давно ушедшего мира. Атмосферу русской степи, и русских людей конца ХIX века, с их немудреными радостями, горем, с их фатализмом и верой в судьбу. И вдвойне приятно, что все снято не в павильонах, а на натуре. Одним словом, вас ждет самобытный, красивый и яркий, удивительно «вкусный» фильм, с своеобразной, терпкой, будоражащей воображение музыкой. В «Степи» в равной мере чувствуются правдоподобие, и изящество, определенное эстетикой режиссера. И поскольку сравнение неизбежно, скажу, что эта экранизация, показалась мне интереснее, версии Сергея Бондарчука.

Язык просмотра — итальянский. В разное время отсмотрены два варианта. 1) Советская прокатная копия — по итальянски, с русским дикторским переводом — в кинотеатре и по ТВ; и 2) на видео, также по итальянски, с немецкими титрами. Рискну посоветовать: если возможно, посмотрите «Степь» на большом экране. В фильме преобладают естественные цвета. При всей яркости, краски чуть приглушенные, много общих планов. В кинотеатре «Степь» производит неизгладимое впечатление, на видео — не столь яркое.

9 из 10

4 ноября 2012

Драма Степь появился на свет в далеком 1962 году, более полувека тому назад, его режиссером является Альберто Латтуада. Кто играл в фильме: Шарль Ванель, Даниэль Спалонне, Перо Квргич, Мишель Байли, Милан Босильчич, Лилиана Крстич, Марианне Лайбль, Милорад Мажич, Наташа Петрова, Хермина Пипинич, Петар Прличко, Паоло Стоппа, Мира Ступица, Алёнка Ранчич, Йован Яницевич.

Производство стран Италия, Франция и Югославия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.