Рейтинг фильма | |
![]() |
6.7 |
![]() |
6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Монета |
год: | 1962 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Александр Алов, Владимир Наумов |
сценаристы: | Александр Алов, Владимир Наумов, Альберт Мальц |
видеооператор: | Анатолий Кузнецов |
композитор: | Николай Каретников |
художник: | Абрам Фрейдин |
монтаж: | Раиса Новикова |
жанр: | драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
25 ноября 1962 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 32 мин |
Фильм снят по рассказам Альберта Мальца. Состоит из трёх новелл, действие каждой из которых разворачивается в Америке 30-х годов. В период, когда тысячи людей, ещё недавно таких благополучных, вдруг остались без средств к существованию. По улицам бродят прилично одетые господа, в глазах которых светится страх, отчаяние и голод. Одна беда объединяет героев трёх разных историй.
Нищета разлагает душу незаметно и быстро. Раздумывать некогда, и то, что вчера казалось безнравственным, унизительным, безрассудным, сегодня становится обыденным. Думаешь, что отступаешь от своих принципов на время. Выберешься из нищеты и снова станешь таким, каким был когда-то.
Героями двух историй становятся дети. В первой отец втягивает в аферу своего сына. И хотя старший уверяет младшего, что нарушают правила они только сейчас и только в силу сложившихся обстоятельств, для младшего граница между 'можно' и 'нельзя' почти стёрта.
А во второй новелле мальчишка пытается отстоять свои права на ещё не вытащенную из канализации монетку. Он увидел её первым, но тут подскочил какой-то старый господин и тоже решил поучаствовать в вытаскивании драгоценных 50 центов. Борьба началась нешуточная. Настойчивость пожилого человека было нелегко сломить. Ни пинки, ни камни, ни возмущение не помогали. Но всего одна жестокая фраза, вылетевшая из уст ребёнка, заставила деда уйти.
Фильм чёрно-белый, героев мало, события разворачиваются в одних и тех же декорациях, но от происходящего не оторваться. Уж очень здорово играют актёры. Жесты, мимика, движения, интонация, взгляды - всё раскрывает глубину характера персонажей.
Очень хорошо вжились в роли дети. Эпизод, когда мальчишка изображает рыдания по заказу, особенно хорош. 'Вот как потом верить людям!?' - пронеслось у меня в голове.
А ещё подумалось о том, как бы оценили эту картину американцы. Нам-то известно, что они снимать про русских совершенно не умеют.
Интересно, насколько точно сумели изобразить их быт и характеры мы?
6 февраля 2023
Случайность ли? В 1962 г. вышли сразу два фильма об американской жизни. Оба сняты классиками отечественной режиссуры. Оба по рассказам американских писателей. Оба в формате трилогии. Только один из них — «Деловые люди» — до сих пор пользуется любовью и успехом у зрителей, а другой — «Монета» — остался практически невостребованным.
И неужели дело лишь в жанре? Комедия, тем более мастерски сделанная, всегда любима зрителем, а «Монета» — драма о Великой Депрессии. Актёрский состав превосходный (Попов, Гарин, Плятт, Глеб Стриженов), стиль выдержан, достойная операторская работа, качественный сценарий… Чего же не хватило для полноценного художественного произведения? На мой взгляд, авторы пережали с драматизмом. Не то чтобы его излишне много, а он, как бы это точнее выразиться, слишком монотонен. Вторая новелла, о борьбе уличного мальчишки и старика за монету, удалась больше других: и динамика есть, и Эраст Гарин привнёс комедийно-гротесковые ноты в беспросветный драматический сумрак. А вот первая и третья слишком затянуты и угрюмы; ближе к концу невольно возникает вопрос: «Ну когда же уже наконец?..» Если бы не блестящая актёрская игра, смотреть было бы совсем кисло.
Думаю, на таком материале и при таких исходных данных КПД мог быть гораздо выше. Поэтому — с учётом отличных актёрских работ, в том числе детских -
7 из 10.
21 сентября 2011