Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гусарская баллада |
год: | 1962 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Эльдар Рязанов |
сценаристы: | Александр Гладков, Эльдар Рязанов |
продюсер: | Валентин Маслов |
видеооператор: | Леонид Крайненков |
композитор: | Тихон Хренников |
художники: | Михаил Богданов, Геннадий Мясников, Ольга Кручинина |
монтаж: | Екатерина Овсянникова |
жанры: | комедия, мюзикл, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 сентября 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Буквально пара слов об этом чуде. Фильм похож на экранизацию диснейского мультфильма. И в этом смысле даст фору многим современным проектам. Да, тут нет реалистичности, нет антивоенного контекста, нет темы крепостного права, то есть всего того, что ожидаешь от военно-исторического проекта. И всё равно прекрасно. Я не любитель романтических комедий, но «Баллада» порадовала. Тем более, что это скорее героическая комедия, а роман легкий и ненавязчивый.
Еще раз отмечу эстетику. Художники постарались на славу, это как живой высокобюджетный мульт. Даже сейчас смотрится прекрасно. Драки тоже, разумеется, бутафорские и без крови, но поставлены очень прилично, как фехтование, так и акробатика. Но главное тут конечно не бои, а то, как Азарова морочит голову солдафонам. Конечно, сразу видно, что она девушка, но и Кларк Кент без очков тоже не сильно меняется. Подобные условности вполне допустимы, тем более в комедии.
Героиня просто прекрасна. Редко можно увидеть настолько милые черты. А главное, она полностью реализовала образ дерзкой и ловкой дворянки, которая даст фору многим парням. Особенно угарно, когда она накидалась шампанским и бесилась, видя флирт Ржевского с другой женщиной. Но и в серьезных моментах она тоже смотрится отлично. Хотя образ персонажа, возможно, навеян Джоанной из «Черной стрелы», и не является абсолютно уникальным.
В общем и целом, прекрасная работа. Что общеизвестно, впрочем. Получше многих современных голливудских, хотя я не отношусь к фанатам всего советского.
9 из 10
1 февраля 2020
Кино-водевиль «гусарская баллада» — это блестящая и тонкая сатира на всю геральдическую колониальную знать и разоблачительный памфлет на военно-патриотические мифы. Все гротескные персонажи являются носителями важной исторической информации — правдивых фактов о том, что действительно происходило и кто с кем воевал. «Французский» генерал Дюсьер в серебряных юнкерских эполетах командует солдатами в форме «красной машины», а славные гусары — защитники отечества пьют и гуляют с певичками в форме шведских полтавчан. Граф Нулин — типичный прусский помещик, картавящий на манер парижан-рижан, а фельдмаршал Кутузов — типичный пиратский наместник, озабоченный снабжением своей свиты и парадно-дворцовыми церемониями, чем какими-то оборонно-боевыми проблемами.
Все гусарские атаки похожи скорее на охотничьи развлечения феодалов, чем на боевые действия между врагами. А слуги господ из лакейских камзолов-мундиров переодеваются в лесных разбойников-каторжан и страхуют своих хозяев в их внутренних играх-разборках. И список зашифрованных в картине исторических фактов и отсылок этим не исчерпывается. Любой внимательный трезвомыслящий зритель — любитель нашего русского старого кино. сможет прочитать много интересного с точки зрения исторической правды, чего не найдешь в официальной историографии.
23 января 2020
Кино-водевиль «гусарская баллада» — это блестящая и тонкая сатира на всю геральдическую колониальную знать и разоблачительный памфлет на военно-патриотические мифы. Все гротескные персонажи являются носителями важной исторической информации — правдивых фактов о том, что действительно происходило и кто с кем воевал. «Французский» генерал Дюсьер в серебряных юнкерских эполетах командует солдатами в форме «красной машины», а славные гусары — защитники отечества пьют и гуляют с певичками в форме шведских полтавчан. Граф Нулин — типичный прусский помещик, картавящий на манер парижан-рижан, а фельдмаршал Кутузов — типичный пиратский наместник, озабоченный снабжением своей свиты и парадно-дворцовыми церемониями, чем какими-то оборонно-боевыми проблемами.
Все гусарские атаки похожи скорее на охотничьи развлечения феодалов, чем на боевые действия между врагами. А слуги господ из лакейских камзолов-мундиров переодеваются в лесных разбойников-каторжан и страхуют своих хозяев в их внутренних играх-разборках. И список зашифрованных в картине исторических фактов и отсылок этим не исчерпывается. Любой внимательный трезвомыслящий зритель — любитель нашего русского старого кино. сможет прочитать много интересного с точки зрения исторической правды, чего не найдешь ни в одном официальном документе или учебнике.
14 января 2020
Следует сказать, что в детстве мне этот фильм нравился. По той причине, что ничего другого про войну 1812 года просто не было. Не в почете была тогда эта война, как впрочем и вся дореволюционная история. Вспоминается разве что «Война и мир», фильм настолько занудный, что даже взрослым тяжело смотреть. А в «Гусарской балладе» наоборот, все очень красочно, весело, ну а то, что костюмы бутафорские или стихи корявые, так дети этого не заметят. Но, по мере взросления, у меня (как и у любого человека с нормальным воспитанием) стали вызывать неприязнь герои, переодевающиеся в одежду другого пола. Будь то шахматная принцесса из «Веселых сновидений» или «тетушка из Бразилии». Окончательно мое отношение к этому фильму оформилось, когда узнал, кто же был реальным прототипом главной героини.
А была эта некая Н. Дурова с весьма бурной биографией. Читаем: «Мать, страстно желавшая иметь сына, возненавидела свою дочь. И однажды, когда Надежда в возрасте одного года долго плакала в карете, она выхватила её из рук няни и выбросила в окно. Окровавленного младенца подобрали гусары». Какие там могли быть нарушения психики после удара головой в младенческом возрасте, остается только догадываться. Далее эти же гусары ее и воспитывали, естественно, как мальчика. Причем столь успешно, что попытка впоследствии выдать ее замуж окончилась провалом — сразу после рождения сына она бросила семью и вновь пошла в армию.
А вот некоторые нелицеприятные подробности: «Однажды сын прислал ей письмо, спрашивая её благословения на брак. Увидев обращение «маменька», она, не читая, бросила письмо в огонь. И только после того, как сын прислал письмо с просьбой к Александру Андреевичу, она написала «благословляю».
Ну и финал вполне закономерен — Н. Дурова завещала после смерти отпевать себя как мужчину, так что священник на похоронах оказался в очень затруднительном положении. Как видим, личность весьма неоднозначная, так что фильм после этого получается с душком, даже если это всего лишь комедия. Для нормальных людей, разумеется, я не имею в виду каких-нибудь ЛГБТ-фанов. Чтобы уменьшить неприязнь к подобным героям, авторы фильмов используют стандартный прием — героини у них якобы ведут двойную жизнь и вполне могут выглядеть милой девушкой. Это, конечно же, абсурд. В реальности (как у нас, так и за границей) это были страшные тетки, которых никак нельзя было принять за женщину, даже если нарядить в женское платье. Ни о какой любви к противоположному полу с их стороны, разумеется, и речи быть не могло.
Часто приходится слышать мнение, что существовавший у нас после 1917 года режим и современное западное «общество потребления» — это два вида психически больных людей. Которые, фактически, одного поля ягоды. В подтверждение этого, приводится «сладкая парочка»: американская Мулан и наш «корнет Азаров» (и другие фильмы аналогичной тематики). Ну а дальше вы будете долго смеяться. Уже в конце 70-х годов СССР и США стали испытывать большие проблемы с комплектованием армии. Поскольку детей с каждым годом рождалось все меньше (не обеспечивая даже простого воспроизводства трудоспособного населения). Две «сверхдержавы» демонстрировали на экранах мужиковатых теток (желая за счет них пополнить армию?) и достукались до того, что в армии стало просто некому служить! Это какой-то анекдот!
Неудивительно, если бурные потоки мигрантов, заполнившие эти страны, в будущем смогут их захватить без всякого ПРО или ядерного оружия. Да что там, уже сейчас, будучи в меньшинстве (пока) они агрессивно навязывают свои взгляды. В сравнении с которыми, положение женщины в христианском средневековье покажется просто раем. Там хотя бы не было многоженства и женщин не заставляли закрывать лица.
Кстати, интересно, как же всплыла эта история, по которой Рязанов снял фильм. Н. Дурова довольно долго прожила, когда окружающие уже знали кто она такая, и никаких притеснений в связи с этим не испытывала. Никто не мешал ей ходить в мужской одежде или публиковать свои книжки на эту тему. Но и никто ею не восхищался, и вряд ли тогда нашлась хоть одна женщина, желающая быть на нее похожей (так и должно быть в нормальном обществе, где ЛГБТ- сообщество почти отсутствует — подобную публику просто игнорируют). И уж тем более, никто не посвящал ей хвалебные поэмы. Разве что революционер Пушкин оставил пару положительных отзывов на страницах одного журнала, являющегося рассадником подобных идей (что женщина должна наравне с мужиками бороться с «проклятым царизмом»). И только в 1940 году, в стране с совершенно другими ценностями, появилась о ней хвалебная ода в стиле Демьяна Бедного, которую потом широко «раскрутили». Вот и делайте выводы.
Только за то, что данный фильм был фактически единственным об этой войне (отыскать другие в эпоху отсутствия интернета было затруднительно)
3 из 10
20 ноября 2015
В кинематографическую зрелость Советского Союза, казалось, каждый второй фильм был музыкальным. До индийских обязательных танцев на каждой полянке или до многоуровневых голливудских мюзиклов, разумеется, дело не доходило, но, если не музыкальные эпизоды, то отдельные песни, как правило, переживали уходящие в закат картины. Кому-то нравились псевдоевропейские д’Артаньяны и Дульсинеи Тобосские, кому-то экранизации оперетт вроде «Принцессы цирка», большинство же не имело ничего против легкосюжетных «Карнавальной ночи» или «Иронии судьбы». Последним присваивался статус новогодних и гарантировался ежегодный показ по единственным телеканалам.
«Гусарская баллада» Эльдара Рязанова, хоть формально и выпущена к 150-летней годовщине Отечественной войны с Наполеоном Бонапартом, обладала всеми признаками новогоднего кино. Снег в наличии, розовое шампанское в фужерах, маскарад и ёлки, за которыми таились то партизаны Давыда Васильева, то недомороженные конники Мюрата. И песенка, под которую знатно водить хороводы с повышением градуса, имелась — «Давным-давно». А некоторый исторический флёр вполне заменял привычные картонные домики данного жанра. Да и Снегурочка вышла на зависть всем женским персонажам.
Неопытная в личных и кинематографических отношениях Лариса Голубкина отчаянно бросилась в омут водевильных страстей. Театр разрешает быть робкими Золушками опытным матронам, но в данном случае дымка допущения была полупрозрачной. И поверить в неопознанность кавалерист-девицы при желании можно, а уж сами ситуации музыкальной войны и вовсе не вызывают стремления анализировать их на реальность. Усы Ржевского, кудри Шурочки, что еще нужно, чтобы достойно встретить картину. А её народ принял безоговорочно, чему свидетельствует возведение героя в завсегдатаи анекдотов. До скабрезного поручика такое удавалось лишь Василию Ивановичу с Петькой, после — всего одному изворотливому штандартенфюреру.
«Гусарскую балладу» незачем смотреть от начала и до конца. Включить фильм на любой минуте — значит, гарантированно обеспечить себе смакование выдержанного визуального коньяка. Великосветский троллинг самовлюбленного гусара, лихой галоп по бескрайним полям, задиристые инсценировки дуэлей, издевательский гогот сослуживцев фоном к обескураженному Ржевскому — каждый момент заряжает позитивом, несравнимым с эффектом от потуг современных новогодних мюзиклов с Веркой Сердючкой, Филиппом Киркоровым и прочих Коль Басковых.
Как и положено знаковой картине, «Гусарская баллада» за долгие годы обросла ворохом легенд, мифов и сказаний. Ходят слухи, что автор либретто, сценарист Александр Гладков присвоил текст безвестного однокамерника, сгинувшего в водовороте сталинских репрессий. Поговаривают, что Лариса Голубкина так повредила ногу, прыгая с балюстрады, что пришлось мучиться всю жизнь. Ради участия Игоря Ильинского приходилось оставлять с носом седовласый худсовет. Павлоград, Ржев, Долгопрудный, Гродно и Мариуполь спорят за место жительства Дмитрия Ржевского, периодически устанавливая соответствующие памятники. Выходят книги, фильмы и фанфики, продолжающие тему похождений главных героев. Вдалеке просматривается приближающаяся очередь на беспощадный ремейк.
Коль пунша пламенем лиловым
Все вновь вокруг, все вновь вокруг озарено,
Припев любимый грянет снова:
Давным-давно, давным-давно, давным-давно (из неиспользованного в фильме).
30 августа 2014
Всё началось с того, что драматург Александр Гладков написал комедию «Питомцы славы» о том, как молодая предприимчивая дворянка в 1812 году отправилась бить французов. Написал он её в стихах, и довольно корявых, в духе Грибоедова, но сильно отдающих Демьяном Бедным. Однако трудно даже выразить словами, насколько его пьеса пришлась ко двору — ведь шёл 1941 год! Комедия мигом стала популярной, ей простили все косяки (и жалкие рифмы — «граф-прав» повторяется много раз, и дурацкие фразы вроде «Я нем, как печка», и даже слизанный с «Золотого телёнка» эпизод, где Сальгари выдаёт Азарову за неожиданно встреченного брата), а автор даже удостоился Сталинской премии. Это, однако, не помешало через несколько лет упечь его в лагеря за хранение антисоветчины, но главное случилось: пьеса выстрелила и прославила создателя.
В начале шестидесятых годов Эльдар Рязанов сделал из этой комедии фильм, который до сих пор считается художественным.
Ныне признанный классиком и увенчанный лаврами режиссёр тогда находился в не самом приятном положении. После удачной «Карнавальной ночи» он успел подмочить себе репутацию «Девушкой без адреса» и пролететь с фантастическим кинокомиксом «Человек ниоткуда». Экранизировать успешную пьесу — ход беспроигрышный. Хотя бы с драматургической основой меньше хлопот. Более того, к «Питомцам» уже была написана неплохая музыка. Ещё один плюс — конъюнктура рынка. Лёгкое приключенческое кино со скачками, перестрелками и остановкой карет в Союзе не делалось, но спрос на такие фильмы был. Народ валом валил на французский псевдоисторический экшн с Жаном Марэ (вроде «Тайн Бургундского двора»). Так что наш ответ студии «Gaumont» был обречён если не на успех, то на внимание.
Теперь сделаем пару шагов назад — к обучению Рязанова во ВГИКе. Первый курс вёл великий Эйзенштейн, и за режиссуру он влепил будущему классику тройбан.
И этот самый тройбан тут проявился во всей красе. Насколько Рязанову удалось вытянуть неблагодарный жанр ревю в «Карнавальной ночи», настолько он слил «Гусарскую балладу». Трудно даже сказать, что в фильме особенно плохо, потому что плохо в нём всё.
Повергает в ужас уже самый кастинг. Переодевание девушки в юношу — трюк очень условный, который легко провернуть на сцене (там условно всё), но не в натуралистичном кино. Тут важен этот самый, как говорится, реализм! И что? Разве Голубкина хоть чем-то напоминает семнадцатилетнего юношу? По пьесе подразумевается увлечение Шуры Азаровой спортом. На экране же действует что-то такое неуклюжее, что порой неловко и смотреть. Одним из козырей актёрского ансамбля «Баллады» был Кутузов в исполнении Игоря Ильинского. За эту кандидатуру Эльдар Александрович, согласно легенде, даже сцепился с худсоветом. За что же он боролся? Непонятно, потому что в кадре мы видим всё того же товарища Огурцова, только с повязкой на глазу. На таком фоне более-менее вжившийся в водевильное пространство Юрий Яковлев в шкуре поручика Ржевского смотрится не так уж плохо.
Хотя оператор фильма, ведомый Рязановым, приложил максимум усилий к тому, чтобы фильм смотрелся плохо. Все сцены — от балов до драк — сняты уныло и, что называется, с пуза. Масла в огонь подлили художники, сшившие нелепые бутафорские костюмы — не всякий ТЮЗ может похвастаться такими!
Но главный убийца фильма — конечно, сам Рязанов. Он не только допустил это безобразие. Он его усугубил чудесами своей постановки. Сесть и посмотреть «Балладу» от начала до конца довольно трудно. Темпоритм выбран тягучий и назойливый, как жужжание осенней мухи. Нудные и неестественные диалоги персонажей (стоит ли говорить, как фальшиво звучат стихи) сменяются не менее нудным экшеном. Возьмём пример. Азарова сидит на дереве и наблюдает за возком, захваченной французами. Возок неспешно подкатывается под героиню, та грузно сигает на крышу транспортного средства. Французы впадают в оцепенение и спокойно ждут, пока псевдокорнет их перестреляет. Убив негодяев, Азарова берёт вожжи в руки, и начинается захватывающая погоня — сани против толпы пеших зуавов. Да… Жан Марэ, несмотря на свой солидный возраст, выполнял трюки с большим задором и качеством. Далеко Куцему до зайца.
Ещё момент: за вышеописанный подвиг героиня удостаивается благодарности фокусника Никифорова, оказавшегося в возке (опять тот же актёр, что и в «Карнавальной ночи»). При этом благодарность выражается в форме поцелуя — и подобных перверсий в фильме немало.
«Вот так компот!» — восклицает поручик Ржевский. Происхождение этой фразы темно и непонятно: очередная ли это гладковская острота или же банальное незнание истории. Из «Баллады» у Рязанова как раз и получился компот: мутное общепитовское варево, лишённое вкуса и аромата.
Тем не менее, фильм ждал оглушительный успех. Поручик Ржевский в момент стал героем анекдотов (вслед за Чапаевым и предваряя Штирлица). Фильм вошёл в золотой фонд нашего кинематографа, и с тех пор его художественные достоинства даже не обсуждаются.
А надо бы.
1 из 10
28 мая 2010
«Гусарская баллада» — один из самых любимых фильмов моей семьи. И, надеюсь, не только моей. О чём же фильм? О войне 1812 года? Не только о ней. Да, действие разворачивается на фоне одного из самых примечательных событий истории нашей Родины, но не в этом суть. Фильм-то о любви и дружбе, о превратностях судьбы, да и о характере русского народа.
Поскольку «Гусарская баллада» — комедия, то юмора в ней, хоть отбавляй! Комична и сама разыгрываемая ситуация. Главная героиня, Шурочка Азарова, решила блеснуть на балу в маскарадном костюме гусара и по нелепой случайности попалась в нём на глаза к своему жениху, бравому поручику Ржевскому. По незнанию своему, Ржевский принял Шурочку за настоящего гусара… и вот тут и началась полнейшая неразбериха в их отношениях. Шурочка под личиной своего «кузена» привлекает Ржевского больше, чем обыкновенная светская барышня. Оно и не удивительно — воспитанная двумя старыми вояками, Шурочка при полном гусарском обмундировании чувствует себя комфортнее, чем в розовом платьице с рюшами. Ржевского откровенно раздражает навязчивое и неестественное поведение «наречённой», поэтому ему куда приятнее общаться с «корнетом Азаровым», которому он «как брату верит».
Даже на войне не Шурочка не прекращает маскарада. С одной строны это вполне понятно — в то время женщины категорически не допускались к службе в армии. Недаром Кутузов хотел уволить Шурочку из армии только за то, что она — женщина. Но с другой стороны, оборонённое напоминание Шурочки о себе самой, то бишь «о кузине» стало причиной крупной ссоры с завравшимся Ржевским, которому только и надо, что выглядеть солиднее в глазах товарищей. Масла в огонь подливает и безбожный флирт Ржевского в мадемуазель Жермон. Шурочка отчаянно ревнует, и эта ревность едва не доводит её до дуэли с женихом.
Стоит ли говорить, что в комедии наглядно показаны одни из самых замечательных качеств русских людей: истинный патриотизм («За Родину готовы умереть. Счастливей под луною доли нет, чем смерть за Родину, не прада ли, корнет?»), милосердие к поверженному врагу («Я дал ему свой полушубок»), да и чего греха таить, кое-какие прославленные вредные привычки («Опять штабной? Прислали б водки лучше»). Всё это так нам, зрителям знакомо. Но не мешает напомнить лишний раз.
Весёлый, патриотичный водевиль, который можно смотреть хоть каждый день. Он учит нас быть смелыми, уверенными в себе, милосердными, а также верить в друзей. Жаль, что подобных фильмов больше не делают в наше время.
«Ведёт нас жизнь дорогой длинной,
Смеяться, плакать, иль не плакать — всё равно,
Когда звучит припев старинный:
Давным — давно, давным — давно, давным — давно».
9 из 10
9 октября 2009
Была на самом деле такая женщина, кавалерист-девица Дурова (на самом деле не девица, а очень даже мать семейства), со смещенной, как принято сейчас говорить, гендерной идентичностью. Шурочка Азарова, правда, мужчиной себя никогда не считала.
Фильм при всех своих недостатках (ненатуральные боевые сцены, например), очень хорош. Во-первых, стихотворный текст настолько естественен, что почти не ощущается — диалоги очень живые и запоминающиеся. Во-вторых, главная героиня, хотя на мальчика похожа мало, все же прелестна. Как она разыграла Ржевского в начале, сначала показав ему ту жеманницу, которой он так боялся, а потом в лицо наговорив ему ответных дерзостей. Простак поручик поверил хитрому корнету и назвал его своим другом. Да уж, наговорите людям гадости про них от имени третьих лиц — и они сразу вам «как брату поверят».
Комедийных сцен в фильме великое множество, но и мелодраматические элементы обычно не хуже. Например, любовная история Луизы Жермон и печального русского офицера Илымова, которого она зовет Пьер, очень изящна. «Пусть плещет вино… я пью, все мне мало…» Чем-то похожую сцену в «Зите и Гите» напоминает: «Да, я выпила… я много выпила». Правда, колыбельная Шуры в начале фильма («Спи, моя Светлана») несколько затянута и нагоняет не соответствующую общему тону фильма тоску.
Кутузов просто замечательный. «И занавеску этак вот… пониже», и как он мялся перед тем как спросить у корнета: «Вы — женщина?!» — и сам испугался. А действительно, спроси так у парня, смелость надо иметь генеральскую.
Одно меня смущает. Хотя громе «г`афа Ну`ина» никто девицу не заподозрил в доблестном корнете, красавцы вокруг героини так и увиваются. Ладно, спасенный адъютант Болмашов был в эйфории, и его желание расцеловать спасителя можно списать на состояние аффекта. Но какого черта зеленоглазый томный Винценто Сольгари сходу строит глазки русскому офицеру? Может, он сразу ее раскусил? — не больно-то он удивился, когда Шурочку «расшифровал» ее дядя (старый дурак, ее чуть не расстреляли из-за него). А уж Ржевский… он узнал, что Азаров — девушка пять минут назад, а «кузину» ее и правда не терпел, но когда она спрашивает, влюблен ли он: «Да, три тысячи чертей…» Когда успел? В ее мужскую ипостась он вроде влюблен не был. Хотя поди их, гусаров, разбери. Часто замечаю, что если в фильмах по сюжету кто-то в кого-то переодевается, остальные персонажи словно бы нутром чуют истинный пол переодевшегося (но при этом упорно не замечают самого факта, хотя, бывает, видно невооруженным глазом все). По-моему, это порочная практика. Чую я в ней какую-то авторскую лень.
Сам Ржевский — фанфарон и грубиян. Сначала он вокруг Луизы увивается, а потом: «любите вы хоть черта, на здоровье!» Фи. К тому же, слово черт (ч*рт) тогда, кажется, было нецензурным. Да и его сказки про невесту «глаза как плошки, косы как из пакли» в присутствии ее родича (ну, ее самой, но по легенде-то — кузена) как-то… моветон. Но любовь зла…
Сюжет наивен, но с искрой. Французы такие все плюшевые. Явно не выдерживающая критики легенда про двух братьев Винценто была ими скушана за милую душу. Конечно, больше всего фильм берет ситуациями и диалогами. «- Вы понтируете, конечно? — То есть (полное непонимание на лице) да-а!» Или там «- Как нравится вам город тихий наш? (раз иголкой в лицо)» и «Отпуск из полка на месяц дан… (злорадно) да месяц на исходе!»
Веселая лента.
9 из 10
4 июля 2009
В поместье отставного майора Азарова является поручик Ржевский, чтобы исполнить волю своего дяди и жениться на племяннице майора Шурочке. А Шурочка нечаянно выходит к поручику в форме корнета и, почти так же неумышленно, представляется собственным кузеном. До вечера она несколько раз меняет свое обличье и, соответственно, манеру обращения с поручиком. А вечером, в разгар бала, в дом влетает гонец с новостью о вторжении Наполеона. Не долго размышляя, дерзкая и отважная Шурочка едет на фронт — вслед за мужчинами…
В начале фильм антуражем и деталями (поместье, бал, внезапное начало войны) напоминает «Унесенных ветром». Потом, конечно, жанры расходятся: Рязанов снял, естественно, не эпос. Но и классически рязановской картину назвать трудно — присутствует в ней что-то от гайдаевского стиля. Однако в ситком «Баллада», несмотря на характерную завязку, не скатывается — не позволяет во всех смыслах мелодический драматизм.
Снят фильм, чего греха таить, наивно: обмундированной массовки кое-где не хватает, французы как один прекрасно изъясняются на русском, доля условности в тех самых «комбинированных съемках» приближается к театральному уровню, да и монтаж хромает откровеннее, чем было принято в советские пятидесятые-шестидесятые.
«А девкой был бы краше» — слова Кутузова вполне можно адресовать не только Шурочке, но и самой «Балладе»: позволь сюжет перенести все действие в салоны и ограничить демонстрацию оружия лишь ножнами гусарских сабель, обертка могла бы получится изысканной. Впрочем, не внешней красой единой…
Под нескладной «мальчишеской» оболочкой фильма бьется его горячее молодое сердце. Перепетии сменяют друг друга с калейдоскопической скоростью, в нюансах предостаточно выдумки, а стихотворные диалоги Александра Гладкова — те же гусарские дуэли, только куда остроумнее. Но главное достоинство — игра Ларисы Голубкиной. Герои-женщины в кино, как правило, живут в тени мужских персонажей, порой даже второстепенных. Но не в «Гусарской балладе»! Прекрасная, блистательная Шурочка затмевает не только всех фельдмаршалов и генералов вместе взятых, но и легендарного поручика Ржевского (Ивана Васи… пардон, Юрия Яковлева). Возможно, корнет Голубкиной — то редкостное исключение, что не опровергает правило, а именно что подтверждает его, но, право, лучше семь раз любоваться, чем размышлять и выстраивать гипотезы.
21 марта 2008
Обалденный фильм, где к месту абсолютно всё: доля комедии, мелодрамы, приключения. Рязанов — гений, а этот фильм — лишнее тому доказательство. В нём каждая сцена — настоящее произведение искусства, а фильм занимает достойное место в российском кинематографическом наследии.
Игра Голубкиной отшлифована до мельчайших деталей, каждым её движением и каждым жестом хочется наслаждаться бесконечно, но всё хорошее когда-нибудь заканчивается, как и этот фильм — всего 96 минут, и сказка заканчивается красивым поцелуем героев. Мы вынуждены вернутся в реальный мир, который, к сожалению, не похож на рязановскую страну любви, где добро побеждает зло, а талант никогда не останется незамеченным.
20 августа 2007