Гораций 62
Horace 62
5.8
1962, драма, криминал
Франция, Италия, 1 ч 35 мин
В ролях: Раймон Пеллегрен, Этьен Бьерри, Даниэль Годе, Нерио Бернарди, Франсуа Дарбон
и другие
Старинная вражда между корсиканскими родами Фабиани и Колонна становится проблемой для парижского землячества островитян. Его неформальный глава Наполеон требует либо прекратить вражду, либо решить проблему раз и навсегда в честном поединке. Старейшины кланов принимают решение, что по три представителя Фабиани и Колонна должны сойтись в смертельной схватке. Однако Гораций Фабиани не хочет воевать. К тому же его сестра Камилла влюблена в одного из Колонна…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Гораций 62

английское название:

Horace 62

год: 1962
страны:
Франция, Италия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Марсель Гриньон
композитор:
монтаж:
жанры: драма, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 24 января 1962 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал

Отзыв критика о фильме «Гораций 62», 1962

Когда не оживает классика

Переносить на экран классические трагедии придворных драматургов Людовика XIV Корнеля и Расина — дело заведомо проигрышное. Их творчество в наше время совершенно потеряло актуальность и осталось лишь монументальными литературными памятниками, свидетельствами давным-давно ушедшей эпохи. Чтимыми, вспоминаемыми, изучаемыми — но абсолютно чужими и малопонятными для далекого от истории изящной словесности обывателя. Возможно поэтому попыток экранизировать пьесы родоначальников французского театра можно пересчитать по пальцам одной руки. Впрочем, что далеко ходить — получится ли вспомнить хотя бы одну попытку поставить в России фильм по мотивам пьес основателей русской национальной драматургии Сумарокова и Хераскова? Вот-вот, имена Корнеля и Расина хотя бы школьники помнят, а этих вообще — только музейные работники. И ведь захочешь — ничего не получится. Расползется материал по швам и останется тяжеловесной неподъемной кляксой. Куда проще с комедиями — бытовые ситуации, описанные Бомарше, Мольером или, применительно к нам, Фонвизиным остаются неизменными спустя двести, триста и вообще бессчетное количество лет. Бери и пользуйся. А вот с пышными трагедиями классицизма с их единством места, времени и действия так не поступишь. Сопротивляются и не даются в руки.

Самым очевидным выходом в данном случае видится перенос событий пьесы в современность, с тем, чтобы вовлечь зрителя в происходящие на экране (сцене) события и тем самым придать закосневшим в столетии образам видимость жизни, но и здесь таится масса подводных камней. Эти-то камни и утопили спущенное на воду французским режиссером и актером Андре Версини неповоротливое судно, на котором он попытался проскочить между Сциллой классического античного сюжета и Харибдой зрелищного жанрового кино. В результате ни от Корнеля в картине ничего не осталось, ни зрелища не получилось. Остался только растерянный от такой безысходности Шарль Азнавур да непонятное послевкусие финала, в котором напрочь отсутствует трагедийный катарсис и с трудом осознается натужно читаемая авторами мораль.

А ведь как все начиналось! Амбициозный проект, переносящий действие одной из самых известных трагедий французского классика в современную авторам фильма эпоху собрал звездный актерский состав. История многолетней вражды Горациев и Куриациев, облаченная в форму корсиканской вендетты. Смертельная схватка, где вместо коней используются скоростные автомобили, а самозарядные ружья пришли на смену гладиям. Любовь и страсть между представителями враждующих семейств (ну, это без изменения!). Вперед, и с песней — раз уж Азнавура пригласили. Песня в фильме действительно будет — на фоне финальных титров. А вот все остальное…

Самой большой проблемой фильма является нелепость античного сюжета в декорациях 60-х годов XX-го века. История Горациев и Куриациев в них никак не желает помещаться, хоть объяви их корсиканцами, хоть представителями племени мумбо-юмбо, хоть еще как. Она осталась там — в античности, и в иное время выглядит странно, плоско и притянуто за уши к режиссерским идеям. Кстати, драматурги века XVII-го ведь не пытались выдать римских героев за, например, мушкетеров с гвардейцами кардинала. Да, они (и тот же Корнель в первую очередь) перерабатывали античное наследие, облачали его в христианскую мораль, примеряли на него идеи абсолютизма — потому и стали классиками. Наполняли классическую форму новым содержанием. А вот Версини решил заменить и форму, и содержание, оставив только старую коробку с надписью «Корнель» на крышке — в результате получился странный «пшик», в котором зритель если и будет плакать в кульминационные моменты, то разве что от смеха. Да, похоже, что и сами авторы тоже это понимали — иначе, как объяснить что место корнелевского царя Тулла, объявляющего смертельный поединок, занял глава корсиканского землячества (мафии) в Париже по имени (прозвищу) Наполеон. Нет, ну а как еще должны были звать главного корсиканца???

Блестящий (на бумаге) актерский состав тоже развеивается как дым. Прежде всего из-за Горация Фабиани в исполнении Азнавура, который растерян, слаб и являет собой традиционный образ поставленного в невыносимые условия интеллигента. И это уже является полным издевательством над классическим трагедийным героем, который поднимается над обстоятельствами и склоняет голову лишь перед неумолимым роком. Гораций из 1962-го года просто плывет по течению, даже не пытаясь поднять голову.

История любви сестры Горация Камиллы и одного из Куриациев (в фильме — Колонна) обозначена пунктиром и вообще воспринимается досадной помехой магистральному сюжету. Прежде всего из-за неспособности хорошей актрисы Джованны Ралли солировать. Она всегда была хороша в подыгрыше, а когда подыгрывать было некому — растворялась на экране. Трентиньян старательно держится на заднем плане, словно стесняясь участия в таком сомнительном проекте…

Если бы не длинная и добротно снятая сцена собственно дуэли Фабиани и Колонна (сиречь, Горациев и Куриациев), то картина осталась бы совсем уж сплошным недоразумением, но для нее не было никакого смысла тревожить прах великого драматурга и использовать сюжет Корнеля. Актуализиция классической трагедии оказалась не по плечу начинающему режиссеру. Вместо трагедии получился недо-боевик со странным и непонятным подавляющему большинству зрителей сюжетом. А Пьер Корнель до сих пор ждет смельчака, который смог бы оживить великую классику.

18 марта 2018

Драма Гораций 62 появился на свет в далеком 1962 году, более полувека тому назад, его режиссером является Андре Версини. Кто играл в фильме: Раймон Пеллегрен, Этьен Бьерри, Даниэль Годе, Нерио Бернарди, Франсуа Дарбон, Kempetian, Луис Лалэйнн, Паоло Стоппа, Андре Баден, Жак Иллинг, Пьер Кулак, Claude Mercutio, Аннибале Нинки, Филипп Марш, Анри Вирложё.

Производство стран Франция и Италия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.