Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Цветок на камне |
год: | 1962 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Анатолий Слесаренко, Сергей Параджанов |
сценарий: | Вадим Собко |
видеооператоры: | Сергей Ревенко, Лев Штифанов |
композитор: | Игорь Шамо |
художники: | Михаил Раковский, Ольга Яблонская |
монтаж: | М. Пономаренко |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 декабря 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 16 мин |
Специфика советских фильмов заключается в том, что они не появлялись «на пустом месте». Предпосылки для их создания нужно искать в политической жизни страны. Пик Хрущёвской антирелигиозной компания пришёлся на 1958—1964 годы. Компания эта носила ярко выраженный антисектантский характер. (Если в 1930-е годы термины «церковники» и «сектанты» звучали одинаково негативно, то теперь слово «сектанты» звучало особенно ругательно.) Именно сектантам было посвящено значительное количество антирелигиозных публикаций в СМИ, литературных произведений и кинофильмов. Тогда всего за 4 года было снято 12 картин антирелигиозной направленности: от «Иванны» (1959) до «Цветка на камне» (1962). Самое удивительное заключается в том, что в «Иванне» главную роль сыграла студентка Театрального института 20-ти летняя Инна Бурдученко. И в «Цветке на камне» девушку Христину, истинно верующую в Бога, сыграла тоже она, вот только роль эта стала для неё последней: 30 июля 1960 года в одной из сцен героиня Инны спасала из горящего барака знамя. Во время съёмок этой сцены деревянный барак, в котором находилась Инна, обрушился. 78 % кожи было обожжено. Много доноров сдали для актрисы кровь и кожу, однако 15 августа 1960 года Инна скончалась от ожогов. Режиссёр фильма Анатолий Алексеевич Слисаренко был приговорён к 5-ти годам заключения с пятилетним запретом работать в кино, поэтому фильм «Цветок на камне» доснимал и переделывал Сергей Параджанов.
Теперь стоит рассмотреть подробнее, что именно снимал Слисаренко, а что смог предложил зрителю Параджанов. В том, что сектантство само по себе явление страшное, сомнений не возникает, потому что Вера — это одно, а мракобесие — совсем другое. Религия не запрещает любить. Напротив, — любовью создан весь окружающий мир. Однако по словам пресвитера лишь «Бог есть любовь, а твоя любовь к человеку — грех!» Получается, абстрактно любить можно, но предметно — ни в коем случае! Но всё это лишь на словах, потому что такая «обработка» Христины носит под собой исключительно плотское желание пресвитера. Иное отношение к героини у Арсена Загорного, которого всем сердцем любит девушку поэтому не может допустить, чтобы она и дальше находилась под влиянием человека, видящего в служении Богу исключительно личную выгоду. Прежде, чем у человека что-то забрать, ему необходимо что-либо предложить взамен. Режиссёр предлагает Христине общество юношей и девушек, у которых совсем иные ценности. Они не жертвуют колечки и цепочки на абстрактное «благо», они вообще не жертвуют. Они живут! Как живут миллионы людей вокруг них. И это совсем не агитация — это реальность того времени. Времени, когда тунеядцев презирали, лоботрясов воспитывали, а заблудившихся в тёмном религиозном лабиринте пытались вывести на свет. Пусть это будет всего лишь дневной свет, а не Свет Истины, зато под лучами яркого солнца так легко увидеть всю грязь, всю порочность отдельных людей.
Не знаю, что думал Параджанов, когда ему предложили закончить картину. Наверное, думал он много, — фильм вышел в прокат лишь в 1963 году, собрав аудиторию в 5 млн. зрителей. Фильм далеко не идеальный, учитывая, через какую «мясорубку» ему пришлось пройти. Очень странные эпизоды здесь соседствуют с отличной операторской работой. Героика трудовых будней соседствует с романтической вольностью Хрущёвской оттепели (суперхит 50-х — «Mambo Italiano»). Внутренний мир одних персонажей выглядит скомканным, зато другим достаточно глубокого молчания и пронзительного взгляда, чтобы достучаться до сердец зрителей. Видя все недостатки фильма, я всё же поставлю рецензии «зелёный свет», потому что жизнь такой яркой актрисы, как Инна Бурдученко ни в коем случае не может ассоциироваться с бездарной серостью…
12 января 2018
Сергей Параджанов — режиссер с трудной судьбой. Как проявить свой талант в условиях несвободы, постоянной необходимости соответствовать господствующей идеологии? Как снимать так, чтобы за выхолощенными сюжетами из жизни комсомольцев проглядывала правда, а выстроенные в ряд, воодушевленные грядущим коммунизмом лица смотрелись в высшей степени одухотворенно, трагично и художественно. Параджанов с этой исторической задачей справлялся.
«Цветок на камне» — его восьмой фильм, снятый на студии Довженко в Киеве. Две сюжетные линии «Цветка», разные по тональности, сплетаются в маловразумительную историю о строителях Донбасса, шахтерах, которых отправили укреплять промышленную передовую Родины. Одна часть сюжета — это копия с «Девчат». В комсорга люду влюбляется местный раздолбай Гриша Грива, который не знает, как понравиться активистке. Забавные недоразумения и трогательные недоговоренности — вот, в сущности, и всё, что образует костяк их зарождающегося романа. При том Параджанов явно идет на сделку художественным комитетом, и Грива в течение фильма из тунеядца и начинающего алкоголика под силой социалистической любви превращается едва ли не в героя труда.
Со второй сюжетной линией всё не в пример сложнее. В 1929 г. в СССР была запрещена секта евангельских-христиан пятидесятников, которая развернула свою деятельность в Украине. Однако верующие не исчезли, а перешли на нелегальное положение, продолжая смущать речами о Боге советского человека. «Цветок на камне» Параджанова пытается решить эту проблему методами, прямо скажем, агитационными.
Христина — еще одна комсомолка, также трудиться на шахте, но не чтобы добыть больше угля для страны, а чтобы восславить Господа. В неё влюбляется другой комсомолец — Арсен, который тут же узнает об убеждениях девушки. Впрочем, о религиозности Христины итак все знают: истовую веру не утаишь. «Пропесочу на собрании!» — кричит комсорг Люда, надеясь на силу общественного мнения. Арсен же действует тоньше, любовью, но удастся ли ему вытащить Христину из лап жадного и хитрого пресвитера, который распространяет изданную в Америке Библию и складирует тайниках жертвенное золото?
Вся эта советская блажь и пропаганда в случае Параджанова выглядит авторским компромиссом. Уже через три года режиссер будет протестовать против массовых политических арестов в Украине, а в 1973 г. его арестуют по 121-ой статье за мужеложество, склонность к которому режиссер, вроде бы, никогда и не скрывал. У соавтора картины Анатолия Слесаренко судьба была не столь ярка, и его кинематографические достижения были скромнее. У Параджанова в «Цветке на камне» явно в руках первая скрипка, но руки эти скованны.
Максимум, что он может, это любовно выстраивать пейзажные кадры, мастером которых его вскоре признает все мировое сообщество, и тем самым Параджанов спасает советский лубочный фильм. Даже антиклерикальная комсомольская агитка с броской фразой «Нет на небе никакого Бога» выглядит у него как поэтическая зарисовка о быте Донбасса, каковой, с художественной точки зрения, и является. «Цветок на камне» — это прекрасный эпитет того, как из слабого идеологизированного сценария можно сделать красивое кино.
4 марта 2014