Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Весь свет на убийцу |
английское название: |
Pleins feux sur l'assassin |
год: | 1961 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Жорж Франжю |
сценаристы: | Жорж Франжю, Пьер Буало, Тома Нарсежак, Робер Тома |
продюсер: | Жюль Боркон |
видеооператор: | Марсель Фрадеталь |
композитор: | Морис Жарр |
художники: | Роже Бриокур, Альберт Вольпер, Лорен |
монтаж: | Жильбер Нато |
жанры: | драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 марта 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Уверен, что режиссер Жорж Франжю был мизантропом. Это видно по его фильмам, а также тяге к архивам, ведь он — один из основателей Французской синематеки. Франжю начинал как документалист, способный хладнокровно демонстрировать на экране уродство и жестокость. И стоит ли удивляться, что его черно-белые художественные фильмы, будучи, по сути, детективами, очень близки к фильмам ужасов.
Черным-черна и история семи наследников, которые собираются в средневековом замке после смерти его последнего владельца, рыцаря Мальтийского ордена, графа Эрве де Керлогена. Вернее, загадочного исчезновения, так как тело старого графа обнаружить не удается. А это значит, что родственникам придется пять лет присматривать за замком, платить налоги, нести прочие расходы в ожидании момента законного вступления в наследство.
Афиша фильма хороша. Сценарий написал тандем писателей-детективщиков Буало-Нарсежак вместе с детективщиком-драматургом Робером Тома. Актерская дуэль Брассёр-Трентиньян тоже выглядит заманчиво. Плюс — мрачные коридоры старинного замка. После стильного «Глаза без лица» (Les yeux sans visage, 1959) можно было рассчитывать на взятие очередной высоты. Но, увы.
Главный недостаток истории кроется в сценарии. Характеры большинства героев одномерны, а потому их действия легко предсказуемы. Их исчезновения со сцены воспринимаются оставшимися персонажами с таким безразличием, что на это обращают внимание сами герои фильма. А Брассёр и Трентиньян в силу сценарных ходов на съемочной площадке так и не встретились.
6 из 10
11 августа 2016
Выпустив один из своих самых известных фильмов «Глаза без лица» («Les yeux sans visage»), режиссёр Жорж Франжю вновь продолжил исследовать тёмную сторону человеческой души, копаясь в нелицеприятных поступках ради некой важной цели. Всё начинается с естественной смерти зажиточного графа, который укрылся в потайной комнате замка, из-за чего приехавшие наследники за обещанным лакомым кусочком оказались в бюрократическом плену. Не имея на руках тело, они не в силах получить по закону долю ближайшие пять лет, поэтому решаются открыть развлекательное представление в старинной родовой обители, дабы оплачивать внушительные счета по содержанию жилья. Усугубляет положение череда несчастий, уменьшающая количество гостей, тем самым сужая круг будущих обладателей доли и навевая подозрения о чьём-то злом умысле.
Крепко зарядив сюжетную пружину, история быстро берёт зрителя в оборот, предвещая по-настоящему любопытный детектив. Происходящие события ловко действуют в жанре, сплетая ряд важных характерных атрибутов из просторного каменного замка, окутанного фатальным наследием прошлых поколений, где заперта группа заинтересованных лиц, негласно противоборствующая друг с другом из-за конкуренции дольщиков. Благодаря этому первостепенная тайна отлично интригует возможным путём развития, ведь тут удаётся предположить несколько вариантов с вполне логически внятным наличием в сценарии. Во-первых, это могут быть мистические нотки сверхъестественного триллера о не упокоённой душе графа, навечно оставшейся мстительным фантомом своим родичам-стервятникам, прозябающих от аристократичной лени, что не заслужили скорого обогащения. Благо готический антураж загородной постройки лишь способствует подобному. Во-вторых, имеет место запутанный чисто рациональный детектив, предполагающий уйму разбросанных путеводных ниточек, ведущих к таинственному расчётливому убийце. Автор здорово заигрывает с подозрениями среди наследников и даже второстепенных угрюмых лиц работников замка, не позволяя зрительскому мозгу отдыхать, всё время, обращаясь к нашим дедуктивным предположениям, заветно раньше времени выявить верную цепочку мотивов, обличив злодея. Но не тут-то было. Ложные обманки умело расставлены по местам, усложняя задачу вплоть до самого-самого апогея. А ведь это огромный плюс для любой жанровой картины, суметь выдержать интригу, обманув зрительские ожидания. Кстати, в-третьих, а что если граф всё ещё жив?..
Впрочем, несколько разочаровывает разобщённая атмосфера ленты, часто переходящая в весёленькую историю о сладкой парочке из персонажа ещё молодого Жан-Луи Трентиньяна и его взбалмошной подруги-красотки, которые мило воркуют, сорятся да мирятся на фоне вполне зловещих эпизодов. Такой контраст дисгармонирует меж собой, как и несколько поверхностно выписанные ключевые действующие лица — предполагаемые убийцы, сводясь к образам, кои размыто представлены пред зрителем общими штрихами. Однако есть предположение, что подобное наличествует нарочно, дабы не выписывать откровенно положительных или отрицательных героев, когда ни в одном из «десяти негритят» нельзя быть уверенным в его непогрешимости или ярко выраженном характере, готовом устранять конкурентов.
В целом, выдалась достаточно увлекательная жанровая кинозагадка с хорошо выдержанной интригой и в достойных декорациях, позволяющая получить удовольствие от просмотра, позабавив себя ролью детектива, ломающего голову в поиске обязательного убийцы, прячущегося в тени.
7 из 10
22 апреля 2015
Бывают в кинематографе редкие случаи, когда вполне ординарный, развлекательный (если не сказать — посредственный) сюжетный материал на выходе превращается в подлинное произведение искусства. Жоржю Франжю этот фокус удался дважды — в «Глазах без лица» и в «Жюдексе».
Ещё реже случаи обратного характера, когда задумка и творцы предвещают куда больше, чем в итоге мы имеем. Пример подобного являет «Убийца выходит из тени», снятый Франжю как раз в перерыве между двумя вышеупомянутыми фильмами.
Список создателей этой ленты вызывает благоговейный трепет. Авторы сценария — ни много ни мало Буало-Нарсежак, признанные мэтры французского психологического детектива, чьи сюжеты использовали Клузо и Хичкок. Диалоги написал Робер Тома, мастер остроумнейшего комедийного детектива. В режиссёрском кресле — Жорж Франжю, чей кинематограф одновременно испытывает тягу к человеческим патологиям (а ведь любое преступление по сути патология) и к наследию прошлого, к символам, на выходе преобразуясь в истинно поэтическое и прекрасное визуально искусство. Как обычно нежную и хрустальную музыку создал Морис Жарр, традиционно сотрудничавший с Франжю. Песню в конце исполнил известный шансонье Жорж Брассанс. В главной роли ещё очень молодой, но уже уверенно идущий к славе Жан-Луи Трентиньян. Ещё в фильме участвует Пьер Брассёр, до этого игравший у Франжю пренеприятных медиков, но на сей раз от амплуа отошедший.
Вызывает интерес и замысел картины. Это классический детектив в духе Агаты Кристи, герметичный, с убийствами в фамильном замке и строго очерченным кругом подозреваемых. При этом идея подаётся неординарно и иронично.
Итак, престарелый и умирающий аристократ граф де Керлокен (именно его в неординарном гриме и изображает Брассёр) внезапно исчезает из фамильного замка незадолго до долгожданной своей кончины (впрочем, зрителю насмешливо намекают на подлинную суть вещей). С огорчением многочисленные наследники обнаруживают, что вступить в права наследства они не могут, поелику тело покойного не найдено, и, следственно, доказать факт смерти невозможно. Налоги же на замок платить надо. Выход найден быстро — замок музеефицируется, а потенциальные владельцы, помимо ретивых поисков тела дядюшки, не менее ретиво принимаются за устройство интерактивных экскурсий и театрализованных представлений из истории рода де Керлокенов. Однако одного за другим кто-то начинает выводить их из игры. Нет, не убивать, но способствовать их смерти разными замысловатыми способами. И почти очевидно, что этот кто-то — один из наследников.
И, тем не менее, «Убийца выходит из тени» — печальный пример того, как слишком много талантов помешали друг другу. Детектив а-ля Агата Кристи предполагает целую кучу характерных персонажей, социальных типажей. Буало-Нарсежак же, склонные к психологическим драмам с доскональной проработкой немногочисленных персонажей, предложив зрителю огромное количество потенциальных подозреваемых, утратили контроль за оными и не смогли оживить своих персонажей, каковых, за исключением пары-тройки, зрителю легко спутать между собой (а значит, затруднительно и подозревать кого-либо из них). Сюжет также перегружен событиями и регулярно разъезжается. Не смогли развернуться в строго заданных рамках классического детектива и Тома с Франжю, талант которых прорывается лишь в отдельных сценах. Предполагаемая авторами социальная сатира смешивается с классическим детективом, не позволяя по ходу сюжета выделить зрителю ни то, ни другое.
В результате фильм, совершенно великолепно начавшись и не менее великолепно (хоть и несколько сумбурно) закончившись, в середине (пока детективный сюжет наконец не вспыхнул ярким пламенем) явил собой странную смесь всех вышеперечисленных компонентов, среди которых местами мелькают талантливейшие элементы психотриллера, остроумнейшие диалоги и прекрасные визуально, принадлежащие подлинному искусству сцены, где Буало-Нарсежак, Тома и Франжю соответственно сумели выйти вперёд и проявить всё своё мастерство.
При всём при том «Убийца выходит из тени» — очень неплохой фильм. Плохой фильм не мог бы тут получиться по определению. Смотришь его с интересом и не без удовольствия. И, тем не менее, эта вещь оказалась проходной для всех её создателей. И фильм, который мог бы совместить несколько тем и жанров, в итоге не достаёт окончательно ни до одной из них, а находится где-то между ними.
Замечаю, что рецензия получается излишне критичной. Причина этого не в том, что «Убийца выходит из тени» плох, но лишь в том, что у всех его создателей имелись запредельные шедевры. А «Убийца выходит из тени» вполне позволяет приятно скоротать вечер за неглупым и, без сомнения, качественным старым кино.
И потому фильму заслуженные
8 из 10
6 февраля 2012