Наш общий друг
6.1
6.1
1962, комедия, драма
СССР, 2 ч 2 мин
16+

В ролях: Виктор Авдюшко, Александр Дегтярь, Юрий Фомичев, Наталья Фатеева, Сергей Филиппов
и другие
По нелепому стечению обстоятельств колхозная доярка Лиза становится изгоем общества. Честная и трудолюбивая девушка нашла защиту у смелого и чуткого парторга, а потом и полюбила его. Но парторг женат. Чтобы не причинять боль любимому человеку, Лиза покидает колхоз.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Наш общий друг

год: 1962
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Валентин Павлов
композитор:
художник: Феликс Ясюкевич
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 марта 1962 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 2 ч 2 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постеры фильма «Наш общий друг», 1962

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Наш общий друг», 1962

Личное счастье тайком…

Иван Александрович Пырьев — советский кинорежиссёр и сценарист, основатель и первый председатель Союза кинематографистов СССР, Народный артист СССР (1948), единственный шестикратный лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951) — Художник с большой буквы. Жить в России и не знать его фильмы просто невозможно, потому что «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Кубанские казаки» (1949) и многие другие его фильмы — это даже не золотой, это — алмазный фонд российского кинематографа. Каждая его работа — словно бриллиант, начинающий сверкать после того, как Мастер приложит к нему руку. А оценки и прочие рейтинги — вещь весьма условная, потому что настоящее Искусство в оценке не нуждается.

Несмотря на обилие Сталинских премий, Пырьева трудно назвать «певцом коммунизма». Основная его заслуга в том, что он снимал фильмы-праздники, фильмы-сказки, в которых, возможно, настоящей правды было меньше, чем хотелось бы, зато эти фильмы работали лучше всяких лозунгов, увлекая людей в счастливый и светлый мир недостижимой Мечты. Кто внимательно смотрел фильм «Наш общий друг», тот заметил, в каком контексте произносилось слово «коммунизм». Здесь совсем нет пафоса, — лишь тонкая самоирония. Ирония, потому что на современном витке эволюционной спирали коммунизм недостижим, но не потому, что это — чистой воды утопия, а потому, что человек к нему ещё не готов. Морально не готов.

В основе сценария лежит повесть «На то она и любовь…» прозаика, члена Союза писателей РФ, лауреата краевой премии им. К. Россинского, лауреата премии им. А. Знаменского, пятикратного лауреата ежегодной премии журнала «Огонёк», заслуженного работника культуры Кубани Виктора Николаевича Логинова. Иван Пырьев лишь «адаптировал» текст под специфику кино, и получилась история о человеческих чувствах, над которыми не властны даже сами люди. Ленты Пырьева трогают до глубины души тем, что в них всегда на первом месте люди. Люди — а не винтики «социалистического общества». Люди со своими заботами, желаниями, страстями. Начавшаяся, как обычная история о жизни одного передового кубанского колхоза, лента очень быстро потекла по другому руслу.

Иван Пырьев показал нетипичную (тем более — для того времени) ситуацию, но показал её, как истинный художник. В колхозе «Рассвет» живет, не тужит весёлая разбитная «гарная» девица по имени Лиза Горловая (Наталья Фатеева). Телятница она хорошая, да и девушка честная, но вот надумала — не иначе, как «буржуазное влияние»! — по утрам мыть лицо парным молоком, чтобы стать ещё краше. И всё бы ничего, да заметил её за этим непонятным занятием молоковоз, тихий воздыхатель Лизы — Володя Лукьянюк (Борис Юрченко). Как положено комсомольцу, он «сигнализировал» об этом «безобразии» парторгу колхоза — Прохору Ноконовичу Корниецу (Виктор Авдюшко). Тот лишь отмахнулся — пустяк. Тогда обиженный ухажёр отдаёт «материал» «борзописцу» из районной газеты, и появляется фельетон.

Всё достаточно привычно и даже буднично, пока Лиза и парторг, после нескольких случайных (или совсем случайных?) встреч не оказываются перед непростым выбором. Все мы люди, все мы «человеки» и прекрасно понимаем, что без любви на этом свете прожить трудно. Кому повезло — тот безмерно счастлив. А кому не повезло?.. Лиза питает самые добрые чувства к Прохору с самой юности, но молчала об этом, пока сама судьба вот так не распорядилась, поэтому со своим счастьем расставаться не намерена. Лизу понять можно. Прохора — нельзя. Нельзя — не с точки зрения «морального облика коммуниста», а с точки зрения порядочного человека. Как ты можешь быть «идеологическим вдохновителем масс», когда при законной жене проводишь время с другой?..

Кто жил в то время или немного позже, прекрасно понимает, что выхода из сложившейся ситуации для пары Лиза — Прохор нет. Даже если бы он развёлся с женой и переехал «к чёрту на рога», как партийному «номенклатурному» работнику ему не убежать от системы. А жена? А сын? При всём личном сочувствии к главной героине, всеми способами отстаивающей свою любовь, у неё была лишь иллюзия будущего счастья. Режиссёр Пырьев это тоже прекрасно понимает, потому что вкладывает в уста Прхора такие слова: «Любовь — этой целый мир: и океан, и солнце, и тёмные тучи. Она может сделать человека и безмерно счастливым, и глубоко несчастным. Её невозможно обсудить, а тем более — осудить на каком-либо комитете…»

Замечательный фильм, в котором всем игравшим удалось в свои персонажи вдохнуть «искуру жизни»: бригадир Настасья Ивановна Озорнова (Екатерина Литвиненко), комсорг Маша Кошелева (Нина Шорина), завхоз-выпивоха Персиянов (Сергей Филиппов), журналист газеты Синькин (Юрий Белов), школьник-выпускник Виктор Карягин (Михаил Кононов), учётчик Сомён (Станислав Чекан) и многие другие. Но главной во всей этой истории является, конечно, Лиза в исполнении обворожительной Натальи Фатеева. Она «всухую» переиграла мужчин, но вовсе не своей блистательной красотой, а мудростью простой русской женщины: »… Увезла она своё счастье, и большую, как солнце, любовь…»

«В небе ласточка кружилась, прилетев издалека — то казачка молодая провожала казака…»

9 января 2016

Коммунизм vs Любви

В идеологически выверенную конструкцию картины, как бомба в фундамент, гениально встроена тема любви — абсолюта, посильнее любого коммунизма. И вот колхозный парторг, как в омут канет в лучезарные глаза героини Фатеевой. Она умывает лицо молоком, и может в этом дело, а может и нет, но оторваться от неё невозможно.

Талант и смелость Пырьева в том, что он — пусть даже невольно — говорит о невозможности человека быть счастливым, даже если всё вокруг по-коммунистически цветёт и расцветает, но Любви — нет. Осуждаема, отсечена по-живому, уехала, невозможно: он — парторг, у него семья. Остаётся счастье с обрубком чувств. Они оба, влюблённые, конечно, борятся за своё, НАСТОЯЩЕЕ счастье — и в этом сюжет фильма, но в 1961 году идеология обязана была «победить».

То, что Пырьев сотворил с поверхностным жанром колхозной трагикомедии, вызывает восхищение: драма захлёстывающей любви, тупик для идеологии, приговор.

7 из 10

6 сентября 2008

Комедия Наш общий друг появился на свет в далеком 1962 году, более полувека тому назад, его режиссером является Иван Пырьев. Кто играл в фильме: Виктор Авдюшко, Александр Дегтярь, Юрий Фомичев, Наталья Фатеева, Сергей Филиппов, Юрий Белов, Валентина Ананьина, Татьяна Решетникова, Аркадий Аркадьев, Екатерина Литвиненко, Борис Юрченко, Владимир Дорофеев, Нина Шорина, Григорий Тесля, Раиса Куркина.

Страна производства - СССР. Наш общий друг — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.